Маркетинг
#статьи

Диджитал: что это за сфера и какую профессию в ней лучше освоить

Чтобы работать в диджитале, не обязательно кодить. Рассказали, какие направления есть в этой сфере и как получить диджитал-профессию с нуля.

Кадр: мультипликационный сериал «Футурама» / 20th Television Animation / Fox Television Animation

Диджитал — одна из самых быстроразвивающихся сфер с высоким спросом на специалистов. Зарабатывать в ней можно от 60 тысяч рублей в месяц уже на старте, а опытные специалисты получают около 250 тысяч рублей в месяц и больше.

В материале расскажем главное об этой сфере.

Что такое диджитал

Диджитал (digital) — широкое понятие, которое охватывает всё, что связано с цифровыми технологиями.

Цифровые технологии — технологии, с помощью которых собирают, хранят, обрабатывают, создают и передают данные в электронном виде. Мы взаимодействуем с цифровыми технологиями каждый день: пользуемся смартфонами и умными колонками, нейросетями, интернетом вещей, сталкиваемся с дополненной и виртуальной реальностью.

Когда говорят «диджитал», имеют в виду либо цифровые технологии, либо сферы деятельности, в которых эти технологии используют. Чаще всего в контексте диджитала говорят о разработке, аналитике и маркетинге:

  • Разработка — создание ПО, веб-сайтов, приложений и других продуктов для разных платформ и устройств.
  • Аналитика — сбор, обработка, анализ и интерпретация данных для принятия обоснованных решений. При работе с аналитикой используют разные программы и инструменты — например, электронные таблицы, BI-системы и средства визуализации.
  • Маркетинг — продвижение товаров и услуг компаний и организаций. В рамках этой сферы создают контент, настраивают рекламу в Сети, работают с соцсетями, создают email-рассылки.

Цифровые технологии используют и во многих других направлениях. Например, чтобы автоматизировать продажи и улучшить взаимодействие с клиентами, бизнес внедряет CRM-системы, чтобы оптимизировать процессы внутри компании — переходит на электронный документооборот. Всё это тоже относится к диджиталу.

Иногда понятие «диджитал» путают с понятиями «ИТ» (IT, айти) и «онлайн». Это некорректно. ИТ — информационные технологии, которые входят в диджитал. Когда говорят об айти, чаще всего имеют в виду техническую часть работы над ПО: разработку, тестирование, поддержку.

Онлайн — это широкий термин, охватывающий всё, что происходит в интернете. Например, общение, шопинг, обучение, развлечения и так далее. Понятие диджитала шире — оно охватывает не только онлайн, но и, например, коммуникацию с пользователями с помощью пуш-сообщений, для получения которых не всегда нужен интернет.

Какие перспективы есть в диджитале

В диджитале высокие зарплаты и большой спрос на специалистов. В нём можно быстро стартовать и построить карьеру.

Согласно исследованию «Авито Работы», среди работодателей спрос на специалистов диджитал-профессий в первом квартале 2024 года вырос почти в два раза — на 93% в сравнении с первым кварталом 2023 года.

Зарплаты в диджитале тоже растут. В таблице — средние зарплаты представителей некоторых диджитал-специальностей и их изменение в сравнении с прошлым годом, согласно этому же исследованию.

ПрофессияСредняя зарплата в I квартале 2024 года, руб.Изменение зарплаты в сравнении с I кварталом 2023 года
IT-аналитик99 833+14%
Веб-дизайнер64 177+38%
Тестировщик59 622+4%
Контент-менеджер46 210+15%
SMM-специалист43 270+14%

Развиваться в диджитале перспективно.

Во-первых, стартовать можно довольно быстро. Многие онлайн-курсы позволяют меньше чем за год получить необходимые знания, навыки и даже собрать портфолио. А в некоторых диджитал-профессиях можно начать работать без обучения.

Во-вторых, диджитал-сфера даёт хорошие возможности для карьерного роста. Можно начать с позиции стажёра и стать руководителем отдела. А ещё возможен горизонтальный рост — профессии похожи, и это позволяет переходить из одной в другую. Специалист может начать работать, например, как тестировщик, а затем освоить язык программирования и стать разработчиком.

В-третьих, набравшись опыта и знаний, специалист может открыть собственный бизнес — например, агентство диджитал-маркетинга, онлайн-школу или консалтинговую компанию.

Какие профессии популярны в диджитале

Диджитал-профессий много. В каждой сфере, которую мы называли выше, нужны свои специалисты, а некоторые специалисты могут работать в разных диджитал-сферах. Мы перечислим профессии со стабильно высоким спросом, о которых чаще всего говорят в контексте диджитала. Расскажем, чем занимаются специалисты, сколько они зарабатывают и кому подойдёт такая работа.

Разработчик. Это специалист, который занимается созданием продукта — воплощает идею продукта в виде кода. Разработчики не только пишут код, но и выполняют множество других задач. Например, проектируют архитектуру продукта, тестируют готовый продукт и обеспечивают его стабильную работу. Разберём основные направления в разработке:

  • Веб-разработка. Веб-разработчики создают сайты и веб-приложения. Внутри этого направления есть три специализации: фронтенд-, бэкенд- и фулстек-разработчики. Фронтендеры работают с интерфейсами сайтов и веб-приложений, их внешним видом. Бэкенд-разработчики занимаются серверной частью. Фулстеки работают в обоих направлениях.
  • Мобильная разработка. Мобильные разработчики создают приложения для смартфонов и планшетов. В это направление входят iOS-разработка, Android-разработка и кросс-платформенная разработка.
  • Разработка игр. Разработчики в этом направлении создают видеоигры: для компьютера, мобильных телефонов, консолей и других устройств.
  • Тестирование. Тестировщики проверяют готовый продукт на наличие ошибок: выявляют дефекты, описывают их и передают разработчикам для устранения.
  • Проектирование ПО. Архитектор программного обеспечения — специалист, который проектирует структуру продукта. Он прорабатывает внутреннюю архитектуру программного продукта, его функциональность и потребительский интерфейс.

Разработчики могут работать с разными языками программирования — например, Java, Python, Go, PHP, Kotlin и так далее. Есть разработчики, которые специализируются на одном языке — например, занимаются бэкендом на языке Python. Есть те, кто работает только с одним типом ПО, — например, разработчики мобильных приложений. А есть те, кто освоил несколько языков и направлений разработки.

Зарплаты разработчиков выше зарплат других диджитал-специалистов. Согласно исследованию «Хабр Карьеры», в первой половине 2024 медианная зарплата разработчиков на Java составляла 250 000 рублей, а Kotlin-разработчиков — 290 000 рублей.

На иллюстрациях — средние зарплаты разработчиков в первом полугодии 2024 года и их изменение в сравнении с первым полугодием 2023 года.

Профессия разработчика подходит людям с аналитическим складом ума, хорошо развитой логикой и навыками критического мышления. Они пригодятся, чтобы решать сложные задачи, писать и оптимизировать код. Ещё важно, чтобы человек был внимателен к деталям, — даже мелкие ошибки могут привести к тому, что код не будет работать.

Аналитик. Это специалист, который собирает и анализирует данные, находит взаимосвязи, визуализирует результаты и даёт бизнесу рекомендации, которые помогают, например, улучшить продукт или наладить процессы.

Как и в случае с разработкой, в отрасли аналитики есть множество специализаций.

  • Бизнес-аналитик — помогает понять, что нужно изменить в процессах или в системе управления, чтобы увеличить эффективность бизнеса. Ещё бизнес-аналитики помогают формулировать стратегические цели компании, проектируют бизнес-процессы, анализируют то, как бизнес расходует ресурсы, ищут пути оптимизации.
  • Продуктовый аналитик — помогает развивать продукт компании. Он мониторит различные метрики, чтобы исследовать ситуацию на рынке и то, как пользователи взаимодействуют с продуктом.
  • Дата-аналитик (data analyst, аналитик данных) — работает с большими данными, визуализирует их, находит неочевидные взаимосвязи и помогает принимать на их основе бизнес-решения.
  • Системный аналитик — изучает, проектирует и внедряет информационные системы, а также улучшает уже существующие. Он переводит требования к IT-продукту с языка бизнеса на язык разработки и контролирует процесс создания продукта — вплоть до запуска в работу.
  • Веб-аналитик — анализирует данные сайтов и веб-сервисов. Он оценивает разные метрики и изучает, как посетители взаимодействуют с ресурсом, а после этого даёт рекомендации по улучшению всего сайта или отдельных страниц.

Согласно исследованию «Хабр Карьеры», минимальная зарплата аналитиков в первой половине 2024 года составляла 52 000 рублей, а максимальная — 374 000 рублей. На иллюстрации зарплаты аналитиков с разными специализациями.

Зарплаты аналитиков по специализациям в первом полугодии 2024 года
Инфографика: «Хабр Карьера»

Профессия аналитика подойдёт тем, кто любит работать с цифрами, разбираться в большом количестве данных и искать закономерности. Аналитики много взаимодействуют с другими специалистами, поэтому для них также важны коммуникативные навыки.

Интернет-маркетолог. Это специалист, который продвигает товары или услуги бизнеса в интернете. Для этого он использует огромное количество инструментов — среди них контекстная и таргетированная реклама, SEO, SMM и контент-маркетинг.

Обычно интернет-маркетолог хорошо разбирается в одном из этих направлений. Для работы с остальными он привлекает подрядчиков или руководит штатными специалистами компании.

В сфере интернет-маркетинга также есть специалисты, которые работают с разными направлениями и инструментами:

Согласно исследованию «Хабр Карьеры», медианная зарплата интернет-маркетологов в первом полугодии 2024 года составляла 102 000 рублей.

Зарплата маркетологов в первом полугодии 2024 года
Инфографика: «Хабр Карьера»

В интернет-маркетинге себя могут найти как творческие люди, которым нравится создавать контент, так и люди с аналитическим складом ума, которые любят копаться в цифрах. Желательно иметь развитые коммуникативные навыки — в большинстве случаев специалистам нужно общаться с командой и заказчиками.

Менеджер проектов (проджект, project manager) — специалист, который управляет проектами. Он планирует все этапы работ, ставит задачи исполнителям, распределяет время и деньги, предупреждает риски и решает проблемы. У проекта есть команда, и менеджер проектов в этой команде главный.

Менеджер продукта (продакт, product manager) — специалист, который создаёт, выпускает на рынок, развивает продукт и отвечает за его успех. Продакт-менеджер руководит большой командой специалистов, создающих продукт, а также работает сам: анализирует данные, общается с заказчиком.

На иллюстрации ниже — зарплаты проджектов и продактов в первом полугодии 2024 года.

Зарплата продактов и проджектов в первом полугодии 2024 года
Инфографика: «Хабр Карьера»

В профессиях проджекта и продакта важно уметь находить общий язык с разными людьми — придётся много общаться с командой и заказчиками. Это руководящие должности, поэтому также важно быть инициативным, уметь координировать команду и не бояться ответственности. Ещё пригодятся навыки аналитического и стратегического мышления.

Как построить карьеру в диджитале

Расскажем о пяти основных шагах, которые нужно пройти, чтобы стартовать и развиваться в диджитале.

Шаг 1


Выберите профессию

Решите, чем вы хотели бы заниматься: какая из сфер для вас интереснее, к чему лежит душа, какие специальности соответствуют личностным характеристикам.

Если самостоятельно разобраться в этом сложно, можно пройти профориентацию. Например, у Skillbox есть бесплатный 10-минутный тест — пройдя его, можно узнать, какие из 34 диджитал-профессий вам подходят.

После тестирования вы сможете примерить на себя профессии, которые подошли: выполнить типичные задачи специалистов и определить, чем больше нравится заниматься. Всем прошедшим тестирование Skillbox дарит бесплатную консультацию с профориентологом — он поможет выбрать специальность и начать учиться.

Шаг 2


Получите нужные скиллы

Можно учиться самостоятельно — например, читать учебники, статьи, смотреть ютуб-ролики. Но это тяжело: информация разрозненная, теоретические знания сложно закрепить на практике, нет обратной связи от опытных специалистов.

​​Также учиться можно на курсах. Обучение на них длится от нескольких месяцев до года. На курсах, как правило, дают структурированную информацию, а теорию закрепляют на практике: в тестах, заданиях и проектах. Во время обучения можно получить навыки, которые пригодятся в работе.

Шаг 3


Практикуйтесь

Чем больше практики, тем лучше. Желательно, чтобы к началу поиска работы у вас было портфолио — работы, которые можно показать работодателю. Если у человека нет опыта, но есть портфолио, это повысит его шансы на трудоустройство.

Шаг 4


Ищите вакансии

Можно искать их на агрегаторах — например, на HeadHunter или на SuperJob. Также есть телеграм-каналы, в которых компании размещают вакансии, — например, «Норм работа», «Норм удалёнка», «Ждём резюме».

Если вы хотите попасть в определённую компанию, зайдите на её сайт и посмотрите вакансии там. Если актуальных вакансий нет, можно попроситься на стажировку — в разделе контактов найдите email-адрес и напишите письмо. Расскажите о себе и о том, чем вы можете быть полезны компании, прикрепите резюме и портфолио.

Шаг 5


Работайте и продолжайте учиться

После того как вы найдёте работу, продолжайте развиваться. Диджитал-сфера постоянно меняется, поэтому важно оставаться в тренде, изучать новые технологии, методы, подходы. Это поможет не только быть хорошим специалистом в текущей сфере, но и двигаться по карьерной лестнице дальше.

Главное о диджитале

  • Диджитал (digital) — понятие, которое охватывает всё, что связано с цифровыми технологиями. Обычно, говоря «диджитал», имеют в виду либо цифровые технологии, либо сферы деятельности, в которых эти технологии используют, — например, разработку, аналитику и диджитал-маркетинг.
  • Развиваться в диджитал-сферах перспективно. В диджитале высокие зарплаты и большой спрос на специалистов. Здесь можно быстро стартовать и построить карьеру.
  • Чтобы построить карьеру в диджитале, нужно пройти пять шагов: выбрать подходящую профессию, получить навыки, собрать портфолио, найти работу и продолжать развиваться.

Как узнать больше о диджитале

Больше материалов Skillbox Media о профессиях, связанных с диджиталом

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована