Маркетинг
#статьи

Кто такой интернет-маркетолог и чем он занимается

Это же очевидно: интернет-маркетолог обманывает поисковики, гарантирует продажи, и всё это — сразу после пяти лет в вузе. Хотя погодите-ка…

Разве маркетинг в интернете отличается от обычного?

Конечно, основы маркетинга универсальны и работают везде, но у онлайна и офлайна свои специфики. Например, в интернете нет смысла просто размещать рекламу и ждать (как в случае со щитами на дорогах, газетами или TV).

В интернет-маркетинге можно оперативнее влиять на эффективность, поэтому важно смотреть аналитику, тестировать гипотезы, добавлять новые объявления и так далее. А вот в плане продуктов, пожалуй, разницы нет: в сети можно продвигать всё что угодно, от масс-маркета до промышленного оборудования.

Иван Иваничев

Пишущий интернет-маркетолог, автор-фрилансер. Помогает развивать и продвигать блоги, делает контент для внешних площадок. Пишет об интернет-маркетинге, реже о финансах и бизнесе.


А за что отвечает интернет-маркетолог — если в целом?

В целом — за продвижение бизнеса в интернете. Он помогает повысить узнаваемость компании, спрос на продукт и/или число заявок, заказов, звонков, продаж. Координирует работу других специалистов: копирайтеров (они пишут тексты), веб-дизайнеров (оформляют сайты/соцсети), оптимизаторов (отвечают за SEO — продвижение в поисковиках).

Разве это не тот, кто просто настраивает рекламу в интернете?

Интернет-маркетолог занимается не только этим. У него разные задачи, и он пользуется множеством инструментов. Один из них — реклама, например платные объявления в Яндексе и «ВКонтакте».

Но есть и другие; среди них контент-маркетинг — работа по подготовке и распространению полезного контента. Это могут быть статьи, email-рассылки, видео и другие форматы, где можно обойтись без рекламы. Вопрос не в количестве каналов или определённых инструментах, а в эффективности: можно ли достичь нужной цели и уложиться в запланированный бюджет.

Кажется, ещё он работает с поисковиками?

Да, поисковая оптимизация (SEO) — одно из направлений интернет-маркетинга. Раньше под этой работой часто понимали манипулирование поисковиками: вписывание на сайт определённого количества специальных слов (ключевиков), накрутку посещаемости, покупку ссылок.

Но современное «белое» продвижение — не про обман Яндекса и Google, как было раньше. Потому что сейчас их алгоритмы «умные» и наказывают за попытки манипулировать поисковой выдачей. Сейчас SEO — это в первую очередь работа по созданию удобного и информативного сайта для пользователей, потенциальных и действующих клиентов.

Так что же он всё-таки делает? Можете перечислить основное?

Вот чем занимается интернет-маркетолог:

  • изучает рынок, конкурентов и целевую аудиторию;
  • разрабатывает и внедряет стратегии продвижения;
  • распределяет бюджет;
  • выбирает маркетинговые инструменты и анализирует их эффективность;
  • общается с клиентами;
  • контролирует подрядчиков;
  • управляет командой.

Кроме этого, интернет-маркетолог может выполнять и рядовые задачи вроде запуска рекламы в VK, установки Google Analytics на сайт или написания поста в блог.

Интернет-маркетолог может гарантировать продажи для бизнеса?

Опытный специалист не будет давать гарантий продаж и тем более прибыли, так как понимает: его ответственность ограничена. Ведь, как правило, интернет-маркетолог не может напрямую влиять на качество продукта (плохой продукт → плохая репутация → плохо с продажами). То же самое и с обработкой заказов: менеджеры могут просто «сливать» заявки — не перезванивать, не отвечать на звонки, грубить клиентам и так далее.

Основные KPI (ключевые показатели эффективности) в интернет-маркетинге, за которые подрядчик может брать вознаграждение: трафик (количество посетителей на сайте) и лиды (заявки, заказы, звонки).

Сколько можно зарабатывать в интернет-маркетинге?

По данным опроса Serpstat, медиана по зарплате составляет 700 $ (фриланс, рынок СНГ) и 800 $ (inhouse, тоже рынок СНГ). И это не предел, потому что интернет-маркетолог может брать несколько проектов, легко работать удалённо (значит, и с западными компаниями), а также открыть собственное агентство. Уровень заработной платы фрилансера-маркетолога на западных рынках уже составляет 1 298 $ в месяц.

А работу найти реально?

Согласно исследованию SuperJob, на которое ссылается ТАСС, интернет-маркетолог — в числе наиболее востребованных профессий 2019 года в сфере маркетинга и рекламы. Эксперты портала также прогнозировали в 2020 году большой спрос на специалистов по интернет-маркетингу. Они отметили, что на самый высокий доход можно получить в IT, телекоме и B2C-продажах; зарплатный максимум — 200 000 рублей.

Работа интернет-маркетолога, скорее, станет ещё более востребованной в будущем, так как есть несколько важных факторов:

  • Увеличиваются расходы на продвижение в интернете. В 2019 году АКАР оценили затраты на Digital в 244 млрд рублей (данные по российскому рынку) — это на 20% больше, чем в предыдущем году. Интернет оказался единственным каналом с положительной динамикой (ТВ, реклама, пресса, наоборот, «просели»);
  • В то же время аудитория интернета растёт медленно. GfK сообщает, что рост идет преимущественно за счёт пенсионеров и новых мобильных устройств. А среди молодёжи и людей среднего возраста проникновение интернета близко к предельному уровню.

Если ещё учесть, что бизнес в связи с карантином/самоизоляцией начал массово переходить в онлайн и всячески расширять своё присутствие в интернете, конкуренция за целевую платёжеспособную аудиторию будет только расти. Следовательно, хороший интернет-маркетолог, который постоянно набирается опыта и растёт в профессии, пожалуй, всегда будет востребован и найдёт работу.

Можно ли стать интернет-маркетологом, если отучиться в вузе?

Вряд ли. В вузе вы сможете освоить азы маркетинга в целом, базовые понятия. Но обычное образование не сильно поможет в Digital, как минимум потому, что каждый день что-то меняется, а вузовская учебная программа неповоротливая. К тому же в вузах много преподавателей-теоретиков, а не практиков.

Где же тогда учиться?

Начать можно с более гибких краткосрочных программ, которые ведут специалисты-практики. Если вы новичок в отрасли, то лучше выбирать комплексное обучение. Учиться с нуля будет гораздо легче при системном подходе — по продуманной программе, у реальных экспертов, с обратной связью. Например, у Skillbox есть как раз такой онлайн-курс по интернет-маркетингу.

Но стать по-настоящему крутым профессионалом можно только благодаря последующей работе с реальными проектами, постоянному саморазвитию, изучению тематических блогов, подкастов, рассылок, Telegram-каналов, etc. То есть непрерывному образованию.

Какие качества и умения нужны интернет-маркетологу?

Вот самое основное:

  • Умение общаться с людьми: клиентами, представителями площадок, подрядчиками.
  • Умение управлять командой других специалистов (это могут быть копирайтеры, SEO-специалисты, редакторы, дизайнеры).
  • Креативность — пригодится для создания рекламных объявлений, нестандартных форматов контента.
  • Хорошо, если вы любите цифры, — сейчас серьёзный маркетинг невозможен без аналитики, работы с данными.
  • Универсальность: может понадобиться и писать тексты, и нарисовать картинку, и внедрять аналитику, и править код на сайте.
  • И, конечно, очень пригодится высокая скорость самообучения. Потому что «всё течет, всё меняется» — невозможно пройти один курс и на этом остановиться, расслабиться.

А что за онлайн-курс по интернет-маркетингу?

Двухлетний учебный курс Skillbox для глубокого погружения в профессию интернет-маркетолога. Вы разберётесь в тонкостях сквозной аналитики и performance-маркетинга, научитесь строить эффективные рекламные стратегии и управлять рекламными кампаниями.

  • Первые полгода учёбы — без оплаты.
  • Первые клиенты — уже через четыре месяца.
  • Неограниченный доступ к материалам курса.
  • Обучение на реальных задачах.
  • Карьерные консультации и помощь в трудоустройстве.

Подробнее

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована