Чем занимаются графические дизайнеры: семь востребованных специализаций
Разрабатывать айдентику, верстать презентации или оформлять книги? Читайте о направлениях графического дизайна и о том, как в них устроена работа.
Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media
Графические дизайнеры могут разбираться одновременно в нескольких предметах — наружной рекламе, шаблонах для социальных сетей, макетах упаковки, ретуши фотографий, иллюстрациях и языке HTML. Но качественное профессиональное развитие, как правило, требует сосредоточиться на одной области.
Рассказываем о нескольких основных специализациях графических дизайнеров, где работают разные специалисты, и о том, что им нужно уметь.
Почему в графическом дизайне есть разделение?
Графический дизайн — это очень большая сфера. В неё входит всё, что связано с работой с визуальными образами, и множество способов эти образы передать. От постов в социальных сетях до анимированных заставок в видеоинтервью, от наклейки на витрине аптеки до всплывающего окна в приложении маркетплейса, от логотипа на коробке до альбома о биеннале — в производстве всего этого участвуют графические дизайнеры.
Одному специалисту владеть всеми навыками, чтобы выполнять настолько большой спектр задач, не невозможно, но нерационально.
В основе разделения на специализации внутри графического дизайна — продукты и темы, с которыми нужно работать, и компетенции, которые важно иметь.
Дизайн упаковки
Чем нужно заниматься. Проектировать и оформлять упаковки для любых осязаемых продуктов — от коробочек для проращивания семян до кейсов для торжественных сервизов.
Что надо знать и уметь. Дизайнер упаковки должен уметь работать с цветом, композицией, понимать основы маркетинга и брендинга, разбираться в физических свойствах материалов и эргономике. И обязательно — обладать пространственным и даже инженерным мышлением, знать полиграфические технологии и тонкости постпечатной обработки, чтобы понимать, как будет выглядеть результат.
Как и где работать. Дизайнеры упаковки могут работать в компаниях, производящих товары, — обычно такие специалисты нужны в штате, если продуктов выпускают много и упаковку нужно постоянно обновлять или дополнять.
Либо — в небольшой студии или агентстве, куда обращаются за дизайном разные бренды, которым разработка или обновление упаковки нужны редко.
Дизайн печатных изданий
Чем нужно заниматься. Оформлять и верстать печатные издания — от визиток до коллекционных книг: продумывать и разрабатывать макеты, размещать в них тексты и иллюстрации, подбирать шрифты.
Эта специализация связана с печатью красками и другими материалами на реальных, физических носителях — рекламных листовках и баннерах, открытках и коробках, книгах и тетрадях.
Что надо знать и уметь. Графическому дизайнеру, оформляющему книги, журналы, брошюры, открытки или альбомы, нужны знания препресса и типографики. Он должен уметь работать со шрифтами, цветом, формой, составлять гармоничные композиции, устанавливать цветовые профили и адаптировать составные цвета под тип носителя. А также — готовить макеты к печати. Отправлять в типографию правильно оформленные проекты — крайне важное требование: ошибка в цветопередаче или «выкройке» может стоить очень дорого.
Как и где работать. Графические дизайнеры с компетенциями в печатном производстве в первую очередь требуются в крупных издательствах и типографиях. Кроме того, такие специалисты нужны в рекламных и брендинговых агентствах.
Однако с такой специализацией можно работать и в принт-менеджерском бюро, и в нишевом маркетинговом агентстве. Или даже в небольшой независимой студии, которая занимается производством уникальной малотиражной печати — например, зинов.
Полиграфисты — это редко одиночки на фрилансе: как правило, проекты, связанные с физическим производством, требуют коллективной работы и даже личного присутствия в типографиях или принт-офисах.
Создание фирменных стилей
Чем нужно заниматься. Айдентика — один из основных предметов графического дизайна: брендам нужны логотипы, фирменные знаки, палитры, стандарты шрифтового оформления, паттерны. Соответственно, дизайнер фирменных стилей занимается разработкой всех главных элементов айдентики. А результат его работы — набор масштабируемой графики, которую можно адаптировать под разные размеры, форматы и носители.
Читайте также:
Что надо знать и уметь. Чтобы работать с оформлением стилей для брендов, дизайнеру недостаточно быть креативным, владеть графическими редакторами и инструментами. Эта специализация тесно связана с маркетингом, бизнес-процессами и продажами, поэтому нужно понимать их основы — и подбирать такие визуальные решения, которые пойдут на пользу бренду и компании.
Для этого графический дизайнер должен разбираться не только в символах, цветовых сочетаниях, стилях и визуальных метафорах, но и в сути бизнеса заказчика и мифах бренда.
Как и где работать. Обычно компании заказывают разработку фирменного стиля «на стороне»: крупные — в агентствах и студиях, небольшие — у дизайнеров-фрилансеров.
А вот в штате самих компаний графические дизайнеры чаще занимаются только поддержкой айдентики: например, используют готовый стиль в дизайне новых материалов.
Дизайн рекламы и мерча
Чем нужно заниматься. Сделать баннер с новым призывом, сверстать рекламный буклет или придумать дизайн кружки для участников конференции — примерно так выглядят некоторые распространённые задачи в этом направлении.
Читайте также:
Что надо знать и уметь. Как правило, графические дизайнеры со специализацией в рекламе выполняют проекты «на потоке» и по стандартным техническим заданиям. Поэтому для них важно очень хорошо владеть графическими редакторами — Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign, иногда — CorelDRAW.
Также эта работа требует от графического дизайнера владеть хотя бы базой нескольких «соседних» специализаций — например, уметь ретушировать фотографии и создавать иллюстрации.
Как и где работать. В штате большинства крупных и средних компаний есть графические дизайнеры, которые занимаются потоковыми задачами. А для малого бизнеса подобные краткосрочные проекты, как правило, выполняют фрилансеры.
Дизайн цифровых коммуникаций
Чем нужно заниматься. Создавать визуальные решения для цифровых носителей. Например, делать оформление баннеров или всплывающих окон на сайтах, карточек в каталогах, обложек статей или писем.
Что надо знать и уметь. Графический дизайн для digital-форматов ненамного отличается от других специализаций. Здесь точно так же нужно разбираться в работе с изображениями, шрифтами, цветом, композицией. Однако, например, не требуется работать с допечатной подготовкой — вместо этого важно понимать, как адаптировать размеры вижуалов под разные устройства. А ещё — делать несложную анимацию или монтировать короткие видео.
Digital-дизайн делают преимущественно быстро, сразу в нескольких вариантах, и у проектов в нём довольно короткий срок жизни. Поэтому зачастую нет необходимости доводить графику до художественного совершенства — например, ради обложки галереи в соцсети рисовать с нуля гиперреалистичные тени для всех предметов.
Как и где работать. Самое распространённое место работы графических дизайнеров со специализацией на таком контенте — агентства digital-маркетинга. В них команды маркетологов, менеджеров, иллюстраторов, дизайнеров делают проекты для заказчиков любого масштаба — от крупных компаний до маленьких частных бизнесов.
В больших корпорациях — например, банках или федеральных ретейлерах — digital-графику обычно делают штатные сотрудники.
Оформление приложений, лендингов и сайтов
Чем нужно заниматься. Графический дизайнер может отвечать за визуальные решения в мобильном приложении и внешний вид сайта или промостраницы.
Лендинг или промостраница — это формально сайт, но очень простой по структуре. Внешне он может казаться одним большим рекламным креативом.
Дизайн сайта, лендинга и приложения начинается с прототипа и продумывания основных блоков. Но, как и в случае с остальным визуальным контентом, для него очень важны адекватные графические решения — подходящие шрифты, цвета и иллюстрации.
Что надо знать и уметь. Каждый цифровой продукт подразумевает взаимодействие с пользователем. Есть целевые действия, которые в идеале должен совершить тот, кто попал на посадочную страницу: например, купить продукт, зарегистрироваться на событие или подписаться на рассылку. Поэтому в графике для этого направления важно учитывать принципы UX: чтобы посетитель легко нашёл всю нужную информацию и понимал, куда кликать.
Читайте также:
Как и где работать. Если у компании много продуктов или рекламных акций, которым нужны запуски и активное продвижение, дизайн-концепциями лендингов может заниматься дизайнер в штате. То же самое с полноценным сайтом и приложением: если внешний вид необходимо постоянно менять, адаптировать и освежать, то, скорее всего, у компании будет графический дизайнер в собственной внутренней команде.
Если же посадочные страницы и обновления графики нужны редко, такой дизайн заказывают на аутсорсе — в студиях или у фрилансеров.
Дизайн инфографики и презентаций
Чем нужно заниматься. Оформлять презентации для внутренних и внешних мероприятий компании — обучения сотрудников, конференций, переговоров с партнёрами, питчингов идей и проектов.
Часто в таких материалах нужно доступно представлять большие числовые данные, и для этого необходимо оформлять их в понятную и эффектную инфографику.
Читайте также:
Что надо знать и уметь. Если большинство направлений графического дизайна связано с продвижением брендов, для презентаций эта задача не первоочередная. Главное — максимально доступно изложить информацию с помощью картинок и сделать сложное понятным. Для этого дизайнеру нужно владеть разными графическими редакторами — например, отрисовывать элементы графики в Adobe Illustrator или составлять и обрабатывать коллажи в Adobe Photoshop. И самое важное — уметь структурировать текстовую и визуальную информацию и расставлять смысловые акценты.
Читайте также:
Как и где работать. В больших компаниях и сетях презентациями и инфографикой может заниматься штатный сотрудник: как правило, в них такие визуальные продукты требуются ежедневно.
Но большинство дизайнеров этой специализации работает в студиях или на фрилансе. Как правило, к услугам таких дизайнеров обращаются, если нужен дизайн презентации или представление информации для ответственного бизнес-события: конкурса или тендера, запуска нового сервиса или для отраслевого форума.