13 профессий для удалённой работы с лёгким входом. Стартуем в диджитале, SMM, продажах и HR
Разбираем популярные интернет-профессии. Рассказываем, как начать зарабатывать, сколько будут платить и какие есть карьерные перспективы.
Иллюстрация: Faceslab / Pressfoto / Freepic / VK Logo / Wikimedia Commons / Apoiment / Cleanpng / Meery Mary для Skillbox Media
Больше половины российских компаний нанимают сотрудников на позиции, которые предполагают удалённую работу. Такие вакансии — не временный фриланс, планируется полная или частичная занятость, часто по трудовому договору.
От «обычной работы» это отличается только тем, что не надо ездить в офис, а работать можно из любого региона. По прогнозам Upwork, к 2028 году в 73% компаний по всему миру будут работать удалённые сотрудники.
Как стартовать в удалёнке? Мы собрали для вас подборку из 13 профессий для удалённой работы, которые легко освоить. Эти профессии — возможность для входа в крупные отрасли с большим числом удалённых вакансий, где зарплаты могут превышать сотни тысяч рублей.
Чтобы сделать подборку, мы:
- изучили сайты для поиска работы и их аналитические отчёты;
- поговорили с экспертами из Skillbox — людьми, которые знают, как стартовать в их отраслях.
Вот наш список профессий.
- Менеджер маркетплейсов: управляем товарами, изучаем маркетинг
- Рекрутер: ищем резюме и растём до HR-менеджера
- Бильд-редактор: обрабатываем изображения для сайта
- Оператор колл-центра: много общаемся с людьми
- Менеджер по продажам: развиваемся как можем — потолка нет
- Клиент-менеджер: главное — помочь клиентам
- Куратор в онлайн-школе: координируем студентов и учимся сами
- Модератор: следим за правилами и много общаемся
- Контент-менеджер в соцсетях: делаем грамотный и интересный контент
- Тестировщик: заполняем подробные отчёты
- Оператор поддержки: много учимся, чтобы помогать клиентам
- Копирайтер: пишем статьи, улучшаем навыки — зарабатываем больше
- Менеджер по работе с блогерами: постоянно следим за рынком
11 полезных материалов от издательства «МИФ» — раздаём бесплатно в Telegram
Дарим книги для буста карьеры, 12 инструментов для повышения качества жизни, энергобокс, гайд для внезапных удалёнщиков, инфографику «Супермен по привычке» и много других полезных материалов.
Забрать бесплатноМенеджер маркетплейсов
Что он делает? Работа этого специалиста — продавать товары компании на маркетплейсах. Чаще всего это Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» или AliExpress, но есть и нишевые площадки, такие как Lamoda. Маркетплейс-менеджеры разбираются и в продвижении товаров на площадках, и в товарном ассортименте, и в документообороте.
Новичок вряд ли будет отвечать за все процессы. Скорее всего, ему поручат что-то из перечисленного:
- работать с карточками товаров на площадках — заполнять, подбирать изображения;
- контролировать отгрузку товаров на склад маркетплейса;
- заниматься маркетингом — запускать акции, скидки, другие активности;
- контролировать цены и менять их на актуальные;
- обрабатывать заказы;
- вести документооборот с маркетплейсом.
Менеджеры по работе с маркетплейсами не специализируются на чём-то одном. Обычно они выполняют одновременно несколько групп задач: например, заполняют карточки, обрабатывают заказы и отвечают за документы. Чтобы узнать больше о профессии, прочитайте нашу статью.
Сколько платят? Как и в любой digital-отрасли, доходы зависят от опыта. Junior-специалисты могут рассчитывать на зарплату в 30–70 тысяч рублей. По данным Zarplan, средняя зарплата маркетплейс‑менеджера — около 84 тысяч рублей, медианная — 79 тысяч.
Как устроена работа? Рабочий день обычно полный. Но можно работать на фрилансе с несколькими клиентами.
Какие перспективы? Маркетплейс-менеджер может стать маркетологом, специализирующимся на площадках, или руководителем отдела в компании, которая много торгует через маркетплейсы. Зарплаты руководителей варьируются от 120 тысяч до 300 тысяч рублей.
Что нужно для старта? Зависит от вакансии. Некоторые компании ищут начинающего менеджера с навыками дизайна, другим нужна работа с документооборотом. Можно найти вакансии для новичков и без навыков.
В этой сфере пригодится умение работать с большим объёмом информации, знание Excel, грамотность, навыки работы в графических редакторах и программах учёта вроде 1C.
В Skillbox есть программы для подготовки специалистов по маркетплейсам. Это программа «Менеджер маркетплейсов» для тех, кто хочет освоить эту специальность с нуля, а также курс «Быстрый старт на маркетплейсах» для тех, кто хочет познакомиться с общими принципами. Есть и специализированные курсы: «Как продавать на Wildberries» и «Как стать продавцом на Ozon».
Где искать работу? На агрегаторах вакансий. На биржах фриланса можно найти разовые задачи: например, заполнить карточки или создать изображения для них.
«E-commerce в целом и маркетплейсы в частности быстро развиваются. Есть дефицит специалистов, которые могут работать с Wildberries, Ozon, „Яндекс.Маркетом“, AliExpress. И если вы ищете удалённую работу в перспективной нише, если вы готовы впитывать знания, открывать для себя новое и выходить из зоны комфорта, — обязательно пробуйте.
Чтобы успешно стартовать в профессии, я бы рекомендовал сначала создать для себя прочный фундамент из знаний, навыков и компетенций, необходимых для работы. Например, пройти структурированное обучение.
Опираясь на свой опыт, могу сказать, что успех в карьере на маркетплейсах во многом зависит от упорства, системности, грамотного планирования своего времени. Умение находить альтернативные варианты решения, искать обходные пути и сохранять холодную голову приведёт вас к победе. С этими навыками люди не рождаются, их вырабатывают, — поэтому я считаю, что работа с маркетплейсами подойдёт широкому кругу соискателей.
Работа в e-commerce хороша тем, что нет каких-то секретных механизмов для успеха. Большая роль аналитики, гибкость в решениях, умение выстраивать операционную работу и не бояться трудностей — вот „секретный“ рецепт успеха».
Евгений Новиков,
проверяющий куратор курсов Skillbox «Быстрый старт на маркетплейсах» и «Как стать продавцом на Ozon»
Ресёчер и рекрутер
Что они делают? Задача рекрутера — найти сотрудников, которые будут работать в компании. Он просматривает отклики на вакансии, изучает резюме, отбирает подходящих кандидатов и проводит с ними собеседования.
Ресёчер ищет кандидатов и договаривается с ними об интервью, но сам интервью не проводит — это делают опытные рекрутеры. Стартовать проще с позиции ресёчера.
Про рекрутеров и рекрутмент мы подробно рассказываем в этой статье.
Сколько платят? По данным сервиса «ГородРабот», средняя зарплата рекрутеров в России в марте 2022 года — около 47 тысяч рублей. Чаще всего в вакансиях на портале фигурирует сумма в 30 тысяч рублей.
Как устроена работа? Зависит от формата. Специалисты в штате работают по стандартному графику. Рекрутеры-фрилансеры могут работать когда удобно, но должны выполнять норму: например, обрабатывать 50 резюме в день.
Какие перспективы? Сёрчер и рекрутер — позиции для входа в HR. Рекрутер может вырасти до HR‑менеджера, а потом — до руководителя HR-отдела. HR, или управление персоналом, — это обширная отрасль с множеством специализаций. Менеджеры по управлению персоналом занимаются адаптацией, обучением, развитием сотрудников. Подробно мы рассказываем о HR в этой статье.
Что нужно для старта? Желательно — тишина, чтобы во время созвонов с соискателями ничего не отвлекало. Обязательно — коммуникабельность и стрессоустойчивость: придётся много общаться с людьми.
На старте помогут курсы Skillbox «Менеджер по работе с персоналом», «HR-симулятор: полное погружение в профессию» и «Профессия IT-рекрутер».
Где искать работу? На агрегаторах вакансий вроде HeadHunter. Ещё есть сервисы, где работодатели публикуют разовые задачи и платят фиксированное вознаграждение за сотрудника. Например, на HRspace можно получить 40 тысяч рублей, если привлечённый вами сотрудник склада отработает месяц.
«Кажется, что рекрутер много общается с людьми. На самом деле очень много времени рекрутера уходит на письменную коммуникацию. Это письма и сообщения кандидатам, написание вакансий, офферов, характеристик соискателям. Много времени уходит на рутину или аналитическую работу — например, на изучение разных интернет-ресурсов в поисках подходящих компании людей.
Не всегда рекрутер выполняет все операции самостоятельно. Поиск и первичное взаимодействие с кандидатами часто отдают ресёчерам или сорсерам. Между ними есть разница, но не принципиальная. Хоть эти позиции и считаются начальными для карьеры рекрутера, есть сорсеры, которые специализируются на этом долгие годы и очень востребованы на рынке.
Кроме того, что рекрутер легко может работать удалённо, в этой профессии невысокий порог входа. Какие-то фундаментальные знания или опыт для старта не нужны. Достаточно обладать хорошим чувством языка (много переписки), вниманием и уважением к людям (работа с заказчиком и кандидатами) и любознательностью (постоянная исследовательская работа с каждой новой вакансией). В этом смысле рекрутмент похож на некоторые хорошие игры вроде го — правила простые, но важно не столько знание правил, сколько понимание тактики и опыт».
Дмитрий Котов,
эксперт по управлению и подбору персонала в IT. Спикер курса «Профессия IT-рекрутер» в Skillbox
Бильд-редактор
Что он делает? Ищет и обрабатывает изображения для публикации на сайтах. Чаще всего подбирает иллюстрации к новостям и статьям в блоге. Реже работает с карточками товаров, посадочными страницами, электронными книгами.
Чтобы подобрать подходящее изображение, бильд-редактор изучает материал. Ищет иллюстрации на фотостоках, проверяет права на их использование, скачивает и вставляет в текст. Обрабатывает скриншоты и фото, которые уже есть в новости или статье: ретуширует, обрезает их, удаляет ненужные элементы и выделяет важные.
Сколько платят? По данным портала «ГородРабот», средняя зарплата бильд-редактора в 2021 году — около 56 тысяч рублей. Модальная зарплата — та, что чаще всего встречается в вакансиях, — 60 тысяч рублей. Такую ставку предлагают начинающим бильд-редакторам без опыта на удалёнке за фултайм — полный рабочий день.
Как устроена работа? Бильд-редактор в штате занимается рабочими задачами целый день: готовит изображения по плану и иногда ищет иллюстрации, которые нужны срочно. Есть вакансии бильд-редакторов выходного дня — они работают несколько дней в неделю.
Какие перспективы? Позиция бильд-редактора — точка входа в дизайн. В будущем бильд-редактор может рисовать иллюстрации, создавать коллажи и инфографики, делать лендинги на конструкторах сайтов вроде Tilda. Вырасти быстрее помогут курсы Skillbox — например, можно пройти программу профессии «Коммерческий иллюстратор» и претендовать на должности с зарплатой от 80 тысяч.
Ещё можно стать главным бильд-редактором. Он организует работу бильдов, задаёт стандарты обработки, пишет инструкции. Зарплата главного бильд-редактора — 80–100 тысяч.
Что нужно для старта? Хотя бы минимальные навыки работы в фоторедакторах и в Photoshop. В профессию часто приходят дизайнеры или фотографы — не помешают их профессиональные знания. Вам пригодятся навыки, которым учат на курсе «Коммерческая иллюстрация с нуля до PRO» от Skillbox.
Где искать работу? На агрегаторах вакансий или среди своих личных и профессиональных контактов. На биржах фриланса можно брать разовые заказы по обработке нескольких снимков — стоимость такой работы начинается от 300–400 рублей.
«Бильд-редактор, или фоторедактор, подбирает и создаёт иллюстрации к текстам для медиа, путеводителей, корпоративных спецпроектов.
Бильд умеет отличить хорошую фотографию от плохой, подбирает сюжет, помогающий раскрыть тематику текста, уместно иллюстрирует информацию. Понимает, что такое образ, символ и метафора, как изображение воспринимается читателем или зрителем. Визуальная насмотренность — обязательный скилл.
Рынок требует от бильд-редактора навыков обработки и цветокоррекции изображений, ретуши, знания основ композиции, дизайна и вёрстки. В основах авторского права тоже важно разбираться: изображение принадлежит правообладателю, без согласия которого его нельзя использовать.
Дополнительными скиллами будут создание инфографики, продюсирование съёмок и поиск исполнителей. Сейчас популярен формат коллажа, и умение делать коллажи часто входит в список требований к кандидату. Зарплата бильд-редактора — 60–80 тысяч рублей.
Работодатели ищут бильд-редакторов с опытом. На старте опыт можно приобрести в смежных профессиях — например, фотографа и дизайнера. Получить профильное образование не получится — таких программ нет в колледжах и вузах.
Работая бильдом, вы каждый день будете узнавать много нового. Ведь чтобы подобрать изображения к тексту, вам надо его прочитать. А сам поиск нужной фотографии — это как проходить мини-квест».
Ольга Скворцова,
арт-директор Skillbox Media
Оператор колл-центра
Что он делает? Принимает входящие звонки или обзванивает людей сам.
Те, кто принимают входящие звонки, консультируют по продукту, помогают решить проблемы, оформляют заказы. Им нужны знания о продукте и компании и доступ к CRM-системе — например, чтобы узнать для клиента сроки доставки. Такие операторы могут работать по скриптам — готовым алгоритмам диалогов с клиентом. Но главное для них — помочь клиенту, а не отработать скрипт.
Операторы на исходящих звонках чаще занимаются продажами или опросами: например, узнают, всё ли клиентам нравится в продукте и сервисе. Они чаще работают по скриптам, а главное для них — совершить как можно больше успешных звонков.
Сколько платят? По данным сервиса Zarplan, средняя зарплата оператора колл-центра — около 45 тысяч рублей. Медианная зарплата — 39 тысяч рублей.
Как устроена работа? Удалённые операторы колл-центра обычно работают по сменам. Их можно выбирать самому — например, работать три часа в день с утра. Чаще всего это стандартный рабочий день (или ночь). Во время смены нужно всё время быть у компьютера и принимать звонки или обзванивать людей в специальной программе.
Какие перспективы? Можно стать старшим оператором смены: создавать скрипты, задавать tone of voice, готовить отчёты. Зарплата старшего оператора может достигать 60 тысяч.
Ещё работа оператором позволяет получить навыки для других профессий. Например, можно научиться продавать и стать менеджером по продажам. Хороший менеджер легко зарабатывает 100 тысяч и более.
Что нужно для старта? Для удалённой работы на звонках обязательна гарнитура: наушники и микрофон, желательно с шумоподавлением. Обязательна тишина дома — это требование многих работодателей.
Желательны — хорошо поставленная речь, коммуникабельность и стрессоустойчивость: без них будет тяжело. Научиться продавать, разрешать конфликты и выстраивать доверительные отношения с клиентами можно на курсе «Искусство коммуникации» от Skillbox.
Где искать работу? Много вакансий есть на агрегаторах. Например, на HeadHunter опубликовано более 2700 предложений от работодателей.
«Вырасти в контактном центре — реальность. Лучшие операторы, набираясь опыта, обучаясь, проявляя инициативу, становятся наставниками, руководителями групп и отделов. А ещё работа в контактном центре — это хороший старт для карьеры в других областях.
Новичок получает в контактном центре море полезных навыков, умение общаться и помогать, управлять собой и другими людьми, ориентироваться в отрасли и её процессах, учиться договариваться. Умение договариваться и искать решение часто прокладывает молодым ребятам дорогу в руководители.
Если бы я давала советы себе в прошлом, как начинающему оператору, я бы сказала:
- Наберись терпения и всегда держи перед собой цель.
- Поищи и пройди обучение по управлению эмоциями. Всё можно найти в интернете бесплатно.
- Учись чётко, структурно и грамотно говорить. Тебе это очень пригодится в дальнейшем! Правильно и чётко излагать свои мысли — это искусство. Не просто сказать, а быть услышанным — верх мастерства.
- Если работаешь дома, позаботься о хорошем компьютере, быстром интернете, профессиональной гарнитуре и удобном кресле. Это твоё рабочее место — оно будет сильно влиять не только на качество твоей работы, но и на тебя самого.
- Общайся с коллегами, не замыкайся в себе. Это очень важно. Разделённые с единомышленниками вопросы и эмоции намного легче пережить. Оператор работает с людьми, и он сам человек. Если у него нет сил и энергии или он болеет, то он не сможет позаботиться о клиентах. Ему просто неоткуда будет её взять в себе.
- Пей воду, если приходится много говорить».
Ольга Грейль,
эксперт по клиентскому сервису, директор по развитию платформы коммуникаций для бизнеса UIS & CoMagic
Менеджер по продажам
Что он делает? Его задача — продать клиенту товар или услугу. Менеджер по продажам общается с потенциальным клиентом по телефону, сопровождает его до подписания договора, а во многих компаниях ещё и оформляет документы для клиента.
Менеджер по продажам может работать с горячей и холодной целевой аудиторией. Горячая — люди, которые обратились в компанию сами. Холодная — те, кто ничего не знает о компании, её товарах и услугах. Холодную базу контактов менеджер может собирать сам: например, если он продаёт сервис для отельного бизнеса, нужно искать номера телефонов отелей.
Сколько платят? По данным Zarplan, медианная зарплата менеджера по продажам — 79 тысяч рублей. Чаще всего зарплата состоит из оклада и процента от продаж, поэтому доход зависит от того, насколько хорошо менеджер продаёт.
Как устроена работа? Зависит от требований работодателя. Есть менеджеры, которые работают по чёткому графику: принимают обращения с сайта с 8:00 до 19:00. Есть те, у кого графика нет, — они должны выполнять KPI.
Какие перспективы? Хорошие менеджеры по продажам востребованы. Если научиться хорошо продавать, можно зарабатывать 100 тысяч в месяц и больше. Ещё можно стать директором по продажам. О том, чем занимается и сколько зарабатывает директор, читайте здесь. Навыки, необходимые директору, можно получить на курсе «Руководитель отдела продаж: эффективные продажи» от Skillbox.
Что нужно для старта? Очень важны навыки коммуникации. Хороший менеджер по продажам умеет грамотно вести диалог: определяет эмоции собеседника, выявляет его потребности, грамотно презентует продукт и отрабатывает возражения. Научиться этому можно на курсе «Искусство коммуникации» в Skillbox.
Где искать работу? На агрегаторах вакансий. Там тысячи предложений от компаний из разных областей — от строительства до телекоммуникаций.
«В работе менеджеров по продажам есть несколько нюансов.
Первая фундаментальная трудность, которую предстоит преодолеть новичку, — проблема ожиданий. Каждый неофит рисует в воображении картинку будущего успеха. Надежды имеют право на жизнь, но если сильно погрузиться в них, можно жестоко разочароваться. Лучше управлять своими ожиданиями и спокойно относиться к будущему — это залог психологической устойчивости.
Ещё одна проблема, с которой может столкнуться новичок, — желание сразу найти крутую высокооплачиваемую работу. Но на старте возможность учиться важнее быстрого заработка, поэтому я бы рекомендовал выбирать компании с хорошо поставленной системой обучения. Как раз за счёт обучения в будущем вы можете получить высокооплачиваемую работу.
Главная проблема, с которой сталкиваются не только новички, — отказы клиентов. Их будет много, особенно если работаете с дорогими продуктами. Важно не опускать руки. Есть два подхода к принятию:
- Первый — не обращать внимания на отказы, стать равнодушным и циничным в хорошем смысле этого слова. Но в какой-то момент это помешает дальнейшему развитию.
- Второй — научиться управлять своим эмоциональным состоянием. Понимать причины возражений, признавать право клиентов на них и использовать подходящие варианты взаимодействия с теми, кто отказался от продукта.
Ещё одна возможная проблема — слишком быстрый успех. Велика опасность зазнаться и прекратить развиваться. А развитие — залог дальнейшего успеха.
Как развиваться менеджеру по продажам? Получать нужные компетенции: изучать продукты компании, учиться анализировать клиентов и конкурентов, получать навыки коммуникации с коллегами и клиентами. Важно научиться понимать, интерпретировать и обрабатывать возражения — это бесконечные возможности для развития.
Научитесь планировать своё время, управлять эмоциональной сферой. Обязательно анализируйте поражения — это очень ценный опыт. Перенимайте опыт коллег и конкурентов и постоянно совершенствуйтесь — тогда перед вами будут открыты все двери».
Вадим Дозорцев,
создатель и совладелец консалтинговой компании Berner & Stafford
Клиент-менеджер
Что он делает? Сопровождает клиентов компании: оповещает о ходе работ, презентует новые продукты, отвечает на вопросы. Отвечает на звонки клиентов или звонит им сам, если нужно сообщить о каких-то изменениях. Ещё занимается документооборотом, контролирует поступление денег, вносит информацию в CRM-систему.
Другое название профессии — менеджер по работе с клиентами. Это не продавец: клиент-менеджер работает с теми, кто уже сотрудничает с компанией. Но иногда он тоже занимается продажами: предлагает клиентам дополнительные продукты.
Сколько платят? По данным Zarplan, медианная зарплата менеджера по работе с клиентами — 59 тысяч рублей. Часто зарплата зависит от того, сколько клиентов ведёт менеджер и насколько они важны для компании.
Как устроена работа? Чаще всего это полный рабочий день. В течение дня придётся отвечать на письма, общаться с другими отделами, иногда — созваниваться с клиентами по видеосвязи.
Какие перспективы? Можно вырасти до директора клиентского сервиса. Он выстраивает и контролирует систему обслуживания клиентов: управляет клиент-менеджерами и аккаунт-менеджерами. Научиться этому можно на курсе Skillbox «Профессия Директор клиентского сервиса».
Ещё можно стать руководителем направления или аккаунт-менеджером. Аккаунт-менеджер управляет клиентскими проектами: проводит встречи и переговоры, анализирует результаты работы, ставит цели и задачи, контролирует их выполнение.
Что нужно для старта? Коммуникабельность и сдержанность. Желательны знания делового этикета: нужно общаться с клиентами так, чтобы они остались довольны. Ещё лучше — если вы знаете офисные программы и умеете работать в CRM-системах и «1C».
Где искать работу? На агрегаторах вакансий. Если хотите устроиться в какую-то компанию, попробуйте поискать вакансии на её сайте.
«Сложность работы клиент-менеджера часто недооценивают, но зря. Работать ежедневно с большим количеством клиентов непросто, это не каждому по силам. В отличие от менеджеров по продажам, которые также много общаются напрямую с клиентами, здесь не получится после сделки забыть клиента. История взаимоотношений саппорта с пользователем может длиться не один месяц или год.
Многие думают, что достаточно уметь печатать и отвечать по шаблонам. Если бы это было так просто, клиент-менеджеров давно бы заменили чат-боты. Кроме исключительной и скорее врождённой грамотности, хорошему специалисту нужно:
- умение понимать с полутона и полуслова то, что имеет в виду человек;
- умение доносить информацию простым и доступным языком;
- умение подстраиваться под язык, стиль и настроение клиента.
Если клиент пишет в нейтральном настроении, не стоит отвечать бурными эмоциями, восклицательными знаками и обилием эмодзи. Мы не знаем наверняка, как себя чувствует человек. Если он сегодня не в настроении, излишне дружелюбный и „счастливый“ сотрудник поддержки может показаться навязчивым и раздражающим.
Также важно умение быстро находить информацию, перерабатывать и структурировать её в лаконичный и понятный текст. Плохой сотрудник поддержки, когда не знает ответа на вопрос клиента, выберет близкую по смыслу информацию из доступных ему знаний и выдаст клиенту, просто чтобы закрыть обращение.
Хороший сотрудник сначала убедится, что верно понял вопрос, проверит базу знаний, а только потом пойдёт уточнять у старших и более опытных коллег. Как итог — у внимательного и сообразительного саппорта самые довольные сервисом клиенты: их слышат, их понимают, им действительно хотят помочь — и делают это.
Ещё важно понимать, что клиент-менеджер — это лицо компании. Кроме большой ответственности за свою работу, саппортам приходится отвечать и за работу других отделов. Менеджер плохо общался с клиентом или забыл про скидку — придут к вам. Отдел маркетинга затягивает с отправкой приза — извиняться будете вы. В продукте что-то работает не так — отвечать будете как за свой продукт.
При этом клиент-менеджер обычно выступает адвокатом клиента перед другими отделами. Он всегда борется за справедливость и за то, чтобы предоставить всё, что пообещали, сделать это в срок и качественно. Если саппорт это понимает и действительно так работает, то клиенты это всегда чувствуют сквозь формулировки в тексте.
Если вас всё перечисленное не пугает, значит, вы созданы, чтобы виртуозно решать проблемы и делать прекрасный сервис, который добавит баллов вашей компании».
Снежана Майская,
руководитель группы обеспечения качества Службы заботы Skillbox
Куратор в онлайн-школе
Что он делает? Чаще всего — отвечает на вопросы студентов и спикеров, помогает мотивировать учеников, следит, чтобы всё работало корректно. Например, проверяет, все ли студенты получили доступ к платформе и нет ли проблем со звуком на вебинаре.
Реже организует процессы: составляет договоры, проверяет платежи, помогает ученикам подключиться к платформе, а спикерам — подготовиться к выступлению. Иногда — проверяет домашние задания в рамках своих компетенций и участвует в разработке образовательной экосистемы. Подробнее о профессии можно почитать здесь.
Сколько платят? По данным портала «Фильтр работ», за работу куратора онлайн-школы платят в среднем 36 тысяч рублей в месяц.
Как устроена работа? В большинстве случаев — как стандартная работа в офисе. Кураторы целый день поддерживают связь с организаторами, спикерами и учениками. Например, работают с 8:00 до 19:00, иногда — в выходные. Есть много вакансий с графиком 2/2 или с работой несколько часов в день — во время проведения вебинаров.
Какие перспективы? Эта профессия — точка входа в онлайн-образование. Куратор может стать методистом или продюсером и зарабатывать 60–90 тысяч. Методист — тот, кто проектирует образовательные программы; подробнее о профессии можно почитать здесь. Продюсер — тот, кто запускает обучающие программы с нуля.
Ещё можно вырасти до маркетолога со специализацией в EdTech, стать методическим директором или руководителем направления. А в будущем — претендовать на должность руководителя онлайн-школы или открыть свою.
Что нужно для старта? Обязательно — коммуникабельность и способность обрабатывать большие объёмы информации. Пригодятся грамотность и умение вести деловую переписку — их требует большинство работодателей.
Желательны профессиональные навыки. Хороший куратор умеет создавать презентации, разбирается в обучающих платформах, может составлять отчёты и работать в CRM-системах. Научиться всему этому можно на программе «Куратор онлайн-курсов» от Skillbox.
Где искать работу? На агрегаторе вакансий или на сайтах онлайн-школ — обычно на них есть разделы с вакансиями. Также можно отслеживать вакансии в Telegram-каналах, например — в канале «Вакансии в образовании».
«Работать онлайн-координатором — это значит никогда не останавливаться на достигнутом. Готовьтесь постоянно узнавать что-то новое, изучать новые платформы и сервисы, методы и подходы. Готовьтесь также, что, скорее всего, вам придётся ещё и погружаться в контент школы.
Например, если у вас организовано обучение в Zoom, посмотрите аналоги, изучите их плюсы и минусы. Попробуйте разные платформы для управления проектами: от классических Notion и Jira до каких-то новых — например, YouTrack. Везде есть либо бесплатные версии, либо trial.
Почему так? Во-первых, вы не знаете, что из этого может пригодиться в вашем следующем проекте. Во-вторых, вы расширяете свою личную базу знаний, растёте и набираете личный вес и профессиональные скиллы. И можете для нового проекта дать экспертную оценку, какой платформой лучше пользоваться, где проводить групповую работу и следить за ходом проекта.
Ещё один полезный навык и способ развиваться — присутствовать как участник на самых разных конференциях и слушать. И тут особенно полезно изучать не только российские конференции, но и иностранные. В каждой стране есть свои правила проведения, и, сравнив их, вы можете увидеть, что работает, а что нет, с точки зрения участника (слушателя). Вступайте в разные сообщества вне зависимости от тематики и языка, отправляйте заявки на подключение к онлайн-конференциям — их проводят довольно часто».
Наталья Гребенщикова,
продюсер образовательных проектов онлайн и офлайн. Автор курса «Куратор онлайн-курсов» на Skillbox
Модератор
Что он делает? Следит за порядком в чатах, беседах, обсуждениях. Например, на форуме или в комментариях под постом в Telegram-канале. Модератор прописывает правила общения и следит, чтобы их не нарушали, — даёт предупреждения, удаляет сообщения, банит нарушителей. А ещё модератор может отвечать на вопросы пользователей о продукте и сервисе — объяснять условия доставки или рассказывать о комплектации.
Ещё есть модераторы, которые проверяют качество объявлений, звонков операторов, видео, изображений. Это другая профессия, она тоже позволяет работать удалённо.
Сколько платят? По данным Zarplan, медианная зарплата модератора в России — 39 тысяч рублей. Это общая статистика по всем вакансиям модератора. Модераторам соцсетей и сайтов, которых описываем мы, платят меньше — около 20–30 тысяч рублей в месяц.
Как устроена работа? Работа модератора привязана к графику: он должен находиться в сети и следить за порядком как минимум несколько часов в день. Обычно график дежурства оговаривается с работодателем: это может быть и три часа в сутки, и день через два.
Какие перспективы? Во время работы модератором можно получить навыки, необходимые комьюнити-менеджеру и специалисту по SERM. Комьюнити-менеджер создаёт сообщества для компании, об этой профессии можно узнать здесь. Специалист по SERM занимается управлением репутацией в интернете: подробнее о том, что это, читайте тут.
Что нужно для старта? Желательна грамотность, чтобы писать без ошибок. Важен навык самоконтроля и дисциплина: это пригодится, чтобы не поддаваться эмоциям в общении с пользователями. Может пригодиться навык отработки негатива.
Где искать работу? В сообществах, каналах и на форумах, которым нужны модераторы. Можно написать администратору и предложить свои услуги. Открытых вакансий немного — искать их можно на агрегаторах или в соцсетях, в пабликах для SMM-специалистов вроде «SMM вакансии работа фриланс».
«Модератор работает с людьми. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже для стандартных задач вроде рассылки приветственных сообщений и сообщений о продуктах важны пунктуальность, чёткость и, как ни странно, эмпатия.
Я работаю с людьми и понимаю, как важно поддерживать их. Модератор — это некий наставник, который не грубит, но при этом корректно доносит правила общения. Поэтому новичкам важно прокачивать навыки работы с комьюнити, а они тесно связаны с психологией. Хороший модератор умеет правильно отвечать на возражения и нивелировать негатив.
Ещё один важный навык, который пригодится в работе модератора, — стрессоустойчивость. Умение управлять эмоциями важно в любой работе с людьми. В чат могут приходить разные люди со своими болями и потребностями — они могут выплёскивать негатив, чтобы их пожалели. Модератор в такой ситуации должен сохранять спокойствие.
Без умения грамотно писать будет сложно, это ещё одна важная компетенция модератора. Прокачивайте навык копирайтинга, он очень пригодится. У меня есть пример: на одном из моих проектов личные сообщения модерировал мальчик 16 лет. Клиенты его очень ценили, потому что он был культурным и умел грамотно формулировать мысли.
Начните с прокачки основных навыков. Дальше получайте компетенции в области, в которой работаете: разбирайтесь в бизнес-процессах, узнавайте больше о продуктах, учитесь тайм‑менеджменту, чтобы быстро отвечать пользователям.
Отнеситесь к работе азартно и подумайте, что вы можете улучшить. Например, не просто модерируйте чат, а организовывайте обсуждения, повышайте вовлечённость. Это путь к дальнейшему развитию — к мессенджер-маркетингу и комьюнити-менеджменту.
Ничего не бойтесь, будьте азартны и постоянно совершенствуйте свои компетенции».
Оксана Балашова,
коуч по личным и маркетинговым стратегиям, проверяющий куратор на курсах «SMM‑специалист c нуля» и «SMM‑стратегия» от Skillbox
Контент-менеджер в соцсетях
Что он делает? Ведёт страницы бизнеса в мессенджерах и социальных сетях. Составляет контент-план, ищет контент для постов, выкладывает их, отвечает на вопросы в комментариях. Иногда следит за порядком в обсуждениях, если нет модератора.
Сколько платят? Сервис Zarplan посчитал медианную зарплату контент-менеджера — она составила 51 тысячу рублей. Сюда вошли и зарплаты менеджеров, которые работают с CMS: публикуют контент на сайте.
Как устроена работа? Обычно у контент-менеджеров нет чёткого графика: главное — выпускать посты согласно контент-плану. Можно работать в удобное время, но желательно оставаться на связи днём.
Какие перспективы? Можно стать SMM-специалистом: он не только ведёт страницу, но и продвигает её, продумывает маркетинговые активности, запускает рекламу, проводит розыгрыши. Подробнее о навыках, необходимых SMM-специалисту, можно почитать здесь.
Что нужно для старта? Обязательны грамотность и ответственность. Также нужны хотя бы базовые знания в той области, о которой вы будете писать. Человек, которому неинтересны автомобили, вряд ли сможет создать интересный контент для магазина автомобильных аксессуаров.
Желательна большая насмотренность. Чем больше контента вы потребляете в соцсетях, тем проще будет подбирать удачные форматы и подходы. Навык подбора можно получить не только через насмотренность, но и на курсах: например, на программе «SMM-специалист с нуля» от Skillbox.
Где искать работу? На агрегаторах вакансий или на сайтах агентств, которые занимаются SMM. В агентстве вас научат всему, что понадобится для работы.
«Контент-менеджер — настоящий управленец. Он управляет контентом от лица компании или бренда.
Для успешного старта в этой нише потребуется знание трендов и хорошая насмотренность. Важно понимать, какой контент сейчас пользуется популярностью и вызывает высокий отклик у аудитории. Смотрите, изучайте, анализируйте профили различных брендов, обращайте внимание на реакцию подписчиков и обязательно фиксируйте результаты. Внедряйте интересные фишки сразу же, не откладывайте их на завтра. Социальные сети очень динамичны, и важно всегда быть на волне.
Хороший контент-менеджер обладает высоким уровнем эмпатии, тонко чувствует аудиторию и её настроение, оперативно реагирует на вопросы и комментарии пользователей, старается помочь и оказать услуги как можно лучше.
Что касается технической грамотности, то нужно разбираться в программах для обработки визуала. Базовые знания графических и видеоредакторов дадут вам заметное преимущество на собеседовании. У будущего контент-менеджера непременно должно быть развито чувство прекрасного, без него в этой профессии никуда.
И, пожалуй, самое важное — работа с текстом. Нужна высокая грамотность, умение интересно писать на различные темы, создавать идеи и концепции под конкретные площадки и аудиторию.
Какие личные качества помогут развитию? Я бы отметила энергичность, любознательность и „горящие глаза“. Если вы обладаете этими качествами, то, скорее всего, из вас получится отличный контент-менеджер».
Анастасия Кузьменок,
руководитель отдела SMM в группе компаний «Медиасфера»
Тестировщик
Что он делает? Тестирует приложения, сайты, игры и находит ошибки. Заполняет отчёты: описывает ошибки и то, как они возникли. Пытается повторить ошибки, чтобы понять, почему они появляются. Подробнее о профессии можно почитать здесь.
Сколько платят? По данным сервиса «ГородРабот», средняя зарплата тестировщика в России — около 70 тысяч рублей в месяц. Чаще всего в вакансиях встречается зарплата в 40 тысяч: столько готовы платить junior-специалистам.
Как устроена работа? Главное в работе тестировщика — вовремя выполнять поставленные задачи и обнаруживать ошибки. Можно работать неполный день, но при этом делать норму.
Какие перспективы? Можно стать инженером по тестированию. Он тестирует пользовательские интерфейсы, работает в панели веб-разработчика, умеет применять основные методы автоматизации, знает основы программирования на нескольких языках. Зарплата опытного специалиста — от 100 тысяч рублей. Получить навыки, необходимые для роста, можно на курсе «Профессия Инженер по тестированию» от Skillbox.
Что нужно для старта? Обязательны усидчивость и внимательность — без них не получится подробно описывать найденные ошибки. Желательно иметь под рукой несколько устройств для тестов: например, ноутбук, планшет и смартфон. Этого хватит, чтобы откликаться на вакансии, где не требуется опыт работы.
Где искать работу? На агрегаторах вакансий или на сайтах компаний, которые занимаются разработкой ПО, сайтов, игр.
«Тестирование — чудесная работа, которая позволяет объединять всё самое интересное в мире технологий. Именно в этой профессии у вас будет возможность научиться программированию, понять, как устроены современные приложения, постичь процессы разработки ПО.
Как и любая профессия, тестирование требует очень серьёзного обучения, хотя в начале пути иногда может повезти. Учиться придётся с самого начала карьеры. По опыту можно отметить самые важные навыки, которые пригодятся: обучаемость, мотивация, любопытство, терпение, усидчивость и заинтересованность.
Не бойтесь учиться, не бойтесь сложных определений. Любая тема в мире IT очень интересная и разнообразная. Пробуйте больше писать код для различных сайтов, пробуйте тестировать приложения, которые используете, пытайтесь находить уязвимости и неточности. Всё это очень интересно и поможет в будущей работе».
Александр Воробей,
руководитель команды тестирования складских систем в Ozon, член конференции по тестированию Heisenbug, преподаватель курсов по автоматизации тестирования в Skillbox
Оператор поддержки
Что он делает? Оператор поддержки на удалёнке может работать в чате или в колл-центре. Он помогает пользователям решать их проблемы: направляет в работе с интерфейсом, объясняет, как провести какую-то операцию, или проводит её сам, отвечает на вопросы. Например, оператор поддержки в банке рассказывает о процентных ставках по кредиту или объясняет, почему не прошёл платёж.
Ещё оператор ведёт учёт обращений и составляет отчёты. Когда не может помочь сам, передаёт запрос техническим специалистам и контролирует, чтобы клиент остался доволен.
Сколько платят? По данным портала «Фильтр работ», средняя зарплата в 50% вакансий — 40 тысяч рублей. Оплата зависит от навыков и опыта, новичкам платят меньше.
Как устроена работа? Есть строгий посменный график. Оператор поддержки должен максимально быстро обрабатывать обращения, а для этого — быть на связи всё время, пока длится его смена.
Какие перспективы? Стать старшим специалистом службы поддержки пользователей или руководителем отдела. Они организуют работу операторов, следят за качеством работы, разрабатывают концепцию общения с клиентами.
Как и в случае с клиент-менеджером, можно вырасти до директора клиентского сервиса.
Что нужно для старта? Если планируете работать в поддержке в колл-центре, понадобится гарнитура и хорошо поставленная речь. Если в онлайн-чате — грамотность. Также желательны знания в той сфере, в которой вы хотите работать. Например, если претендуете на должность оператора в банке, вы должны понимать, как работают проценты по кредиту. Работодатель предоставит справочную информацию, но без основ будет тяжело.
Где искать работу? На агрегаторах вакансий. Ещё можно посмотреть вакансии на сайтах компаний, которым теоретически могут понадобиться операторы поддержки. Например, на сайтах хостинг-провайдеров, сервисов для настройки рекламы, облачных хранилищ, игр.
«Оператор поддержки — востребованная профессия и отличная точка входа во взрослую жизнь. В вакансиях пишут „примем без опыта“, и огромное количество молодых людей начинают свой карьерный путь, даже не подозревая, с какими трудностями придется столкнуться.
Оператор — это человек, от которого клиент ждёт помощи. Надо уметь усваивать большие объёмы информации, быстро ориентироваться в рабочих процессах, грамотно писать и говорить. Но главное — носить в себе внутреннее желание помогать. Не просто делать свою работу, а разбираться, вставать на сторону клиента, не бросать попытки его понять и принять.
Конечно, для этого придется учиться управлять своими эмоциями, а в идеале и эмоциями клиента. Клиенты — тоже люди, и их эмоции не всегда положительные. Опытные операторы со временем становятся настоящими психологами.
Если ты не любишь людей, тебе сложно общаться, ты принципиальный правдоруб, это не плохо. Просто тебе нужно подумать над другой профессией. Не стоит идти в операторы и мучить себя и своих клиентов».
Ольга Грейль,
эксперт по клиентскому сервису, директор по развитию платформы коммуникаций для бизнеса UIS & CoMagic
Копирайтер
Что он делает? Пишет тексты: для посадочных страниц, email-рассылок, постов в соцсетях, публикаций в блог. Есть авторы, которые пишут только для одного формата: например, только для лендингов.
Чтобы создавать контент, копирайтер много работает с информацией. Он ищет первоисточники, проводит фактчекинг, общается со спикерами. Подробнее о том, как устроена работа копирайтера на удалёнке, можно почитать здесь.
Сколько платят? Зависит от навыков. На бирже есть заказы по 5–10 рублей за 1000 знаков текста. Прямые клиенты могут платить 15–20 тысяч рублей за текст. По данным опроса «Текстодрома», средний доход 29,2% копирайтеров — 5–20 тысяч рублей в месяц, ещё 21,2% зарабатывают 21–40 тысяч ежемесячно.
Как устроена работа? Можно работать на фрилансе или в штате. В обоих случаях строгого рабочего графика нет: главное — вовремя сдавать текст. А в случае с работой в компании ещё и выполнять норму: например, отдавать пять описаний товаров в день.
Какие перспективы? Можно стать редактором или контент-маркетологом. Редактор — тот, кто управляет работой авторов и помогает им создавать хороший контент. Контент-маркетолог — тот, кто отвечает за создание и дистрибуцию контента компании, разрабатывает и внедряет контент-стратегию, пишет контент-планы.
Что нужно для старта? Грамотность и умение понятно излагать мысли. Этого хватит, чтобы взять первый заказ. Чтобы расти и зарабатывать больше, нужно научиться определять целевую аудиторию и анализировать её потребности, работать с брифом, презентовать свою работу, редактировать свои и чужие тексты. Этому учат на курсе Skillbox «Копирайтинг от А до Я 2.0».
Где искать работу? Проще всего пойти на биржи копирайтинга — например, Etxt, Advego, «Текст.ру». Заказы на фрилансе также можно искать в Telegram-каналах и группах во «ВКонтакте» — таких как «Фриланс | Удаленная Работа».
Чтобы устроиться в штат, поищите вакансии на портале hh.ru или на сайтах компаний, которым может требоваться копирайтер. Это могут быть маркетинговые агентства, интернет-магазины и любые другие компании, которым постоянно нужен контент.
«Некоторые думают, что копирайтинг существует в основном на биржах. Но это не так: для многих авторов биржи — не более чем старт.
Рынок текстов огромен. Есть копирайтеры, которые специализируются на рекламных материалах — лендингах, постах в социальных сетях, продающих email-рассылках.
Есть те, кто больше работает с полезным и информационным контентом. Заказы в этой сфере очень разнообразны: это может быть и email-рассылка про настройку CRM-системы, и статья для сайта ветклиники о правилах путешествий с собаками. Такая работа ближе к журналистике, чем к копирайтингу.
Последние десять лет потребность бизнеса в текстах росла. Она будет расти и дальше, потому что контент даёт бизнесу клиентов.
Рынок интернет-рекламы, контекстной и таргетированной, — перегрет. Пробиться на аукционах и получить покупателей трудно. А тексты приносят клиентов из поиска, из email-рассылок, из сообществ в соцсетях. Email-маркетинг много лет показывает один из самых высоких ROI среди всех каналов, принося по 6–7 рублей на каждый вложенный рубль.
Можно дать два совета, как даже начинающим авторам увеличивать свой доход. Во-первых — писать о том, в чём разбираетесь, там, где есть стабильный спрос. Вот несколько ниш, с которыми работал я: бухгалтерия, финансы, маркетинг и бизнес, IT. В каждой из них есть сотни авторов, и они зарабатывают больше, чем в среднем по рынку.
Во-вторых — осваивать контент-маркетинг, форматы и приёмы, которые помогают бизнесу достигать целей через тексты. Автор с экспертным опытом в востребованной нише, который работает с разными форматами, зарабатывает минимум 70 тысяч».
Кирилл Овчарук,
шеф-редактор направления «Маркетинг и управление» в Skillbox Media
Менеджер по работе с блогерами
Что он делает? Организует рекламные интеграции с блогерами. Ищет подходящих инфлюенсеров, добывает их контакты, договаривается о размещении рекламы с блогером или его менеджером. Систематизирует информацию о найденных блогерах и предыдущих интеграциях. Мониторит рынок, чтобы находить быстро растущих инфлюенсеров.
Ещё менеджер по работе с блогерами может передавать ТЗ, решать спорные вопросы, вести отчётность об интеграциях и анализировать эффективность рекламы. Но это чаще делают опытные специалисты, а не новички.
Сколько платят? По данным сервиса Zarplan, медианная зарплата менеджеров по работе с блогерами — 51 тысяча рублей. Средняя зарплата — около 82 тысяч рублей. Это данные по зарплатам специалистов трёх уровней: junior, middle и senior.
Как устроена работа? Чёткого графика нет — можно работать когда удобно. Главное — быстро отвечать на сообщения блогеров и менеджеров и вовремя выполнять задачи по поиску инфлюенсеров.
Какие перспективы? «Вырасти» до инфлюенс-маркетолога. Он делает ТЗ на рекламу, выбирает площадки для размещения, решает, какому блогеру доверить интеграцию. Подбирает KPI, анализирует эффективность рекламы и распоряжается бюджетом на неё. Получить навыки для работы инфлюенс-маркетологом можно на курсе Skillbox «Профессия Бренд-менеджер».
Что нужно для старта? Желательна большая насмотренность: она поможет определить, подойдёт ли блогер целевой аудитории и не возникнет ли с ним проблем. Получить её можно, если активно потреблять контент на YouTube, в TikTok, во «ВКонтакте» и на других площадках.
Где искать работу? На агрегаторах вакансий и сайтах агентств, которые работают с инфлюенс-маркетингом. Ещё можно найти вакансии на биржах блогеров — платформах, на которых размещают информацию об инфлюенсерах.
«Работа в инфлюенс-маркетинге — это тонкая дипломатия и постоянный поиск компромиссов, поскольку нужно уметь учесть интересы и блогера, и клиента. Но ещё это постоянное развитие, драйв, новые эмоции и уникальный опыт.
Будьте готовы, что во время реализации проекта вам придётся примерить на себя абсолютно разные роли:
- копирайтера, который пишет текст за блогера, учитывая его авторский слог;
- креатора, которому нужно придумать необычный заход для публикации;
- продюсера, в задачи которого входит полная организация процесса;
- немного — психолога, когда нужно поднять настроение блогеру для получения лучшего результата.
И многие-многие другие.
Если хотите развиваться в этой сфере, обязательно занимайтесь трендвотчингом — следите за новостями социальных сетей и яркими кампаниями брендов. Регулярно подписывайтесь на новых блогеров, чтобы расширять свой „инфлюенсерский кругозор“, уделяйте время чтению новостей и светской хроники, чтобы понимать, с кем из селебрити стоит работать, а кто уже ввязался в скандал и не подойдёт вам.
Не бойтесь трудностей, верьте в себя и осваивайте новые профессии с удовольствием».
Елизавета Тришина,
co-head FMCG-департамента агентства PRT, соавтор курса «Influencer marketing manager» в Skillbox
Эти материалы могут быть вам полезны
- Интервью: как софт-скиллы помогли устроиться маркетологом без опыта и образования
- Гайд по монетизации в «Яндекс.Дзене»: можно ли заработать на платформе 200 тысяч рублей в месяц
- Опрос про эффективные методы тайм-менеджмента для бизнеса: как сделать так, чтобы сотрудники всё успевали
- Гайд о нецензурной брани: можно ли материться на работе — и как мат влияет на трудоспособность
- Мнение: заменит ли искусственный интеллект digital-специалистов