Меню
Дизайн
Дизайн
#статьи
  • 63260

Что такое дизайн-мышление и как его применять

Всё чаще можно услышать формулировку «дизайн-мышление», при этом многие до сих пор не знают её точного определения.

Ни одна из сфер дизайна не требует такого глубокого погружения в мир клиента, как UI/UX-дизайн. Чтобы создать удобный и практичный продукт, необходимо понять боли и страхи пользователя. Дизайн-мышление как раз про это. Научиться правильно мыслить и решать задачи клиента на пользу бизнеса поможет курс «UX-дизайн».

Что такое
дизайн-мышление

Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее её развили учёные Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.

Женя Лепёхин

Пишет про дизайн в Skillbox. Редактор и арт-директор собственного дизайн-бюро. Ведет рассылку о текстах, типографике и дизайне.


Наиболее ёмко это явление описали в Interaction Design Foundation. Там его определяют так:

Методика, с помощью которой мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения.

Любой, кто использует дизайн-мышление, подчиняет своё исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии.

Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».

Этапы дизайн-мышления стэндфордской школы дизайна d.school

Дизайн-мышление применяют в любой области, например: спланировать тур по Европе, продумать ремонт квартиры, запустить новое медиа или бизнес, разработать логотип и айдентику.

Как работает
дизайн-мышление

Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест.

Рассмотрим каждый этап подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление помогло лично мне.

Владелец тюменского сервисного центра попросил меня разработать лендинг. Прежде я делал их только для своих проектов и мне было легко: я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего.

1 этап. Эмпатия

Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует. Это главное качество дизайн-мышления, так как именно оно позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений, взглянуть на проблему глазами пользователя.

Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет наиболее комфортное решение. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко. Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, придётся вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми. Посмотрим, как эмпатия работает на практике.

Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, я погрузился в атмосферу заказчика. Взял интервью у владельца бизнеса и провёл с командой рабочий день. Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.

2 этап. Фокусировка

Систематизируйте информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, анализируйте наблюдения и выделяйте ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

Общаясь с командой, я понял — большую часть времени они тратят, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок даётся гарантия, какие случаи гарантийные, нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал вопрос: как сэкономить время клиента и команды?

3 этап. Генерация идей

Когда вы определили проблему пользователя, придумайте и проработайте нестандартные решения. Откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте всё, даже самые бредовые мысли. Как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

Я предложил несколько решений проблемы:

  • сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
  • снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
  • написать серию постов в соцсетях.

4 этап. Прототипирование

Здесь задача — проверить работоспособность идей на практике. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

Прототип поможет:

  • в случае успеха — найти верное решение, заметить недостатки, доработать и создать продукт;
  • в случае неудачи — опровергнуть гипотезу, сохранить время и деньги.

Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — попробуйте определить проблему заново.

Ответы на вопросы — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователь выбирает нужный вопрос, и ответ уже на экране.

5 этап. Тестирование

Тестируйте готовый продукт и лучшие решения, которые разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: используйте результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи от клиентов.

Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.

Вместе с заказчиком мы протестировали его с разных устройств и убедились, что всё работает. После этого я сверстал финальный вариант раздела, добавил фоновую картинку и анимацию.

Как применять
дизайн-мышление в дизайне

Представим, что продуктовый дизайнер разрабатывает прототип новой микроволновки.

Он может действовать стандартными способами: опросить людей, у которых есть микроволновки, собрать обратную связь, узнать плюсы и недостатки отдельных моделей — и на основе полученной информации предложить решение.

Или пойти нестандартным путём: пообщаться с людьми и узнать об их привычках и шаблонах поведения в определённых ситуациях. Так дизайнер поймёт, что все микроволновки греют по-разному: одна за три минуты едва нагревает еду, а вторая — перегревает.

Значит, людям нужна не более мощная микроволновка, а понятный интерфейс, который скажет, как сильно нагреется еда.

Важно! Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя, называется инсайт. Это ключ к прорывным продуктам.

Дизайн-мышление помогает найти инновационные решения, которые не лежат на поверхности, экономить время и деньги. Приведу пример из своего опыта.

Ко мне обратилась студия наружной рекламы, которая хотела увеличить продажи. Руководство решило сделать корпоративный сайт. Но обсуждение задачи и часовое интервью с клиентом привело меня к решению, что этой компании лучше сделать лендинг или развивать аккаунты в социальных сетях.

Почти все клиенты обращались в студию, потому что её рекомендовали как место, где могут быстро разработать и изготовить дизайн вывески или рекламного баннера. То есть для компаний была важна скорость работы студии, а не наличие корпоративного сайта с возможностью рассчитать стоимость работ, гигантским портфолио и способами оплаты. Для таких целей лучше подходят соцсети, мессенджеры или простой лендинг.

Эмпатия и умение мыслить за пределами нормативов, стремление прочувствовать ситуацию и предложить нестандартные решения формируют интуицию дизайнера.

Заключение

Если не общаться с заказчиком, а лишь изучать конкурентов, то уйдут месяцы и сотни тысяч рублей на бесполезные решения. Именно дизайн-мышление и эмпатия показывают проблемы изнутри и наводят на их решения.

На курсе «UX-дизайн» вы научитесь определять проблемы и находить решения для интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений и сложных сервисов. Курс полезен и для начинающих дизайнеров, и для арт-директоров. Они вместе работают на одну цель — найти самое эффективное решение.

Курс

UX-дизайн


Чтобы стать настоящим UX-дизайнером, нужно освоить несколько основополагающих навыков. Мы подробно расскажем обо всем, что знаем сами, — а вы под руководством личного наставника научитесь создавать эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как не только делать визуально привлекательные проекты, но и кардинально менять мышление бизнеса.

'}}
Понравилась статья?
Да