Меню
Дизайн
Дизайн
#статьи
  • 2852

Что такое мокапы и зачем они дизайнеру

Они существуют, чтобы показывать печатную продукцию заказчику и не вносить правки до бесконечности. Так, чтобы ни одно дерево не пострадало.

Мокапы (от англ. mock-up — макет) — это изображения, которые используют, чтобы показать заказчику дизайн фирменного стиля на объектах реального мира. Обычно это готовые файлы в формате psd со слоями, позволяющими дизайнеру наложить элементы дизайна на фотографию предмета.

Кстати, так могут называться любые макеты: модели самолетов, миниатюры архитектурных сооружений или отрисованные веб-страницы, которые клиент утверждает перед вёрсткой.

В этой статье мы говорим о мокапах, которые применяются в дизайне айдентики, упаковки и рекламы.

Добавление света, тени и перспективных искажений помогает увидеть, как надписи и узоры будут смотреться на упаковке

Дарья Тамилина

Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.


Зачем нужны мокапы

Дизайн не существует в вакууме: изображение неотделимо от предмета, на который оно нанесено. Бывает трудно оценить оформление упаковки в раскладке:

Выглядит симпатично, но не совсем понятно, что клиент получит после печати

Зато по реалистичному изображению на мокапе сразу всё ясно.

К такой презентации дизайна вопросов не возникнет

Печать — дорогое удовольствие даже для маленькой упаковки, не говоря уже о вывесках и билбордах. Если клиенту захочется внести правки в дизайн, печатать придётся не один раз. Чтобы оптимизировать работу, придумали мокапы. С их помощью заказчик может рассмотреть дизайн на конкретных предметах и в разных ракурсах.

Мокап — это детализированное изображение реального предмета. Не нужно путать его со скетчем — наброском дизайна на бумаге или в электронном виде, не подразумевающем проработку деталей. Или с макетом для печати — свёрстанным изображением с линиями сгиба, типографскими метками и отрегулированной под тип бумаги суммой красок.

Кстати, мокап полезен и самому дизайнеру. Он поможет на любом этапе работы понять, как творческие идеи будут реализованы на реальных предметах. Но основное его назначение — демонстрация проекта клиенту.

При создании логотипа или айдентики подбирают мокапы, соответствующие предполагаемым носителям, и согласовывают с заказчиком их внешний вид. Готовые реалистичные картинки помещают в руководство по использованию фирменного стиля.

Как использовать готовые мокапы

Есть много ресурсов, где можно купить или скачать бесплатно готовые мокапы. В предлагаемых архивах — обычно в формате zip — помимо самих мокапов может находиться инструкция и/или требования лицензии.

Если открыть файл мокапа в Photoshop, видно, что он состоит из множества слоёв.

В файле есть фон, объект, слой для вставки своего изображения вместо обёртки и эффекты, которые делают это изображение реалистичным

Некоторые сервисы позволяют наложить дизайн на фотографию онлайн, но это неудобно. Профессионалы обычно работают в Photoshop и вставляют в мокап не только обычные картинки формата jpeg, но и рабочие файлы с дизайном в форматах psd или ai. Удобство в том, что при редактировании этих файлов изменения автоматически отображаются и на макете.

Иногда в готовом мокапе можно не только накладывать на объекты картинки со своим дизайном, но менять цвет предметов и фон. В нашем примере есть такие опции: для бэкграунда и цвета мороженого.

За три клика картинка изменилась до неузнаваемости

Чем больше опций, тем удобнее. Цвета предметов тоже важны для презентации дизайна заказчику и могут быть частью задумки. Также иногда требуется поменять фон, убрать или добавить тени. В хороших мокапах всё это есть и легко настраивается с помощью видимости слоёв.

Откуда можно скачать мокап

Есть много сайтов, где можно взять готовые мокапы. Вот несколько из них:

  • Freemockup — русскоязычный сайт с удобным поиском по категориям.
  • Freepik — сток, на котором выставлены фотографии, иконки, векторные иллюстрации и много мокапов. Можно найти и платные, и бесплатные файлы.
  • Mockupworld — англоязычный сайт с мокапами. Можно ввести запрос в поисковой строке, если ищете что-то конкретное, или найти нужные мокапы по категориям.

Подобных источников много, но бесплатные мокапы на них часто повторяются.

Если хочется найти что-то более оригинальное, лучше ввести соответствующие запросы на Behance или Dribbble — здесь люди иногда бесплатно делятся своими наработками.

В чём трудности работы с готовыми мокапами

На практике всё не так гладко: подобрать подходящий макет бывает непросто. Нужно, чтобы кружки, значки, кепки, фартуки или баночки на мокапе были похожи на те носители, которые планирует использовать ваш заказчик. А лучше совпадали бы с ними в точности — иначе презентация теряет смысл.

Часто упаковка товаров, униформа и сувениры имеют нестандартную форму. Поэтому трудно найти то, что хочет клиент.

Бывают файлы с возможностью изменить форму — например, как в случае с этими значками. Но такие мокапы почти всегда платные, и не для всех видов сувенирной продукции их можно подобрать

Даже если речь об обычных визитках и календарях, могут возникнуть проблемы. Большинство бесплатных мокапов в интернете американские, а их форматы полиграфии отличаются от наших. Конечно, можно подобрать более-менее подходящие варианты и показать приблизительный дизайн заказчику. Но в таком подходе есть опасности.

Например, если радиус круглой баночки на картинке больше, чем в реальности, есть риск, что надписи на этикетке окажутся слишком длинными и не будут читаемы с одного ракурса. А если форматы визитки на мокапе и в макете для печати будут различаться, их внешний вид тоже может оказаться ощутимо разным.

По сути, такая презентация дизайна не выполняет своих функций: не может показать, как будут выглядеть реальные напечатанные носители.

Если готовый мокап вам не подходит

Иногда важно продемонстрировать дизайн на носителях с точным соблюдением всех пропорций. Для этого можно самостоятельно сделать мокап для заказчика, взяв за основу фотографии его упаковок, сувениров или униформы. Но это трудоёмкая работа: придётся с помощью инструментов Photoshop создать перспективные искажения, вручную добавить тени, полутени, освещение и блики.

Если проект недорогой, а точность презентации не критична, для демонстрации дизайна стараются подобрать готовые мокапы.

Хотите научиться разрабатывать фирменный стиль, работать с готовыми мокапами или создавать их собственноручно? Записывайтесь на наш курс по графическому дизайну.

Курс

Профессия
Графический дизайнер


Двухгодовая программа с гарантированным трудоустройством, живыми встречами и воркшопами. Вы узнаете об особенностях работы графического дизайнера, будете учиться у лидеров рынка (Логомашина, Nimax, Pinkman), а по итогу — сможете получить приглашение на стажировку.

Понравилась статья?
Да