Маркетинг
#статьи

Как использовать поисковые подсказки в продвижении сайта: кейсы и рекомендации

Оказывается, подсказками можно управлять так, чтобы они приносили трафик. Рассказываем, как это делать.

Иллюстрация: Google Logo / Yandex Logo / Wikimedia Commons / Rogue / Freepng / Onome2 / Cleanpng / Meery Mary для Skillbox Media

Поисковые подсказки — фразы для автозаполнения, которые «Яндекс» и Google предлагают после ввода первых букв или слов запроса. Если пользователь кликнет на подсказку, то он попадёт в выдачу по этому запросу. Это упрощает поиск, поэтому поисковые подсказки получают часть трафика. Исследование Backlinko подтверждает: в Google люди кликают на них в 23% случаев.

В поисковых подсказках могут появляться какие угодно запросы, в том числе брендовые и коммерческие. Значит, их можно использовать для продвижения сайта. Разбираемся:


Как «Яндекс» и Google формируют поисковые подсказки

Поисковые системы подробно рассказывали о механизме формирования подсказок: «Яндекс» — в блоге, Google — в справке. В обоих поисковиках схожие принципы: в базу подсказок попадают реальные популярные запросы пользователей. Каждый раз, когда человек что-то ищет, алгоритмы анализируют его запрос и предлагают подходящие фразы для автозаполнения.

Google понимает, что пользователь хочет купить телефон, и предлагает конкретные варианты. Скриншот: Google

Поисковые системы формируют подсказки, учитывая персональные параметры пользователя:

  • местоположение;
  • интересы;
  • историю поисковых запросов и другие.

Поэтому у людей могут быть разные подсказки, даже когда они вводят одинаковый запрос.

Так работает персонализация в поисковых подсказках. Изображение: блог «Яндекса»

Чем фраза популярнее и релевантнее запросу пользователя, тем выше она находится в списке подсказок. Это подтверждает следующий кейс: в 2016 году Aviasales разыгрывала перелёт между пользователями, которые пройдут тест на знания о Южной Корее. Вопросы из теста благодаря большому числу запросов заняли топ в поисковых подсказках «Яндекса» за один день.

Спрос на разные поисковые фразы постоянно меняется, поэтому меняется и база подсказок. Если какой-то запрос попал туда сегодня, это не гарантирует, что пользователи будут видеть его и завтра.

Как можно получать трафик через поисковые подсказки и в чём ещё они полезны

С помощью поисковых подсказок получают дополнительный трафик на сайт. Есть несколько стратегий.

Первый способ работает так:

  1. Анализируют, по каким запросам сайт занимает топ выдачи в «Яндексе» и Google.
  2. Выводят эти запросы в поисковые подсказки.
  3. Получают рост трафика: пользователи сначала используют релевантную подсказку, потом переходят на сайт.

Метод работает с запросами, по которым сайт находится в топ-3. Согласно исследованию Semantica, первая позиция в выдаче получает 31,7% кликов, вторая — 24,71%, третья — 18,66%.

Второй способ — вывести в подсказки запросы с упоминанием своего бренда: например, «телефоны Xiaomi». Это позволяет не только получить трафик на сайт, но и сформировать спрос, улучшить узнаваемость бренда и повысить охваты.

Директор по маркетингу в Milarky.ru Сергей Евдокимов рассказал о небольшом лайфхаке. Нужно придумать дополнительное слово к популярному запросу, по которому никто не ищет, вывести страницу по нему в топ, а потом продвинуть его в поисковые подсказки. «Лучше выводить в топ-3 подсказок такую фразу, чтобы трафика было больше», — уточнил эксперт.

Основатель и руководитель студии продвижения YouTube-каналов Advazo Дмитрий Новиков поделился стратегией, с помощью которой в студии привлекают горячий целевой трафик. В Advazo создают видео на YouTube и оптимизируют их под подсказки на видеохостинге, а в описании, заставках, комментариях и подсказках оставляют ссылку на ресурс. Ролики занимают топ выдачи на YouTube, а иногда, дополнительно, — в «Яндексе» и Google. «Особенно хорошо такая стратегия работает для бизнеса и для узких ниш», — отмечает эксперт.

Поисковые подсказки можно использовать не только для того, чтобы выводить в них нужные фразы, но и для составления семантического ядра: фраз, по которым сайт продвигают в топ выдачи. Это дополнительный источник запросов: когда собирают ядро, подсказки изучают вместе с фразами конкурентов, фразами из «Яндекс.Вордстата» и блоками «вместе с этим ищут» в поисковой выдаче. Это помогает охватить выдачу по всем релевантным запросам и не упустить важные фразы. Собирают поисковые подсказки вручную или специальными сервисами: SE Ranking, Serpstat, Click и другими.

О значимости подсказок в семантическом ядре рассказал SEO-специалист агентства digital-маркетинга MediaNation Дмитрий Лашманов: «Например, мы оптимизируем страницу услуги SEO-аудита под коммерческие запросы. А в подсказках находятся в основном информационные запросы. Их можно использовать для привлечения дополнительного трафика — написать статьи о SEO-аудите». Пользователи, пришедшие на такие страницы, улучшат поведенческие факторы. Потенциальных клиентов можно перенаправить на страницу услуг или дальше работать с ними через ремаркетинг.

Также поисковые подсказки полезны в SERM — управлении репутацией в поисковых системах. Пользователи читают отзывы о продуктах — это подтверждает, например, опрос BrightLocal. И если в поисковых подсказках во время поиска информации о компании люди увидят негатив, это может повлиять на их решение о покупке. С помощью поисковых подсказок «плохие» фразы можно убрать из списка автозаполнения, а «хорошие» — продвинуть вверх.

Пример того, как может выглядеть негативная поисковая подсказка. Скриншот: Google

Как попасть в поисковые подсказки с конкретным запросом

Способ, который может показаться самым простым, — накрутка поисковых подсказок. По мнению некоторых экспертов, она работает и в «Яндексе», и в Google. Показываете поисковым системам рост популярности конкретного запроса — и он попадает в подсказки по релевантным фразам. Есть и программы, в которых накрутка происходит автоматически, и специалисты и агентства, занимающиеся накруткой.

Услуги стоят по-разному: кто-то берёт 2000 рублей в месяц, кто-то — 4500 рублей за накрутку одной подсказки с частотностью до 1000 показов в месяц. Цена не всегда оправданна. Директор по маркетингу в Milarky.ru Сергей Евдокимов рассказал о накрутке в Google: за 20 000 рублей удалось вывести подсказку в топ-3 и получить с неё около 1000 визитов на сайт. «20 рублей за визит — довольно высокая цена, так как даже в сезон мы получали гораздо более дешёвый трафик с партнёрских проектов. Много переходов это тоже не приносит: максимально известный мне рост брендового трафика из кейсов коллег — 15%», — говорит эксперт.

Как реагируют на накрутку поисковые системы? Сергей Евдокимов объясняет, что при желании «Яндекс» и Google могут наказать за это. Но продвижение брендовых запросов в подсказках не вредит конечному пользователю, пока это не массовое явление. Поэтому с санкциями не спешат.

Руководитель отдела SEO хостинг-провайдера и регистратора доменов Reg.ru Роман Осипов считает, что при накрутке есть вероятность попасть под санкции. «Нередки случаи, когда, например, „Яндекс“ за накрутку поисковых подсказок банил сайт», — отмечает он. SEO-оптимизатор в Webit Евгения Гудкова тоже считает, что из-за накрутки могут наложить санкции за поисковый спам. Она рекомендует повышать спрос на услуги и товары, чтобы попасть в подсказки естественным путём.

Естественный путь — маркетинговые активности, направленные на повышение охвата. Чем больше рекламы онлайн и офлайн вы запускаете, тем больше людей могут интересоваться компанией и искать о ней информацию. Так в подсказки могут попасть брендовые запросы.

Об этой механике рассказано в кейсе руководителя компании «Бюро Погодаева» Сергея Погодаева. Чтобы продвинуть поисковую подсказку в топ, он запустил таргетированную рекламу во «ВКонтакте» с текстом: «Узнай у Яндекса, как Погодаев продвигает лендинги в топ». Благодаря этому в подсказках «Яндекса» появились слова «landing page Погодаева».

Так выглядит подсказка, полученная благодаря рекламе. Скриншот: блог «Бюро Погодаева»

Занять первое место в поисковых подсказках можно, если вы показываете рекламу в «Яндекс.Директе». Система автоматически отбирает объявления с высокой эффективностью и показывает их в виде баннера над подсказками. Настроить подсказки как условие показа нельзя. «Яндекс» сам выбирает объявления с учётом CTR, ставки за клик, коэффициента качества и других факторов. Можно только увеличивать шанс попасть в специальный блок, повышая эффективность рекламы. О работе с эффективностью контекста можно почитать здесь.

Так выглядит реклама в поисковых подсказках «Яндекса». Скриншот: «Яндекс»

По заявлению «Яндекса», CTR рекламной подсказки в среднем составляет 16%. Это позволяет получить рост трафика на 5% по отношению к «тому объёму, который объявление получало на первом месте премиум-показа».

Что эффективнее: продвигать подсказки или использовать их в семантике

Обе стратегии работают. Например, вот такие результаты продвижения через поисковые подсказки приводит блог Websarafan. Для московского вегетарианского кафе запустили рекламную кампанию: использовали интеграции с блогерами, размещение в городских сообществах, публикации на сторонних площадках и другие активности. За четыре месяца кампании сайт получил целевые переходы в среднем по 9 рублей за клик, а в поисковых системах отметили рост числа брендовых запросов.

В кейсе SiteClinic тоже отметили эффективность поисковых подсказок. Их использовали в комплексной стратегии поисковой оптимизации: собирали запросы с длинными «хвостами», среди которых были и подсказки, и оптимизировали страницы под них. Вместе с другими методами оптимизации это дало рост трафика на 255%.

SEO-оптимизатор в Webit Евгения Гудкова объясняет: выбор стратегии зависит от целей и сроков. Если вывести в топ новые подсказки с большим сроком жизни, можно долгое время получать по ним большой объём трафика. Но расширение ядра на запросы из уже имеющихся подсказок быстрее принесёт результат и в долгосрочной стратегии сработает лучше. На фразы уже есть спрос, поэтому на длинной дистанции они принесут больше трафика.

Руководитель отдела SEO хостинг-провайдера и регистратора доменов Reg.ru Роман Осипов считает, что с подсказками в любом случае надо работать: подсказки помогают формировать спрос и доверие к бренду, продавать товары/услуги и дополнять семантику. Оптимизация под большое количество среднечастотных и низкочастотных запросов из автозаполнения позволяет получить прирост трафика, а постоянный анализ подсказок — находить тренды в тематике. В подсказки часто попадают запросы, резко набравшие популярность, и, если правильно использовать их на сайте, можно одними из первых получить трафик с них.

SEO-специалист агентства digital-маркетинга MediaNation Дмитрий Лашманов говорит, что поисковые подсказки помогают понять, что хотят видеть пользователи на страницах сайта. В агентстве они мониторят, как меняются список подсказок и частота их запросов: это позволяет своевременно актуализировать контент на страницах сайта с учётом спроса.

Повторим: что важно знать о поисковых подсказках

Поисковые подсказки — реальные популярные запросы пользователей. «Яндекс» и Google регулярно обновляют базы подсказок и стремятся предлагать самые популярные и релевантные.

Из поисковых подсказок можно получать трафик, если вывести в автозаполнение фразы, под которые оптимизирован сайт. Также они нужны для расширения семантического ядра и работы с репутацией. Из подсказок можно убрать негативные запросы, чтобы улучшить репутацию компании.

Попасть в поисковые подсказки можно благодаря маркетинговой активности. Когда запускаете рекламные кампании, пользователи чаще ищут информацию о вас — это приводит к росту числа брендовых запросов. Также можно использовать накрутку. В «Яндексе» в подсказки можно попасть, если разместить рекламу в «Директе».

Эффективны обе стратегии — и продвижение поисковых подсказок, и расширение ядра за счёт них. В долгосрочной стратегии больше трафика приносит расширение семантического ядра.

Что ещё почитать в Skillbox Media о SEO


Научитесь: SEO-специалист от AMDG Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована