Образование
#новости

Опубликовано исследование, которое опровергло мнение о снижении ценности образования

Оно показало, что получение и высшего, и среднего профессионального образования приносит экономическую выгоду.

О чём речь

Мы упоминали об этом исследовании, когда разбирались, почему выпускники школ всё чаще стали выбирать колледжи вместо вузов. На тот момент о нём было известно из препринта, а теперь вышла научная статья «Отдача от образования в России: ниже некуда?» в журнале «Вопросы экономики».

Автором исследования стал заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников.

Поводом для исследования стало то, что авторы многих других публикаций говорят о серьёзном снижении экономической отдачи от профессионального образования в России. Под экономической отдачей понимается тот уровень дохода, который имеет обладатель диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

Ростислав Капелюшников обратил внимание, что со второй половины 2000-х годов публикации, касающиеся сильного снижения отдачи от образования в России, стали появляться всё чаще. Причём большинство исследований на эту тему основано только на одном источнике — Российском мониторинге здоровья и экономического положения населения (РМЭЗ).

Эксперт решил изучить эту проблему, использовав большее число данных.

Как проводилось исследование

Помимо АМЭЗ, Капелюшников анализировал:

  • «Обследования заработной платы по профессиям» (ОЗПП) Росстата;
  • две волны Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением (ВНИСФВ);
  • данные ежегодного Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (ВНДН) Росстата, а также аналогичного исследования, проводимого раз в пять лет.

Для проведения расчётов он воспользовался уравнением Минцера с включением минимального набора контрольных переменных и методом наименьших квадратов для построения регрессии.

Что удалось выяснить исследователю

Капелюшников подчеркнул, что, согласно данным РМЭЗ, заметна сильная девальвация экономической ценности человеческого капитала в России. Это подтверждается соотношением зарплат и уровня образования жителей страны. Так, в первой половине нулевых выпускники университетов зарабатывали на 70–80% больше, чем выпускники школы. Во второй половине того десятилетия выигрыш был уже меньше и составлял 55–60%. А в настоящее время он снизился ещё сильнее — до 45%.

При этом, по данным ОЗПП, в период с 2005 по 2017 год уровень отдачи от образования почти не менялся, составляя 10–10,5%. Более того, с середины нулевых заработок тех, у кого есть высшее образование, превышал доход тех, кто окончил только школу, на 70–75%, а доход получивших среднего профессионального образования — на 10–15%. При этом к концу 2010-х выгода тех, у кого есть диплом о высшем образовании, осталась на уровне середины 2000-х.

Данные ВНИСФВ и ВНДН тоже демонстрируют более положительную динамику. Например, согласно последнему источнику, отдача от высшего образования достигает 15–16%, что почти вдвое превышает показатели, представленные в РМЭЗ.

Таким образом, рассмотрение более широкого круга источников помогло опровергнуть идею о том, что происходит резкое снижение ценности образования.

К каким выводам пришёл учёный

Подход Капелюшникова позволил доказать, что только данные РМЭЗ говорят о девальвации экономической ценности человеческого капитала в России.

Анализ прочих источников показал, что наличие вузовского диплома повышает заработок примерно на 50%, а среднего профессионального образования — на 15–25% по сравнению с доходом людей, которые не стали дальше учиться после школы.

Более того, автор работы подчеркнул, что, несмотря на распространённый стереотип, в России «окупаемость» образования (и высшего, и среднего профессионального) не ниже, а даже выше, чем в других государствах. Таким образом, обучение и в вузах, и в колледжах остаются экономически привлекательными.


Александра Лапина

Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.


Курс

Профессия
Методист с нуля до PRO

Вы научитесь разрабатывать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете востребованным специалистом.

Узнать про курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована