Образование
#статьи

Как устроить детокс от смартфона ради учёбы

Смартфоны, безусловно, отвлекают. Но слишком трудно просто так взять и отложить их в сторону. Что же с этим делать?

Кадр: сериал «Чёрное зеркало» / Netflix

Недавно снова ожила тема запрета детям пользоваться смартфонами в школе. Роспотребнадзор, правда, быстро пояснил, что никаких новых ограничений не вводил, а то, которое есть, действует уже год и касается лишь применения смартфонов на уроках в учебных целях, то есть возможности носить смартфоны в школу и пользоваться ими в личных целях детей никто не лишал. Но всё это всколыхнуло дискуссии, не пора ли всё-таки ввести такой запрет, ведь гаджеты явно отвлекают школьников от учёбы. Да и не только школьников — какому преподавателю вуза и бизнес-тренингов не знакома картина: люди на занятии сидят, откровенно уткнувшись в смартфоны?

Эта проблема — всемирная. Журналистка Каролина Зайак, специализирующаяся на когнитивных науках, посвятила ей колонку в блоге Learning Science. Она проанализировала разные исследования и рассказала, как можно провести диджитал-детокс. Кратко пересказываем её выводы и идеи. Студентам и старшеклассникам тоже стоит о них рассказать.

Как смартфономания сказывается на учёбе

Каролина перечислила три проблемы, которыми оборачивается наша привычка не расставаться со смартфонами.

  • Смартфоны отвлекают нас, даже если мы к ним не прикасаемся.

В статье описаны результаты исследований: хоть нам и кажется, что мы хватаемся за смартфон ради отдыха, на самом деле перерывы на проверку соцсетей или другие активности во время решения задач не дают нашему мозгу отдохнуть. Из-за этого задачи решаются медленнее на 19% и на 22% менее эффективно (то есть с большим трудом).

Фото: BearFotos / Shutterstock

Хуже того: сам факт наличия смартфона на столе нас отвлекает, даже если мы его не используем. Например, в Университете Техаса провели эксперимент: во время учебного тестирования у одних студентов на столах лежали их смартфоны, а другие оставили свои гаджеты перед входом в аудиторию. Лучше всех с тестом справились те, кто был без смартфонов.

  • Привычка всё гуглить отключает креативное мышление.

Во-первых, наш разум ленив и не заставляет нас разрабатывать решения, если мы можем их погуглить, — в результате те, кто в повседневной жизни для получения информации полагаются на смартфоны, демонстрируют слабые способности к аналитическому мышлению.

Во-вторых, важно периодически давать мыслям свободно блуждать — тогда у мозга включается режим повторного переживания недавних событий, соединения эмоционально значимой информации и построения важных нарративов. Благодаря такому режиму «блуждания» и происходят озарения. А если мы не позволяем мыслям течь свободно, потому что забиваем мозг потоком информации из смартфона, то тем самым душим в себе внутреннего Эйнштейна, объясняет Каролина Зайак.

В подтверждение этих двух аргументов она ссылается на статью в Time, где перечислен ряд исследований и приведено мнение Николаса Карра, автора книги «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами», а также на работу психолога и нейробиолога Мэри Хелен Иммордино-Янг.

  • Технологии вызывают зависимость.

Чувство удовольствия или предвкушения связано с выработкой дофамина — его ещё называют гормоном счастья. Получение лайков и приятных комментариев в соцсетях вызывают такой же большой выброс дофамина, как и, например, вкусная еда или удовольствие от романтического свидания, объясняет Каролина.

Легко забыть о соцсетях не получится, ведь мозг ассоциирует удовольствие с предметом, с которым оно связано. Именно это и заставляет нас снова и снова брать в руки смартфон — и начинаются частые перерывы на интернет-сёрфинг.

Как отказаться от технологий хотя бы ненадолго

Тому, кто хочет ограничить свою смартфономанию, Каролина Зайак предлагает составить список своих привычек, то есть для начала просто понаблюдать за собой: в какое время (утром, днём или вечером) вы чаще берёте в руки телефон, в каких ситуациях особенно хочется это сделать? Сколько времени уходит на «зависание» в Сети? Какие соцсети и прочие приложения привлекательнее остальных?

Ответы на эти вопросы помогут понять, как регулировать собственное поведение и на что обращать внимание.

Когда анализ проведён, можно попробовать приступить к самому диджитал-детоксу. Вот что он в себя включает:

  • Отказ от смартфона на 24 часа или хотя бы на пару часов.

Пусть это будет, допустим, одно воскресенье в месяц. «Мой опыт показывает, что это отличный шанс понять, как технологии заполняют нашу жизнь. В попытке их избежать мы начинаем понимать, когда нуждаемся в них больше всего», — пишет Каролина.

Если обстоятельства или сила привычки пока не позволяют отказаться от гаджетов на целый день, стоит попробовать хотя бы на один час в день, например утром или перед сном. А ещё лучше, наоборот, устанавливать подходящее для «сёрфинга» время, а в другое время смартфон не трогать.

Фото: SeventyFour / Shutterstock

Оговоримся: практика показывает, что даже взрослым людям очень сложно отказаться от гаджетов. Например, известный российский психолог Екатерина Мурашова неоднократно проводила эксперименты с подростками и взрослыми, предлагая им провести день без гаджетов. Каждая попытка демонстрировала: отказаться от телефонов даже на пару часов для некоторых практически невозможно. Так что этот совет Каролины Зайак — для сильных духом.

  • Блокировка программ и приложений, которые больше всего отвлекают.

Нужно сосредоточиться на занятии, а вместо этого так и тянет полистать соцсети, пора делать домашнее задание, а вместо этого время улетает на чтение любимых каналов в Telegram — знакомая ситуация, правда?

Что делать тем, кто не в силах выключить смартфон или оставить его за дверью даже на пару часов? Надо понять, какие приложения отвлекают вас чаще всего и отнимают больше всего времени. Можно заблокировать только их, не выключая телефон полностью. Вычислить их можно с помощью тайм-трекеров — это тоже приложения, они отслеживают активность и экранное время. В некоторых случаях разумно будет просто удалить программу (например, залипательные головоломки, от которых невозможно оторваться, если открыли).

  • Поиск альтернатив.

Это поддерживающий совет для тех, кто всё-таки решился серьёзно ограничить количество смартфонного времени в своей жизни. Природа не терпит пустоты — цитирует Каролина Аристотеля. Чтобы даже не думать о своём гаджете в свободное время, надо занять себя чем-то другим, чем вы увлечены. Книгой, прогулкой, новым рецептом — чем угодно, но только интересным, а не банальной уборкой, например.

Курс

Методист образовательных программ

Вы пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом – сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована