Что такое дизайн-мышление и как его применять

Все чаще можно услышать формулировку «дизайн-мышление», при этом большинство до сих пор не знает его точного определения.

Что такое дизайн-мышление

Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления.

Понятие дизайн-мышления объясняют по-разному. Но наиболее емко это явление описали в Interaction Design Foundation. Там его определяют как многократный процесс, в ходе которого мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения.

Важно!

Дизайн-мышление (англ. design thinking) — методика, которая помогает найти нестандартные решения задачи, ориентированные на интересы пользователя.

В основе дизайн-мышления лежит принцип антропоцентризма. Любой, кто использует этот принцип, подчиняет свое исследование и работу интересам человека, а не интересам компании, начальника, менеджера проекта или бюрократии. Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи. В оригинале это называется thinking outside the box — дословно «думать вне коробки».

Этапы дизайн-мышления стэндфордской школы дизайна d.school.

Дизайн-мышление можно применять в любой области, например: спланировать тур по Европе, продумать ремонт квартиры, запустить новое медиа или бизнес, разработать логотип и айдентику.

Как работает дизайн-мышление

Процесс решения проблемы состоит из пяти этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест. Рассмотрим каждый этап более подробно на двух контрастных примерах, когда дизайн-мышление мне помогло.

Зимой этого года ко мне обратился владелец тюменского сервисного центра и попросил разработать лендинг. Прежде я делал лендинги только для своих проектов и мне было легко: ведь я знал, что хочу рассказать и донести до пользователей. Но про ремонт смартфонов я не знал ничего, так как никогда не разбивал свои телефоны и не топил их в воде.

 1 этап. Эмпатия

Эмпатия — умение включиться в переживания и опыт других людей, понять, что на самом деле их волнует, их потребности и желания. Это — главное качество дизайн-мышления, так как именно эмпатия позволяет отстраниться от своих предположений и убеждений о мире и взглянуть на проблему глазами пользователя.

Настоящий дизайнер — всегда эмпат. Он ищет решение, которое будет наиболее комфортно для человека в повседневном использовании. Делать проекты, в которых вы разбираетесь, — легко. Если вы увлекаетесь рэпом, сделать лендинг для рэпера будет просто. Но если заказчик торгует на финансовой бирже, вам придется вникнуть в его бизнес, разобраться в процессах и понять, что он чувствует, когда общается с людьми. Посмотрим, как эмпатия работает на практике.

Чтобы понять, что важно для клиентов сервиса по ремонту телефонов, мне пришлось погрузиться в атмосферу заказчика. Я взял интервью у владельца бизнеса и провел с командой сервиса один рабочий день. Наблюдал за тем, какие вопросы задают клиенты, что их волнует, когда они отдают свои смартфоны на ремонт.

 2 этап. Фокусировка

На этом этапе необходимо систематизировать информацию, которую вы получили с помощью эмпатии, проанализировать ваши наблюдения и выделить ключевые проблемы пользователя. Цель фокусировки — сформулировать вопрос, на который вы будете искать ответ на следующем этапе.

В ходе общения с командой заказчика я понял, что большую часть рабочего времени сервис тратил на то, чтобы ответить на одни и те же вопросы: на какой срок дается гарантия; какие случаи — гарантийные; нужно ли вносить предоплату. В итоге я сформулировал такой вопрос: как сэкономить время сервиса и клиента?

 3 этап. Генерация идей

После того, как вы определили основную проблему пользователя, придумайте и проработайте решения. Это тот самый момент, когда нужно «думать вне коробки».

Чтобы все прошло успешно, откажитесь от критического мышления, к которому мы все так привыкли. Критика может загубить хорошую идею. Записывайте все, даже самые бредовые мысли. Только после того, как креатив кончится, отберите жизнеспособные идеи и переходите к следующему этапу.

Я предложил несколько решений проблемы:

  • сделать на лендинге раздел с ответами на вопросы;
  • снять видео, где директор сервиса отвечает на вопросы;
  • написать серию постов в соцсетях.

 4 этап. Прототипирование

Задача этого этапа — проверить работоспособность ваших идей на практике. Для этого не нужно запускать бетонный завод или разрабатывать выверенный по пикселям макет. Достаточно сделать бюджетную версию продукта с функциями, которые помогут решить обозначенную задачу.

Прототип поможет:

  • в случае успеха найти верное решение, заметить недостатки, доработать его и создать продукт;
  • в случае неудачи опровергнуть вашу гипотезу, сохранить время и деньги.

Если прототип удачный, переходите к следующему этапу. Если нет — возвращайтесь ко второму этапу и попробуйте определить проблему заново.

Раздел на сайте — понятный и универсальный вариант, который работает на всех платформах. Пользователю нужно лишь выбрать нужный вопрос, и ответ появится на экране.

 5 этап. Тестирование

В конце вы тестируете готовый продукт и лучшие решения, которые вы разработали в ходе прототипирования. И хотя это финальный этап, дизайн-мышление — повторяющийся процесс: вы можете использовать результаты тестирования, чтобы определить и решить другие проблемы. Это можно сделать с помощью обратной связи клиентов о прототипе или рабочей версии.

Я сверстал прототип раздела, показал, как он будет выглядеть.

Вместе с заказчиком мы протестировали раздел с разных устройств и убедились, что все работает. После этого я сверстал финальный вариант раздела, добавил фоновую картинку и анимацию.

Как применять дизайн-мышление в дизайне 

Представим, что продуктовому дизайнеру необходимо разработать прототип новой микроволновки. Он может действовать стандартными общеизвестными способами: опросить людей, у которых есть микроволновки, собрать обратную связь, узнать плюсы и недостатки отдельных моделей — и на основе полученной информации предложить решение.

Дизайнер также может пойти нестандартным путем: пообщаться с людьми и узнать об их привычках и шаблонах поведения в определенных ситуациях. Так дизайнер может узнать, что все микроволновки греют по-разному: одна за три минуты едва нагревает еду, а вторая — перегревает так, что нужно ждать, пока еда остынет. Значит людям нужна не более мощная микроволновка, а понятный интерфейс, который бы четко говорил, как сильно нагреется еда.

Важно!

Момент озарения, когда вы понимаете истинную проблему клиента и пользователя, называется инсайт. Это ключ к прорывным продуктам.

Дизайн-мышление помогает найти инновационные решения, которые не лежат на поверхности, экономить время и деньги. Приведу пример из своего опыта.

Ко мне обратилась студия наружной рекламы, которая хотела увеличить продажи. Для этого руководство студии решило сделать корпоративный сайт. Но обсуждение задачи и часовое интервью с клиентом привело меня к решению, что этой компании лучше сделать лендинг или развивать аккаунты в социальных сетях.

Почти все клиенты обращались в студию, потому что ее рекомендовали как место, где могут быстро разработать и изготовить дизайн вывески или рекламного баннера. То есть для компаний была важна скорость работы студии, а не наличие корпоративного сайта с возможностью рассчитать стоимость работ, гигантским портфолио и способами оплаты. Для таких целей гораздо лучше подходят соцсети, мессенджеры или простой лендинг.

Эмпатия и умение мыслить за пределами нормативов, стремление прочувствовать ситуацию и предложить нестандартные решения формируют интуицию дизайнера.

Если бы я не пообщался с заказчиком, а лишь изучил сайты конкурентов, то потратил бы несколько месяцев и сотни тысяч рублей на бесполезный сайт. Именно дизайн-мышление и эмпатия позволили взглянуть на проблему изнутри и найти более эффективное решение.

Ни одна из сфер дизайна не требует такого глубокого погружения в мир клиента и пользователя, как UI-/UX-дизайн. Чтобы создать удобный и практичный продукт, дизайнеру необходимо понять боли и страхи пользователя.

На курсе «UX-дизайн» вы научитесь определять проблемы и находить решения для интерфейсов веб-сайтов, мобильных приложений и сложных сервисов. Курс полезен и для начинающих дизайнеров и для арт-директоров. Они вместе работают на одну цель — найти самое эффективное решение.

Курс «UX-дизайн»
Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox