Образование
#новости

Исследование показало, как помочь девушкам закрепиться в STEM

Учиться и начать карьеру студенткам технических факультетов обычно мешает неуверенность в себе.

Сейчас в России, как и в большинстве стран мира, нет никаких формальных барьеров для входа женщин в IT, инженерные профессии или науку. Тем не менее в естественных науках и инженерии наблюдается гендерный дисбаланс. Девушки реже юношей поступают в вузы на STEM-направления и, даже успешно окончив обучение, реже работают по профилю.

В статье в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» исследовательницы из Высшей школы экономики Ксения Вилкова и Наталья Лебедева рассмотрели причины дисбаланса.

Из каких предпосылок исходили авторы

Начиная исследование, авторы предположили, что в обществе по-прежнему жив стереотип о том, что STEM-профессии — преимущественно мужские. Женщинам в них приходится прикладывать больше усилий, чтобы заявить о себе и добиться успеха, и они чаще испытывают синдром самозванца. Всё это может снижать мотивацию студенток инженерных и естественно-научных направлений уже во время учёбы.

Чтобы проверить, есть ли различия в мотивации девушек и юношей на STEM-направлениях, исследовательницы использовали данные из ежегодного «Мониторинга экономики образования». Были проанализированы ответы 2192 студентов и студенток технических и естественно-научных факультетов о том, как они выбрали свою будущую профессию. Более подробные данные авторы собрали в интервью с 17 участниками (в том числе с десятью девушками).

Что показало исследование

Первый этап исследования показал, что для более чем трети опрошенных основным мотивом выбора STEM-профессии стало наличие у них способностей в этой области. Иначе говоря, и юноши, и девушки выбирают инженерные, научные или IT-специальности, потому что в школе интересовались соответствующими предметами и хорошо с ними справлялись.

А вот в интервью проявились гендерные различия. Студентки часто говорили о неуверенности в своих математических способностях и о том, что им стоило бы поступить на гуманитарное направление. Юноши, напротив, нередко рассматривают себя как одного из самых способных студентов в группе.

Свои успехи юноши и девушки тоже объясняют разными причинами. Студенты говорят о собственной мотивации, интересе и способностях. Студентки рассказывают о ежедневном напряжении, которое приходится испытывать, прикладывая много усилий к обучению, и о том, что им повезло заниматься с хорошими преподавателями.

В результате для девушек учёба на инженерной специальности нередко становится настоящим испытанием, в то время как среди юношей такое отношение не распространено. Говоря о будущей работе, девушки ожидают более медленного карьерного роста и, в отличие от юношей, обдумывают трудоустройство в сфере, не связанной с полученной специальностью.

Откуда берётся эта неуверенность в себе

Авторы пришли к следующему выводу: трудности девушек при обучении на STEM-специальностях подчёркивают, что эти области действительно воспринимаются как мужские. В интервью студенток нередко звучало, что якобы их однокурсники мужского пола имеют какой-то природный талант к математике и к техническим дисциплинам. У девушек создаётся впечатление, что юноши схватывают материал практически без труда. И тот факт, что самим студенткам приходится усердно заниматься, порой по несколько раз изучая одну и ту же тему, снижает их самооценку и мотивацию. Хотя дело, очевидно, лишь в том, что девушки с самого начала оценивают свои способности как невысокие и заранее ждут трудностей.

Словом, гендерные стереотипы о профессиях давят даже на тех, кто достаточно смел для того, чтобы вопреки им поступить на «мужской» факультет.

Ксения Вилкова и Наталья Лебедева предполагают, что студенткам STEM-направлений нужна дополнительная помощь в преодолении трудностей — например, поддержка тьюторов. Соответствующие изменения в педагогических подходах, считают исследовательницы, помогут повысить настойчивость девушек в учёбе и в итоге — привлечь больше молодых специалистов в востребованные и нужные рынку профессии.

Кстати, другое исследование подтверждает, что школьницы из-за гендерных стереотипов почти вдвое реже мальчиков выбирают STEM-профессии.

Мы ранее публиковали список направлений обучения, по которым особенно заметны гендерные перекосы в составе студентов. Бывают не только преимущественно мужские, но и преимущественно женские специальности.

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована