Маркетинг
#статьи

Кто такой SEO-специалист: чем он занимается, сколько зарабатывает и как им стать

Средняя зарплата опытного сеошника — 170 тысяч рублей. Рассказываем о профессии вместе с SEO-специалистами и руководителями агентств.

Кадр: фильм «Я люблю тебя, Филлип Моррис» / EuropaCorp

SEO-специалистов нанимают владельцы сайтов, которые хотят привлекать трафик из поисковых систем. Это востребованная диджитал-профессия, позволяющая удалённо работать и в штате компании, и на фрилансе.

В этом материале Skillbox Media подробно расскажем о профессии и о том, как в ней стартовать.


Кто такой SEO-специалист

SEO — поисковая оптимизация. Это доработка, развитие и продвижение сайта с учётом требований поисковых систем — например, «Яндекса» и Google.

SEO-специалист, или сеошник, — тот, кто дорабатывает, развивает и продвигает сайты. Он делает так, чтобы сайт «нравился» поисковым системам и пользователям. Благодаря этому сайт появляется в топе выдачи и получает больше трафика — на него чаще переходят из поиска.

Результат работы SEO-специалиста может выглядеть так: страницы сайта попадают в топ выдачи по разным запросам
Скриншот: «Яндекс» / Skillbox Media

Чтобы продвинуть сайт в поисковых системах, SEO-специалист решает разные задачи. Подробнее о его обязанностях мы поговорим дальше.

SEO-специалисты могут работать в штате компании или на фрилансе. Чаще всего они совмещают — ведут одновременно несколько проектов. Для одного проекта, например, выполняют весь комплекс SEO-задач, а для других — только некоторые.

В большинстве случаев сеошники работают удалённо, со свободным графиком. Некоторые ведут несколько проектов: например, днём работают над сайтом компании, в которой трудоустроены, а вечером выполняют заказы на фрилансе.

Обучение в Skillbox для тех, кто хочет стартовать в SEO

Чем занимается SEO-специалист

Задачи SEO-специалиста можно условно разделить на две большие группы: внутреннюю и внешнюю оптимизацию.

Внутренняя оптимизация — работа с сайтом. По словам Group Head SEO агентства impulse.guru, входящего в группу компаний KIT SOLER, Александра Сергеева, SEO-специалист:

  • анализирует цели и задачи бизнеса, чтобы понять, каких результатов нужно достичь с помощью SEO;
  • изучает конкурентов: смотрит, откуда и по каким запросам они получают трафик, как с ним работают;
  • составляет семантическое ядро — это поисковые запросы, по которым будут продвигать сайт;
  • разрабатывает структуру сайта: определяет, какие на нём должны быть страницы и какая будет иерархия страниц;
  • формирует стратегию продвижения и план действий — что нужно сделать, чтобы достичь результатов;
  • создаёт и дорабатывает контент — например, составляет технические задания (ТЗ) на тексты для сайта;
  • оптимизирует сайт — прописывает метатеги, увеличивает скорость загрузки страниц и так далее.

Также SEO-специалист постоянно следит за результатами и делает всё, чтобы они улучшались. Например, отслеживает поведенческие факторы, анализирует конверсию посетителей в покупателя, изменения в поисковой выдаче и многое другое. Составляет рекомендации по тому, как улучшить эти показатели, готовит планы и отчёты.

Внешняя оптимизация — работа с другими площадками. SEO-специалист Skillbox Media Игорь Степаньков говорит, что во внешней оптимизации есть два основных блока задач: локальное продвижение и линкбилдинг.

Локальное (региональное) продвижение — добавление карточек организации на «Яндекс Карты», Google Maps и другие геосервисы. Сеошник оптимизирует эти карточки под запросы, чтобы получать дополнительный трафик.

SEO-специалист может зарегистрировать карточку компании на «Яндекс Картах» — и она будет появляться в выдаче
Скриншот: «Яндекс» / Skillbox Media

Линкбилдинг — наращивание числа обратных ссылок. Обратными ссылками называют ссылки, которые ведут на продвигаемый сайт. Их размещают на разных ресурсах — например, в сервисах вроде «Яндекс Кью», на форумах и на других подходящих по тематике сайтах. Узнать об этом подробнее можно в статье об обратных ссылках.

SEO‑специалист может не решать все эти задачи, а специализироваться на чём‑то одном.

Какие специализации есть в SEO

В сфере SEO много направлений работы. По словам SEO-специалиста Skillbox Media Игоря Степанькова, популярны три специализации — технический аудит, составление семантического ядра и линкбилдинг. Разберём, что предполагает каждая из них.

Технический аудит — поиск технических ошибок и проблем, из-за которых сайт не выходит в топ выдачи поисковых систем. Например, к ним относят ошибки при составлении файла robots.txt.

Чтобы устранить ошибки, сеошник составляет техническое задание для верстальщиков и программистов. Также сеошник может сам решать некоторые задачи — например, настраивать индексацию и уменьшать скорость загрузки сайта. Но для этого ему нужен опыт работы с HTML, CSS и популярными CMS.

Составление семантического ядра. SEO-специалист собирает запросы и объединяет их в группы — это называется кластеризацией. Он удаляет неподходящие запросы и расширяет семантическое ядро — например, синонимами или поисковыми подсказками. Также он прорабатывает структуру сайта и принимает окончательное решение: создавать под каждый кластер одну посадочную страницу или несколько.

Большую часть рутинной работы вроде сбора ключей делают специальные программы и сервисы. Сеошник даёт им правильные входные данные и обрабатывает результаты.

Линкбилдинг. SEO-специалист анализирует ссылочную массу продвигаемого сайта и сайтов конкурентов и составляет стратегию работы со ссылками. Затем реализует её:

  • ищет площадки, на которых можно разместить гостевые статьи, посты или комментарии со ссылками на продвигаемые страницы;
  • ставит задачи копирайтеру или другому ответственному за контент — что и как нужно написать;
  • размещает готовые материалы или контролирует размещение.

Такая работа не только увеличивает ссылочную массу, но и повышает узнаваемость бренда. Поэтому SEO-специалист может работать над линкбилдингом в связке с маркетологом или PR-менеджером.

Что должен знать и уметь SEO‑специалист

Мы опросили экспертов, чтобы узнать, какие навыки нужны сеошникам. Вот что они должны знать и уметь, по мнению руководителя группы сопровождения клиентов Rookee Сергея Секенова.

Понимать логику работы поисковых систем. Google, «Яндекс» и другие поисковики оценивают сайты по множеству параметров. Сеошник должен знать все правила ранжирования. Но выучить их один раз нельзя — поисковые системы регулярно выпускают новые алгоритмы. Поэтому также важно отслеживать изменения и тенденции.

Уметь анализировать. Успех продвижения во многом зависит от качественного анализа ниши, сайта, конкурентов, уровня конкуренции и так далее. Поэтому сеошнику важно уметь изучать и обрабатывать большое количество информации и делать из неё правильные выводы. Это поможет, в частности, строить прогнозы — когда и каких показателей получится достичь.

Уметь находить проблемы и их причины. Для этого SEO-специалисту нужно владеть инструментами анализа технических и SEO-показателей сайта. Также он должен понимать, какие проблемы нужно исправлять в первую очередь и как они могут быть связаны друг с другом. Не должно возникать ситуаций, когда специалист не знает, почему сайт не удаётся продвинуть.

Уметь работать с семантикой. Сеошник должен уметь собирать семантическое ядро для сайта вне зависимости от его тематики. А ещё ему нужно знать, как его применять: какие данные с его помощью можно получить, как распределять запросы по страницам и так далее.

Знать HTML, CSS и JavaScript. Быть программистом не обязательно, но нужно базово уметь писать и читать код. Иначе SEO-специалист не будет понимать, какие элементы на странице важны, не сможет заметить и исправить ошибки и дать рекомендации по оптимизации страниц.

Group Head SEO агентства impulse.guru Александр Сергеев говорит, что SEO-специалист также должен уметь составлять ТЗ для копирайтеров, анализировать страницы и составлять рекомендации по их доработке, работать с обратными ссылками, мониторить позиции и трафик.

«SEO-специалист должен, помимо хард-скиллов вроде навыков составления ТЗ и решения других SEO-задач, обладать софт-скиллами. Например, уметь общаться с коллегами, клиентами, планировать задачи и быть ответственным. Также важное качество — готовность выполнять рутинные задачи. Но, к счастью, любую рутину можно разбавить или ускорить — это приходит с опытом», — считает Александр Сергеев.

Важно также уметь работать со специальными инструментами. О них мы расскажем дальше.

Какими инструментами и сервисами должен владеть сеошник

SEO-специалисту нужно уметь работать не только с сервисами для поискового продвижения и анализа, но и с другими инструментами, считает Group Head SEO агентства impulse.guru Александр Сергеев.

На рынке много сервисов для продвижения и анализа. Вот несколько из них: «Топвизор», Arsenkin, Megaindex, Content Watch, Screaming Frog, JustMagic. С их помощью можно, например, проверять позиции сайта, собирать и кластеризовать ключевые слова, анализировать конкурентов и делать много что ещё. SEO-специалист должен уметь работать с ними, иначе рутина отнимет у него большую часть времени — всё придётся делать «руками».

Кроме того, SEO-специалисту важно уметь пользоваться:

  • сервисами веб-аналитики «Яндекс Метрика» и Google Analytics — чтобы отслеживать, откуда на сайт приходит трафик, как ведут себя пользователи, какие показатели у разных страниц;
  • сервисами для вебмастеров «Яндекс Вебмастер» и Google Search Console — чтобы оценивать индексацию в поисковых системах, контролировать работу сайта и то, как он представлен в поиске;
  • CMS, чтобы управлять сайтом и, например, прописывать метатеги и править статьи. Желательно, чтобы сеошник умел работать в популярных CMS — например, WordPress, Bitrix и Joomla;
  • пакетом MS Office, потому что он нужен для работы — например, в Word составляют ТЗ для копирайтеров и других специалистов, в Excel работают с семантикой и составляют отчёты.

Есть и другие сервисы, которые могут быть полезны в работе с SEO. Часто сеошники не осваивают все, а выбирают несколько «под себя» и используют их.

Какие зарплаты и перспективы есть в профессии

Зарплата SEO-специалиста в штате зависит от его квалификации. В диджитале три уровня квалификации: junior, middle и senior.

Junior — новичок, часто без опыта работы. В Москве его медианная зарплата — 80 459 рублей до вычета налогов: это данные исследования RealHR. На руки новичок получает около 70 тысяч рублей.

Group Head SEO агентства impulse.guru Александр Сергеев говорит, что новичок может рассчитывать на зарплату от 50 тысяч рублей. Всё зависит от региона, навыков специалиста и других параметров.

В этой вакансии ищут людей с минимальным опытом работы
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Middle — специалист с опытом работы от года до трёх лет, senior — специалист с опытом работы от трёх лет. По данным RealHR, медианная зарплата до вычета налогов для мидлов в Москве — 137 931 рубль, а сеньоры получают 172 413 рублей.

Зарплата в вакансиях для опытных специалистов редко бывает ниже 100 тысяч рублей
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

SEO-специалист может зарабатывать гораздо больше, считает основатель и руководитель агентства поискового маркетинга impulse.guru Илья Русаков: «У нас, например, линейка финансовой мотивации для специалиста завязана на проектах, которые он ведёт. Потолка в доходах практически нет. Если ты эффективен и результативен, заработная плата будет гораздо выше рынка».

Возможен и карьерный рост. Если у специалиста развиты управленческие качества и софт-скиллы, он сможет стать руководителем, например, отдела SEO или отдела маркетинга.

«Навыки SEO-специалиста будут полезны и в классическом маркетинге, и в интернет‑маркетинге — он может развиваться как маркетолог. Кстати, ещё я часто сталкиваюсь с кейсами, когда SEO-специалисты становятся продакт-менеджерами», — рассказывает Илья Русаков.

Среди SEO-специалистов также есть много тех, кто начинает развивать собственные проекты, говорит SEO-специалист Skillbox Media Игорь Степаньков. Например, многие сеошники запускают информационные сайты, чтобы зарабатывать на рекламе и партнёрских программах, и создают интернет-магазины, чаще по модели дропшиппинга.

Как освоить профессию с нуля

Стартовать в SEO можно без опыта, считает основатель и руководитель агентства поискового маркетинга impulse.guru Илья Русаков. В его агентстве работает бывший служащий налоговой. Он почти ничего не знал, но у него было большое желание учиться — и он освоил SEO.

Есть две основные точки входа в профессию — стажировка и курсы. Разберём их подробнее.

Новичков на стажировку часто берут маркетинговые агентства. Бизнесу чаще нужны специалисты, которых не нужно учить с нуля. Устроиться на стажировку будет проще тем, у кого уже есть смежные навыки или нужные личные качества — например, аналитический склад ума.

В агентстве стажёр может научиться всему на практике под присмотром опытных SEO-специалистов. Обычно сначала он изучает основы и выполняет простые задачи — например, занимается формированием семантического ядра. Когда он приобретает недостающие скиллы, он переходит на позицию SEO-специалиста.

Пример вакансии для стажёра
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Лучшее решение — сначала пройти курсы, а потом пойти на стажировку в агентство, считает основатель и руководитель агентства поискового маркетинга impulse.guru Илья Русаков. В агентстве новичок начнёт получать бесценный опыт и расти как специалист.

На курсах можно получить необходимые для работы теоретические знания и закрепить их на практике под присмотром кураторов. На многих курсах есть практические задания и работы, которые можно положить в портфолио.

После курсов больше шансов устроиться на стажировку в крупное агентство или получить должность SEO-специалиста в штате малого или среднего бизнеса. С хорошей теоретической базой можно рассчитывать на зарплату в 40–50 тысяч рублей.

В тексте этой вакансии предлагают зарплату от 45 тысяч рублей человеку после курсов
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Учат ли SEO-специалистов в Skillbox? В Skillbox есть большая программа «Профессия SEO‑специалист с нуля до PRO». Она записана совместно с AMDG — сетевым международным диджитал-агентством. AMDG выдаёт лицензию Junior Specialist тем, кто окончит курс.

Программа позволяет освоить профессию с нуля и получить работу. На ней учат всему, что нужно специалисту. Например:

  • проводить технический аудит — оценивать удобство сайта для пользователя, тестировать скорость загрузки страниц, искать ошибки в коде;
  • проводить внутреннюю и внешнюю оптимизацию сайта;
  • собирать семантическое ядро, кластеризовать запросы и разрабатывать структуру сайта;
  • анализировать контент, подбирать под него релевантные ключевые слова и создавать метатеги.

Кроме того, на курсе рассказывают об управлении командами SEO и работе на международном рынке.

На курсе много практики — к концу обучения в портфолио можно будет добавить три полноценных кейса. После итоговой работы специалисты Центра карьеры помогут найти работу: расскажут, как оформить резюме, разработают индивидуальный карьерный план, предложат партнёрские вакансии и подготовят к собеседованию.

Главное о профессии SEO‑специалиста в четырёх пунктах

  • SEO-специалист — тот, кто дорабатывает, развивает и продвигает сайты в поисковых системах. Он занимается внутренней и внешней оптимизацией: собирает семантическое ядро, исправляет ошибки, создаёт ТЗ на контент, размещает обратные ссылки и делает много что ещё.
  • Чтобы работать SEO-специалистом, нужно много знаний и навыков. Нужно понимать, как работают поисковые системы, уметь анализировать, работать с семантикой, находить проблемы и хотя бы базово знать HTML, CSS и JavaScript. Также важно уметь работать с SEO-инструментами, сервисами веб-аналитики, CMS, Excel и сервисами для веб-мастеров.
  • Зарплаты SEO-специалистов начинаются в среднем от 50 тысяч рублей. Опытные сеошники могут получать 130–170 тысяч рублей и больше. Путей роста много — например, SEO-специалист может дорасти до руководителя отдела, продакт-менеджера или развивать свой проект.
  • Стартовать в профессии можно с помощью стажировки или курсов. Оптимальный вариант — пройти курсы, а потом устроиться на стажировку. Так у специалиста будет хорошая теоретическая база, с которой будет легче получить практический опыт.

Как узнать больше о SEO

  • Факторы ранжирования — показатели сайта, на которые обращают внимание поисковые системы. Чтобы узнать, как с ними работать, прочитайте статьи Skillbox Media. В разборе факторов ранжирования рассказали, какие они бывают и как их улучшать. Также в Skillbox Media есть статья о поведенческих факторах — их считают самыми важными для SEO.
  • В гайде по «Яндекс.Вордстату» описали все важные функции сервиса. А эта статья об интенте поискового запроса поможет понять, какие запросы подходят для продвижения, а какие нет.
  • Если хотите научиться проводить SEO-аудит, прочитайте эту статью. Это руководство с чек-листом и ссылками на сервисы для самостоятельной проверки сайта.
  • Тем, кто хочет стартовать в SEO, подойдёт курс Skillbox «Профессия SEO-специалист с нуля до PRO». На нём учат всему, что пригодится в работе: рассказывают теорию, дают доступ к SEO-сервисам, проверяют домашнюю работу. А после прохождения курса помогают с трудоустройством.

Больше материалов Skillbox Media для погружения в SEO

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована