Маркетинг
#Руководства

Гайд по «Яндекс.Вордстату». Как подбирать ключевые слова для рекламы, SEO и контента

Что такое частотность? Как правильно пользоваться операторами? Какие запросы подбирать для рекламы, а какие — для сайта?

Кадр: фильм «Игры разума»

«Яндекс Вордстат» — бесплатный сервис для подбора ключевых слов, который помогает оценить интерес пользователей к какой-то теме. С помощью него можно:

  • собрать запросы для рекламы и продвижения бизнеса;
  • понять, в какие месяцы и в каких регионах больше и меньше интересуются темой;
  • разобраться, по каким ещё запросам ищут продукт или услугу.

Инструмент полезен для бизнеса и маркетологов. Найдя все релевантные запросы, можно обойти конкурентов в поиске. Зная, в какой сезон пользователи больше интересуются продуктом, можно распределить бюджет на рекламу.

Чтобы пользоваться сервисом, понадобится аккаунт «Яндекса». Разберёмся, как работать с «Яндекс Вордстатом».


Что показывает «Вордстат»: основная и дополнительные функции

Основная функция «Вордстата» — прогноз так называемой частотности, или показов по запросам. Когда вы указываете ключевое слово, сервис обращается к статистике «Яндекса» по запросам за прошлые месяцы и прогнозирует, сколько показов в поиске вы получите по этому слову.

Рассмотрим функции «Вордстата» на примере запросов для онлайн-школы программирования. Один из возможных — «как научиться программировать». Вбиваем его в поисковую строку, нажимаем «Подобрать» и видим два столбика.

Примерное число показов указано напротив каждого запроса
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

В левом столбике — все запросы, в которых есть указанная нами фраза. Их словоформа может меняться. В правом столбике — запросы, похожие на введённый. Их обычно ищут вместе с теми, что показаны в левом столбике. Они помогают подобрать дополнительные запросы для продвижения или идеи для контента — мы поговорим о подборе в этом разделе.

Дополнительные функции «Вордстата» — статистика по регионам, статистика по типам устройств и история запросов.

Статистика по регионам. Она нужна, чтобы прогнозировать спрос в разных городах. Выбираете нужную область под поисковой строкой — и смотрите, сколько раз люди в вашем городе ищут информацию по этому запросу. Это полезно для регионального бизнеса вроде кафе, чтобы подобрать самые выгодные для продвижения запросы.

Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Если нужно решить, в каком регионе выгоднее открывать филиал или запускать рекламу, можно посмотреть данные по всем регионам. Нажмите «По регионам»: откроется статистика по введённому ключевому слову. Ориентируйтесь на цифры в столбце «Региональная популярность»:

  • если там стоит 100%, то интерес к этой теме средний;
  • больше 100% — темой интересуются чаще, чем в других регионах;
  • меньше 100% — интерес к теме меньше, чем в других регионах.

Чем выше региональная популярность, тем больший интерес к теме проявляют жители региона.

Из статистики видно, что больше всего изучением программирования интересуются в Санкт-Петербурге и Москве
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Статистика по типам устройств. Она показывает, с каких устройств запросы вводят чаще всего. Так можно понять, какой версии сайта уделять больше внимания и на какую аудиторию настраивать рекламу. Переключайтесь между разными вкладками и сравнивайте частотность, чтобы понять, какими устройствами пользуется целевая аудитория.

Можно сравнить частотность на десктопах и мобильных: если вторых больше, нужно уделить особое внимание мобильной версии сайта
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

История запросов. В ней показано, как интерес пользователей к запросу меняется от месяца к месяцу. Это полезно для сезонного бизнеса, а ещё если бюджет на рекламу ограничен. Отталкиваясь от статистики, можно придумывать маркетинговые активности. Например, по графику ниже видно, что спрос на шубы плавно и медленно растёт с июля по октябрь, а в декабре — пик интереса. Потом интерес спадает, и с апреля по июль шубы мало кому интересны.

Историю можно дополнительно группировать по типам устройств, чтобы понять, в какие месяцы пользователи условных мобильных используют запрос чаще всего
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Зачем нужны операторы в «Вордстате» и как правильно их использовать

Операторы — символы, которые используют для уточнения запросов и статистики по ним. В «Вордстате» можно использовать шесть операторов: " ", +, !, [], - и () |.

Кавычки (" ") фиксируют количество слов в запросе и используемые в нём слова. То есть если написать «обучение программированию», сервис покажет только частотность этой фразы, не включая в результат частотность запросов вроде «обучение программированию на курсах».

Частотность фразы указана в заголовке левого столбца. Внутри столбца уже показана общая частотность для запросов с разными словоформами и порядком слов
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Плюс (+) включает точные формы предлогов и стоп-слов в запрос. Стоп-словами называют слова, которые не несут дополнительного смысла: местоимения, частицы, междометия.

Без оператора сервис не учтёт предлоги и стоп-слова и покажет по запросу «работа на дому» все запросы, в которых есть слова «работа» и «дом». В статистику попадёт частотность фраз «работа по дому», «работа дома» и других. Запрос с оператором «работа +на дому» покажет частотность только этой фразы.

Так выглядит работа оператора — в левом столбце будут все запросы, содержащие точную словоформу основного
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Минус (-) позволяет исключать из статистики запросы со словами, нерелевантными бизнесу. Например, многие ищут бесплатное обучение и не готовы тратить деньги на курсы. Чтобы не учитывать интерес к теме от этих пользователей, пригодится оператор.

По стандартному запросу «обучение программированию» сервис прогнозирует 38 339 показов в месяц. А если убрать запросы пользователей, которые хотят учиться бесплатно, частотность будет меньше.

Оператор показывает, сколько раз вводили запрос без приставки «бесплатно»
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Восклицательный знак (!) фиксирует форму слова — число, падеж и время. Порядок слов при этом может быть любым.

Оператор позволяет получить статистику только по нужному запросу: без учёта похожих на него, но неподходящих. Например, с ним можно выяснить точную частотность фразы «купить вазу»: в неё не включат частотность запроса «купить ваз».

Восклицательным знаком можно фиксировать любое число слов в запросе
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Квадратные скобки ([]) закрепляют порядок слов в запросе, учитывая словоформы и стоп-слова. Если хотите выяснить, сколько показов получит фраза, заключите её полностью в квадратные скобки.

Без оператора «Вордстат» показывает частотность более 60 000, с оператором — всего 13 700
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Оператор «или» (() |) показывает статистику по нескольким фразам одновременно. Его используют, чтобы посмотреть общую частотность для похожих запросов. Синонимы заключают в скобки и разделяют знаком | — тогда «Вордстат» суммирует данные по показам запросов, содержащих разные синонимы.

Пример использования запроса с оператором «или»
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Несколько операторов можно использовать одновременно, чтобы получить точную статистику по узкому запросу.

Так выглядит использование нескольких операторов
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Как автоматизировать работу с ключевыми фразами в «Вордстате»

Есть плагины для браузеров, которые упрощают работу с сервисом. Их много, рассмотрим два популярных — Wordstat Helper и Wordstat Assistant.

Wordstat Helper — многофункциональное расширение. Оно открывается автоматически, когда заходите в «Вордстат».

Wordstat Helper добавляет в столбцы значок плюса. Если кликнуть по нему, запрос сохранится в группе. Удалить его из группы можно, если нажать значок минуса.

Так выглядит «Вордстат» с расширением Wordstat Helper
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Также Wordstat Helper проверяет запросы на дубли — не добавляет одинаковые фразы А ещё считает количество запросов в списке и позволяет сортировать их по алфавиту и частотности.

Wordstat Assistant работает так же, как Wordstat Helper, — сохраняет запросы в список, если нажать на плюс рядом с ними. Готовый список можно скопировать и переместить в Excel или блокнот вместе с частотностью.

Запросы можно отсортировать по частоте, алфавиту и порядку добавления запросов. Они сохраняются, даже если закрыть вкладку сервиса. Ключи проверяются на дублирование.

Рекомендации, как использовать «Вордстат» для запуска контекстной рекламы

В первую очередь нужно провести брейнсторм: придумать слова и фразы, которые ассоциируются с продуктом или товаром, который нужно продвигать. Желательно, чтобы эти запросы отражали коммерческий интерес пользователя. Например:

  • «курсы программирования»;
  • «школа программирования»;
  • «научиться программировать»;
  • «разработка с нуля».

Дальше по этим запросам по очереди подбираем фразы из «Вордстата». Если бизнес локальный, обязательно установите регион.

Просматривайте все запросы, которые сервис предложил для основной фразы
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Все подходящие по смыслу запросы сохраняйте с помощью Wordstat Helper или Wordstat Assistant. Чтобы расширить семантику по конкретному запросу, просто кликните по нему в «Вордстате». Например, нам нужно больше запросов по фразе «курсы программирования с нуля». Мы кликаем по этому запросу и получаем новый список фраз, который содержит нужные нам слова.

Когда все запросы собраны, их можно скопировать из Wordstat Helper или Wordstat Assistant и разделить на группы по смыслу
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Когда сохраняете запросы, обращайте внимание на их частотность. Для рекламы в РСЯ достаточно собрать основные широкие запросы, которые ассоциируются с товаром или услугой. Чем выше популярность запроса, тем больше людей увидит объявление. То есть если мы продвигаем онлайн-школу программирования, для РСЯ подойдут запросы: «обучение программированию» с частотностью 34 930 запросов и «курсы программирования» с частотностью 74 369 запросов.

Для рекламы на поиске выгоднее сужать запросы, чтобы объявления чаще оказывались на первой позиции. Также при точном соответствии запроса тексту объявления пользователи будут реже кликать по рекламе зря — это сэкономит деньги. Поэтому для рекламы можно собирать фразы с частотой от десяти показов в месяц.

Обратите внимание: в разных нишах разная частотность. Запрос «купить башенный кран» с тысячей показов в месяц — высокочастотный, потому что краны мало кому нужны. А тысяча запросов «купить Xiaomi» — низкочастотный, этот товар ищут намного чаще.

Как подбирать запросы в «Вордстате» для продвижения сайта в поисковой выдаче

Большим сайтам с заранее продуманной структурой нужно максимально широкое семантическое ядро. «Вордстат» используют только для сбора идей и широких ключевых запросов, а само ядро собирают специальными сервисами вроде Key Collector. Указываете в подобном сервисе широкие запросы, и тот собирает все возможные вариации фраз по ним.

Для продвижения сайта собирают все запросы, которые интересны целевой аудитории. Они не всегда отражают желание купить продукт.

Чтобы найти такие запросы, анализируют конкурентов или проводят брейнсторм. Сначала не углубляются в узкие запросы, а отрабатывают все полученные идеи. Например, для онлайн-школы программирования смотрят статистику по запросам:

  • «курсы по программированию»;
  • «онлайн-школа программирования»;
  • «уроки программирования»;
  • «как создавать сайты»;
  • «как разрабатывать приложения».

Каждый запрос вбивают в поисковую строку «Вордстата» и смотрят, какие ещё похожие запросы есть.

Например, мы ищем идеи по запросу «курсы по программированию». Из левого столбика можно сразу добавить другие запросы, связанные с онлайн-школой. Это:

  • «курсы программирования для детей»;
  • «курсы программирования на python»;
  • «курсы программирования с нуля»;
  • «курсы программирования для начинающих»;
  • «курсы программирования для школьников».
Все подходящие запросы сохраняем в список, чтобы потом отнести их в Key Collector и собрать по ним расширенную семантику
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Из правого столбика можно выбрать дополнительные неочевидные идеи. Это запросы, которые тоже отражают интерес пользователя к теме. В нашем случае это могут быть:

  • «создание сайтов обучение»;
  • «школа программистов»;
  • «обучение на программиста».

Такую работу нужно провести с каждым запросом: сначала ищем идеи в «Вордстате», потом собираем ключи в Key Collector и распределяем их по страницам сайта.

Как искать идеи для контента с помощью «Вордстата»

«Вордстат» помогает не только собрать запросы для рекламы или SEO, но и найти идеи для контента в блог или соцсети. Чтобы понять, о чём можно рассказать читателям, подумайте, кто ваша целевая аудитория и что её интересует. Запишите идеи и найдите поисковые фразы по ним.

Например, читателям блога школы программирования могут быть интересны основы программирования, зарплаты специалистов и различия между специализациями. Отталкиваясь от этого, можно собрать простые запросы:

  • «основы программирования»;
  • «сколько зарабатывает разработчик»;
  • «iOS-разработчик»;
  • «разработчик сайтов».

По очереди вбиваем их в поисковую строку «Вордстата» и смотрим, чем интересуются люди.

Например, смотрим, чем интересуются люди, которые хотят почитать про iOS-разработчиков
Скриншот: «Яндекс Вордстат»

Идеи для текстов можно брать из обоих столбиков. Например, видно, что людям интересно, на каких языках пишут iOS-разработчики и какую зарплату получают. Отталкиваясь от интересов аудитории, можно написать статьи на темы:

  • где учиться iOS-разработке;
  • сколько зарабатывает iOS-разработчик;
  • на каких языках пишут iOS-разработчики;
  • кто такой iOS-разработчик.

Из правого столбика можно взять дополнительные идеи и придумать под них темы. Например:

  • Какой язык программирования самый популярный и как ему обучиться.
  • Веб-программирование — что такое и кому подходит.
  • Как развивалось программирование под Apple.

Для оптимизации контента можно брать запросы, которые использовали для поиска идей, и связанные с ними фразы.

Учитывайте, что чем выше конкуренция в вашей нише, тем меньше шанс занять топ по высокочастотным запросам. Поэтому лучше начать с низкочастотных запросов — с показателем от десяти до тысячи обращений в месяц. По ним будет меньше трафика, зато шанс попасть в топ выдачи будет выше.

Другие материалы Skillbox Media о работе с ключевыми словами

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована