Дизайн
#статьи

Полиграфические эффекты: какие бывают и зачем они нужны

О способах сделать печатный дизайн притягательным рассказывает принт-менеджерское Бюро Маяк.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Упаковку, брошюру, визитку и книгу можно просто и стандартно напечатать полноцветом на хорошей бумаге. А можно воспользоваться доступными технологиями и добавить интересные декоративные решения, который выделят ваш проект из прочих и привлекут к нему больше внимания.

В этой статье основательница принт-менеджерского Бюро Маяк рассказывает о пяти видах эффектов и объясняет, зачем их стоит применять в дизайне и что именно может получиться.

Агата Чачко

С 2010 года руководит собственным принт-менеджерским Бюро Маяк.

Команда Бюро Маяк — гуру в области сложных полиграфических технологий и новых материалов. Умеют добиться любого эффекта, ведут и контролируют процессы любой сложности — от идеи до готового тиража. Проводят семинары по тонкостям печатных процессов.

Бюро Маяк часто путают с типографией, но эта компания гораздо круче :)

Зачем нужны полиграфические эффекты

Креатив

Для дизайнера полиграфические эффекты — способ реализовывать творческие идеи. Благодаря им образ может буквально выйти за пределы плоской картинки, а визуальная коммуникация — стать намного сильнее.

Отделка дополняет печать и позволяет креативно передать идею дизайна: создаёт текстуру, форму, объём, подчёркивает или скрывает детали, добавляет цвет и блеск. Благодаря полиграфическим эффектам результат может выглядеть так, будто сделан не из бумаги, а из других материалов — бархата, фарфора или даже металла.

Тираж этой презентационной книги — всего десять экземпляров. В ней есть поп-ап-конструкции, серебряный разворот с печатью по серебру, лист с двойным полноразмерным клапаном, обложка с вырубкой насквозь и тиснение по голографической плёнке
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Маркетинг

Полиграфические эффекты приносят пользу бизнесу благодаря тому, что работают как прикладной маркетинговый инструмент. Они помогают:

  • привлекать взгляды аудитории к дизайну;
  • позиционировать его и выделять из ряда подобных;
  • создавать образ дорогого и качественного продукта.

Полиграфические эффекты воздействуют на потребителя. Они приглашают его не только разглядывать предмет, но и взаимодействовать с ним тактильно или даже ольфакторно. Это увлекает, вызывает любопытство и создаёт более прочную эмоциональную связь с вещью. А значит, ваше приглашение, коробка или каталог запоминаются надолго.

Производство

Некоторые полиграфические эффекты служат базовыми технологиями, без которых невозможно производство печатной продукции в принципе.

  • С помощью особой печати делают защиту продуктов — например, наклейки с уникальным рисунком, который нарушается при попытке вскрытия.
  • Передают информацию для тактильного чтения и навигации — например, печатают тексты на табличках шрифтом Брайля.
  • Делают прототипы и вырезают упаковку.

Практически все эффекты можно сочетать — и создавать множество интересных комбинаций. Впечатляющие, нестандартные решения появляются благодаря фантазии дизайнера и мастерству принт-менеджера.

Эффекты для изменения формы

Что получается: декоративные и функциональные отверстия в бумаге или картоне, а также фигурные формы и края изделий.

Вырубка

Как: сначала делают вырубные штампы, вставляя в деревянную доску ножи, и задают контур формы, которую надо высечь.

Эскиз этого контура согласно своему видению рисует дизайнер, а технолог, в свою очередь, разрабатывает по нему «крой».

Для чего: с помощью вырубки можно интересно оформить книги, таблички, открытки — например, скруглить углы или проделать отверстия по форме принтов. А основное предназначение технологии — создавать конструкции коробок.

Учитывайте: технология вырубки подходит для производства большими тиражами, но у неё есть ограничения. Например, с ней не получится сделать очень острые углы и отверстия маленького диаметра.

Вырубка в форме числа 15 на обложке каталога избранных работ из коллекции Ruarts
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Лазерная резка

Как: лазерный луч вырезает — точнее, выжигает — отверстия в материале по заданному контуру.

Для чего: такая резка создаёт перфорацию на коробках и тонкие ажурные узоры на упаковке или открытках. Её можно использовать не только на бумаге и картоне, но и на акриле или фанере.

Учитывайте: лазер — сложный инструмент, и для работы с ним нужно тщательно подбирать материал, потому что из-за луча он может гореть, а края среза — требовать полировки.

Также эта технология не подходит для биговки, и для большого тиража она будет слишком дорога.

Элегантная лазерная резка на сувенирной кормушке для птиц
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Плоттерная резка

Как: специальный аппарат, плоттер, «иголками» по контуру вырезает изображения и геометрические формы.

Для чего: плоттерная резка нужна в первую очередь для производства прототипов упаковки и других сложных форм. Нарезанные таким образом «выкройки» тестируют и проверяют на качество сборки.

Учитывайте: для декорирования применять такую резку выгоднее на малых тиражах.

Сложные формы на обложке лимитированного альбома вырезаны плоттером
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Текстурные эффекты

Что получается: поверхность бумаги или картона приобретает фактуру другого материала и становится тактильно похожей на ткань, керамику, пластик.

Покрытие фактурным лаком

Как: изображение после печати покрывают УФ-лаком, в который предварительно замешивают порошок. Это может быть мелкий или крупный песок, глиттер разной формы и цвета, смолы. После высыхания они дают особенное сияние и текстуру — от почти гладкой до очень рельефной.

Для чего: с помощью лаков с такими примесями на упаковке, открытках, каталогах небольших тиражей имитируют настоящий песок, капли воды или металл. Или что-то особенное — например, покрытие теннисного корта.

Учитывайте: если технолог подберёт достаточно густой лак, то блёстки и крупинки не будут осыпаться.

На обложке книги «Части стен» имитация покрашенной из баллончика штукатурки
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Флокирование

Как: на поверхность трафаретным способом наносят липкий лак, на него насыпают специальный порошок. Всё, что не приклеилось, стряхивают и отправляют изделие в печку, где это покрытие высыхает и приобретает пушистую текстуру.

Для чего: мягким «бархатом» декорируют то, что потребитель может и должен трогать, — открытки, подарочные коробки и пакеты. Ещё такие текстуры можно создавать на текстиле и пластике.

Учитывайте: в производстве рекламы, которую можно только разглядывать, флокирование не принесёт особенной пользы.

Цветы на открытке покрыты флоком
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Ламинация

Как: поверхность изделия покрывают тонкой плёнкой. Она может быть с и фактурой, и гладкой — матовой, глянцевой или софт-тач.

Для чего: чаще всего ламинацию применяют на обложках книг и в производстве упаковки.

Ламинация не только даёт фактуру. У неё есть ещё две важные функции: защита и создание визуальных эффектов.

Плёнка делает материал более жёстким, защищает его от влаги и механического воздействия. Глянцевое покрытие придаёт изображениям яркость, а матовое убирает блики.

Учитывайте: глянцевая ламинация делает изображение более ярким и контрастным, матовая и софт-тач — мягче и приглушённее.

На этом бейдже две ламинации: сначала голографической плёнкой, потом прозрачной защитной
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Визуальные эффекты

Что получается: декоративные элементы, которые привлекают к дизайну больше внимания благодаря контрасту, блеску и игре света.

Выборочное лакирование

Как: на изделие строго по заданному узору наносят лак. Он должен контрастировать с остальной поверхностью: матовый лак кладут на глянцевый и гладкий материал, а глянцевый — на матовый и софт-тач.

Для чего: выборочное лакирование выделяет детали дизайна, создаёт визуальный эффект объёма при едва заметном рельефе. Его применяют для оформления брошюр, каталогов, визиток, картонных пакетов и коробок.

Учитывайте: в зависимости от задачи для этого декоративного эффекта можно использовать и УФ-принтеры, и шелкотрафаретную печать, и цифровую, и офсет.

Отделка надписи лаком делает её более заметной, несмотря на приглушённый оттенок
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Стерео-варио

Как: сначала изображение обрабатывают — делят на полосы по определённому принципу, потом печатают офсетом или цифровым способом и наклеивают на него нужный вид ребристой линзы из прозрачного пластика. Если исходное изображение одно, то благодаря такому способу у него появляется глубина — это эффект стерео. А если изображений несколько, то они сменяют друг друга, как в анимации, — это эффект варио.

Другое название этой технологии — лентикулярная печать. Она добавляет изображениям объём, блеск, создаёт эффект преломления света и движения.

Для чего: лентикулярную печать используют для производства открыток, календарей, приглашений — полиграфии небольшого формата, которую потребитель сможет долго и внимательно разглядывать.

Учитывайте: качественное стерео-варио — достаточно дорогой способ производства, он подходит для малых тиражей.

Закладка с эффектом стерео на картинке
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Голо​​граммы

Как: с помощью специальных программ «строят» физический объект, «снимают» с него объёмное изображение — голограмму, после чего печатают на особой металлизированной плёнке с клеевым слоем

Для чего: голографические наклейки нужны для маркировки документов или товаров и пломбирования — защиты упаковки от вскрытия.

Учитывайте: существуют готовые стандартные голографические фоны, на которые можно наносить изображения — логотипы, гербы или знаки.

Термохромные лаки и краски

Как: изображения печатают красками или покрывают лаками, способными менять или «терять» цвет от воздействия довольно невысокой температуры.

Для чего: этот полиграфический эффект применяют для декорирования предметов, которыми люди пользуются в быту. Например, печатают изображения на керамических кофейных кружках или жестяных банках с лимонадом.

Учитывайте: есть возвратные термохромные пигменты и невозвратные. Первые способны восстанавливать первоначальный цвет после возвращения температуры к нормальному значению, а вторые — нет.

Люминесцентные лаки и краски

Как: для печати используют материалы с люминофором — веществом, которое накапливает свет от солнца или лампы и излучает его в темноте.

Для чего: эффект световозвращения часто используют для декорирования текстиля — например, футболок и рюкзаков. А ещё для детских товаров: наклеек, обоев, тетрадей.

Учитывайте: у люминофора всего два оттенка свечения — голубоватый и светло-зелёный.

Объёмные эффекты

Что получается: надписи и изображения приобретают заметный рельеф.

Тиснение блинтовое

Как: под давлением клише материал опускается, и на плоской поверхности получается вдавленный рисунок.

Термин «блинтовое» означает, что на такой рисунок дополнительно не наносят краску или цветную или металлизированную фольгу.

Для чего: этот декоративный эффект часто используют на обложках книг и ежедневников, а также на визитках и открытках.

Учитывайте: тиснение изменяет форму и вид материала с обеих сторон.

Символы городского парка нанесены на обложку фотокниги глубоким блинтовым тиснением
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Тиснение с фольгой

Как: на клише помещают металлизированную или цветную фольгу и переносят её на материал одновременно с оттиском.

Для чего: тиснением фольгой оформляют корешки и обложки книг, визитки, открытки и другую имиджевую полиграфию. Комбинация объёма, даже минимального, и цвета рисунка хорошо работает на любом материале.

Учитывайте: при тиснении есть ограничения по толщине линии — это зависит от типа используемого клише.

Надпись на крышке коробки — тиснение белой фольгой одним ударом
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Конгрев блинтовой

Как: конгрев — тиснение, которое даёт выпуклый рисунок. С оборота на материал давит матрица, а с лицевой стороны — контрматрица. В результате получается объёмное, рельефное изображение. Оно может быть разноуровневым, с очень тонкими линиями, плавными переходами и мелкими деталями.

Для чего: у этого полиграфического эффекта самое широкое применение — от визиток до упаковки, от воблеров до обложек коллекционных изданий.

Учитывайте: сложные рельефы требуют дорогостоящего оборудования и высокого мастерства технолога.

Выпуклая форма цветков на открытке получилась благодаря конгреву
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Конгрев с фольгой

Как: с помощью матрицы и нагретой контрматрицы к листу одновременно припрессовывается декоративный материал и создаётся рельеф. Изображение получается выпуклое и с фольгой, которая может быть прозрачной, полупрозрачной, глянцевой, матовой, голографической или металлизированной.

Для чего: конгревное тиснение с фольгой можно применять не только для декорирования бумаги, но и на текстиле. Например, на футболках: этот эффект даст картинке или надписи не только цвет, но и объём.

Учитывайте: задача дизайнера — подготовить макет так, чтобы элементы для фольгирования были в отдельном слое или файле.

Конгрев с фольгой выделил золотые ёлочные шары на поверхности открытки
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Объёмный УФ-лак

Как: на цветное изображение наносят особый лак, после чего сушат — под действием ультрафиолетовых лучей он полимеризуется и затвердевает. Получившаяся высота даёт деталям рельеф. Лак в этом случае — особая разновидность трафаретной краски.

Для чего: с помощью объёмного лака оформляют открытки, приглашения, упаковку, выделяя и подчёркивая детали дизайна.

Учитывайте: этот эффект лучше применять на небольших изображениях и элементах — на крупных он может выглядеть грубовато.

Надпись на приглашении напечатали шелкографией, а чтобы сделать её выпуклой и тактильно различимой, использовали не конгрев, а лак
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Объёмная УФ-печать

Как: сначала УФ-принтер наносит по контуру белила, а после — множество слоёв краски один на другой. Получается полноцветная печать объёмных изображений, и, в отличие от конгрева, оборотная сторона поверхности остаётся совершенно гладкой.

Для чего: этот эффект чёткого рельефа можно получить на очень плотной бумаге или другом жёстком материале. Например, на подарочной коробке или обложке арт-альбома.

Учитывайте: объёмная УФ-печать достаточно дорогая, и разумно использовать её в малых тиражах и для уникального дизайна.

Благодаря объёмной УФ-печати линии получаются тонкими, а рельеф чётким
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

3D-фольгирование

Как: специальная машина по заданным линиям наносит на материал фактурный лак, который можно дополнительно декорировать цветной или голографической фольгой. Изображение получается рельефным и без вдавленности на обороте.

Для чего: объёмное фольгирование — это цифровая печать, которая позволяет декорировать поверхности в тех случаях, когда классическим конгревным тиснением не получится точно попасть в заданные тонкие линии. Например, можно создать «морозный узор» на новогодних открытках или идеальный геометрический орнамент на визитках и подарочной упаковке.

Учитывайте: фольга может быть только глянцевой.

Голографический эффект, объём и цвет с помощью фольги и лака
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Термоподъём

Как: на напечатанное специальными красками изображение наносят термопорошок и помещают изделие в печку. Под воздействием температуры он вспенивается, и получается объёмное, рельефное изображение.

Для чего: такое решение подходит для печати на текстиле, например, логотипов на рабочей форме. Для оформления картонных карточек и упаковки его тоже используют.

А главное, с помощью термоподъёма делают надписи шрифтом Брайля.

Учитывайте: у очень крупных элементов, напечатанных этим способом, может быть неравномерная поверхность.

Цифры нанесены на ткань этой пижамы термоподъёмом. Даже при интенсивном использовании они не сотрутся
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Другие эффекты

Что получается: декоративная отделка не самых очевидных элементов дизайна или придание ему неожиданных свойств.

Оформление обреза или торца

Как: на обрезе книги печатают изображение или наносят на него краску или фольгу.

Для чего: этот эффект применяют и на объёмных изданиях с широкими обрезами или открытыми корешками, и в тонких каталогах, и даже на визитках.

Учитывайте: для качественного тонирования или фольгирования бумага должна быть не слишком рыхлой, чтобы краска или напыление не «затекали» внутрь изделия.

Открытый корешок книги окрашен в яркий цвет
Изображение: принт-менеджерское Бюро Маяк

Ароматизирование

Как: на изделие наносят специальный лак или краску, способную «реагировать» на температуру или движения. Например, аромат проявляется, если изображение слегка потереть, — это из микрокапсул высвобождается парфюм.

Для чего: ароматизирование используют в производстве рекламных материалов — открыток, страниц в каталогах и парфюмерных образцов в глянцевых журналах.

Учитывайте: не стоит рассчитывать, что благодаря этому эффекту бумага или картон будет пахнуть так же интенсивно, как парфюм из флакона.

Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована