Кто такой PR-менеджер, чем он занимается, сколько зарабатывает и как войти в эту профессию
Честный обзор профессии от опытного PR-менеджера. Разбираемся, кому подойдёт работа в PR и как добиться зарплаты в 100–300 тысяч рублей.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
О профессии рассказала
Юлия Сюмаченко-Дроздова
Руководитель рекламного направления одного из ведущих брендов мототехники в России. Профессиональный организатор мероприятий с 2007 года. Автор научных статей по управлению потребительскими впечатлениями, спонсорству, PR-поддержке мероприятий.
Работала с брендами Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, Dodge, Jaguar, Land Rover, Mobil 1, Michelin, Polaris, Indian, Klim.
Проверяющий куратор на курсах Skillbox «Основы контент-маркетинга», «Event-менеджер с нуля», «Спецпроекты и нативная реклама» и «Профессия Event-менеджер».
PR-менеджер нужен компаниям, которые развивают бренд. Это популярная профессия — только на HeadHunter 4800 вакансий для специалистов по всей России.
Этот материал Skillbox Media поможет понять, стоит ли вам осваивать эту профессию. Разбираемся:
- кто такой PR-менеджер и где он работает;
- чем занимается специалист;
- какие навыки и знания нужны для работы в PR;
- сколько зарабатывает пиарщик;
- как стать PR-менеджером;
- как узнать больше о PR-менеджменте
Кто такой PR-менеджер и где он работает
PR-менеджер (от английского public relations — связи с общественностью) — это специалист, который отвечает за создание и поддержание благоприятных отношений с целевой аудиторией. Другими словами — создаёт, продвигает и поддерживает хороший имидж субъекта пиара.
Субъект — не всегда компания или бренд. Это может быть личность, группа людей, территория, предмет, проект, мероприятие.
Пиарщики нужны компаниям, людям и проектам, которые заботятся о своём имидже. Они могут работать в любых сферах, но чаще всего сотрудничают с производственными компаниями, заняты в сфере услуг, политике, шоу-бизнесе и спорте.
PR-менеджер может работать в штате компании, в агентстве и на фрилансе.
В штате компании специалист — часть PR-отдела или отдела маркетинга. Он участвует в разработке коммуникационной стратегии и ведёт все имиджевые кампании бренда. За счёт этого он глубоко погружается в отрасль и знает особенности пиара в ней.
В агентстве PR-специалист работает с более широким кругом задач, потому что ведёт одновременно нескольких клиентов. Клиенты часто меняются, потому что в агентства обращаются преимущественно с разовыми кампаниями. У PR-менеджеров в агентствах шире насмотренность, но нет глубокого погружения в одну отрасль.
На фриланс обычно уходят опытные пиарщики с хорошими кейсами и налаженными связями со СМИ. Они могут работать с несколькими компаниями в разных отраслях. Но клиенты чаще выбирают пиарщиков, у которых есть специализация — например, в медицинской сфере или в политике.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет войти в отрасль пиара
- «Профессия PR-менеджер» — получить практические навыки с нуля и через полгода устроиться в агентство или PR-отдел крупной компании.
- «PR-менеджер» — освоить всё необходимое для старта карьеры, и собрать портфолио на реальных кейсах.
- «Репутационный менеджмент и маркетинг» — взять на себя или делегировать управление репутацией в Сети: работу с негативом и отзывами.
Обязанности PR-менеджера: чем он занимается
Список задач PR-менеджера зависит от отрасли, субъекта пиара, масштабов субъекта и его целей. Но с некоторыми задачами сталкивается каждый специалист. Среди них:
- Планирование PR-кампаний. Для этого пиарщик изучает стратегию и цели бизнеса, подбирает подходящие инструменты, собирает команду и контролирует процессы. Например, PR-менеджер может ставить задачи копирайтерам и дизайнерам, чтобы те создали креативы для PR-кампании.
- Коммуникации со СМИ. PR-менеджер договаривается со СМИ и популярными ресурсами, чтобы они разместили PR-материалы. Для этого он находит контакты редакций, пишет ответственным и обсуждает с ними темы или инфоповоды. Часть контента специалист делает сам — например, он может писать пресс-релизы и новости. Для создания экспертных статей и других форматов PR-менеджер ищет специалиста внутри компании и работает с ним.
- Анализ эффективности продвижения. Специалист отслеживает влияние пиара на целевую аудиторию. Например, оценивает, сколько людей прочитали материал, сколько комментариев написали, стали ли лучше узнавать компанию. На основании этих данных PR-менеджер формирует гипотезы о том, как можно повысить эффективность пиара.
Также PR-менеджер может создавать презентации, размещать публикации у блогеров, проводить мероприятия вроде пресс-завтраков и тест-драйвов, работать с комьюнити, формировать и обновлять базу СМИ, участвовать в контентных проектах: блогах, подкастах, тематических рассылках.
Нельзя однозначно сказать, какие задачи занимают больше времени. Это зависит от используемых инструментов. Например, если компания использует событийный пиар, PR-менеджер планирует и проводит мероприятия, а если компании нужен информационный пиар, он общается с редакциями СМИ, готовит экспертные статьи, размещает комментарии компании в тематических блогах.
Какие знания и навыки нужны PR‑специалисту
Есть базовые для профессии навыки, которые нужны всем PR-специалистам. Они должны понимать принципы и технологии PR, знать особенности инструментов, уметь работать со СМИ и создавать контент для публикаций.
Работодатели хотят видеть у соискателей и другие навыки. По данным ZnanTrend, в вакансиях часто указывают, что PR-менеджер должен уметь организовывать мероприятия, анализировать стратегии конкурентов и создавать мультимедийный контент. Например, работать в Photoshop, записывать видеокомментарии экспертов и готовить прямые эфиры для СМИ.
Кроме профессиональных навыков, PR-менеджеру нужны так называемые мягкие навыки. Они помогают лучше выполнять работу.
- Коммуникабельность — специалисту придётся много общаться с разными людьми и искать к ним подход.
- Навык ведения переговоров — чтобы договариваться о мероприятиях и размещениях там, где необходимо компании.
- Стрессоустойчивость — потому что пиарщик не всегда работает с приятными инфоповодами.
- Грамотность — она нужна, чтобы создавать хороший контент для публикаций.
- Умение работать в режиме многозадачности — оно пригодится в сложной ситуации, если PR-кампания пойдёт не по плану.
- Широкий кругозор и креативность — они помогут найти нестандартные решения, которые принесут хороший результат.
Среди самых популярных личных качеств пиарщика, по статистике ZnanTrend, — активная жизненная позиция, умение работать в команде и навык публичных выступлений.
Сколько зарабатывают PR‑менеджеры
Зарплата PR‑специалиста зависит от опыта работы, сложности задач и уровня компании или проекта, в которых работает пиарщик.
Зарплата начинающего PR-менеджера без опыта или с опытом работы до года в среднем начинается от 25 тысяч рублей в месяц в Санкт-Петербурге и от 30 тысяч рублей в Москве. Некоторые работодатели предлагают зарплату от 15 тысяч рублей, но за неполный рабочий день или за относительно простые задачи.
Опытные пиарщики могут зарабатывать 60–70 тысяч рублей и больше. Средняя зарплата специалиста с опытом работы от шести лет в штате в Москве — 100 тысяч рублей. На фрилансе доход опытного пиарщика может составлять 150 тысяч в месяц и более.
Зарабатывать больше можно, если взять на себя часть смежных функций или продвигаться по карьерной лестнице.
Смежные функции относятся к маркетингу. Пиар — часть маркетинга, поэтому PR-менеджер может взять на себя все маркетинговые коммуникации: разрабатывать стратегии, вести страницы в социальных сетях, контролировать подрядчиков, запускающих рекламу. Зарплата такого специалиста на рынке — в среднем от 80 тысяч.
Традиционная карьерная лестница PR-менеджера — рост до руководителя отдела, руководителя пресс-службы или PR-директора. Чтобы занять эти должности, специалисту нужно прокачивать профессиональные навыки. Зарплата может составлять 100–300 тысяч в зависимости от уровня компании.
Также PR-менеджер может развиваться в смежных областях. Например, дорасти до руководителя отдела, директора по маркетинговым коммуникациям, директора по стратегическому развитию и так далее. Для этого нужно осваивать дополнительные навыки, разбираться в маркетинге, управлении, продажах. Зарплата на этих должностях может быть 100–200 тысяч рублей и более.
Как стать PR‑менеджером: три варианта обучения
Есть три способа входа в профессию: получить профильное образование, начать работать в PR-отделе без опыта и пройти курсы.
Профильное базовое образование для PR-менеджера — маркетинг, реклама, журналистика. Также можно получить образование по направлению «Социология».
Образование — спорный способ входа в профессию. На то, чтобы получить образование, придётся потратить несколько лет — и есть риск получить устаревшие знания о технологиях и инструментах. Но многие работодатели отдают предпочтение соискателям, у которых оно есть.
Начать работать в PR-отделе проще, чем учиться несколько лет. Так вы будете получать опыт и знания в процессе работы. Часто так продвигают молодых специалистов внутри компании — если у кого-то есть интерес к пиару, сотрудника переводят в PR-отдел и помогают освоить нужные навыки.
Курсы — оптимальная точка входа в профессию. На них нужно потратить меньше времени, чем на получение профильного высшего образования. При этом можно освоить практические навыки, которые пригодятся в работе.
Чтобы получить необходимые навыки, важно выбрать хороший курс. Лучше тот, на котором преподают практики, а студентов поддерживают всё время обучения.
Например, на курсе Skillbox «Профессия PR-менеджер» преподают контент-директора, бренд-стратеги, директора по развитию. Основная часть курса записана совместно с агентством PRT Edelman Affiliate. Студентов учат:
- разрабатывать PR-кампании;
- продвигать бренды в СМИ и соцсетях;
- работать с лидерами мнений;
- создавать сильные тексты;
- выстраивать антикризисный PR и восстанавливать репутацию бренда.
В процессе обучения студенты выполняют более 20 практических работ, а в конце защищают дипломный проект по брифу от «МегаФона» или от своего проекта.
Как узнать больше о PR‑менеджменте
- О профессии PR-менеджера есть много мифов. Например, кто-то считает, что пиар — это скандалы и интриги. В этом материале Skillbox Media разобрали шесть мифов о пиаре и рассказали о карте навыков хорошего специалиста.
- Каждому PR-специалисту нужно работать с PR-кампаниями. Это мероприятия, которые улучшают имидж бренда или личности. Прочитайте эту статью, чтобы изучить виды кампаний и инструменты для их создания.
- Анализ эффективности пиара — базовый навык PR-менеджера. Чаще всего специалисту придётся оценивать размещения в СМИ. Вот руководство, которое поможет разобраться в показателях эффективности и правильно использовать их.
- Чтобы стать PR-менеджером, нужно освоить много навыков. Сделать это поможет курс Skillbox «Профессия PR-менеджер». На нём учат формировать положительный имидж и выстраивать бренд-коммуникации для компаний любого масштаба.
Эти материалы Skillbox Media могут быть вам полезны
- 15 глупых вопросов PR-менеджеру: развенчиваем мифы
- Что такое маркетинговые коммуникации и зачем они компаниям
- Разбор позиционирования бренда на примерах IKEA, Dove и BMW
- Введение в продвижение бренда: как разработать стратегию и выбрать инструменты
- Что такое управление репутацией и как организовать работу с ним