Маркетинг
#статьи

Изучаем профессию веб‑аналитика: что он умеет, сколько зарабатывает и как им стать

Какие навыки обязательны для веб‑аналитика? Какие инструменты нужно освоить? Сколько платят новичкам?

Кадр: фильм «Уолл Стрит: Деньги не спят»

Веб-аналитик — идеальная работа в маркетинге для людей с аналитическим складом ума. Уже начинающие специалисты могут зарабатывать до 70 тысяч, а доход опытных веб-аналитиков превышает 200 тысяч рублей.

Почему бизнес готов платить за веб-аналитику? Представим, что интернет-магазин продаёт товары на 18 миллионов рублей в месяц, его конверсия — 1,6%. Повышение конверсии всего на 0,2% даст компании 360 тысяч рублей в месяц.

Чтобы повысить конверсию, нужно проанализировать поведение пользователей и понять, как на него повлиять. Потом подумать, как доработать посадочные страницы так, чтобы пользователи покупали чаще. Этим занимается веб-аналитик. Разбираемся:

Что такое веб-аналитика и зачем она бизнесу

Веб-аналитика — это система сбора, измерения и анализа данных об интернет-пользователях. Она нужна компаниям, которые продвигают продукты в интернете.

За сбор и измерение данных отвечают сервисы веб-аналитики вроде «Яндекс Метрики». Они показывают, как пользователи ведут себя на сайте и при взаимодействии с рекламой. Эти данные помогают изучить, что влияет на бизнес-показатели.

Один из отчётов в «Метрике» показывает, как ведут себя на сайте пользователи, пришедшие из «ВКонтакте»
Скриншот: «Яндекс Метрика»

Веб-аналитик отвечает за анализ данных: оценивает поведение пользователей и делает предположения, как можно улучшить бизнес-показатели: повысить конверсию на посадочных страницах, снизить стоимость привлечения клиента, тратить меньше денег на рекламу с той же эффективностью.

Например, веб-аналитик видит, что на страницу поступает трафик по запросу «купить велотренажёры», но большая часть пользователей сразу уходит. Он может предположить, что это из-за того, что на первом экране информация о компании, а не каталог. И выдвинуть гипотезу: если поместить на первый экран каталог велотренажёров, конверсия вырастет.

Обязанности веб-аналитика

Обязанности веб-аналитика условно делятся на три большие группы: сбор данных, анализ данных и внедрение изменений.

Сбор данных — работа с сервисами веб-аналитики, рекламными кабинетами и CRM-системами. Веб-аналитик делает так, чтобы данные из них можно было легко изучить:

  • выгружает данные вручную и объединяет их или настраивает импорт данных через API;
  • работает с базами данных — обрабатывает и проверяет данные из систем аналитики, затем помещает их в хранилища;
  • настраивает системы сквозной аналитики — подробнее о них можно прочитать здесь;
  • формирует в специальных сервисах стандартные отчёты или динамические дашборды — это интерактивные графики, наглядно отражающие ключевые показатели;
  • автоматизирует работу — например, пишет скрипты, чтобы рутинные действия вроде сбора данных с рекламных кабинетов выполнялись автоматически.

Для этих задач веб-аналитик использует разные языки программирования — например, SQL, Python, R — и программы вроде Google Tag Manager. Но бывает, что языки не нужны, — например, если специалист работает с одним сервисом веб-аналитики и не использует базы данных.

Вадим Шестаков

Руководитель отдела аналитики в Adventum


«После ухода Tableau и Power BI в российских компаниях можно встретить и другие инструменты визуализации — например, Yandex DataLens или Metabase. Тут главное — понять принципы работы с визуализацией, они в целом похожи во всех сервисах».

Анализ данных — работа с отчётами. Веб-аналитик оценивает динамику показателей, ищет закономерности и взаимосвязи между тем, как меняются показатели, и тем, что происходит с сайтом и рекламой. Для этого он внимательно изучает отчёты: смотрит данные по разным страницам, сегментам целевой аудитории, периодам, источникам и многим другим параметрам.

Аналитик может работать со стандартными отчётами, как на скриншоте, и с динамическими дашбордами
Скриншот: «Яндекс Метрика»

Допустим, веб-аналитик замечает, что с контекстной рекламы пришло лидов в два раза меньше, чем в прошлом месяце. Изучает отчёты из рекламного кабинета и видит, что в этом месяце ставки снизили на 40%, а объявления теперь получают меньше показов. Специалист делает вывод: лидов стало меньше, потому что реклама теперь работает менее эффективно.

Внедрение изменений — работа по улучшению показателей, важных для бизнеса. Веб-аналитик на основе анализа данных выдвигает гипотезы — это предположения, как можно повысить эффективность сайта или рекламы. Например, специалист предполагает, что число лидов вернётся к норме, если повысить ставки на 40%.

Веб-аналитик передаёт гипотезы руководителю или проверяет их сам:

  • проводит A/B-тестирования: пишет скрипты или использует готовые решения в рекламных кабинетах;
  • составляет ТЗ для маркетологов, контекстологов, разработчиков и других специалистов, которые работают над сайтом и рекламой.

Когда специалисты внедрили изменения в соответствии с гипотезами, веб-аналитик собирает статистику и отслеживает динамику показателей.

Большую часть времени веб-аналитик посвящает анализу данных и внедрению изменений. Но бывают компании, в которых обязанности разделены: один специалист отвечает за составление отчётов, другой — за анализ данных, третий — за проверку гипотез.

Вадим Шестаков

Руководитель отдела аналитики в Adventum


«Современные сайты и веб-продукты постоянно меняются — и аналитика вслед за ними. Поэтому ещё одна задача веб-аналитиков — поддерживать всё в актуальном виде: удалять устаревшие данные, добавлять новые, работать с выбросами. В общем, делать так, чтобы компания могла доверять аналитике и уверенно использовать её.

Ещё один кейс — внедрение. В компании может не быть веб-аналитики или могут запускаться новые продукты или сайты. Тогда аналитику нужно внедрять всё с нуля. Это ценный опыт, который помогает комплексно взглянуть на веб-аналитику, расставить приоритеты (что собирать, а что — нет)».

Какие навыки и качества нужны хорошему специалисту

Чтобы понять, чего работодатели ожидают от специалистов, мы изучили вакансии на HeadHunter.

В большинстве случаев компании хотят, чтобы веб-аналитики имели навыки работы в «Яндекс Метрике», Google Analytics, Google Tag Manager. Реже — чтобы у них был опыт работы с BI-инструментами вроде Tableau, Google Data Studio, Power BI. Иногда — чтобы они знали языки программирования, чаще всего SQL.

Пример вакансии со стандартными требованиями
Скриншот: HeadHunter

Хорошим навыком считается умение обрабатывать большие массивы данных и продвинутое владение Excel. Некоторые работодатели предлагают альтернативу: ищут специалистов, которые могут работать в Google Sheets — сервисе для создания таблиц, похожем на Excel.

Такое требование часто встречается в вакансиях
Скриншот: HeadHunter

Обязательное качество для хорошего веб-аналитика — аналитический склад ума. Его требует большинство работодателей. Специалист должен уметь работать с большими объёмами информации и правильно находить взаимосвязи между показателями.

Также работодатели ожидают, что веб-аналитик будет коммуникабельным, стрессоустойчивым и проактивным
Скриншот: HeadHunter

Реже от специалистов ждут навыков работы с мобильной аналитикой, самостоятельности, инициативности, владения английским языком на хорошем уровне и понимания продуктовых метрик. Некоторые работодатели отдают предпочтение кандидатам, у которых есть опыт настройки рекламных кампаний.

Вадим Шестаков

Руководитель отдела аналитики в Adventum


«Веб-аналитик способен сделать аналитику популярной во всей компании и помочь бизнесу расти быстрее. Использование графиков в отчётах, обучение команды базовым навыкам работы с дашбордами и применение аналитики для принятия решений — всё это может изменить культуру в компании. Мы наблюдали случаи, когда инициативные аналитики показывали ценность данных другим отделам и дашборды становились такими же популярными, как мессенджеры и почта».

Сколько зарабатывает веб-аналитик

Зарплата специалиста зависит от его квалификации. Есть три ступени квалификации: junior, middle, senior.

Junior — начинающий специалист без опыта работы или с минимальным опытом: например, в какой-то смежной области. Предполагается, что у junior-веб-аналитика есть базовые навыки работы в сервисах аналитики — он может делать простые отчёты, работать в Excel, строить дашборды.

Начинающие специалисты часто попадают на должности ассистентов: работодатели обучают их в процессе. Средняя зарплата для веб-аналитиков без опыта — 40–70 тысяч рублей.

На HeadHunter почти двести вакансий для специалистов без опыта
Скриншот: HeadHunter

Middle — веб-аналитик с опытом работы от года. Он умеет обрабатывать большие объёмы данных, работать с кодом, анализировать данные и выдвигать гипотезы. Средняя зарплата веб-аналитика с опытом работы от года до трёх лет — 60–130 тысяч рублей.

Так выглядит разброс зарплат специалистов уровня middle
Скриншот: HeadHunter

Senior — это профессионал с опытом работы как минимум три года. У него есть успешные кейсы с хорошими цифрами: например, повышение конверсии в три раза. Он умеет строить сквозную аналитику, автоматизировать процессы, писать скрипты, контролировать качество данных, искать аномалии в базах данных, решать нестандартные задачи.

Зарплата веб-аналитика на senior-ступени зависит от обязанностей: чем их больше, тем выше доход. Средняя зарплата — 90–200 тысяч рублей, но есть вакансии, в которых предлагают доход 300 тысяч рублей и более.

В большинстве вакансий веб-аналитикам уровня senior предлагают зарплату от 90 тысяч, в двухстах вакансиях — от 160 тысяч
Скриншот: HeadHunter

Как стать веб-аналитиком

Есть три способа стать веб-аналитиком с нуля: пойти в помощники к аналитику, перейти из смежной профессии или пройти обучение.

Помощник аналитика обычно занимается рутинной работой: сбором информации, выгрузкой отчётов, работой в Excel. Базовым навыкам обучает наставник — опытный веб-аналитик.

Чтобы устроиться помощником веб-аналитика, не обязательны профильные навыки или образование. Достаточно уметь работать с Excel, не бояться кода и иметь аналитический склад ума. Вакансии помощника можно искать на агрегаторах вроде HeadHunter.

Пример вакансии для людей без опыта
Скриншот: HeadHunter

Вырасти из смежной профессии можно, если она предполагает анализ данных. Например, специалист по контекстной рекламе может работать в системе сквозной аналитики для анализа и оптимизации кампаний. И если будет углублённо изучать её, сможет претендовать на должность младшего веб-аналитика и развиваться дальше.

На обучении можно получить и теорию, и практику. Теория позволит понять, как можно влиять на важные для бизнеса показатели. Практика даст навыки, необходимые для работы: например, можно научиться использовать языки SQL для поиска данных и Python для чистки от битых ссылок и других ошибок в базе данных.

Если выбрать хороший курс, можно получить первый доход уже во время обучения, а по окончании претендовать на должности не только для специалистов без опыта, но и для веб-аналитиков уровня middle.

Учат ли веб-аналитиков в Skillbox? Да, на курсе «Профессия Веб-аналитик» — он подойдёт тем, кто хочет освоить инструменты на продвинутом уровне. В том числе веб-аналитикам уровня junior, которые хотят вырасти до middle.

Программа курса предполагает обучение базовым и продвинутым навыкам
Скриншот: Skillbox

Курс гарантирует трудоустройство: центр карьеры предложит стажировку у партнёров или поможет составить резюме и индивидуальный карьерный план. Если вы не выйдете на работу, деньги за обучение вернут.

Какие перспективы есть у веб-аналитика

Хороший специалист может дорасти до старшего веб-аналитика. Тот организует работу отдела, автоматизирует работу, создаёт шаблоны отчётов, занимается автоматизацией и комплексным анализом показателей. Зарплата может достигать 200–300 тысяч рублей.

Ещё можно стать бизнес-аналитиком: он анализирует не сайт и рекламу, а бизнес-процессы. Больше работает с финансовой и управленческой отчётностью: рассчитывает бизнес-модели, анализирует экономику и оптимизирует процессы в компании. Бизнес-аналитик помогает компаниям принимать стратегические решения, а в будущем может занять место руководителя или открыть своё дело.

Посмотрите, как люди осваивают новые профессии и чего они добиваются



Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована