Образование
#Мнения

Почему всё больше людей предпочитают учиться профессии на онлайн-курсах, а не в вузах?

Давайте попробуем разобраться, опираясь на статистику.

Иллюстрация: Balazs Ketyi / Unsplash / Freepik / drobotdean / wayhomestudio / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Фото: личный архив Михаила Свердлова

Михаил Свердлов

  • Консультант по образовательной аналитике и образовательному продукту,
  • автор Telegram-канала «Образование, которое мы заслужили»,
  • куратор сообщества «Образование» в «Яндекс.Кью»,
  • ex-Content Director Skyeng,
  • ex-CBDO Skypro.

Что представляет собой аудитория профессионального образования

У таких, казалось бы, непохожих учебных заведений, как вузы, платформы онлайн-курсов и, например, частные колледжи, есть общий знаменатель — все они работают для одних и тех же «клиентов». И важно понимать, кто наша потенциальная аудитория.

Прежде всего, это люди, которые зарабатывают немного. Такой вывод можно сделать, например, из исследования среднемесячного дохода россиян, которое провели страховая компания «Росгосстрах Жизнь» и научно-технический центр «Перспектива». Из него известно, что у 70% россиян зарплата — до 25 тысяч рублей. Примечательно, что 45% получают ещё меньше — до 15 тысяч рублей. То есть позволить себе оплатить учёбу в вузе или даже в онлайн-школе они вряд ли могут, а значит, и не всегда могут обеспечить качество своего обучения.

Ещё один факт: те, кто уже получил какое-то образование, вероятно, не очень-то им довольны. Например, по данным опроса, проведённого в 2021 году рекрутинговым сервисом SuperJob, после вуза по профессии работают только 40% россиян. По результатам выборочного исследования Росстата, проведённого в 2019 году, не работают по специальности 31% студентов, окончивших вузы в 2016–2018 годах. Доклад НИУ ВШЭ «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы» свидетельствует о том, что трудоустройство сильно зависит от качества образования.

В СПО всё ещё печальнее: по тем же данным Росстата, по профилю не работают 43% выпускников колледжей и половина выпускников профучилищ. То есть все эти люди не получили от обучения того, чего хотели, а может, поняли после выпуска, что профессия им неинтересна или не обеспечивает ожидаемый доход.

Фото: ESB Professional / Shutterstock

Да и сам рынок находится в необычной ситуации — как показал опрос «Работы.ру» и сервиса «СберУслуги», 47% россиян в 2021 году думали о смене профессии. Ещё из одного исследования «Работы.ру» известно, что новую профессию хотели бы получить 67% опрошенных.

А связано это, скорее всего, с тем, что, по моим ощущениям, около 80% абитуриентов даже не выбирают вуз, в котором будут учиться, да и идут туда не только из-за учёбы. Кто-то получает высшее образование из-за социального давления («Без диплома ты не состоишься в жизни!», «Мы учились в вузе, и тебе нужно! Сын маминой подруги поступает, а ты нет!»), кто-то — чтобы армии избежать, а кто-то просто хочет родителей порадовать.

Оставшиеся (около 20%) делают выбор по принципу «куда хватило баллов ЕГЭ». Это подтверждает исследование НИУ ВШЭ за 2019–2020 год. Например, среди множества факторов выбора вуза 18% абитуриентов выделили его близкое расположение к дому, ещё 18% ― лёгкость поступления. 13% опрошенных рассказали, что поступили в тот вуз, куда их приняли.

А исследование «Поступи Онлайн» за 2021 год показывает, что всего 20–34% выпускников понимают, какие профили образования есть у выбранной специальности (то есть не знают, кем они будут после выпуска). И только 45% считают, что выбирают эту специальность самостоятельно (без участия родителей).

В итоге получается, что к моменту выпуска из вуза человек потратил около пяти лет жизни на учёбу, попробовал поработать и понял, что профиль ему не подходит.

Но и тем, кто удачно выбрал направление, всё равно нужно дополнительное образование. Например, согласно отчёту The Future of Jobs Report за 2020 год, 50% работников по всему миру в 2025 году потребуется переобучение или «прокачка» компетенций.

В чём причина популярности онлайн-курсов, обучающих профессиям

В прошлом году в российском образовании был переломный момент: впервые за 30 лет количество людей, которые пошли в систему среднего профессионального образования, сравнялось с количеством людей, которые пошли в университеты.

Это связано с экономическими реалиями. Население, к сожалению, беднеет, снижаются абсолютные доходы, выходить на рынок труда нужно как можно быстрее, чтобы обеспечивать себя и свою семью.

Если же мы посмотрим на финансовые отчёты рынка EdTech — например, Skillbox, «Нетологии», «Яндекс.Практикума», — то их обороты за прошлый год больше, чем бюджет всех крупных университетов в десятке Forbes. То есть количество студентов, которые хотят покупать у них курсы, быстро осваивать профессии, повышать квалификацию, — значительно выше, чем в топовых российских вузах.

При этом вузовских «бонусов» (отсрочки от армии, бюджетных мест и так далее) у них нет. А спрос всё равно выше. Это может означать, что они отлично понимают и удовлетворяют потребности целевой аудитории: у них интересный, актуальный продукт за релевантную цену с хорошими условиями платежей.

Фото: Kateryna Onyshchuk / Shutterstock

Объёмы выручки крупных российских EdTech-компаний продолжают расти. По данным рейтинга EdTech, составляемого Smart Ranking и «РБК Трендами», за последний год выручка Skillbox выросла на 62%, «Яндекс.Практикума» — в четыре с половиной раза, Skysmart — в четыре раза, а выручка Skyeng не изменилась. А рынок электронного обучения в целом вырос в полтора раза, а то и больше.

Зачем идут в онлайн-университеты и школы? Как раз за тем, что не могут дать вузы. Половина клиентов этих школ, по данным SkillFactory, хотят сменить профессию. И не четыре года на это потратить, а начать зарабатывать уже через 6–9 месяцев. В исследовании «Яндекс Практикума» этот показатель ещё выше — 77% респондентов планируют поменять профиль, найти другую работу и повысить компетенции.

Хотя есть и те, кто выбирает обучение просто «для себя» — чтобы расширить кругозор, узнать что-то новое. И их потребности тоже нужно учитывать, когда мы говорим о запросах аудитории.

Что дают студентам вузы и что — онлайн-курсы

Больше половины выпускников российских вузов (53%) в 2021 году ожидали, что их стартовая зарплата составит 25–50 тысяч рублей. Среди тех, кто ещё учится, таких чуть меньше (42%). Об этом говорят результаты опроса, проведённого АНО «Россия — страна возможностей».

Эта «вилка» объясняется, как мне кажется, просто: выпускники просто умерили свой пыл, когда столкнулись с «асфальтом реальности», то есть с конкретными предложениями на рынке труда. Чем раньше они с этой реальностью встречаются, тем лучше.

Исследование НИУ ВШЭ показывает, что ещё сложнее девушкам-выпускницам — их зарплатные ожидания на 40% ниже, чем у юношей. Если у родителей выпускника нет высшего образования, его ожидания тоже снижаются — на 20% по сравнению с теми, чьи члены семьи окончили вузы.

Впрочем, и работу выпускникам российских вузов найти нелегко. По данным опроса SuperJob, более 80% из них сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учёбы. Причём это связано с отсутствием не только опыта, но и подходящих вакансий. Согласно докладу НИУ ВШЭ «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы», из тех, кто окончил бакалавриат в 2018 году, к осени 2021-го 31% так и не трудоустроились, а из тех, кто окончил специалитет, таких было 24%.

Из более раннего исследования НИУ ВШЭ следует, что:

  • каждый четвёртый дипломированный специалист выполняет работу, не требующую высшего образования;
  • около 30% работают не по специальности.

Ещё одно исследование НИУ ВШЭ демонстрирует диссонанс в требованиях, которые предъявляют к образованию вузы, рынок труда и сами студенты. В некоторых случаях то, что для работодателей в приоритете, для вузов вообще нерелевантно.

В пример можно привести такой навык, как клиентоориентированность: для рынка он второй в рейтинге самых важных надпрофессиональных компетенций. Для вузов — на двенадцатом, а для студентов — на одиннадцатом.

Получается, что университеты не дают нужных знаний, рынок не получает эффективных молодых специалистов, а выпускники — возможности быстро устроиться и начать карьеру.

Иначе обстоит дело с EdTech. Я сравнил данные по трудоустройству от «Яндекс.Практикума», Elbrus Bootcamp (исследования проведены Институтом образования НИУ ВШЭ) и Skypro в рамках программы ISA (данные есть в распоряжении автора).

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

В каждой школе свои показатели трудоустройства, однако, если сравнивать с показателями вузов, они высоки. Работу находят 71,1% выпускников «Яндекс.Практикума», 98% — Elbrus Bootcamp и почти 100% — Skypro. Происходит это быстро — в среднем за месяц. Причём выпускники онлайн-университетов устраиваются на работу именно по специальности, а это очень важно.

Естественно, выпускников онлайн-школ пока не так много (счёт идёт на тысячи). При больших объёмах такие показатели будет удерживать непросто, но уверен, что это получится. Ведь для EdTech работа над качеством продукта и реализации задач пользователя — единственный способ выстраивать долгосрочные бизнес-планы.

Конечно, сравнить зарплату выпускника онлайн-курсов с зарплатой после вуза сложно — разные сферы и профессии. Однако можно посмотреть на коэффициент роста зарплаты. Например, в Skypro этот коэффициент — 1,64. То есть приходит учиться на IT-профессию, допустим, шахтёр или продавец «Пятёрочки», сантехник, проектный менеджер, а потом его зарплата растёт в среднем в 1,6 раза.

Это означает, что EdTech понимает, как проектировать актуальное обучение, чему и зачем учить, какие компетенции нужны на рынке труда. Для этого проводится много качественных и количественных исследований рынка, анализируется спрос, его динамика и так далее. Всё это — чтобы в итоге обучить тем профессиям, которые сейчас нужны работодателям.

Тогда и выпускник может быстрее выйти на рынок, быстрее начать зарабатывать, практиковаться, а не сталкиваться с ситуацией, когда на новом рабочем месте ему говорят: «Здорово, что у тебя есть диплом, но забудь всё, что ты изучал. Мы тебя сейчас научим тому, что действительно нужно».

Опрос, проведённый онлайн-сервисом «Работа.ру», показал: 35% россиян считают, что получение высшего образования не принципиально для успешной карьеры (причём 10% думают, что оно вообще не важно). Ещё 6% считают, что его можно получить «на всякий случай», а 20% уверены, что диплом, может быть, и важен, но «не играет решающей роли» в их карьере. И только 39% верят, что высшее образование — действительно нужная вещь.

Смогут ли EdTech и вузы объединить усилия

Чем дальше, тем больше заметно пересечение целевых аудиторий вузов и онлайн-школ современных профессий. И очевидно, что этот тренд сохранится, тем более что EdTech уже делает совместные программы с университетами. Вузы могут предложить свою аудиторию, а онлайн-школы — отличный педдизайн и понятную связь обучения с рынком труда.

А пока нынешним выпускникам школ стоит изучить сферу, в которой они собираются работать, — возможно, диплом действительно там очень поможет и при его наличии доходы уже на старте карьеры будут больше, чем без диплома. Но, может быть, он вообще не пригодится и стоит пойти по другому пути.


Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована