Дизайн
Дизайн
#Руководства
  • 7253

Бриф в графическом дизайне: главные вопросы, которые нужно обсудить с заказчиком

От языкового барьера страдают не только иностранцы, но и узкие специалисты. Разберёмся, как дизайнеру и владельцу бизнеса понять друг друга.

В студиях общение с заказчиками частично берут на себя менеджеры проектов, а вот фрилансеру нужно налаживать контакт с клиентами своими силами. Давайте рассмотрим главные вопросы, которые стоит обсудить до начала работы, и соберём из них шаблон рабочего брифа.

Чем занимается компания?

Вероятно, это основополагающий вопрос. Если речь идёт о продуктовом магазине или парикмахерской, сфера деятельности понятна любому дизайнеру хотя бы на бытовом уровне. Но если клиент занимается изготовлением металлоконструкций или торгует кондитерским оборудованием, нужны детали, чтобы вникнуть в работу компании.

Сильнее всего проблема заметна в B2B. Специфика работы этих фирм не всегда знакома сторонним людям (и дизайнерам в частности), а вот реклама или логотип должны быть понятны специалистам в отрасли. Неверно понимая деятельность компании, можно допустить фактические ошибки в выборе визуальных решений.

Но даже если работа клиента кажется простой и понятной, есть смысл узнать больше подробностей. Чем глубже дизайнер понимает сферу деятельности бизнеса, тем больше возможностей для творчества. Можно сделать акцент на нюансах работы или найти интересные метафоры.

Вот логотип IT-компании, в котором использованы угловые скобки — такие же, как в программном коде. Это не придумать, ни разу не видя код.

Итак, первый вопрос для брифа:

1. Чем занимается компания?

Дарья Тамилина

Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.


Кто конкуренты и чем от них отличается заказчик?

Знать основных конкурентов и УТП продукта тоже весьма полезно. Обычно фирменный стиль и рекламу стараются сделать отличными от конкурентных компаний, чтобы выделиться. И именно уникальные преимущества бренда стоит отражать в дизайне — чтобы выделиться и запомниться среди конкурентов.

А иногда конкурентная борьба даже становится поводом для креатива:

Это один из баннеров Jaguar со знаком Mercedes в виде пиццы и лозунгом Devour the road («Поглоти дорогу»)

Ещё пара вопросов, как обещали:

2. Укажите названия брендов-конкурентов.

3. Чем ваш продукт отличается от конкурентов, какое у него УТП?

Кто целевая аудитория и какая она?

Пенсионеры вряд ли проникнутся доверием к логотипу TikTok, а подростки не оценят фирменный стиль «Почта Банка». Дизайн во многом субъективен, он не будет нравиться всем; надо понять, кому он должен понравиться в первую очередь.

Описание целевой аудитории включает в себя возраст людей, образование, семейное положение, род занятий и доход. Вы сможете понять, кто эти люди, куда они ходят, с дизайном каких брендов взаимодействуют. Это будет подспорьем в работе.

Вопрос для вашего брифа:

4. Опишите, пожалуйста, свою целевую аудиторию: что это за люди, какие у них есть особенности и предпочтения.

Какие задачи должен решать дизайн?

Если клиент сам не понимает, для чего ему нужен новый логотип или баннер на сайте, угодить ему будет практически невозможно. Поэтому важно проговорить с заказчиком задачи дизайна.

Если задача рекламы в большинстве случаев — продать конкретные товары в определённый срок, то с фирменным стилем всё сложнее. Вот самые популярные причины, которые побуждают заказывать разработку айдентики:

  • отсутствие фирменного стиля у небольших компаний и желание повысить свою узнаваемость с помощью дизайна;
  • необходимость обновить фирменный стиль, потому что текущий устарел;
  • выход на новые рынки и стремление привлекать новых клиентов;
  • необходимость адаптации айдентики под новые рекламные носители.

Список можно продолжать до бесконечности. Но лучше не гадать, а спросить напрямую у заказчика.

И наш следующий вопрос:

5. Какие задачи вы хотите решить с помощью дизайна?

Как сам клиент видит дизайн?

Некоторые клиенты не имеют чёткого представления, каким должен получиться дизайн, и предпочитают полностью довериться специалисту. Иногда это оправданный ход, но нередко с такими заказчиками работать труднее: если у них нет конкретных ожиданий, невозможно предсказать, какой результат им понравится. К счастью, большинство клиентов рады сформулировать свои пожелания — сами или с помощью наводящих вопросов.

При разработке логотипа стоит уточнить, в каком стиле, по мнению клиента, должен быть выполнен фирменный знак, какова предпочтительная цветовая гамма, какие шрифты использовать. Для айдентики можно уточнить необходимость использования фотографий или паттернов, а также нужное количество дополнительных цветов и шрифтов. В дизайне рекламы тоже важно согласовать концепцию: какие фотографии, иллюстрации и графические приемы будут использоваться.

Чтобы лучше понять заказчика, можно показать ему несколько чужих логотипов, элементов айдентики или рекламных креативов, отличающихся по стилистике, и попросить их оценить. Также на этапе обсуждения полезно использовать мудборды — коллажи из картинок, демонстрирующие цветовую гамму и настроение проекта. На основе предпочтений клиента можно составить несколько таких коллажей и более точно определить вектор работы.

Это пример мудборда. Если понравится заказчику, значит, он получит дизайн в сине-розовых тонах, с рукописными шрифтами и летним настроением.

Чтобы узнать предпочтения клиента, надо задать сразу несколько вопросов:

6. В каком стиле вы хотите дизайн?

7. Какие образы вы хотите использовать?

8. Какая цветовая гамма предпочтительна?

9. Какие шрифты подходят вашему бренду?

В каком виде представить результат работы?

Возможно, вы решите презентовать элементы фирменного стиля в отдельных файлах pdf, а клиент ожидал получить полноценный брендбук. Или вы отправите дизайн-макет афиши под печать, а заказчик хотел, чтобы вы сделали мокап и показали, как плакат будет смотреться на его двери.

Часто фрилансеры до получения оплаты предпочитают показывать новым клиентам исключительно файлы jpeg в небольшом размере, чтобы обезопасить себя от кражи интеллектуальной собственности. Конечно, это сомнительная мера, ведь самое ценное в дизайне — концепция. Но презентация в jpeg как минимум спасёт от прямого воровства конкретно вашего макета. Если вы готовы согласовывать работу только в таком формате, это тоже лучше заранее обсудить с клиентом.

Возьмем отсюда ещё пару вопросов:

10. В каком формате подготовить для вас готовые макеты?

11. Согласны ли вы получить макеты в полном размере после оплаты заказа?

Сколько текста будет на макете?

Это очень важный пункт. Многие клиенты этого не понимают: предлагают начинать работу над макетом этикеток или рекламных листовок, просто оставив для текста несколько пустых строчек. Соглашаться на это нежелательно: велик риск, что работу придётся переделывать. Текст — часть дизайна, и вписать его в готовый макет крайне трудно по двум причинам.

1. Текст может не уместиться

Представим, что вы делаете дизайн совсем маленькой упаковки, наподобие спичечного коробка, и клиент просит оставить для текста три строчки. После согласования макета выясняется, что клиент хочет вместить туда текст на пять строк.

Это несложно сделать на мониторе, просто уменьшив кегль, но после печати в реальном размере прочитать текст будет невозможно. Придется двигать все элементы на макете, чтобы выделить больше места для текста, — но это будет уже совсем другой дизайн, который заново придётся согласовывать с заказчиком. И опять переделывать, если ему что-то не понравится. За это время заказчик может захотеть как-нибудь ещё изменить текст, и работа растянется на неопределённый срок.

Проблема особенно остро касается маленьких носителей. Но столкнуться с ней можно и в иных ситуациях: например, если все элементы на макете расположены очень плотно, а для текста отведена ограниченная площадка.

2. Текст может не вписаться в композицию

Работа с типографикой — это одна из задач дизайнера как при вёрстке буклетов в несколько страниц сплошного текста, так и при дизайне рекламного баннера или логотипа, в которых текст занимает одну-две строчки. Текст должен быть нужного размера, нужного цвета и занимать на макете уютное местечко.

В гармоничном дизайне каждое слово на своём месте

Если бы в этот макет попросили добавить ещё несколько строк, пришлось бы просто начинать заново, потому что в этом подходящего места нет. А если бы клиент изначально не дал никакого текста, дизайн просто не мог бы быть реализован, потому что размещение надписей играет тут ключевую роль.

Нам нужно попросить заказчика предоставить текст для макета и согласовать его структуру:

12. Укажите, пожалуйста, текст, который будет использован на макете.

13. Укажите желаемое размещение текста или порядок текстовых блоков.

На каких носителях будут использовать дизайн?

Важно выяснить точные размеры, форму носителей, а желательно ещё и тип бумаги/материала, которые будут использованы. Если клиент просто присылал размеры нужных макетов единым списком, этого может быть недостаточно.

Например, если делать этикетку на гранёную баночку, о её шести гранях непременно надо знать. Зная только ширину и высоту макета, есть вероятность сделать слишком длинные строки текста, которые не будут читаться с одного ракурса. А для читаемости макет нужно также разделить на грани.

Важно знать ширину каждой грани, а иногда и радиус скругления углов, чтобы оптимально разместить все надписи

Такие нюансы важны для любых носителей. При дизайне сувенирного значка необходимо знать, плоский он или скруглённый. При дизайне пакета нужно уточнить, будет ли он из белой бумаги, крафта или прозрачной плёнки — потому что чисто-белые участки макета на крафте станут коричневыми, а на плёнке прозрачными. Если заказчик ещё не определился с носителями, стоит решить вместе с ним и упомянуть, что в других вариантах дизайн может измениться до неузнаваемости.

Вот наши следующие вопросы:

14. Приведите список носителей, для которых будет разработан дизайн.

15. Укажите, пожалуйста, для каждого из них точный размер, тип носителя и материал, из которого он изготовлен.

Сколько финальных вариантов требуется?

Нет единого правила, сколько готовых вариантов показывать заказчику. Возможно, дизайнер планирует сделать три или и вовсе один, а клиент рассчитывал на пять. Обычно это заранее обговаривается, но почти каждый дизайнер в своей жизни сталкивался с клиентами, которым понравилось что-то из предложенного, но они просят подумать над другими вариантами «на всякий случай».

Такая работа не всегда выгодна. Более того, в огромном количестве разрозненных концепций нет ничего хорошего: скорее всего, заказчик окончательно запутается в том, что ему нужно. Поэтому есть смысл показывать меньше вариантов, но более детально их прорабатывать, основываясь на подробном брифе.

Новый вопрос для брифа:

16. Согласны ли вы получить N готовых вариантов дизайна на выбор?

Каковы сроки и бюджет?

Это важно обсудить, чтобы потом избежать взаимных претензий. Здесь нужно выяснить пять вещей:

  1. Промежуточные дедлайны. Если проект относительно большой и длительный, заказчики часто хотят участвовать в процессе. Промежуточные дедлайны — это даты, когда вы показываете клиенту то, что есть на данный момент. Обычно так делают на этапе поиска концепций и на этапе создания эскизов.
  2. Дедлайн всего проекта. Это дата, когда заказчик получает свои макеты.
  3. Размер оплаты.
  4. Порядок оплаты. Важно договориться, будете ли вы работать по полной или частичной предоплате и когда вы получите полную сумму.
  5. Порядок работы с правками. Во-первых, нужно договориться, будут ли правки оплачены дополнительно или они входят в стоимость работы. Во-вторых, можно обговорить количество итераций правок. Наконец, очень важно уточнить сроки обращения за правками, иначе некоторые клиенты могут вернуться через полгода и попросить бесплатно им что-нибудь изменить.

Вот последние вопросы для вашего брифа:

17. Когда вы готовы согласовать концепцию и эскизы?

18. Когда вы хотите получить готовые макеты?

19. Когда вы готовы внести предоплату и оплатить заказ полностью?

20. Готовы ли вы дополнительно оплачивать работу с правками?

Заключение

Проводить брифинг с заказчиком перед началом работы нужно со всей серьёзностью.

У вас может возникнуть иллюзия, что вопросы банальные, а ответы на них очевидны. Мол, вот же, есть закусочная, в целевой аудитории люди от 15 до 115 лет, и нужно сделать дизайн фартуков официантам — всё и так понятно. Но здесь масса нюансов. Что продают в закусочной? Какая там атмосфера? Какие именно люди туда ходят? И, наконец, какой формы будут фартуки? От знания всех этих деталей будет зависеть качество дизайна.

В итоге мы собрали примерный шаблон брифа: в него вошли все пункты, которые были затронуты в статье. Естественно, для конкретных заказчиков потребуется что-то убирать, добавлять или сформулировать чуть иначе. Но в целом этот перечень вопросов освещает все главные моменты и вполне годится для работы.

Пример заполненного брифа

Представим, что к вам обратился владелец фитнес-центра «Геркулес» за созданием логотипа...

1. Чем занимается компания? Предоставляет зал с тренажёрами для занятий спортом частным лицам, проводит групповые занятия и оказывает услуги персонального тренера.

2. Укажите названия брендов-конкурентов. Спорткомплекс «Аполлон» и тренажёрный зал «Гефест».

3. Чем ваш продукт отличается от конкурентов, какое у него УТП? Мы находимся в каждом районе города, до нас удобно добираться.

4. Опишите, пожалуйста, свою целевую аудиторию. Главный сегмент нашей ЦА  мужчины 20–35 лет, со средним или высшим образованием, неженатые, со средним или высоким доходом.

5. Какие задачи вы хотите решить с помощью дизайна? У нас новый бренд и до сих пор не было логотипа, с его помощью мы рассчитываем повысить узнаваемость компании.

6. В каком стиле вы хотите дизайн? Контурную иллюстрацию без лишних деталей.

7. Какие образы вы хотите использовать? Хотим изображение человека со штангой на логотипе.

8. Какая цветовая гамма предпочтительна? Жёлтые, оранжевые, терракотовые оттенки.

9. Какие шрифты подходят вашему бренду? Мы хотим шрифты без засечек, чтобы логотип смотрелся современным.

10. В каком формате подготовить для вас финальные макеты? В формате pdf.

11. Согласны ли вы получить макеты в полном размере после оплаты заказа? Да.

12. Укажите, пожалуйста, текст, который будет использован на макете. Фитнес-центр «Геркулес».

13. Укажите желаемое размещение текста или порядок текстовых блоков. На первой строке название бренда, на второй тип заведения.

14. Приведите список носителей, для которых будет разработан дизайн. Нам нужно разместить логотип на абонементах и на брелках для ключей.

15. Укажите, пожалуйста, для каждого из них точный размер, тип носителя и материал, из которого он изготовлен. Абонемент — карточка 86 х 54 мм из пластика. Брелок — круглый, с диаметром 39 мм, из прозрачного пластика.

16. Согласны ли вы получить три готовых варианта дизайна на выбор? Нет, это мало, надо пять вариантов.

17. Когда вы готовы согласовать концепцию и эскизы? Давайте созвонимся в следующий понедельник и, при необходимости, в пятницу.

18. Когда вы хотите получить готовые макеты? Логотип и макеты носителей нужны 20 июля.

19. Когда вы готовы внести предоплату и оплатить заказ полностью? Готов внести предоплату сегодня и остаток в день принятия работы.

20. Готовы ли вы дополнительно оплачивать работу с правками? Да.

Хотите научиться не только работать в графических редакторах, но и грамотно общаться с клиентами? Эти навыки вы можете прокачать с нашими преподавателями. Записывайтесь на курс по графическому дизайну.

Курс

Профессия Графический дизайнер


Двухгодовая программа с гарантированным трудоустройством, живыми встречами и воркшопами. Вы узнаете об особенностях работы графического дизайнера, будете учиться у лидеров рынка (Логомашина, Nimax, Pinkman), а по итогу — сможете получить приглашение на стажировку.

Понравилась статья?
Да