Образование
#подборки

22 исследования в образовании: что мы узнали в 2022 году

Исследований, конечно, было гораздо больше, но выбрали самые интересные.

Фото: Monty Rakusen / Getty Images

Исследованиями в области образования занимаются учёные многих специальностей — нейробиологи, психологи, социологи, экономисты, педагоги и другие. В течение года мы рассказывали об их работах в новостях, статьях и интервью, а теперь собрали некоторые открытия в подборку по пяти ключевым темам:


Как мозг учится и можно ли воздействовать на этот процесс

Нейронауки в образовании развиваются быстро. Жаль, применить результаты таких исследований в образовательной практике пока не так-то просто.

Сложение и вычитание «включают» разные нейроны

Это выяснили немецкие исследователи в ходе необычного эксперимента с имплантированными в мозг электродами. Оказалось, что простые математические задачи обрабатываются по-разному в зависимости от того, какое действие нужно совершить — сложение или вычитание.

Чем это может быть полезно

Знание о том, что базовые математические действия привязаны к разным группам нейронов, в будущем поможет расшифровать, как мозг обрабатывает более сложную математическую информацию.

Мозг физически устаёт при решении сложных задач

Французские исследователи дали двум группам испытуемых когнитивные задания разной сложности. После шести часов работы устали, естественно, те, кто решал более трудные задачи. От второй группы их отличал избыток глутамата в префронтальной коре. Получается, усталость от умственного труда выражается в накоплении потенциально токсичных веществ в мозге.

Чем это может быть полезно

Авторы рекомендуют во время периодов умственного напряжения (например, когда идёт сессия или интенсивная учёба) хорошо спать и не забывать об отдыхе, чтобы избавляться от излишков глутамата. А ещё они подтвердили, что трудности с принятием решений в конце рабочего дня и желание переключиться на что-то простое после напряжённой работы — закономерность. Игнорировать потребности мозга не получится!

Забывание — это форма обучения

Это теория исследователей из Ирландии и Канады. Они считают, что люди склонны естественным образом забывать информацию, не совсем соответствующую общим реалиям окружающей среды. Таким образом мозг приспосабливается к реальности, то есть учится.

Чем это может быть полезно

Авторы считают, что естественное забывание можно обратить вспять. Чтобы не терять доступ к нужным воспоминаниям, важную информацию придётся повторять время от времени. Какие ещё есть способы не забыть изученное, читайте в нашей статье о кривой забывания.

Кадр: фильм «Уолл-стрит: Деньги не спят» / 20th Century Studios

Стимуляция мозга электрическим током помогает учиться

Точнее метод, описанный австралийскими исследователями, называется «транскраниальная стимуляция случайным шумом» (ТССШ). Это неинвазивное — без имплантации электродов в мозг — воздействие лёгкими разрядами электрического тока случайной частоты. По мнению исследователей, такая стимуляция помогает формировать новые связи между нейронами и тем самым повышает скорость обучения.

Чем это может быть полезно

В обзоре австралийских исследователей говорится о доказанной эффективности ТССШ при восстановлении после инсультов и других неврологических проблемах. Возможно, в будущем метод широко распространится благодаря своей простоте — уже сейчас участники исследований пользуются приборами для стимуляции мозга самостоятельно по инструкции.

По снимкам мозга можно оценить результаты обучения

Группа американских исследователей продемонстрировала это на примере курса по развитию пространственного мышления для старших школьников. Как выяснилось, в результате обучения у учеников улучшились не только навыки ориентации в пространстве и по карте, но и общие способности к рассуждениям и анализу. Причём определить, какие результаты достигнуты, удалось по данным фМРТ.

Чем это может быть полезно

Авторы исследования предлагают задействовать методы исследования мозга при разработке инновационных образовательных программ. Это позволит точнее определять, насколько эффективны новые приёмы обучения.

Как технологии влияют на мозг и помогают обучению

К технологиям в образовании профессионалы относятся по-разному: кто-то боится «цифрового слабоумия», кто-то, наоборот, уверен, что только искусственный интеллект обеспечит по-настоящему персонализированное и эффективное обучение в будущем. Результаты исследований тоже противоречивы.

Использование гаджетов заставляет память работать иначе

В эксперименте американских нейробиологов напоминания на смартфоне не ухудшили память участников (была версия, что автоматические «напоминалки» вынуждают собственную память расслабиться, но это не подтвердилось). Напротив: благодаря напоминанию лишь об одной детали задания испытуемые запомнили лучше и остальные его составляющие.

Чем это может быть полезно

Исследователи сделали вывод, что с помощью смартфонов люди разгружают собственную память и освободившиеся ресурсы могут направить на другое. Но раз уж мы доверяем смартфонам важную информацию, стоит делать резервные копии.

Зависимость от смартфона снижает креативность

Китайские исследователи сравнили, как решают задачу по генерации новых идей люди, имеющие зависимость от смартфонов, и те, кто ей пока не подвержен. Оказалось, что испытуемые с зависимостью в среднем придумывают меньше оригинальных способов использовать различные объекты и демонстрируют при этом менее гибкое мышление.

Фото: ImYanis / Shutterstock

Чем это может быть полезно

Авторы считают, что на ухудшение творческих способностей влияет то, что зависимым от смартфона труднее абстрагироваться от того, что они уже знают. Практический вывод такой: не стоит использовать гаджеты бездумно и нужно снижать общее экранное время. Как отказаться от смартфона ради учёбы, читайте в этой статье.

Ускоренный просмотр видеолекций не мешает их пониманию

Это выяснили исследователи из США. Группы студентов, смотревшие учебное видео на обычной и на повышенной в полтора-два раза скорости, практически с одинаковым успехом отвечали на вопросы по его содержанию. Правда, в этом эксперименте использовали сравнительно простые лекции — возможно, сложный учебный материал без последствий ускорить не выйдет.

Чем это может быть полезно

Видео для студентов стали альтернативой учебникам: им уже трудно представить, что видеозаписи какой-то лекции может не быть. Исследование показывает, что даже если учащийся «проскрипит» видеолекцию на двойной скорости, ничего страшного в этом нет — в голове отложится не меньше, чем при просмотре в обычном режиме.

Онлайн-игры могут развивать гибкие навыки

К такому выводу пришли учёные из Великобритании. Они нашли корреляцию между профессиями и играми, которые предпочитают их представители. Например, инженеры и айтишники чаще играют в головоломки, а руководители — в игры, где задействованы навыки менеджмента и планирования.

Однако корреляция — это не причина. Нельзя сказать, что игры помогли профессионалам развить необходимые гибкие навыки. Всё может быть наоборот: люди выбирают игры, в которые им в силу профессиональной привычки легко и приятно играть.

Чем это может быть полезно

Практические выводы исследователей связаны с разработкой новых игр, например, специальных игровых тренингов по прокачке мягких навыков для начинающих специалистов и студентов.

Примеры эффективных игр для развития отдельных компетенций уже есть и для взрослых, и для детей. Например, с помощью экшен-игры с заданиями на запоминание символов за ограниченное время итальянским и швейцарским учёным удалось улучшить навыки чтения у школьников всего за шесть недель.

Что способствует успеху в онлайн-обучении школьников

Для этого важен целый комплекс факторов: подготовка учителей, доступ школы к интернету и учёт уровня развития детей. Такие выводы сделали американские исследователи в результате обзора 284 научных работ по этой теме.

Оказалось, что эффективность обучения онлайн зависит не столько от используемых приложений или сложности содержания, сколько от человеческого фактора. Важнее всего, чтобы учителя понимали, что они делают, и чтобы учебный материал и расписание соответствовали возрасту.

Чем это может быть полезно

В обзор вошли исследования, посвящённые переходу на дистанционное обучение во время пандемии коронавируса. И выводы авторов важны на будущее для всех ситуаций, когда очное обучение невозможно: сами по себе технологии не обеспечивают успех дистанционного образования. Кстати, в России, по данным Мониторинга экономики образования ВШЭ, лучше остальных оказались готовы к дистанту учителя математики и информатики, а также молодые педагоги с опытом работы до пяти лет.

Фото: VH-studio / Shutterstock

Что нового учёные узнали о психологии обучения

Технологии и нейронауки — это важно, но куда больше исследований в образовании основаны на психологических измерениях, наблюдениях и экспериментах. И в этой сфере ещё много неизвестного.

Смелые мечты в детстве связаны с успехом в будущем

Большего достигают те, кто в детстве мечтал о большем, — такой факт установили испанские и швейцарские исследователи по данным регулярных массовых опросов британцев. Авторы изучили ответы 17 тысяч человек, участвовавших в опросах с 7 до 55 лет — с 1958 по 2006 год. Выяснилось, что те, кто в детстве мечтал о хорошем образовании, перспективной профессии и удачной карьере, действительно воплотили многие мечты в жизнь.

Чем это может быть полезно

Детей важно поощрять в их мечтах и ориентировать на достижения — это формирует ожидания от жизни и целеустремлённость. Совсем нереалистичные ожидания, правда, обычно приводят к разочарованиям. Но другие исследования говорят, что родители чаще транслируют детям ограничивающие установки, чем одобряют далёкие от реальности мечты. Поэтому и в семье, и в школе стоит поддерживать амбициозные идеи детей.

Чтобы сохранить мотивацию к учёбе, стоит отдыхать на выходных

Учёные из США в результате ряда экспериментов убедились, что переход от стандартного учебного или рабочего графика к занятости в выходные и праздничные дни, когда все остальные отдыхают, негативно сказывается на продуктивности и мотивации.

Чем это может быть полезно

Суть в том, что даже если в целом график вполне сбалансирован, простое напоминание о том, что вы работаете в день, когда у большинства окружающих выходной, сильно огорчает. Поэтому студентам стоит выделять время для учёбы в будние дни, а работникам выходить на смены в выходные не в одиночку.

Вознаграждение за усердие повышает мотивацию

Это особенно важно на первых этапах учёбы. Группа исследователей из Австрии и Германии выяснили, как награды влияют на готовность к серьёзной когнитивной нагрузке. Вознаграждения использовали только на первых этапах изучения нового, но распределяли их по-разному.

Те участники, у кого на первом этапе размер награды зависел от усердия, в дальнейшем выбирали более сложные и трудоёмкие задачи, хотя и знали, что вознаграждения больше не будет. Те, кому награда могла достаться случайно, не были так замотивированы.

Чем это может быть полезно

Польза и вред внешней мотивации наградами и наказаниями — давняя тема для споров в психологии и педагогике. Сейчас специалисты согласны, что для успешной учёбы стоит пробуждать внутреннюю мотивацию. Это исследование подсказывает интересный вариант, как использовать для её развития награды: поощрять за целенаправленные усилия, а не случайным образом.

Повышение квалификации влияет на рабочую мотивацию

Одна из основных причин увольнения молодых сотрудников — чувство, что на работе больше нечему учиться. По крайней мере, так молодые люди из США ответили в опросе одной маркетинговой компании.

Российские данные о 50 тысячах работников показывают, что люди, считающие себя чрезмерно квалифицированными для текущей позиции, обычно недовольны своей работой и чаще других ищут новую. Недовольство может быть связано не только с чувством, что вам не доплачивают: если работа предполагает более низкую квалификацию, значит, она никак вас не развивает и не предполагает карьерных перспектив.

Чем это может быть полезно

Дополнительное профессиональное образование и обучение новым профессиям — нарастающий тренд. Подобные опросы и исследования показывают, что привлекательность рабочего места сегодня зачастую обеспечивается не столько сиюминутным доходом от него, сколько перспективами на будущее.

Фото: fizkes / Shutterstock

Что наука рекомендует школам и вузам

Образование — сложный процесс, и на результаты обучения, кроме когнитивных способностей, психологии и мотивации самого учащегося, влияет ещё многое. Важно, как организовано обучение, как взаимодействуют ученики между собой, какие педагогические приёмы используют преподаватели.

Занятия музыкой помогают изучать математику

Этот факт по данным о 20 тысячах учеников школ выявили учёные из США. Они считают, что серьёзные занятия музыкой позитивно влияют на результаты по математике отчасти потому, что чтение нот — тоже своего рода тренировка математических способностей.

Есть у творческих занятий — музыки, пения, театра, рисования — позитивный эффект и на поведение подростков. Это установили британские учёные по данным о 25 тысячах школьников, опрошенных между 1988 и 2002 годом. Исследователи предполагают, что увлечённые творчеством подростки не ввязываются в проблемы с законом, так как у них лучше развиты самоконтроль и эмпатия.

Чем это может быть полезно

Такие исследования — ещё одно доказательство тому, как правильная среда влияет на развитие детей. Зная, какие качества помогают школьникам лучше учиться и сохранять благополучие, можно целенаправленно их развивать. Например, немецкие учёные рекомендуют с помощью специального игрового тренинга повышать навыки саморегуляции у первоклассников.

Что помогает привлечь девочек в STEM-образование

Во всём мире есть проблема гендерного перекоса в изучении STEM: в эту область девочки идут реже, чем мальчики, полагая, что будут там неуспешны. Но исправить эти убеждения могут ролевые игры и тьюторская поддержка. Так, эксперимент американских исследователей показал, что девочки больше верили в свои способности и прикладывали больше усилий к изучению наук после научной игры, в которой они выступали в роли легендарной исследовательницы Марии Склодовской-Кюри.

А российские исследовательницы из ВШЭ, проанализировав данные о гендерных различиях на инженерно-технических факультетах вузов и в соответствующих профессиях, предложили внедрить для девушек на таких направлениях подготовки дополнительную тьюторскую поддержку.

Чем это может быть полезно

Гендерный дисбаланс в STEM-профессиях свойственен и России — и это при том, что инженерные и научные профессии нуждаются в притоке молодых кадров. Исследования показывают, что проблемы чаще всего возникают из-за стереотипов — сами студентки не верят в себя, а преподаватели и парни-одногруппники этому часто способствуют. Предложенные исследователями меры направлены именно на преодоление этих ограничивающих убеждений.

Активное обучение развивает критическое мышление

Исследовательницы из ВШЭ попытались определить, какой стиль преподавания позитивно влияет на развитие критического мышления студентов. Они сопоставляли два варианта: конструктивистский (или деятельностный) и традиционный (знаниевый). Во втором случае студенты получают знания в основном из лекций, а в первом во многом добывают их сами, то есть занимают в обучении более активную позицию. Оказалось, что конструктивистский подход помогает развить внутреннюю мотивацию к обучению, а через неё — критическое мышление.

Чем это может быть полезно

Увы, реализовать на практике более вовлекающие подходы к преподаванию бывает непросто. Например, на онлайн-семинарах студенты проявляют довольно слабую активность. Улучшить ситуацию можно, добавляя в занятие групповую и парную работу. А ещё развить критическое мышление, командные навыки и креативность помогает разнообразная внеучебная деятельность.

В том, что студенты списывают, могут быть отчасти виноваты преподаватели

Ещё одна проблема традиционного знаниевого подхода к обучению в вузе, которую выявили исследователи из ВШЭ, — чем больше преподаватель даёт заданий на заучивание и воспроизведение материала, тем выше вероятность, что студенты будут списывать.

Фото: Mike_shots / Shutterstock

Кроме того, в российских вузах преподаватели сравнительно лояльно относятся к списыванию и плагиату, а студенты внутренне оправдывают такие действия — раз никому не хуже от того, что кто-то списывает, значит, это не проблема.

Чем это может быть полезно

Большинство исследований академической нечестности студентов (например, плагиата или списывания на экзаменах) дают практические рекомендации о том, как снизить частоту этих негативных явлений.

Одно из направлений — внедрение более активных форм оценивания, когда оценка зависит не от того, насколько точно студент воспроизвёл информацию из учебника или лекции, а от его собственной проработки практического задания.

Также исследователи предлагают разрабатывать этические кодексы университетов, основываясь на распространённых среди студентов установках по отношению к списыванию. К примеру, на одних студентов больше повлияет общее осуждение нечестных практик, а на других — довод о том, что из списывающего студента не получится хорошего профессионала.

Учиться среди более сильных студентов не всегда полезно

Об этом на основе данных о небольшой группе первокурсников Колумбийского университета пишут учёные из США. В начале 2000-х студентов в этом вузе распределяли на группы по способностям. И тем, кто набрал при поступлении пограничные баллы, но попал в группу более сильных однокурсников, учиться оказалось сложнее. Их баллы по итогам года оказались немного ниже, а вероятность не сдать часть экзаменов или отчислиться — выше.

Чем это может быть полезно

Это и другие исследования ещё раз показывают, что на образовательные результаты влияет множество факторов. И среди них до сих пор много неясного. Например, насчёт того, какое действие оказывает на учащегося окружение: если остальные сокурсники сильнее или слабее тебя, то это подстёгивает или демотивирует? Зная точный ответ, мы понимали бы, по какому принципу лучше формировать группы и классы. Но увы, пока исследования на этот счёт противоречивы.

Например, в российских вузах студенты, поступившие по результатам школьных олимпиад (то есть более подготовленные как минимум по некоторым дисциплинам), уже ко второму курсу никак не выделяются из общей массы однокурсников. Может быть, остальные подтягиваются до их уровня. А может быть, олимпиадники расслабляются и учатся хуже?

Так как проводить эксперименты в образовании приходится очень осторожно, точные ответы мы узнаем нескоро. Можно только порекомендовать не спешить делить студентов по способностям, если в этом нет явной необходимости.

Чем полезно образование

Эффекты образования не исчерпываются только тем, что у человека появляется новое знание или навык. Учёные разных специальностей наловчились измерять и иную пользу.

Высшее образование позволяет дольше сохранять мозг в тонусе

Экономическая ценность высшего образования сейчас уже не столь очевидна, как раньше, — осваивать востребованные цифровые профессии многие предпочитают на краткосрочных онлайн-курсах, а не в вузе.

Зато у него есть другие преимущества. Семилетнее исследование швейцарских учёных показало, что пожилые люди с высшим образованием демонстрируют наименьшие возрастные изменения в работе мозга. Сравнивали этих людей с их сверстниками, которые в начале исследования тоже обладали высоким уровнем интеллекта и были социально активны, но в университетах не учились.

Чем это может быть полезно

Конечно, это исследование не доказывает, что диплом любого университета — сам по себе надёжная защита от деменции. Может быть, возможность получить высшее образование означает, что человек в принципе вёл более благополучную и обеспеченную жизнь, чем его сверстники без степени.

Но есть и другое объяснение: академическое образование позволяет дольше работать по интеллектуальному профилю и сохранять умственную активность. Если это так, то добиться аналогичного результата можно и без университета — обновляя знания и используя их в работе и жизни.

Изучение иностранного языка даёт знания на всю жизнь

Учёные из Великобритании выяснили, что даже люди, изучавшие язык только в школе, спустя десятилетия кое-что из него помнят. Похоже, что базовая лексика и грамматика остаются в памяти, даже если годами не практиковать язык.

Чем это может быть полезно

Это исследование — не повод добавлять новые языки в резюме, если вы давно ими не занимались: школьный курс двадцать лет назад не означает владения языком. Но его выводы — хорошая новость для тех, кто опасается учить тот или иной язык, потому что когда-то в школе или вузе не получилось. Старые знания и неудачи не станут помехой — это основа, на которой можно построить новое!

Образование способно стимулировать экономический рост

Если бы все дети приобрели функциональную грамотность, мировой ВВП вырос бы в несколько раз. Такую оценку дали экономисты из Германии и Стэнфордского университета.

Согласно их данным, большинство людей в мире — даже те, кто оканчивает школу, — не обладают базовыми навыками, или функциональной грамотностью. Её понимают как навык читать, понимать и критически оценивать письменную информацию, а также использовать в личных и профессиональных целях сведения из текстов, математические и научные концепции.

Распространение таких навыков ускорило бы экономический рост: в наиболее оптимистичном варианте это может поднять совокупный валовой продукт в мире на 700 трлн долларов.

Чем это может быть полезно

Такие макроэкономические сценарии непросто переложить на повседневную жизнь. Однако приятно знать, что образование в перспективе значит больше, чем любые ресурсы или технологии — хотя бы потому, что они пока не работают и не приносят пользы без участия знающего человека.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована