Дизайн
#статьи

Авторское право для дизайнера: большой обзор

Рассказываем, какие бывают типы лицензий, как правильно заключить договор и что делать, если обнаружил свою работу на чужом сайте.

Катя Павловская для Skillbox Media

Каждый дизайнер рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда результат его труда остаётся неоплаченным или оплаченным лишь частично, а иногда и вовсе обнаруживает его на чужом сайте. Именно последняя история произошла с иллюстратором-коллажистом Ольгой Халецкой:

Изображение: предоставлено Ольгой Халецкой

В 2017 году Ольга сделала на заказ иллюстрацию для журнала Women’s Health и опубликовала её в своём портфолио на Behance. Через некоторое время друзья стали присылать ей ссылки с её картинкой в рекламе разнообразных услуг со всего мира.

Бизнесмены и блогеры использовали в своих материалах работу Ольги, хотя она не давала разрешения. На просьбы удалить иллюстрацию, которую они взяли без спроса, большинство российских блогеров и компаний отказывались это делать, мотивируя тем, что они заплатили за работу дизайнера.

В тот момент Ольга не стала предпринимать серьёзных действий, а просто начала собирать коллекцию, которую пополняет до сих пор. Такое использование иллюстрации имело даже позитивные последствия — она стала своеобразной визитной карточкой, и к Ольге стали обращаться новые заказчики.

Но дизайнер не всегда нуждается в рекламе столь своеобразным образом. Рассказываем, как устроено авторское право и как основанные на нём законы нужно использовать в своей практике.

Из материала вы узнаете:


Виды авторских прав

Авторские права делятся на два вида: имущественные и неимущественные.

Неимущественные права

Они всегда остаются за вами — право авторства и право на имя, право на неприкосновенность и право на обнародование.

  • Право авторства — это ваше право признаваться автором произведения, под каким бы именем оно ни было опубликовано.
  • Право на имя — это возможность распоряжаться собственным именем при публикации работы. При этом вы можете использовать как настоящее имя, так и псевдоним. Или не использовать имя вовсе, если хотите остаться анонимным. Решать только вам.
  • Право на неприкосновенность не позволяет никому ничего менять в вашей работе без вашего согласия: нельзя у иллюстрации обрезать края, буквы шрифта — модифицировать, уже готовых персонажей — дополнять новыми деталями, не согласовав это с вами.
  • Право на обнародование позволяет только вам решать, хотите ли вы демонстрировать произведение на широкую публику или нет. Если вы передаёте на произведение права, это автоматически означает ваше согласие на обнародование.

Неимущественные права, в отличие от имущественных, неотчуждаемы — то есть их вы не можете ни передать по договору, ни подарить, ни завещать.

Неимущественные права действуют бессрочно.

Имущественные права

Эти права можно передать — то есть разрешить использовать произведение. Варианты использования чётко прописаны в законодательстве в статье 1270 ГК РФ, и именно эти определения должны фигурировать в договоре.

По договору передают именно имущественные права, они же отходят наследникам.

Когда вы создаёте произведение — например, фирменный стиль и логотип, — вы заключаете договор на передачу именно имущественных прав.

Еще одно важное отличие имущественного права от неимущественного — оно действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Спустя эти 70 лет авторские права переходят в общественное достояние.

В использовании общественного достояния немало нюансов, поэтому, перед тем как использовать такие произведения в работе, лучше проконсультироваться с юристом.

Передача прав

Несмотря на то что очень часто в договорах нет слова «лицензия», договоры передачи имущественных прав на авторское произведение называются лицензионными.

Лицензии бывают следующих типов:

Неисключительная лицензия

Такую лицензию ещё называют простой. Она разрешает авторам или правообладателям (также их называют лицензиарами) выдавать лицензии на одну и ту же работу разным покупателям — лицензиатам.

По такому принципу работает, например, большинство фотостоков или банков изображений, откуда можно скачивать фото или графику и затем использовать их в дизайне.

Исключительная лицензия

Такая лицензия не может выдаваться разным покупателям на одинаковых условиях. Эти условия включают в себя:

  • виды использования произведения, обозначенные в статье 1270 ГК РФ;
  • сроки действия — или конкретные даты или период;
  • территорию действия лицензии.

Например, если вы передали рекламному агентству право использовать вашу иллюстрацию на билбордах в Москве на один год, то вы уже не сможете передать такие же права на неё другой компании. Но можно заключить договор на использование картинки в другом городе или же дождаться истечения этого года и продать её другому рекламному агентству для размещения в Москве.

Отчуждение авторских прав

При заключении такого договора вы передаёте (отчуждаете) покупателю лицензии исключительное право на работу. То есть теперь он может её использовать:

  • во всех форматах;
  • на любых носителях;
  • в течение всего срока действия имущественного права на эту работу;
  • на территории всего мира.

Важное отличие от исключительной лицензии здесь в том, что вы не сможете публиковать эту работу без согласия нового владельца. В том числе её нельзя выкладывать в своё портфолио, если это заранее не обговорено в договоре.

Даже после заключения договора отчуждения имущественных авторских прав за вами сохраняются неимущественные права: право авторства, право на имя, право на неприкосновенность.

Договор авторского заказа

Заключение такого договора подразумевает, что вы делаете работу на заказ и затем передаёте права на её использование по исключительной лицензии, неисключительной лицензии (редкость) или по лицензии отчуждения прав. Основное отличие договора авторского заказа от других в том, что при его заключении готового объекта договора ещё не существует.

Когда вы заключаете договор на разработку логотипа или буклета, это договор именно авторского заказа.

Договор присоединения

Его также называют открытой лицензией — автор присоединяется к уже заранее составленному договору и не может повлиять на его условия. Если они его не устраивают, то единственное, что можно сделать, — отказаться от заключения.

Подписав такой договор, вы предоставляете неисключительную лицензию на использование своей работы. Обычно договоры присоединения используются в интернете, поэтому «подпись» под их условиями ставится просто нажатием кнопки согласия. Договор с открытой лицензией должен быть доступен широкой аудитории в любой момент времени.

Неисключительные лицензии на популярных сайтах для создания портфолио и фотостоках передаются именно по договору присоединения, то есть на основании открытой лицензии.

Когда вы отправляете свои работы на конкурс, вы заключаете с организаторами договор с открытой лицензией.

Участие в выставках и конкурсах, портфолио

Заключая договор передачи имущественных прав, юристы покупателя обычно прописывают в нём только те условия, которые затрагивают интересы их компании. Обязанность отслеживать личные интересы дизайнера ложится на него самого.

Обязательно вносите в договор пункт о возможности использовать работу в своём публичном портфолио или на конкурсах.

Если не прописать этот пункт в договоре, то правообладатель может потребовать удалить работу из портфолио или снять с конкурса. Также он может подать в суд на организаторов, что может повлечь иск с их стороны к вам.

Обязательные условия в договоре

Существенные условия договора — это то, без чего договор может быть признан незаключённым. Поэтому их нужно проверять с особенной тщательностью.

Последствия криво составленного договора бывают самыми драматичными — вы можете потерять не только время, делая работу, которую у вас затем, например, не примут, но и деньги, если её решат не оплачивать полностью. Доказать что-то в суде с таким договором будет сложно.

Перед началом работы всегда заключайте договор. Сопровождайте его брифом, а в случае сложных проектов — техническим заданием. Как составить бриф, читайте в этом материале.

Для клиента договор не менее важен — ведь в нём говорится не только об обязанности заплатить, но и о правах на объект сделки. При плохо составленном договоре работа, за которую он заплатил деньги, ему не принадлежит — право на использование дизайнер может оспорить в суде. К тому же клиент имеет все шансы встретить свой заказ — в том же виде или слегка изменённым — в чужом дизайне. Это, конечно, не сделает чести дизайнеру, но закон в этом случае будет на его стороне.

Именно поэтому заказчики всегда работают с юристами, которые составляют для них договоры. Дизайнеры же чаще всего используют уже готовые шаблоны, подправляя их под свои цели, что тоже требует определённой юридической грамотности.

Заключение договора означает, что вы пришли с клиентом к согласию по каждому из положений и своими подписями подтвердили это. Однако отсутствие некоторых из существенных условий договора аннулирует и подписи, и факт сделки. А отсутствие других не удаляет их из договора, а наделяет единожды прописанными в законодательстве параметрами.

Не подписывайте договор, если вам непонятно какое-то условие или вы с чем-то не согласны.

Существенные условия договора включают в себя шесть пунктов:

  • Вид лицензии.

Если вид лицензии в договоре не указан, считается, что лицензия неисключительная.

  • Срок, на который передаются права. Можно указать количество лет, которое будет действовать лицензия с момента заключения договора, а можно конкретную дату окончания срока лицензии.

Если в договоре не указан срок действия лицензии, считается, что права передаются на пять лет.

  • Территория, на которой будет действовать лицензия. Максимальная территория использования — весь мир, а минимальная может ограничиваться одним, даже небольшим, населённым пунктом.

Если в договоре не указана территория, лицензиат вправе использовать права на всей территории РФ (но не за рубежом).

  • Размер вознаграждения. Это обязательный пункт — если права передаются безвозмездно, то это также следует прописать. Важно знать, что безвозмездная передача прав невозможна, если обе стороны договора — юридические лица или ИП.

При отсутствии условий о размере вознаграждения договор не имеет силы.

  • Предмет договора — указание конкретного произведения, права на использование которого передаются. Текстового описания в этом случае будет недостаточно: необходимо приложить передаваемую работу в виде распечатки договора или приложения. Для видео или анимации нужно использовать электронные носители, защищённые от перезаписи.

    В случае авторского заказа превью оформляется в виде приложения по завершению работ (в акте приёма-передачи).

Носитель должен быть защищен от перезаписи, поэтому, несмотря на то, что это устарело, самое надёжное — использовать CD- или DVD-диски. Как альтернатива — информацию можно записать на флешку и запечатать её в конверт, который может быть вскрыт только на заседании суда.

Без указания предмета договора он недействителен.

  • Способы использования произведения согласно статье 1270 ГК РФ.

Если в договоре не указаны способы воспроизведения, такой договор не имеет силы.

Момент, с которого начинает действовать договор, также прописывается отдельно: после подписания, после оплаты, с определённой даты.

Ситуации «Если…»

Ситуация из юридической практики

Заказчик решил не подписывать договор с фотографом, а затем использовал его фотографии в промоматериалах и социальных сетях. Когда фотограф обратился к нему по поводу оплаты, то получил ответ, что платить ему не станут, так как нет договора — нет отношений. Стоимость заказа была 20 тысяч рублей. Но поскольку дело квалифицировалось как нарушение авторского права, из-за тиражности использования суд обязал ответчика выплатить компенсацию, сумма которой составила почти 800 тысяч рублей.

Если бы договор был, то речь шла бы о нарушении условий договора — суд обязал бы заказчика выплатить двадцать тысяч по договору, добавив сверху лишь пени.

Отказ клиента заключать договор — одна из типичных ситуаций, в которую может попасть дизайнер. Рассмотрим другие распространённые случаи, которые могут послужить поводом для компенсации или суда:

Заказчик не принял работу, а потом вы встретили её на другом сайте.

К договору авторского заказа всегда должен прилагаться акт с превью. Так как в описанной ситуации этого акта не существует, здесь однозначно можно говорить о нарушении авторских прав.

Заказчик принял работу, но не заплатил.

Здесь возможны два варианта. В первом случае нарушены условия договора по оплате. При обращении в суд заказчику придётся-таки выплатить гонорар, плюс сверху будут начислены пени. Во втором, если договор вступал в силу только после оплаты или невыплата может служить основанием для расторжения договора, нарушение переходит в область авторских прав.

Вы выполнили тестовое задание для заказчика, а потом увидели его доработанным на сайте.

Если тестовое задание не оформлялось в виде, например, договора авторского заказа — а это не делается практически никогда, — речь идёт о нарушении авторских прав.

Вы обнаружили работу на другом сайте, в чужом портфолио, на конкурсе.

В этом случае речь идёт однозначно о нарушении авторских прав.

Тот, кто украл вашу работу, утверждает, что автор — именно он, а не вы.

Вы можете предоставить доказательства своего авторства. Существует несколько способов.

Доказательства авторства

В работе дизайнера подтверждением авторства может служить исходный файл и его версии. Он должен содержать слои, кривые, редактируемые блоки вёрстки, используемые элементы и шрифты.

Также доказательством могут служить публикации в СМИ, книгах и каталогах с указанием вашего имени, в интернете. Нарушитель может попытаться найти более ранние публикации с чужим именем, но, если правда на вашей стороне, у него это вряд ли получится. Предыдущие обращения в суд, в которых фигурируют эта работа и ваше имя, также могут подтвердить, что авторство принадлежит вам.

Чтобы зафиксировать дату создания произведения (и доказать таким образом, что именно ваш файл был создан раньше его копий), можно использовать и один из старых способов: отправьте себе письмо с распечаткой работы простой почтой — заклеенный конверт с почтовыми штампами будет доказывать, что вы уже создали произведение на тот момент, когда почтальон поставил печать. Конверт будет вскрыт в суде.

Всегда храните исходные файлы. Если в переписке нарушитель требует предоставить их для доказывания авторства — никогда не поддавайтесь на эту уловку, ведь тогда исходный файл будет и у нарушителя. Пришлите сильно увеличенный фрагмент, скриншот, на котором видны этапы работы или элементы реализации — слои в Figma, кривые.

Урегулирование конфликта

Конечно, лучше попробовать решить всё мирным путем. Это называется досудебным урегулированием. Для юридических лиц или ИП это обязательная процедура; если же хотя бы один из участников конфликта — физическое лицо, то этот этап можно пропустить. Но именно этот путь — самый простой, поэтому мы рекомендуем сначала попытаться договориться.

Если вы хотите, чтобы нарушитель просто удалил вашу работу со своего сайта или поставил на вас активную ссылку, попросите это сделать.

Если же вы намерены получить выплату и готовы идти в суд, то, прежде чем переходить к каким-либо действиям, факт нарушения нужно зафиксировать. Сделать это можно у нотариуса или самостоятельно, но так как здесь много процедурных нюансов, лучше обратиться к юристу.

Зафиксировать нарушение необходимо до контакта с нарушителем, поскольку немало случаев, когда после начала переговоров тот удалял работу с сайта и из социальных сетей. В такой ситуации доказать факт использования будет достаточно сложно.

После этого можно выходить на тропу войны — отправить нарушителю сообщение по электронной почте и, если тот молчит, позвонить и осведомиться, получил ли он письмо. В случае, если досудебное урегулирование обязательно или ответчик не реагирует на сообщения, отправьте претензию по почте с описью вложения на юридический адрес компании — он может не совпадать с физическим адресом офиса.

Юридические данные компании, включая её юридический адрес и имя генерального директора, можно иногда найти на сайте компании, а если там нет — в открытых интернет-базах юрлиц.

Если попытка досудебного урегулирования ни к чему не привела — нарушитель отказывается идти на мировую, игнорирует претензию или предлагает условия, которые вас не устраивают, тогда нужно обращаться в суд. Это можно сделать самостоятельно, но лучше работать с юристом. Он поможет составить обращение и будет отстаивать ваши интересы в суде, владея всеми тонкостями законодательства.

Если нарушитель авторских прав находится не в России

Если нарушитель находится за рубежом и отказывается урегулировать вопрос в досудебном порядке, то здесь также остаётся только обращаться в суд. В России существует авторское общество по коллективному управлению правами в сфере изобразительного искусства — УПРАВИС. Оно сотрудничает с зарубежными авторскими обществами, и если заключить с ним договор, то оно передаст дело зарубежным коллегам, которые смогут представлять вас в суде.

Самостоятельно же отстоять свои права в такой ситуации почти невозможно. Точно так же как и в России, по международным законам суд должен проходить там, где находится нарушитель. Например, если он живет в Бишкеке, то придётся ехать в Бишкек, а если в Мюнхене — ехать в Мюнхен. При этом законы других стран отличаются от российских, а значит, всё равно потребуется местный юрист.

Международный суд очень сложен, и поэтому чаще всего такие нарушители остаются безнаказанными.

Подведём итог

  1. Права делятся на имущественные и неимущественные. Вы передаёте только первые, отнять неимущественные права у вас никто не может.
  2. Очень важно правильно выбрать тип лицензии — именно она определяет ваши права и ваши обязательства.
  3. Пропущенные существенные условия договора делают его недействительным.
  4. Напомнить юристам включить в договор пункт об использовании вами работы на конкурсах и в портфолио должны вы сами.
  5. За нарушение авторских прав и нарушение условий договора предусмотрена разная ответственность, иногда судебные выплаты могут значительно превышать стоимость заказа.
  6. Всегда храните исходные файлы и никогда не передавайте их нарушителям.
  7. Обращение в суд требует глубоких знаний законодательства и владения нюансами. Самое надёжное — воспользоваться помощью юриста.

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована