Дизайн
#статьи

Чем занимаются графические дизайнеры: семь востребованных специализаций

Разрабатывать айдентику, верстать презентации или оформлять книги? Читайте о направлениях графического дизайна и о том, как в них устроена работа.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Графические дизайнеры могут разбираться одновременно в нескольких предметах — наружной рекламе, шаблонах для социальных сетей, макетах упаковки, ретуши фотографий, иллюстрациях и языке HTML. Но качественное профессиональное развитие, как правило, требует сосредоточиться на одной области.

Рассказываем о нескольких основных специализациях графических дизайнеров, где работают разные специалисты, и о том, что им нужно уметь.

Почему в графическом дизайне есть разделение?

Графический дизайн — это очень большая сфера. В неё входит всё, что связано с работой с визуальными образами, и множество способов эти образы передать. От постов в социальных сетях до анимированных заставок в видеоинтервью, от наклейки на витрине аптеки до всплывающего окна в приложении маркетплейса, от логотипа на коробке до альбома о биеннале — в производстве всего этого участвуют графические дизайнеры.

Одному специалисту владеть всеми навыками, чтобы выполнять настолько большой спектр задач, не невозможно, но нерационально.

В основе разделения на специализации внутри графического дизайна — продукты и темы, с которыми нужно работать, и компетенции, которые важно иметь.

Например, в некоторых проектах требуется анимировать контент. Чтобы выполнить такую задачу, графическому дизайнеру придётся погрузиться в основы motion
Изображение: DOMINGO. ™ / Agostina Benaglia / Behance

Дизайн упаковки

Чем нужно заниматься. Проектировать и оформлять упаковки для любых осязаемых продуктов — от коробочек для проращивания семян до кейсов для торжественных сервизов.

Что надо знать и уметь. Дизайнер упаковки должен уметь работать с цветом, композицией, понимать основы маркетинга и брендинга, разбираться в физических свойствах материалов и эргономике. И обязательно — обладать пространственным и даже инженерным мышлением, знать полиграфические технологии и тонкости постпечатной обработки, чтобы понимать, как будет выглядеть результат.

Как и где работать. Дизайнеры упаковки могут работать в компаниях, производящих товары, — обычно такие специалисты нужны в штате, если продуктов выпускают много и упаковку нужно постоянно обновлять или дополнять.

Либо — в небольшой студии или агентстве, куда обращаются за дизайном разные бренды, которым разработка или обновление упаковки нужны редко.

Сложная составная упаковка для свёртка бумаги
Изображение: Tank Design / Ina Brantenberg / Behance

Дизайн печатных изданий

Чем нужно заниматься. Оформлять и верстать печатные издания — от визиток до коллекционных книг: продумывать и разрабатывать макеты, размещать в них тексты и иллюстрации, подбирать шрифты.

Эта специализация связана с печатью красками и другими материалами на реальных, физических носителях — рекламных листовках и баннерах, открытках и коробках, книгах и тетрадях.

Что надо знать и уметь. Графическому дизайнеру, оформляющему книги, журналы, брошюры, открытки или альбомы, нужны знания препресса и типографики. Он должен уметь работать со шрифтами, цветом, формой, составлять гармоничные композиции, устанавливать цветовые профили и адаптировать составные цвета под тип носителя. А также — готовить макеты к печати. Отправлять в типографию правильно оформленные проекты — крайне важное требование: ошибка в цветопередаче или «выкройке» может стоить очень дорого.

Как и где работать. Графические дизайнеры с компетенциями в печатном производстве в первую очередь требуются в крупных издательствах и типографиях. Кроме того, такие специалисты нужны в рекламных и брендинговых агентствах.

Однако с такой специализацией можно работать и в принт-менеджерском бюро, и в нишевом маркетинговом агентстве. Или даже в небольшой независимой студии, которая занимается производством уникальной малотиражной печати — например, зинов.

Вёрстка текста как иллюстрация
Изображение: Martin James Power / Steven Waring / Ensemble Design Studio / Matthew Clout / Aaron Blythe / Behance

Полиграфисты — это редко одиночки на фрилансе: как правило, проекты, связанные с физическим производством, требуют коллективной работы и даже личного присутствия в типографиях или принт-офисах.

Работа с чёрной краской — одна из сложных задач в дизайне полиграфической продукции
Изображение: Mucca Design / Sean O’Connor / Behance

Создание фирменных стилей

Чем нужно заниматься. Айдентика — один из основных предметов графического дизайна: брендам нужны логотипы, фирменные знаки, палитры, стандарты шрифтового оформления, паттерны. Соответственно, дизайнер фирменных стилей занимается разработкой всех главных элементов айдентики. А результат его работы — набор масштабируемой графики, которую можно адаптировать под разные размеры, форматы и носители.

Что надо знать и уметь. Чтобы работать с оформлением стилей для брендов, дизайнеру недостаточно быть креативным, владеть графическими редакторами и инструментами. Эта специализация тесно связана с маркетингом, бизнес-процессами и продажами, поэтому нужно понимать их основы — и подбирать такие визуальные решения, которые пойдут на пользу бренду и компании.

Для этого графический дизайнер должен разбираться не только в символах, цветовых сочетаниях, стилях и визуальных метафорах, но и в сути бизнеса заказчика и мифах бренда.

Как и где работать. Обычно компании заказывают разработку фирменного стиля «на стороне»: крупные — в агентствах и студиях, небольшие — у дизайнеров-фрилансеров.

А вот в штате самих компаний графические дизайнеры чаще занимаются только поддержкой айдентики: например, используют готовый стиль в дизайне новых материалов.

Данные о цветах и шрифтах как основа фирменного стиля
Изображение: Lada Vildanova / Behance

Дизайн рекламы и мерча

Чем нужно заниматься. Сделать баннер с новым призывом, сверстать рекламный буклет или придумать дизайн кружки для участников конференции — примерно так выглядят некоторые распространённые задачи в этом направлении.

Что надо знать и уметь. Как правило, графические дизайнеры со специализацией в рекламе выполняют проекты «на потоке» и по стандартным техническим заданиям. Поэтому для них важно очень хорошо владеть графическими редакторами — Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign, иногда — CorelDRAW.

Также эта работа требует от графического дизайнера владеть хотя бы базой нескольких «соседних» специализаций — например, уметь ретушировать фотографии и создавать иллюстрации.

Как и где работать. В штате большинства крупных и средних компаний есть графические дизайнеры, которые занимаются потоковыми задачами. А для малого бизнеса подобные краткосрочные проекты, как правило, выполняют фрилансеры.

Изображение: Laura García / Behance

Дизайн цифровых коммуникаций

Чем нужно заниматься. Создавать визуальные решения для цифровых носителей. Например, делать оформление баннеров или всплывающих окон на сайтах, карточек в каталогах, обложек статей или писем.

Что надо знать и уметь. Графический дизайн для digital-форматов ненамного отличается от других специализаций. Здесь точно так же нужно разбираться в работе с изображениями, шрифтами, цветом, композицией. Однако, например, не требуется работать с допечатной подготовкой — вместо этого важно понимать, как адаптировать размеры вижуалов под разные устройства. А ещё — делать несложную анимацию или монтировать короткие видео.

Digital-дизайн делают преимущественно быстро, сразу в нескольких вариантах, и у проектов в нём довольно короткий срок жизни. Поэтому зачастую нет необходимости доводить графику до художественного совершенства — например, ради обложки галереи в соцсети рисовать с нуля гиперреалистичные тени для всех предметов.

Как и где работать. Самое распространённое место работы графических дизайнеров со специализацией на таком контенте — агентства digital-маркетинга. В них команды маркетологов, менеджеров, иллюстраторов, дизайнеров делают проекты для заказчиков любого масштаба — от крупных компаний до маленьких частных бизнесов.

В больших корпорациях — например, банках или федеральных ретейлерах — digital-графику обычно делают штатные сотрудники.

Графика, которую можно использовать для обложки сообщества в социальной сети или для оформления главной страницы сайта
Изображение: Tobias van der Valk / G2K Creative Agency / Behance

Оформление приложений, лендингов и сайтов

Чем нужно заниматься. Графический дизайнер может отвечать за визуальные решения в мобильном приложении и внешний вид сайта или промостраницы.

Лендинг или промостраница — это формально сайт, но очень простой по структуре. Внешне он может казаться одним большим рекламным креативом.

Дизайн сайта, лендинга и приложения начинается с прототипа и продумывания основных блоков. Но, как и в случае с остальным визуальным контентом, для него очень важны адекватные графические решения — подходящие шрифты, цвета и иллюстрации.

Что надо знать и уметь. Каждый цифровой продукт подразумевает взаимодействие с пользователем. Есть целевые действия, которые в идеале должен совершить тот, кто попал на посадочную страницу: например, купить продукт, зарегистрироваться на событие или подписаться на рассылку. Поэтому в графике для этого направления важно учитывать принципы UX: чтобы посетитель легко нашёл всю нужную информацию и понимал, куда кликать.

Как и где работать. Если у компании много продуктов или рекламных акций, которым нужны запуски и активное продвижение, дизайн-концепциями лендингов может заниматься дизайнер в штате. То же самое с полноценным сайтом и приложением: если внешний вид необходимо постоянно менять, адаптировать и освежать, то, скорее всего, у компании будет графический дизайнер в собственной внутренней команде.

Если же посадочные страницы и обновления графики нужны редко, такой дизайн заказывают на аутсорсе — в студиях или у фрилансеров.

Визуальные решения на лендинге мероприятия
Изображение: Bad N-od / Irina Lekhner / Ivan Durakov / Kate Kremneva / Behance

Дизайн инфографики и презентаций

Чем нужно заниматься. Оформлять презентации для внутренних и внешних мероприятий компании — обучения сотрудников, конференций, переговоров с партнёрами, питчингов идей и проектов.

Часто в таких материалах нужно доступно представлять большие числовые данные, и для этого необходимо оформлять их в понятную и эффектную инфографику.

Что надо знать и уметь. Если большинство направлений графического дизайна связано с продвижением брендов, для презентаций эта задача не первоочередная. Главное — максимально доступно изложить информацию с помощью картинок и сделать сложное понятным. Для этого дизайнеру нужно владеть разными графическими редакторами — например, отрисовывать элементы графики в Adobe Illustrator или составлять и обрабатывать коллажи в Adobe Photoshop. И самое важное — уметь структурировать текстовую и визуальную информацию и расставлять смысловые акценты.

Как и где работать. В больших компаниях и сетях презентациями и инфографикой может заниматься штатный сотрудник: как правило, в них такие визуальные продукты требуются ежедневно.

Но большинство дизайнеров этой специализации работает в студиях или на фрилансе. Как правило, к услугам таких дизайнеров обращаются, если нужен дизайн презентации или представление информации для ответственного бизнес-события: конкурса или тендера, запуска нового сервиса или для отраслевого форума.

Детальная инфографика о связи футбола и бренда Nike
Изображение: Adam Sharratt / Behance
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована