Геймдев
#статьи

15 глупых вопросов PR‑менеджеру

Skillbox Media развенчивает мифы о профессии.

Иллюстрация: Kisspng / Pngwing / Annie для Skillbox Media

Помогает ли яркий образ пиарщика налаживать контакты с коллегами из индустрии? Какие каналы для продвижения видеоигр можно назвать лучшими? Кто был первым PR-менеджером в истории?

Редакция «Геймдев» Skillbox Media продолжает новую рубрику, в рамках которой задаёт глупые, неудобные и попросту стыдные вопросы специалистам из игровой индустрии. Мы развеиваем главные мифы, сомнения и заблуждения о профессиях.

В новом материале из этой рубрики мы задали 15 глупых вопросов PR-менеджеру Fulqrum Publishing Илии Сванидзе.

PR-менеджер — профессиональный тусовщик? Ты часто ходишь на митапы, фуршеты? Правда ли, что нетворкинг лучшее место, где пиарщик может проявить свои навыки?

Конечно, я хожу на разные мероприятия и выставки, провожу презентации. Представляю и показываю наши игры, общаюсь с журналистами, инфлюенсерами. Фуршет — хорошее слово, но это в первую очередь не про вкусно покушать, а про завести новые знакомства.

С точки зрения общения, да, нетворкинг — лучшее место. Ведь пиарщик — человек-болтун, и для него это хорошая трибуна. Но ещё PR-менеджер умеет писать релизы, тексты про игры, описания. Если нужно, может пообщаться в переписке. Здесь бывают разные варианты.

Презентация Gears 5
Фото: личный архив спикера Илии Сванидзе

PR-менеджеру выплачивают надбавки за вредность профессии? Говорят, приходится много выпивать?

Платят в основном едой и алкоголем. (Смеётся.)

На самом деле, конечно же, нет. PR-менеджеры всегда будут вредными, противными, мерзкими людьми. Но нас от этого не меньше любят.

Встречают ли пиарщика по одёжке? Помогает ли яркий образ установить новые контакты?

Да, но касается это не только пиарщика. Это банально психология общения с людьми: любой первый взгляд, первое представление о человеке очень важно. Ты должен готовиться, быть в хорошей форме. Люди всегда смотрят на внешность и на то, как человек презентует себя.

Можешь назвать три главных навыка, необходимых успешному пиарщику?

Первое — уметь правильно и грамотно говорить и писать. Придётся писать много текстов, писем, много общаться с людьми. Одно неверное слово в письме — и будет куча проблем, тебя неправильно поймут.

Второе — уметь изучать свой продукт. Понимать его сильные и слабые стороны. Что ты можешь представить человеку так, чтобы игра понравилась. Понятное дело, явные минусы не надо скрывать. Но говорить о них надо умело, чтобы не навлечь однозначно негативный фидбэк.

Третье — умение быть в тренде с точки зрения рынка и конкурентов. Понимать, в чём ты хорош и что могут конкуренты.

PR-менеджеру важно уметь создавать качественный контент?

Конечно! PR-менеджеры умеют режиссировать трейлеры и питчить демки разработчиков. Надо уметь работать с комьюнити и составлять правильный посыл для аудитории. Писать грамотные посты, правильно подавать цитаты.

Презентация Syberia 3
Фото: личный архив спикера Илии Сванидзе

Чем отличается работа PR-менеджера игровой компании от любой другой?

У нас разные продукты. Впрочем, если бы я пошёл в IT, разница была бы не так велика. В геймдеве отличается комьюнити. У нас оно сложнее, чем в других сферах. Если сравнивать, скажем, с продвижением смартфонов, то в том случае речь идёт о массовом продукте — его купят, даже если ты плохо презентуешь. А игру могут и не купить — конкуренция куда сильнее.

Сообщество очень внимательно изучает, чем мы занимаемся. Если вы пиарите продолжение длинной серии, пойдут вопросы: «Чем отличается новая игра от предыдущей части? Что она взяла от серии?» А если у нас новая IP, то её ещё сложнее продвигать. Если у проекта необычная концепция или непривычная стилистика — надо донести до комьюнити фишки. Ещё аудитория градируется: любители инди, АА или ААА. Все они по-разному смотрят на твою игру. К каждому нужно искать свой подход и показывать лучшие стороны.

Что входит в обязанности PR-менеджера игровой компании?

У разных компаний свои представления о пиарщиках. В основном — писать пресс-релизы, изучать и питчить игры, общаться с журналистами, поддерживать связи. Я человек-оркестр, мне нравится работать с разными форматами и изучать новое. Когда я работал в «Буке», то совмещал должности пиарщика и комьюнити-менеджера, а ещё научился вшивать субтитры в трейлеры. Потом даже научился ставить рекламные ролики с точки зрения режиссуры.

Получается, что пиарщик больше всех ответственен за успех игры?

Нет, это большая и сложная структура. Что касается именно пиарщиков, то есть два варианта. Теневые генералы, которых никто не видит, но они много всего делают для продвижения. И те, кто работает как лицо продукта, на них больше возлагается ответственности, если что — камни полетят в их сторону.

Но за любым пиарщиком стоит много других людей: бренд-менеджеры, создающие стратегию продвижения; комьюнити-менеджеры, общающиеся с аудиторией; режиссёры видеомонтажа, ответственные за трейлеры; отдел продаж, настраивающий работу с магазинами; люди, отвечающие за продакшен, которые пишут дорожную карту и думают, как доделать всё вовремя, а также находятся в постоянном контакте с разработчиками.

По каким параметрам оценивают успех работы специалиста по связям с общественностью?

Самый важный параметр — освещаемость проекта, то есть то, как много публикаций о проекте появляется в медиа, какой охват вы с них получаете, сколько людей удалось привлечь на ваш сайт. Также не последнюю роль играет количество просмотров трейлеров и постов.

Если вы организовываете какое-нибудь событие, важную роль играет то, сколько и каких медиа вам удастся привлечь. Здесь в приоритете, конечно, большие СМИ. Но лично я зову вообще всех. Даже если крупное медиа отказалось от участия, но пришли десять небольших — впоследствии это может сработать на вас. Представители масштабного медиа из-за большого количества упоминаний, скорее всего, решат участвовать в следующем подобном мероприятии.

Какие каналы продвижения для видеоигр можно назвать лучшими?

Сейчас рынок сильно перестроился. В нулевые большое влияние на него оказывали классические печатные журналы. Сейчас подход скорее гибридный: интервью и статьи в классических медиа, перешедших в онлайн, плюс инфлюенсеры на YouTube и Twitch.

Людям стал интереснее визуальный контент, а не текст. Грубо говоря, рецензию могут изучать по первому и последнему параграфам. Но всё равно у классических статей осталась своя аудитория, я не списываю её со счетов. Например, интервью мы чаще делаем в тексте.

PR-менеджеру важно хорошо знать английский язык?

Да, конечно, пиарщику очень важно уметь говорить на нём. Игровые проекты не продвигаются только на каком-нибудь одном рынке. Игры, фокусирующиеся только на одной территории, были в России в девяностых и первой половине нулевых, но сейчас все проекты ориентируются на весь мир. Чтобы питчить игру, надо общаться на английском. Плюс пресс-релизы надо уметь писать на английском.

Презентация Deus Ex: Mankind Divided
Фото: личный архив спикера Илии Сванидзе

Как много в твоём Telegram рабочих контактов — больше или меньше 10 000?

Может, и больше, они прибавляются каждый день. Допустим, связываешься с медиа, берёшь контакты нескольких журналистов, главного редактора. Знакомый журналист уходит из этого СМИ, но контакт остаётся — часто так это и работает.

Важна ли аналитика в работе пиарщика? Нужно ли знать математику?

Аналитика нужна для изучения рынка: анализируешь конкурентов, их игры, как они продвигают свои продукты, какую конверсию получили, что хорошо или плохо сработало. Математика нужна, например, чтобы уместить в бюджет планируемые активности.

Играет ли PR-менеджер в игру до релиза?

Конечно, я любую игру досконально изучаю задолго до официального релиза. Это важно, чтобы понимать, как её продвигать. Важно ощущать игру, понимать её механики, слабые и сильные стороны.

К тому же мы даём свой фидбэк разработчикам. Считаю, что маркетинг должен быть в связке с разработкой, он помогает в будущем лучше показывать игру в финальном билде. Я могу посмотреть на игру под другим углом, с точки зрения журналиста, поскольку много с ними общаюсь, понимаю, какие плюсы или минусы они чаще выявляют. Могу оценить с точки зрения комьюнити, ведь знаю, за что может зацепиться взгляд игроков.

Кто был первым менеджером по связям с общественностью? Остап Бендер?

Остап Бендер частично пиарщик, но он скорее хороший продажник. А первым пиарщиком был Папа Римский Урбан II. Это был 1095 год, Урбан II провёл первую пресс-конференцию — Клермонский собор.

Папа Урбан II на соборе в Клермоне
Иллюстрация: Жан Коломба / Себастьен Мамро «Походы французов в Утремер», 1474 год / Национальная библиотека Франции

Папа Римский — один из инициаторов начала Крестовых походов. В течение долгого времени на Клермонском соборе он объяснял всем представителям знати, зачем они идут в Крестовый поход, и пытался продать им эту идею.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована