Код
#статьи

Аналитик: чем он занимается, сколько получает и как освоить профессию

Разбираемся, кто такой аналитик, какие типы аналитиков бывают и где на них самый большой спрос.

Кадр: мультфильм «Охота Порки на уток» / Warner Brothers

Аналитик умеет извлекать из данных полезные знания, находить взаимосвязи, визуализировать данные и давать бизнесу полезные рекомендации, которые помогают улучшить продукт или наладить какие-то процессы. Конечно, аналитики работают не только в коммерческих структурах, многие социальные и инфраструктурные проекты также требуют глубокого погружения в данные.

Из этой статьи вы узнаете:


Кто такой аналитик

Аналитик — это специалист, который собирает и анализирует данные, чтобы исходя из них принимать взвешенные решения и давать основанные на данных рекомендации.

Вот наглядный пример работы аналитика. Представьте, что у вас есть онлайн-магазин по продаже резиновых уточек под названием «Резиновые кряки» 🐤. Вы хотите узнать, каких уточек пользователи чаще всего покупают с другими уточками — это поможет предлагать покупателям «пару» для их уточки (знаменитое «с этим товаром также покупают») и таким образом повысить продажи.

Магазин выглядит примерно так
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Аналитик изучает данные по продажам за какой-то период, отправляет SQL-запросы в базу данных, структурирует информацию и через неделю возвращается с результатами — презентацией или отчётом, в которых всё подробно расписано. Например, он мог обнаружить такие взаимосвязи:

  • уточку «Человек-паук» часто покупают в комплекте с уточкой «Доктор Осьминог»;
  • а уточку «Бэтмен» — с уточкой «Джокер».

Вас заинтересовали такие данные, и вы добавили новые рекомендации на сайт. Это проверка гипотезы: вы решили, что подобные пары способны значимо увеличить прибыль, — например, прикинули, что это может повысить продажи на 7%. По истечении месяца — или какого-то другого периода, который вы выбрали в качестве срока проверки гипотезы, — вы снова обращаетесь к аналитику и просите выдать информацию по текущему состоянию интернет-магазина. Он смотрит данные и обнаруживает, что благодаря нововведению продажи выросли на 10%.

В реальности всё несколько сложнее: продажи могут вырасти, а какие-то другие важные показатели — упасть. Так что аналитики работают с очень разнообразными и сложными структурами данных и должны учитывать максимальное количество значимых факторов.

Уточки «Бэтмен» и «Джокер» — идеальное сочетание
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Какие бывают аналитики

Аналитиков можно встретить во всех компаниях: они уже стали неотъемлемой частью бизнеса. Причём не существует единой профессии аналитика — слишком сильно различаются задачи, инструменты и доменные области.

Кроме того, у аналитиков ценится понимание конкретной индустрии: например, в геймдеве будет свой набор и взаимозависимость метрик, а в финтехе — совсем другой. И насмотренность специалиста будет сильно сказываться на результатах его работы.

Мы расскажем о самых популярных типах аналитиков:

Конечно, лет через десять эти типы профессии сильно изменятся — какие-то из них исчезнут, появятся новые специализации, и уж точно изменится набор инструментов и методов анализа данных.

Теперь рассмотрим каждый тип аналитика по отдельности — а чтобы лучше понять, какую роль они играют в компании, представим, чем именно они бы занимались в нашем онлайн-магазине резиновых уточек.

Важное примечание: разделение по конкретным задачам может быть весьма условным, а функции разных аналитиков — пересекаться или меняться от компании к компании.

Бизнес-аналитик

Итак, компании стремятся к тому, чтобы бизнес-процессы были максимально эффективными и протекали с минимумом затрат денег, времени и человеческого ресурса. Бизнес-аналитики как раз и преследуют эту цель. В их основные обязанности входит следующее:

  • анализ и оценка текущих рабочих процессов;
  • выявление областей для улучшения;
  • исследование и проверка текущих процессов компании;
  • представление результатов и рекомендаций владельцам бизнеса.

Мы дали задачу бизнес-аналитику — надо оптимизировать процесс обработки заявок по телефону. Бизнес-аналитик изучил все звонки отдела продаж за последние полгода и пришёл к выводу, что нужно добавить новые скрипты продаж — это поможет увеличить конверсию в покупку.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Если хотите узнать больше о бизнес-аналитике, читайте отдельную статью.

Продуктовый аналитик

Продуктовый аналитик — это тот, кто помогает развивать продукт компании. Он мониторит различные метрики, чтобы исследовать взаимодействие с пользователями и ситуацию на рынке. Это могут быть, например, такие показатели:

  • Retention rate — процент пользователей, которые неоднократно применяли продукт за определённый отрезок времени.
  • North Star metric (метрика Полярной звезды) — главная метрика, по которой компания или продукт судят об успешном развитии.
  • Количество визитов на страницу продукта.
  • Конверсия на разных этапах воронки — какой процент пользователей, попавших на определённую страницу сайта или экран приложения, совершили то или иное действие.

Продуктовые аналитики изучают данные, формулируют гипотезы и помогают улучшать продукт. Вот чем они обычно занимаются:

  • оценивают значимые для продукта показатели;
  • изучают поведение пользователей;
  • проводят количественные исследования;
  • строят системы визуализации данных (дашборды) по конкретным продуктам для разных департаментов компании;
  • прогнозируют, как внедрение новых фич или изменений в продукте повлияет на важные метрики;
  • вместе с продакт-менеджером прорабатывают стратегию развития продукта.

В «Резиновых кряках» аналитик как раз мог бы заниматься товарными рекомендациями — выяснять, каких уточек чаще всего покупают в связке, анализировать, какой формат товарных карточек даёт самые высокие конверсии, что мешает пользователям, добавившим уточку в корзину, завершить заказ, и тому подобное.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Подробнее о продуктовом аналитике читайте в нашей статье.

Дата-аналитик

Дата-аналитик (data analyst, или аналитик данных) — это тот, кто работает с большими данными, визуализирует их, находит неочевидные взаимосвязи и помогает принимать на их основе бизнес-решения. Он часто использует методы статистического анализа и машинного обучения.

Большими данными может стать что угодно — например, история транзакций за пять лет существования банка, история постов в социальной сети от всех жителей Челябинска или истории болезней всех пациентов российских больниц. Главное — чтобы этих данных было очень много. Благодаря большому объёму данных аналитики могут статистически значимо прослеживать взаимосвязи максимально широкого количества параметров системы и их влияние на разные метрики.

В «Резиновых кряках» дата-аналитик мог бы проанализировать всю историю продаж и найти неочевидные связи между товарами и характеристиками пользователей.

Например, мы могли бы узнать, что иркутяне больше любят уточек пастельных цветов с басовитым кряком, а уральцы — уточек вырвиглазной раскраски, которые тоненько попискивают. Это можно было бы выяснить, найдя взаимосвязь между продажами, возвратами, отзывами и социально-демографическими характеристиками пользователей.

В результате можно было бы подстраивать набор уточек на главной странице под тот регион, в котором пользователь заходит на сайт, а также добавить возможность прослушивать звук уточек и добавить описание этого звука в карточку товара.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Подробнее о дата-аналитике читайте в нашей статье.

Системный аналитик

Системный аналитик изучает, проектирует и внедряет информационные системы, а также улучшает уже существующие.

Цель системного аналитика — помогать компании создавать качественные IT-продукты. Ещё он должен переводить бизнес-требования к ПО на язык разработчиков.

Для нашей компании системный аналитик мог бы спроектировать систему мониторинга продаж, а также помочь интегрировать в интернет-магазин сервис доставки, чтобы всё работало без проблем.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Больше о профессии системного аналитика читайте в нашей статье.

Веб-аналитик

Веб-аналитик специализируется на анализе данных сайтов и веб-сервисов. Он смотрит на разные метрики и изучает, как посетители взаимодействуют с вашим ресурсом, а после этого выдаёт рекомендации, как можно улучшить весь сайт или отдельные страницы.

Веб-аналитики используют инструменты для анализа трафика на сайтах — например, популярные «Яндекс Метрику» и Google Analytics, а также настраивают их. Кроме того, они неплохо разбираются в маркетинге и понимают термины вроде «воронка продаж», KPI и «конверсия».

Чтобы помочь «Резиновым крякам», веб-аналитик мог бы изучить трафик сайта и выяснить, например, что люди часто заходят по запросу «купить резиновую утку», но при этом быстро покидают сайт. Он может предположить, что стоит добавить на сайт возможность быстрой покупки в пару кликов — так пользователям не придётся долго заполнять свой профиль и можно будет сразу получить желаемое. Как видно, грань между продуктовым и веб-аналитиком очень тонкая и вполне может меняться от компании к компании.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Подробнее о веб-аналитике и с примерами читайте в нашей статье.

Финансовый аналитик

Финансовый аналитик даёт рекомендации, связанные с финансами. Он анализирует финансовые данные, чтобы предоставить, например, обоснованные инвестиционные решения. Часто в обязанности финансового аналитика входят следующие задачи:

  • создание финансовых моделей бизнеса;
  • анализ финансовых данных;
  • оценка инвестиций;
  • подготовка финансовых отчётов.

Ещё финансовые аналитики могут предсказывать будущие финансовые показатели и давать рекомендации по их улучшению.

В «Резиновых кряках» можно отдать на просчёт финансовому аналитику новый вид уток — героев «Лего». Он выяснит, сколько денег стоит вложить в этот проект и через какое время он может окупиться.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Кто такой финансовый аналитик и чем он занимается, читайте в нашей статье.

Что должен знать и уметь аналитик

Если вы хотите развиваться в аналитике, придётся многому научиться — например, работать с инструментами по анализу и одновременно защищать свои идеи перед руководством. Рассмотрим универсальные для всех аналитиков навыки подробнее.

Технические навыки (хард-скиллы)

Мы проанализировали сотню вакансий на hh.ru и выделили такие технические навыки, которые встречаются у самых разных типов аналитиков.

Математика. Главная задача аналитика — собирать и анализировать данные. Без знания математики будет трудно в профессии, поскольку весь анализ строится на математических моделях. Поэтому базовая подготовка нужна каждому аналитику — особенно по темам, связанным с математической статистикой.

SQL. Это язык структурированных запросов, который нужен, чтобы работать с базами данных. Раз вы будете постоянно взаимодействовать с данными, их нужно научиться доставать из баз данных. Поэтому язык SQL наверняка будет одним из основных инструментов в вашей работе.

Языки статистического программирования. Чтобы проводить статистический анализ, нужно владеть такими языками, как R или Python. Они позволяют проводить расширенный анализ и моделирование данных, а также визуализировать их. На старте аналитику не обязательно знать эти языки на продвинутом уровне. Главное — понимать, как вызывать нужные функции, и ориентироваться в самых популярных библиотеках.

Визуализация данных. Чтобы эффективно изучать данные, необходимо представлять их в понятном виде. Так будет проще получить полезные инсайты. Выбор инструментов тут большой: Tableau, Excel, Google Sheets, Power BI, Yandex DataLens, те же языки программирования вроде Python, встроенные средства визуализации аналитических сервисов и даже созданные с нуля решения и дашборды. В крупных компаниях визуализацией данных могут заниматься целые отделы.

Софт-скиллы

Работа аналитика хоть и подразумевает постоянный анализ данных, но при этом также включает частое общение с коллегами. Поэтому без софт-скиллов никак не обойтись.

Коммуникационные навыки. Способность эффективно общаться с коллегами и руководством — важный навык для аналитика. Если вы умеете писать понятные и лаконичные отчёты и делать убедительные презентации, а также доходчиво объяснять и внимательно слушать, ваша ценность как специалиста точно увеличится.

Критическое мышление. Аналитик должен не только находить лучшие решения, но и постоянно подвергать свои выводы сомнению — это поможет совершать меньше ошибок и не строить бизнес-решения на ложных зависимостях.

Управление временем. Тайм-менеджмент — это инструмент, который позволит вам работать продуктивнее, сосредотачиваться на важном и с большей долей вероятности укладываться в срок.

Умение работать в команде. Одному сложно придумать лучшее решение, поэтому приходится обращаться к другим членам команды. Аналитик должен уметь делиться идеями и рекомендациями в конструктивной и профессиональной манере.

Сколько зарабатывают аналитики

Средняя зарплата аналитиков по России — 120 000 рублей. А медианная — 100 000 рублей. Это данные сайта zarplan.com. Но убедиться в этом можно на HeadHunter.

Бизнес-аналитик. Вбиваем в поиске специализацию и сразу видим две вакансии: младшего и ведущего аналитика. Разница огромная — 40 000 и 250 000 рублей. Но это как раз и показывает, что в профессии можно хорошо расти.

Зарплаты начинающего и ведущего бизнес-аналитика
Скриншот: hh.ru

Продуктовый аналитик. Продуктовые аналитики зарабатывают примерно столько же, сколько и бизнес-аналитики.

Аналитик данных. Зарплаты дата-аналитиков колеблются от 50 000 до 400 000 рублей в месяц в зависимости от квалификации и опыта работы:

Системный аналитик. Здесь зарплаты похожи на доходы специалистов, описанные выше:

Веб-аналитик. Специалистам готовы платить в среднем от 58 000 до 150 000 рублей в месяц. Но это далеко не предел.

Финансовый аналитик. На начало 2023 года средняя зарплата финансового аналитика составила от 80 000 рублей. При этом опытные специалисты могут получать гораздо больше:

Где выучиться на аналитика

Чтобы стать хорошим аналитиком, нужно получить качественные знания. Сделать это можно в университете или на онлайн-курсах.

Университеты

Вузы — это отличный способ получить фундаментальные знания, которые помогут в будущем. Часто аналитики получают образование на экономическом факультете, а также факультетах маркетинга, информатики и вычислительной техники.

Университеты подходят для тех, кто хочет систематизированно освоить четырёхгодичную программу и подтвердить свои знания государственным дипломом. Однако не все хотят тратить столько времени на учёбу.

Онлайн-курсы

Любую специальность в аналитике можно освоить онлайн и в сжатые сроки. Обычно такое обучение идёт несколько месяцев, а в конце студенты пишут дипломные работы, благодаря которым закрепляют свои знания.

На онлайн-курсах упор сделан на практические задания — ученики делают их, а затем наставники проверяют их и дают обратную связь. К тому же учиться можно из дома и в большинстве случаев проходить уроки в свободном ритме.

Ещё образовательные платформы могут помочь с трудоустройством — составить портфолио, резюме и дать рекомендации по тому, как вести себя на собеседованиях.

Что запомнить

  • Аналитик — это широкое определение, в которое включаются разные специализации.
  • Бизнес-аналитик занимается оптимизацией бизнес-процессов компании.
  • Продуктовый аналитик помогает разобраться, как пользователи отреагируют на нововведения.
  • Дата-аналитик изучает большие данные и находит неочевидные взаимосвязи, которые помогают улучшить продажи.
  • Системный аналитик занимается внедрением новых систем для компании и доработкой уже существующих.
  • Веб-аналитик исследует поведение пользователей на сайте и предлагает варианты, как можно превратить их в покупателей.
  • Финансовый аналитик ведёт финансовый учёт компании и прогнозирует будущую прибыль.
Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована