Образование
#статьи

Работа после колледжа: как трудоустраиваются и сколько получают выпускники

Изучили данные о выпускниках СПО на рынке труда и сравнили с данными о выпускниках вузов.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Что выгоднее для трудоустройства: диплом вуза или колледжа?

За последнее десятилетие популярность среднего профессионального образования в нашей стране выросла. Выпускники 9-х классов чаще стали уходить из школы в колледжи, доля поступающих в вузы выпускников 11-го класса тоже выросла — по словам заместителя директора НИЦ мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Ирины Селивёрстовой, она составляет приблизительно треть.

Исследователи объясняют тренд на СПО комплексом причин. Конечно, повлиял ЕГЭ: школы не хотят принимать в десятые классы слабых учеников, которые рискуют провалить экзамен (это сказывается на показателях школы). Да и сами подростки и их семьи зачастую не готовы вкладывать в подготовку к ЕГЭ два года и немалые деньги на репетиторов. В десятые годы массовой стала траектория поступления в вуз после колледжа в обход ЕГЭ. Исследования показывают, что примерно половина поступающих в колледжи идёт туда, имея планы на высшее образование.

Но всю волну популярности СПО «обходной манёвр» не объясняет. Немалая часть ребят, поступающих в колледжи после 9-го и после 11-го классов, действительно настроены быстро получить профессиональное образование и начать зарабатывать — пусть и параллельно с заочным обучением в вузе. Их цель — не упрощённый доступ к «корочке» о высшем образовании, а реальная профессия и выход на рынок труда.

Почему такой прагматичный подход стал преобладающим, исследователи объясняют в основном экономическими причинами. У многих семей нет денег, чтобы несколько лет содержать студента вуза, не говоря уж об оплате обучения. Впрочем, эксперты отмечают, что сейчас ситуация меняется: около 20% семей, чьи дети поступают в колледжи, обеспечены достаточно, чтобы платить за обучение в вузе. Но и для них выбор СПО может выступать страховкой. Чем быстрее ребёнок станет самостоятельным после выпуска из школы, тем безопаснее: мало ли что может случиться, пусть хоть профессия будет.

Но из экономических исследований известно, что в России сохраняется достаточно высокий уровень отдачи от обучения. По статистике, доход растёт линейно с повышением уровня образования: по сравнению с теми, кто не стал учиться после школы, выпускники СПО зарабатывают на 15–25% больше, а выпускники вузов — примерно на 50%. Получается, выходя на работу раньше, чем те, кто поступает в вузы, то есть выигрывая по срокам, выпускники СПО проигрывают по доходам?

На самом деле вывод, что выгоднее, зависит от многих факторов. Указанные выше цифры экономической отдачи от образования — средние. Если смотреть в разрезе конкретных направлений и регионов, мы увидим большой разброс.

Весной вышел доклад Высшей школы экономики о трудоустройстве выпускников вузов. В нём на данных мониторинга Роструда показан огромный разброс в доходах начинающих специалистов с высшим образованием. Специальность, регион обучения и даже статус учебного заведения сильно влияют на экономическую отдачу от обучения. Мы рассказывали о ключевых выводах.

Данные о выпускниках СПО Роструд тоже собирает, но пока они не публиковались. Поэтому мы сравнили выводы доклада ВШЭ о выпускниках вузов с доступными исследованиями по СПО. Это опрос более чем 11 тысяч студентов и трёх тысяч выпускников СПО в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО) — 2020, доклады сотрудников Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, а также статистическое наблюдение трудоустройства выпускников, проведённое Росстатом. Опрос в 2021 году охватил россиян, окончивших в 2016–2020 годах вуз или колледж, из 100 тысяч домохозяйств по всей территории страны.

Работа для выпускников СПО есть. А зарплаты?

По данным Росстата, более высокий шанс на трудоустройство всё-таки у выпускников вузов. Но разница между выпускниками СПО и бакалаврами незначительная — среди первых было трудоустроено на момент опроса в 2021 году 86,1%, среди вторых — 87,7%.

Есть и другие оценки:

  • По данным опроса в рамках МЭО-2020, работу имели 88% выпускников СПО.
  • По данным Мониторинга трудоустройства выпускников, представленным исследователями из РАНХиГС на конференции «Среднее профессиональное образование: практика и управление» в феврале 2022 года, из выпускников 2019-го в течение года после выпуска были не заняты всего 5%, а среди выпускников 2020-го — 11%.

Но это не значит, что все остальные нашли работу — в действительности в 2019 году на рынок труда вышли только 75%. Остальные «занятые» продолжили учёбу, пошли служить в армии или занялись уходом за ребёнком — стали матерями.

Работу ищут не все

По информации из статистического наблюдения Росстата, почти 38% выпускников СПО не искали работу после выпуска. Многие из них в итоге трудоустроились — может быть, получили предложение раньше, чем задумались об активном поиске сами. Тем не менее доля тех, кто после окончания колледжа не бегает по собеседованиям, велика.

Одна из причин этого — нацеленность многих студентов СПО на дальнейшее обучение в вузе. Но преувеличивать массовый характер поступления в вуз после СПО не стоит.

Во-первых, непосредственно в год окончания колледжа или техникума в университеты поступает очень незначительная доля выпускников — в 2020 году так сделали 12%. У большинства случается перерыв перед продолжением учёбы.

Во-вторых, поступление в вуз — не препятствие для выхода на рынок труда. Как правило, те выпускники СПО, которые учатся в университетах, сознательно совмещают учёбу с работой: 38% опрошенных в рамках МЭО студентов планировали действовать именно так. Опрос выпускников в этом исследовании подтверждает, что такие планы чаще всего выполняются: 47% выпускников СПО 2017–2019 годов в 2020-м учились в вузе или уже окончили обучение по сокращённой схеме. При этом, напомним, 88% всех выпускников имели работу.

В-третьих, высшее образование доступно далеко не везде. Проблему описала на одном из вебинаров по мониторингу трудоустройства выпускников (слушателями были сотрудники колледжей) заместитель директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Елена Полушкина. По её словам, в ряде северных, сибирских и дальневосточных регионов выпускникам СПО поступление в вузы недоступно экономически — не из-за цен на обучение (поступить-то они могли бы и на бюджет), а из-за территориальной удалённости вузов.

Иначе говоря, из некоторых районов даже раз в полгода выезжать на сессию слишком дорого, как и переезжать на всё время обучения. Наряду с другими факторами это вынуждает молодых людей ограничиваться средним образованием. Например, в 2017 году только 6,9% выпускников программ СПО в Чукотском автономном округе поступили в вузы. В Мурманской области — 4,6%, в Ямало-Ненецком автономном округе — 2,5%.

Доходы не впечатляют

По данным Мониторинга экономики образования, в 2020 году средний уровень зарплат у опрошенных выпускников СПО составил 23,2 тысячи рублей. Для сравнения: у выпускников бакалавриата и магистратуры в 2021 году средние доходы достигали 53,5 тысячи (бакалавры) и 75,2 тысячи (магистры).

Аналогичные оценки дают на основе Мониторинга трудоустройства выпускников СПО исследователи из РАНХиГС. Елена Полушкина и её коллеги сообщали на вебинарах для сотрудников колледжей, что в 2018–2019 годах у 54% выпускников СПО зарплата составляла менее 25 тысяч рублей, у 46% — больше 25. Средние суммы разнятся по федеральным округам, но остаются очень низкими. Максимальная по стране средняя сумма выплат наблюдалась в 2019 году в Дальневосточном федеральном округе — немного больше 33 тысяч рублей.

Источник данных: вебинар «Проведение мониторинга трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, по полученной профессии (специальности). Часть 5»
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Обучение в вузе после колледжа тоже не даёт быстрого роста доходов. Недавнее исследование ВШЭ на данных проекта «Траектории в образовании и профессии» показало, что среди ровесников — выпускников вузов самые низкие трудовые доходы оказались у тех, кто получил высшее образование после колледжа.

Почему так получается? Как правило, в период учёбы им удаётся найти только низкоквалифицированную работу, и полученный там опыт не идёт «в копилку», которая обеспечивает рост зарплаты, считают исследователи. Подтверждение этому есть и в данных МЭО — более трети студентов, трудоустроенных во время учёбы, заняты как разнорабочие. Сама жизнь показывает: «лучшее», на что может рассчитывать молодой человек без опыта, — должность курьера.

Выпускникам вузов, как показали исследователи из ВШЭ на данных мониторинга Роструда, опыт работы во время учёбы помогает зарабатывать больше. Бакалавры, которые подрабатывали параллельно с учёбой, зарабатывают на 29% больше тех, кто не работал (61,6 тысячи рублей против 47,7). Для магистров разница ещё больше — 48% (82,5 тысячи и 55,9).

Но хотя длинные образовательные траектории по типу «в вуз через колледж» кажутся невыгодными, исследователи из Института социологии РАН считают, что они на самом деле отражают будущее профессионального развития. Уже давно ясно, что модель «выучился за пять лет в вузе и всю жизнь трудишься по специальности» для подавляющего большинства профессий исчезла. Работа и учёба всё чаще переплетаются, образование занимает больше времени и происходит параллельно с выходом на рынок труда. Проще говоря, это нормально.

Как рассказала на недавней Грушинской конференции социолог Екатерина Попова, респонденты, у которых за плечами как раз длинные многосоставные образовательные траектории, чаще говорят в интервью о своей проактивности, о том, что они сознательно сделали выбор в пользу СПО, а в итоге смогли окончить и вузы. В то же время многие респонденты с высшим образованием считают, что поступили сразу после школы в вузы просто по инерции и даже потом не осознали, нужно ли было им высшее образование, и если да, то какое именно.

Иными словами, хотя длинный путь «в вуз через колледж», как правило, не даёт преимуществ по доходам (по крайней мере, на короткой дистанции после выпуска преимуществ не видно), он свойственен более осознанным и самостоятельным людям.

Что помогает, а что мешает трудоустройству

Имеющиеся данные о выпускниках СПО не позволяют проследить, какие факторы влияют на их доход. Пока недоступны материалы Мониторинга трудоустройства Роструда по СПО, мы можем оценивать успех трудоустройства только по доле нашедших работу, особенно по специальности.

«Информатика» в дипломе — не гарантия трудоустройства

Сведения о связи работы и специальности даёт статистическое наблюдение Росстата. Больше всего нетрудоустроенных выпускников 2016–2020 годов в 2021-м было по направлениям, перечисленным в таблицах ниже. Данные представлены в разрезе двух типов среднего профессионального образования — программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих.

Нетрудно заметить, что в числе направлений с наиболее высокой долей нетрудоустроенных выпускников оказались в том числе те, которые формально сейчас считаются очень актуальными: информатика и вычислительная техника, электроника, радиотехника и системы связи. По аналогии с ситуацией трудоустройства выпускников вузов можно предположить, что проблема заключается в качестве подготовки. Проще говоря, колледжи и техникумы выпускают не совсем тех специалистов, которых действительно ждёт рынок.

Для сравнения: например, по программам подготовки специалистов среднего звена группы «Фармация» только 3,8% выпускников остались без работы. А в группах рабочих профессий лучший показатель у «Машиностроения» — чуть больше 7% нетрудоустроенных.

Приведены не конкретные программы, а группы специальностей и профессий. Источник данных: Росстат
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

По каким профессиям сложнее и проще найти работу

Для колледжей, техникумов и профессиональных лицеев вопрос трудоустройства именно по специальности актуален больше, чем для вузов. Просто потому, что среднее профессиональное образование по умолчанию направлено на практико-ориентированную подготовку по конкретной профессии, тогда как у высшего образования бывают и другие цели.

Доклад ВШЭ по материалам мониторинга Роструда описывал распределение выпускников вузов по отраслям, но не для всех специальностей эти данные позволяли определить, работает ли выпускник по профессии. Скажем, юрист может работать по специальности и в сфере информации и связи, и в госуправлении, и в любой другой отрасли. Для направлений, где связь с отраслью более прямая, показатели разнятся. Так, только 15,4% выпускников вузов по направлению «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» работают в сельском хозяйстве и 13,6% — в науке. А среди выпускников-медиков 77% работают в здравоохранении.

Показатели трудоустройства по специальности для выпускников СПО невысоки. По данным МЭО, сразу после выпуска на работу по полученной профессии устроились 69% выпускников СПО. Через год-два после выпуска по специальности работали всего 56%.

В масштабах страны 61% выпускников программ подготовки специалистов среднего звена 2016–2020 годов, по данным Росстата, работали по специальности. Для рабочих профессий показатель ещё ниже и составляет 57%. Представленные в таблице ниже группы специальностей и профессий выделяются особенно высокими долями выпускников, работающих не по специальности, — более 50% на первом месте после выпуска или на момент опроса в 2021 году.

Приведены не конкретные программы, а группы специальностей и профессий. Источник данных: Росстат
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Чаще всего по специальности сразу после выпуска работали выпускники программ СПО, связанных со здравоохранением:

  • «Фармация» (95,7%),
  • «Науки о здоровье и профилактическая медицина» (93,8),
  • «Сестринское дело» (93).

Среди программ подготовки рабочих и служащих по показателю трудоустроенности по специальности лидировали группы «Сестринское дело» (85%) и «Экономика и управление» (84%).

В чём причина трудоустройства не по специальности? В опросе, который проводился в ходе статистического наблюдения Росстата, выпускники СПО и вузов называли одни и те же обстоятельства. Практически половина ответов — «отсутствие вакансий по полученной специальности». Затем идут плохие условия труда и низкая зарплата. Проще говоря, выпускники и сами не горят желанием работать по специальности на таких условиях.

Примечательно, что эта причина — плохие условия труда — наиболее характерна для выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Среди них его выбирали 24,1%, тогда как среди молодых специалистов среднего звена — 16,8%. Речь не только о бытовых условиях: выпускники с рабочими профессиями чаще сталкиваются с предложениями о трудоустройстве без договора и с «серыми» зарплатами, без социальных гарантий.

То же самое отмечают и исследователи из ВШЭ в одном из выпусков результатов Мониторинга экономики образования: несмотря на то, что уровни трудоустройства у начинающих рабочих сопоставимы с тем, как устраиваются другие выпускники, первые чаще получают работу совсем без оформления или с договором на ограниченный срок.

Ещё одна возможная причина нежелания выпускников работать по специальности — ошибка в выборе. После введения ЕГЭ количество подростков, переходящих в СПО после 9-го класса, сильно выросло. При этом у 15–16-летних тинейджеров представления о будущей профессии ещё менее реалистичны, чем у выпускников полной средней школы, считают в ВШЭ. А значит, повышается риск того, что выбор делается случайно и спустя несколько лет обучения выпускник СПО так и не заинтересуется своей специальностью.

Почему выпускнику приходится переезжать ради работы

По данным из доклада ВШЭ о трудоустройстве выпускников, почти 40% всех получивших диплом о высшем образовании в 2018 году к 2021-му сменили регион проживания. Для выпускников СПО свежих оценок нет, но по данным 2016 года исследователи РАНХиГС установили, что после колледжей практически всех регионов молодёжь трудоустраивается в Москве.

Доля уехавших на работу в столицу колебалась от нескольких процентов на регион до 60% от общего числа трудоустроенных выпускников СПО. Такие показатели были характерны для Смоленской, Рязанской, Калужской областей и других регионов Центрального федерального округа.

Дело не только в том, что всех влечёт столица. Просто во многих регионах, как считают исследователи, набор специальностей и профессий в учреждениях СПО никак не соотносится с запросами местного рынка труда. А учиться вчерашние школьники, как правило, предпочитают в колледжах своего региона — поближе к дому. В итоге диплом они получают, а вот работу по специальности в своих краях найти не могут. В то же время в таких специалистах может нуждаться другой регион, но не готовить их у себя.

Сотрудники Центра экономики непрерывного образования попытались сопоставить самые востребованные в регионах профессии, для которых достаточно подготовки в учреждении СПО, со списками программ местных колледжей. Результаты представили на конференции «Среднее профессиональное образование: практика и управление», а также на вебинарах по Мониторингу трудоустройства. Как выяснилось, в колледжах некоторых регионов нет образовательных программ по половине и более профессий из списка самых востребованных.

Так и получается, что выпускники школ обучаются в колледжах и техникумах своего региона, а потом или устраиваются на низкооплачиваемую работу не по профессии, или уезжают.

Проблему несовпадения образовательных программ и запросов рынка труда призвана решить большая реформа СПО. С этого года запускается новый уровень образования — профессионалитет, параллельно обновляются стандарты действующих программ. Все изменения нацелены на то, чтобы обучать специалистов и рабочих быстрее и качественнее, под потребности экономики. Будут ли готовы работодатели платить таким сотрудникам зарплаты, сопоставимые хотя бы с доходами начинающего специалиста, имеющего диплом вуза, — уже другой вопрос.

Курс

Управление современной школой

За 4 месяца вы изучите актуальные методы трансформации школы. Оцените преимущества и недостатки своего учебного заведения, сформируете систему ценностей. Составите план изменений и приступите к реализации.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Управление современной школой Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована