Диджитал: что это за сфера и какую профессию в ней лучше освоить
Чтобы работать в диджитале, не обязательно кодить. Рассказали, какие направления есть в этой сфере и как получить диджитал-профессию с нуля.
Кадр: мультипликационный сериал «Футурама» / 20th Television Animation / Fox Television Animation
Диджитал — одна из самых быстроразвивающихся сфер с высоким спросом на специалистов. Зарабатывать в ней можно от 60 тысяч рублей в месяц уже на старте, а опытные специалисты получают около 250 тысяч рублей в месяц и больше.
В материале расскажем главное об этой сфере.
- Что такое диджитал
- Какие перспективы есть в диджитале
- Какие профессии популярны в диджитале и кому они подходят
- Как начать работать в диджитале
- Как узнать больше о диджитале
Что такое диджитал
Диджитал (digital) — широкое понятие, которое охватывает всё, что связано с цифровыми технологиями.
Цифровые технологии — технологии, с помощью которых собирают, хранят, обрабатывают, создают и передают данные в электронном виде. Мы взаимодействуем с цифровыми технологиями каждый день: пользуемся смартфонами и умными колонками, нейросетями, интернетом вещей, сталкиваемся с дополненной и виртуальной реальностью.
Когда говорят «диджитал», имеют в виду либо цифровые технологии, либо сферы деятельности, в которых эти технологии используют. Чаще всего в контексте диджитала говорят о разработке, аналитике и маркетинге:
- Разработка — создание ПО, веб-сайтов, приложений и других продуктов для разных платформ и устройств.
- Аналитика — сбор, обработка, анализ и интерпретация данных для принятия обоснованных решений. При работе с аналитикой используют разные программы и инструменты — например, электронные таблицы, BI-системы и средства визуализации.
- Маркетинг — продвижение товаров и услуг компаний и организаций. В рамках этой сферы создают контент, настраивают рекламу в Сети, работают с соцсетями, создают email-рассылки.
Цифровые технологии используют и во многих других направлениях. Например, чтобы автоматизировать продажи и улучшить взаимодействие с клиентами, бизнес внедряет CRM-системы, чтобы оптимизировать процессы внутри компании — переходит на электронный документооборот. Всё это тоже относится к диджиталу.
Иногда понятие «диджитал» путают с понятиями «ИТ» (IT, айти) и «онлайн». Это некорректно. ИТ — информационные технологии, которые входят в диджитал. Когда говорят об айти, чаще всего имеют в виду техническую часть работы над ПО: разработку, тестирование, поддержку.
Онлайн — это широкий термин, охватывающий всё, что происходит в интернете. Например, общение, шопинг, обучение, развлечения и так далее. Понятие диджитала шире — оно охватывает не только онлайн, но и, например, коммуникацию с пользователями с помощью пуш-сообщений, для получения которых не всегда нужен интернет.
Какие перспективы есть в диджитале
В диджитале высокие зарплаты и большой спрос на специалистов. В нём можно быстро стартовать и построить карьеру.
Согласно исследованию «Авито Работы», среди работодателей спрос на специалистов диджитал-профессий в первом квартале 2024 года вырос почти в два раза — на 93% в сравнении с первым кварталом 2023 года.
Зарплаты в диджитале тоже растут. В таблице — средние зарплаты представителей некоторых диджитал-специальностей и их изменение в сравнении с прошлым годом, согласно этому же исследованию.
Профессия | Средняя зарплата в I квартале 2024 года, руб. | Изменение зарплаты в сравнении с I кварталом 2023 года |
---|---|---|
IT-аналитик | 99 833 | +14% |
Веб-дизайнер | 64 177 | +38% |
Тестировщик | 59 622 | +4% |
Контент-менеджер | 46 210 | +15% |
SMM-специалист | 43 270 | +14% |
Развиваться в диджитале перспективно.
Во-первых, стартовать можно довольно быстро. Многие онлайн-курсы позволяют меньше чем за год получить необходимые знания, навыки и даже собрать портфолио. А в некоторых диджитал-профессиях можно начать работать без обучения.
Во-вторых, диджитал-сфера даёт хорошие возможности для карьерного роста. Можно начать с позиции стажёра и стать руководителем отдела. А ещё возможен горизонтальный рост — профессии похожи, и это позволяет переходить из одной в другую. Специалист может начать работать, например, как тестировщик, а затем освоить язык программирования и стать разработчиком.
В-третьих, набравшись опыта и знаний, специалист может открыть собственный бизнес — например, агентство диджитал-маркетинга, онлайн-школу или консалтинговую компанию.
Какие профессии популярны в диджитале
Диджитал-профессий много. В каждой сфере, которую мы называли выше, нужны свои специалисты, а некоторые специалисты могут работать в разных диджитал-сферах. Мы перечислим профессии со стабильно высоким спросом, о которых чаще всего говорят в контексте диджитала. Расскажем, чем занимаются специалисты, сколько они зарабатывают и кому подойдёт такая работа.
Разработчик. Это специалист, который занимается созданием продукта — воплощает идею продукта в виде кода. Разработчики не только пишут код, но и выполняют множество других задач. Например, проектируют архитектуру продукта, тестируют готовый продукт и обеспечивают его стабильную работу. Разберём основные направления в разработке:
- Веб-разработка. Веб-разработчики создают сайты и веб-приложения. Внутри этого направления есть три специализации: фронтенд-, бэкенд— и фулстек-разработчики. Фронтендеры работают с интерфейсами сайтов и веб-приложений, их внешним видом. Бэкенд-разработчики занимаются серверной частью. Фулстеки работают в обоих направлениях.
- Мобильная разработка. Мобильные разработчики создают приложения для смартфонов и планшетов. В это направление входят iOS-разработка, Android-разработка и кросс-платформенная разработка.
- Разработка игр. Разработчики в этом направлении создают видеоигры: для компьютера, мобильных телефонов, консолей и других устройств.
- Тестирование. Тестировщики проверяют готовый продукт на наличие ошибок: выявляют дефекты, описывают их и передают разработчикам для устранения.
- Проектирование ПО. Архитектор программного обеспечения — специалист, который проектирует структуру продукта. Он прорабатывает внутреннюю архитектуру программного продукта, его функциональность и потребительский интерфейс.
Разработчики могут работать с разными языками программирования — например, Java, Python, Go, PHP, Kotlin и так далее. Есть разработчики, которые специализируются на одном языке — например, занимаются бэкендом на языке Python. Есть те, кто работает только с одним типом ПО, — например, разработчики мобильных приложений. А есть те, кто освоил несколько языков и направлений разработки.
Зарплаты разработчиков выше зарплат других диджитал-специалистов. Согласно исследованию «Хабр Карьеры», в первой половине 2024 медианная зарплата разработчиков на Java составляла 250 000 рублей, а Kotlin-разработчиков — 290 000 рублей.
На иллюстрациях — средние зарплаты разработчиков в первом полугодии 2024 года и их изменение в сравнении с первым полугодием 2023 года.
Профессия разработчика подходит людям с аналитическим складом ума, хорошо развитой логикой и навыками критического мышления. Они пригодятся, чтобы решать сложные задачи, писать и оптимизировать код. Ещё важно, чтобы человек был внимателен к деталям, — даже мелкие ошибки могут привести к тому, что код не будет работать.
Аналитик. Это специалист, который собирает и анализирует данные, находит взаимосвязи, визуализирует результаты и даёт бизнесу рекомендации, которые помогают, например, улучшить продукт или наладить процессы.
Как и в случае с разработкой, в отрасли аналитики есть множество специализаций.
- Бизнес-аналитик — помогает понять, что нужно изменить в процессах или в системе управления, чтобы увеличить эффективность бизнеса. Ещё бизнес-аналитики помогают формулировать стратегические цели компании, проектируют бизнес-процессы, анализируют то, как бизнес расходует ресурсы, ищут пути оптимизации.
- Продуктовый аналитик — помогает развивать продукт компании. Он мониторит различные метрики, чтобы исследовать ситуацию на рынке и то, как пользователи взаимодействуют с продуктом.
- Дата-аналитик (data analyst, аналитик данных) — работает с большими данными, визуализирует их, находит неочевидные взаимосвязи и помогает принимать на их основе бизнес-решения.
- Системный аналитик — изучает, проектирует и внедряет информационные системы, а также улучшает уже существующие. Он переводит требования к IT-продукту с языка бизнеса на язык разработки и контролирует процесс создания продукта — вплоть до запуска в работу.
- Веб-аналитик — анализирует данные сайтов и веб-сервисов. Он оценивает разные метрики и изучает, как посетители взаимодействуют с ресурсом, а после этого даёт рекомендации по улучшению всего сайта или отдельных страниц.
Согласно исследованию «Хабр Карьеры», минимальная зарплата аналитиков в первой половине 2024 года составляла 52 000 рублей, а максимальная — 374 000 рублей. На иллюстрации зарплаты аналитиков с разными специализациями.
Профессия аналитика подойдёт тем, кто любит работать с цифрами, разбираться в большом количестве данных и искать закономерности. Аналитики много взаимодействуют с другими специалистами, поэтому для них также важны коммуникативные навыки.
Интернет-маркетолог. Это специалист, который продвигает товары или услуги бизнеса в интернете. Для этого он использует огромное количество инструментов — среди них контекстная и таргетированная реклама, SEO, SMM и контент-маркетинг.
Обычно интернет-маркетолог хорошо разбирается в одном из этих направлений. Для работы с остальными он привлекает подрядчиков или руководит штатными специалистами компании.
В сфере интернет-маркетинга также есть специалисты, которые работают с разными направлениями и инструментами:
- таргетологи настраивают таргетированную рекламу;
- SEO-специалисты занимаются SEO-продвижением;
- SMM-специалисты ведут соцсети бизнеса;
- контент-маркетологи — совместно с командой копирайтеров, редакторов, корректоров — занимаются контентом.
Согласно исследованию «Хабр Карьеры», медианная зарплата интернет-маркетологов в первом полугодии 2024 года составляла 102 000 рублей.
В интернет-маркетинге себя могут найти как творческие люди, которым нравится создавать контент, так и люди с аналитическим складом ума, которые любят копаться в цифрах. Желательно иметь развитые коммуникативные навыки — в большинстве случаев специалистам нужно общаться с командой и заказчиками.
Менеджер проектов (проджект, project manager) — специалист, который управляет проектами. Он планирует все этапы работ, ставит задачи исполнителям, распределяет время и деньги, предупреждает риски и решает проблемы. У проекта есть команда, и менеджер проектов в этой команде главный.
Менеджер продукта (продакт, product manager) — специалист, который создаёт, выпускает на рынок, развивает продукт и отвечает за его успех. Продакт-менеджер руководит большой командой специалистов, создающих продукт, а также работает сам: анализирует данные, общается с заказчиком.
На иллюстрации ниже — зарплаты проджектов и продактов в первом полугодии 2024 года.
В профессиях проджекта и продакта важно уметь находить общий язык с разными людьми — придётся много общаться с командой и заказчиками. Это руководящие должности, поэтому также важно быть инициативным, уметь координировать команду и не бояться ответственности. Ещё пригодятся навыки аналитического и стратегического мышления.
Как построить карьеру в диджитале
Расскажем о пяти основных шагах, которые нужно пройти, чтобы стартовать и развиваться в диджитале.
Шаг 1
Выберите профессию
Решите, чем вы хотели бы заниматься: какая из сфер для вас интереснее, к чему лежит душа, какие специальности соответствуют личностным характеристикам.
Если самостоятельно разобраться в этом сложно, можно пройти профориентацию. Например, у Skillbox есть бесплатный 10-минутный тест — пройдя его, можно узнать, какие из 34 диджитал-профессий вам подходят.
После тестирования вы сможете примерить на себя профессии, которые подошли: выполнить типичные задачи специалистов и определить, чем больше нравится заниматься. Всем прошедшим тестирование Skillbox дарит бесплатную консультацию с профориентологом — он поможет выбрать специальность и начать учиться.
Шаг 2
Получите нужные скиллы
Можно учиться самостоятельно — например, читать учебники, статьи, смотреть ютуб-ролики. Но это тяжело: информация разрозненная, теоретические знания сложно закрепить на практике, нет обратной связи от опытных специалистов.
Также учиться можно на курсах. Обучение на них длится от нескольких месяцев до года. На курсах, как правило, дают структурированную информацию, а теорию закрепляют на практике: в тестах, заданиях и проектах. Во время обучения можно получить навыки, которые пригодятся в работе.
Шаг 3
Практикуйтесь
Чем больше практики, тем лучше. Желательно, чтобы к началу поиска работы у вас было портфолио — работы, которые можно показать работодателю. Если у человека нет опыта, но есть портфолио, это повысит его шансы на трудоустройство.
Шаг 4
Ищите вакансии
Можно искать их на агрегаторах — например, на HeadHunter или на SuperJob. Также есть телеграм-каналы, в которых компании размещают вакансии, — например, «Норм работа», «Норм удалёнка», «Ждём резюме».
Если вы хотите попасть в определённую компанию, зайдите на её сайт и посмотрите вакансии там. Если актуальных вакансий нет, можно попроситься на стажировку — в разделе контактов найдите email-адрес и напишите письмо. Расскажите о себе и о том, чем вы можете быть полезны компании, прикрепите резюме и портфолио.
Шаг 5
Работайте и продолжайте учиться
После того как вы найдёте работу, продолжайте развиваться. Диджитал-сфера постоянно меняется, поэтому важно оставаться в тренде, изучать новые технологии, методы, подходы. Это поможет не только быть хорошим специалистом в текущей сфере, но и двигаться по карьерной лестнице дальше.
Главное о диджитале
- Диджитал (digital) — понятие, которое охватывает всё, что связано с цифровыми технологиями. Обычно, говоря «диджитал», имеют в виду либо цифровые технологии, либо сферы деятельности, в которых эти технологии используют, — например, разработку, аналитику и диджитал-маркетинг.
- Развиваться в диджитал-сферах перспективно. В диджитале высокие зарплаты и большой спрос на специалистов. Здесь можно быстро стартовать и построить карьеру.
- Чтобы построить карьеру в диджитале, нужно пройти пять шагов: выбрать подходящую профессию, получить навыки, собрать портфолио, найти работу и продолжать развиваться.
Как узнать больше о диджитале
- Интернет-маркетинг — одно из самых популярных направлений в диджитале. В Skillbox Media есть статья о том, как устроен интернет-маркетинг и какие навыки нужны, чтобы стартовать в отрасли. Прочитайте материал, чтобы разобраться.
- Ещё у нас есть статья о диджитал-стратегии. В ней президент Ассоциации развития digital-агентств ARDA Дмитрий Фролов рассказал, почему диджитал-стратегия нужна каждой компании и как стать настоящим стратегом.
- Если вы хотите узнать больше о разработке, прочитайте статьи редакции «Код» Skillbox Media «Кто такой фронтенд-разработчик и как им стать», «Бэкенд-разработчик: кто это, чем он занимается и как им стать».
- Если вам удобнее не читать, а слушать, обратите внимание на подкаст «Поймал digital». В нём обсуждают всё, что связано с диджиталом. Например, разговаривают о e-commerce, Telegram, персонализации. Гости подкаста — руководители крупных компаний: «Яндекс Маркета», «Детского мира», «СберМаркетинга» и других.
- Для тех, кто хочет примерить на себя диджитал-профессии, в Skillbox есть бесплатные мини-курсы: «Пробуем интернет-маркетинг на практике», «Бизнес-аналитик за 4 дня: быстрый старт в профессии», «Project-менеджер за 4 дня: бесплатный курс по управлению проектами». На курсах много практических заданий — вы выполните работы, которые можно будет включить в портфолио. А в подарок получите полезные чек-листы.
Больше материалов Skillbox Media о профессиях, связанных с диджиталом
- 13 профессий для удалённой работы с лёгким входом: стартуем в диджитале, SMM, продажах и HR
- Менеджер маркетплейсов: чем занимается, что умеет, зачем нужен бизнесу и как им стать
- Чем занимается бренд-менеджер, сколько он зарабатывает и как войти в профессию
- Как строить карьеру в PR и куда уходить, если хотите развиваться дальше
- Кто такой скрам-мастер, почему им может стать каждый и за что ему много платят