Мокапы (от англ. mock-up — макет) — это изображения, которые используют, чтобы показать заказчику дизайн фирменного стиля на объектах реального мира. Обычно это готовые файлы в формате psd со слоями, позволяющими дизайнеру наложить элементы дизайна на фотографию предмета.
Кстати, так могут называться любые макеты: модели самолетов, миниатюры архитектурных сооружений или отрисованные веб-страницы, которые клиент утверждает перед вёрсткой.
В этой статье мы говорим о мокапах, которые применяются в дизайне айдентики, упаковки и рекламы.

Зачем нужны мокапы
Дизайн не существует в вакууме: изображение неотделимо от предмета, на который оно нанесено. Бывает трудно оценить оформление упаковки в раскладке:

Зато по реалистичному изображению на мокапе сразу всё ясно.

Печать — дорогое удовольствие даже для маленькой упаковки, не говоря уже о вывесках и билбордах. Если клиенту захочется внести правки в дизайн, печатать придётся не один раз. Чтобы оптимизировать работу, придумали мокапы. С их помощью заказчик может рассмотреть дизайн на конкретных предметах и в разных ракурсах.
Мокап — это детализированное изображение реального предмета. Не нужно путать его со скетчем — наброском дизайна на бумаге или в электронном виде, не подразумевающем проработку деталей. Или с макетом для печати — свёрстанным изображением с линиями сгиба, типографскими метками и отрегулированной под тип бумаги суммой красок.
Кстати, мокап полезен и самому дизайнеру. Он поможет на любом этапе работы понять, как творческие идеи будут реализованы на реальных предметах. Но основное его назначение — демонстрация проекта клиенту.
При создании логотипа или айдентики подбирают мокапы, соответствующие предполагаемым носителям, и согласовывают с заказчиком их внешний вид. Готовые реалистичные картинки помещают в руководство по использованию фирменного стиля.
Как использовать готовые мокапы
Есть много ресурсов, где можно купить или скачать бесплатно готовые мокапы. В предлагаемых архивах — обычно в формате zip — помимо самих мокапов может находиться инструкция и/или требования лицензии.
Если открыть файл мокапа в Photoshop, видно, что он состоит из множества слоёв.

Некоторые сервисы позволяют наложить дизайн на фотографию онлайн, но это неудобно. Профессионалы обычно работают в Photoshop и вставляют в мокап не только обычные картинки формата jpeg, но и рабочие файлы с дизайном в форматах psd или ai. Удобство в том, что при редактировании этих файлов изменения автоматически отображаются и на макете.
Иногда в готовом мокапе можно не только накладывать на объекты картинки со своим дизайном, но менять цвет предметов и фон. В нашем примере есть такие опции: для бэкграунда и цвета мороженого.

Чем больше опций, тем удобнее. Цвета предметов тоже важны для презентации дизайна заказчику и могут быть частью задумки. Также иногда требуется поменять фон, убрать или добавить тени. В хороших мокапах всё это есть и легко настраивается с помощью видимости слоёв.
Откуда можно скачать мокап
Есть много сайтов, где можно взять готовые мокапы. Вот несколько из них:
- Freemockup — русскоязычный сайт с удобным поиском по категориям.
- Freepik — сток, на котором выставлены фотографии, иконки, векторные иллюстрации и много мокапов. Можно найти и платные, и бесплатные файлы.
- Mockupworld — англоязычный сайт с мокапами. Можно ввести запрос в поисковой строке, если ищете что-то конкретное, или найти нужные мокапы по категориям.
Подобных источников много, но бесплатные мокапы на них часто повторяются.
Если хочется найти что-то более оригинальное, лучше ввести соответствующие запросы на Behance или Dribbble — здесь люди иногда бесплатно делятся своими наработками.
В чём трудности работы с готовыми мокапами
На практике всё не так гладко: подобрать подходящий макет бывает непросто. Нужно, чтобы кружки, значки, кепки, фартуки или баночки на мокапе были похожи на те носители, которые планирует использовать ваш заказчик. А лучше совпадали бы с ними в точности — иначе презентация теряет смысл.
Часто упаковка товаров, униформа и сувениры имеют нестандартную форму. Поэтому трудно найти то, что хочет клиент.

Даже если речь об обычных визитках и календарях, могут возникнуть проблемы. Большинство бесплатных мокапов в интернете американские, а их форматы полиграфии отличаются от наших. Конечно, можно подобрать более-менее подходящие варианты и показать приблизительный дизайн заказчику. Но в таком подходе есть опасности.
Например, если радиус круглой баночки на картинке больше, чем в реальности, есть риск, что надписи на этикетке окажутся слишком длинными и не будут читаемы с одного ракурса. А если форматы визитки на мокапе и в макете для печати будут различаться, их внешний вид тоже может оказаться ощутимо разным.
По сути, такая презентация дизайна не выполняет своих функций: не может показать, как будут выглядеть реальные напечатанные носители.
Если готовый мокап вам не подходит
Иногда важно продемонстрировать дизайн на носителях с точным соблюдением всех пропорций. Для этого можно самостоятельно сделать мокап для заказчика, взяв за основу фотографии его упаковок, сувениров или униформы. Но это трудоёмкая работа: придётся с помощью инструментов Photoshop создать перспективные искажения, вручную добавить тени, полутени, освещение и блики.
Если проект недорогой, а точность презентации не критична, для демонстрации дизайна стараются подобрать готовые мокапы.
Хотите научиться разрабатывать фирменный стиль, работать с готовыми мокапами или создавать их собственноручно? Записывайтесь на наш курс по графическому дизайну.
Курс
Профессия
Графический дизайнер
Двухгодовая программа с гарантированным трудоустройством, живыми встречами и воркшопами. Вы узнаете об особенностях работы графического дизайнера, будете учиться у лидеров рынка (Логомашина, Nimax, Pinkman), а по итогу — сможете получить приглашение на стажировку.