Образование
#статьи

Мнения ректоров о будущем университетов: фундаментальная классика или радикальные реформы?

С кем конкурируют российские вузы и как они должны измениться — в цитатах спикеров марафона «Новое знание».

Артём Голяков / предоставлено институтом «Стрелка»

Из этой статьи вы узнаете:


На II марафоне «Новое знание», организованном всероссийским обществом «Знание» 1–3 сентября, много говорили об образовании. В том числе об образовании профессиональном. Какие знания и навыки понадобятся зрителям марафона, сегодняшним студентам и школьникам, в будущем? И помогут ли им освоить нужный набор университеты? Как вузы должны (и должны ли?) меняться сообразно общим трендам?

В дискуссии «Будущее университетов: вызовы и возможности для интеллектуальных корпораций в новом веке» свои позиции выразили ректоры ведущих российских вузов. Мнением о будущем высшей школы поделился на своей лекции в ходе марафона и помощник президента РФ Андрей Фурсенко. Посмотрим, в чём взгляды именитых экспертов совпадают, а в чём отличаются.

К чему ведёт конкуренция в мире высшего образования

Дискуссию о конкуренции начал ректор РАНХиГС Владимир Мау, говоря о современных вызовах для системы высшего образования.

Фото: «Газпром»

Владимир Мау

ректор РАНХиГС

— Сейчас образование сталкивается с большими новыми вызовами: мир становится всё более неопределённым. Нарастает конкуренция, причём не только и не столько между образовательными учреждениями. На рынок образования выходят корпорации, самые разные организации, оказывающие образовательные услуги.

И я не говорю о международной конкуренции. Она будет нарастать, особенно когда исчезнет языковой барьер, если машинный перевод станет таким же, как человеческий, вся картинка образования существенно изменится.

С Мау согласились не все эксперты. Некоторые ректоры не считают конкуренцию внутри страны таким уж важным вызовом для системы образования.

Фото: Skoltech

Александр Кулешов

ректор Сколтеха

— Что вы, коллеги, — высококвалифицированных людей не хватает по всему миру. <…> В России это, на мой взгляд, самая главная проблема. О какой конкуренции мы можем говорить? Всё совсем наоборот. Больше университетов, хороших и разных — больше квалифицированных людей. <…> Самая главная проблема сегодня — инвестиции в образование. Но проблема в том, что инвестировать только в образование нельзя. Потому что в этом случае, если не будет высококвалифицированных рабочих мест, мы будем инвестировать в Силиконовую долину, потому что те люди, которые будут получать образование, — это и сейчас происходит — находят себе работу за границами нашей Родины. Это страшная ситуация, и мы должны с этим бороться. Для Сколтеха это цель номер один — оставлять высококвалифицированных людей здесь, в нашей стране, в нашей экономике, в нашей промышленности.

Международную конкуренцию считает более опасной и экс-министр образования, а ныне исполняющий обязанности ректора МФТИ Дмитрий Ливанов.

Фото: МФТИ

Дмитрий Ливанов

исполняющий обязанности ректора МФТИ

— Конкуренция растёт, но только среди тех, кто работает на переднем крае. И Сколтех, и мы, МФТИ, действительно конкурируем за профессоров и студентов в области физики, математики.

Но в большей степени это не внутренняя конкуренция, хотя, конечно, мы чувствуем, что рядом «Вышка» и тот же Сколтех. Это конкуренция глобальная. Сейчас какой ведущий университет мира ни возьми, там обязательно найдётся профессор физики или математики или компьютерных наук, который имеет диплом МФТИ. Для нас крайне важно, чтобы люди с развитым интеллектом, который они приобрели за счёт изучения математики и физики, получали возможность реализовывать свой потенциал, реализовывать свои амбиции, свои проекты, заниматься наукой и добиваться успеха или делать успешные компании и становиться миллиардерами у нас на родине. В этом и миссия, и роль ведущих российских университетов, и ради этого мы и конкурируем, у нас нет другой задачи, другого стимула к этой конкуренции.

Чем будет отличаться университет будущего

Каким должен быть вуз, чтобы соревноваться с зарубежными вузами за талантливых студентов и сотрудников? Придётся, считают эксперты, научиться работать в мире непрерывного образования.

Фото: «Газпром»

Владимир Мау

ректор РАНХиГС

— Университет сегодня — не университет, куда пришли студенты, потому что надо получать высшее образование, [потому что] так родители сказали. В университет приходят взрослые люди получать новые знания и опыт, новые практики. И наша задача — быть востребованным взрослыми, это важный показатель эффективности работы университета.

Второй вопрос — образование при всей важности прикладных знаний должно быть всё более фундаментальным. На мой взгляд, главный ответ на вызов неопределённости — концентрация на знаниях, которые не устаревают. Отсюда важнейшая характеристика — адаптивность, способность наших выпускников отвечать на новые вызовы.

И завершающий пункт — важным в развитии образования становится понимание наших студентов, что образование — это не услуга, которую ты хочешь получить, а инвестиция в своё развитие. По данным Президентской академии я чётко вижу, что студенты, слушатели задают вопрос, который обобщить можно так: «Мы сюда пришли, нам не должно быть легко. Если нам легко, значит, мы чего-то недополучаем. Мы вкладываем время и деньги, следовательно, образование должно быть трудным».

Цифровизация — не только в части технической организации процесса обучения, но и в части внедрения в учебные программы — становится важным трендом для всех университетов, включая гуманитарные.

Фото: МГИМО

Анатолий Торкунов

ректор МГИМО

— Процесс обучения студентов должен протекать параллельно с постоянным процессом повышения квалификации, приобретения новых навыков профессоров и преподавателей. Поэтому мы уделяем этому сейчас первостепенное внимание. <...> Для гуманитарного образования очень важно сегодня вести — умеренно, умно, разумно, — но вести процессы, связанные с внедрением цифровизации. Мы подписали целую серию соглашений с Физтехом и рядом академических институтов в части, касающейся использования цифровых платформ для анализа социально-политических процессов и преподавания навыков использования этих платформ нашим студентам, аспирантам и преподавателям.


Ещё один экс-министр образования, Андрей Фурсенко, в дискуссии о будущем университетов не участвовал, но охотно отвечал на вопросы слушателей марафона во время собственной лекции.

Фото: администрация президента РФ / Kremlin.ru

Андрей Фурсенко

помощник президента РФ

— Мне кажется, в будущем будет больше индивидуализации образования. У нас очень много изменений, и много ключевых проблем решаются сейчас на стыке разных знаний, на стыке знания гуманитарного и естественно-научного. И я думаю, что эта индивидуализация будет развиваться.

Во-вторых, больше будет гибкости в образовании. Вы знаете, ведь границы между уровнями образования размываются. У нас сегодня многие школьники делают то, что не получается у студентов. И поэтому, хотя какие-то условные блоки остаются и будут оставаться, но размытость перехода между уровнями тоже будет характеристикой образования уже через 5–10 лет. Это касается не только России, но и всего мира.

Харды или софты — чему теперь учить важнее?

Самым острым оказался для ректоров вопрос о содержании образования будущего. Ректор ВШЭ Никита Анисимов считает, что вузам и самим студентам нужно беспокоиться о развитии личностных навыков не меньше, чем об освоении классических дисциплин.

Никита Анисимов

ректор ВШЭ

— Более 80% успеха в профессии — это soft skills, поэтому очень важно развивать себя. И это развитие и коммуникативных навыков, и самоорганизации, креативности, это способность работать с информацией, находить правильную информацию. <…> Если кто-то начал предлагать вам курсы по развитию коммуникативных навыков, по развитию самоорганизации — поверьте, это гонка за модой. Только классическое университетское образование через классические дисциплины, через предметы, которые вы осваиваете в университетах, а не просто на образовательном рынке, набрав что-то в корзину и пойдя учиться, позволяет формировать эти soft skills одновременно с вашим погружением в реальные проекты, которые приходят от реальных заказчиков, в том числе с возможностью заработать в рамках работы над этими проектами. Это и есть будущее образования.

Дмитрий Ливанов как руководитель инженерно-технического вуза с таким подходом не согласился.

Фото: МФТИ

Дмитрий Ливанов

исполняющий обязанности ректора МФТИ

— Технологический прорыв, который человечество в целом и отдельные нации совершили в XX веке, который мы наблюдаем в XXI веке, связан с развитием науки, точного знания — математики, физики, химии, биологии, компьютерных наук в последние десятилетия. Это именно то, что будет определять развитие человечества и в ближайшее время. Попробуйте отнестись к утверждению, что Сергей Королёв или Илон Маск достигли того, чего они достигли, поскольку они обладали так называемыми soft skills. Вряд ли это вызовет что-то, кроме улыбки. Конечно, это были люди с огромным интеллектом, с развитым чувством предвидения, но оно было основано на том глубоком инженерном фундаментальном образовании, которое они получили. В этом смысле лидерство, способность к коммуникации, к работе в команде — это важная часть успеха в современной жизни, но только в том случае, если оно дополняет профессию, дополняет способность человека создавать и творить что-то новое.

Участники этой и других сессий «Нового знания» много говорили о том, что качественное современное образование не даёт исчерпывающее представление о профессии (это сделать всё труднее), а формирует базу для освоения новых знаний. С точки зрения Андрея Фурсенко, этой цели отвечают и модная модель STEM-образования, и традиционная для лучших российских университетов программа из фундаментальных научных дисциплин.

Фото: администрация президента РФ / Kremlin.ru

Андрей Фурсенко

помощник президента РФ

— В ряде западных и не только западных стран нас обогнали по подготовке конкретных специалистов для конкретных сегодняшних нужд. Но всё меняется очень быстро. В России фундаментальная база для образования всегда была достаточно сильной — это показывает, кстати, и то, что мы до сих пор смотримся хорошо и в математике, и в физике. Подготовка специалистов, которые могут относительно быстро перестроиться, освоить новые вещи — это в каком-то смысле наша сильная сторона. Не везде, не во всех университетах. Иногда возникает желание: «Дайте нам конкретно то, что востребовано сегодня». Но тут надо понимать, что то, что востребовано сегодня, через пять лет может быть вообще забыто. Не надо бояться того, что сегодня мы учим что-то лишнее. Это может оказаться самым главным завтра, через пять лет и тем более через десять.

Итак, главное для вузов будущего, по логике российских ректоров и экспертов, — поддерживать фундаментальные программы, не забывая про личностное развитие студентов. Студентам же традиционно рекомендуют следовать за своими интересами, а не за модой на профессии.

Фото: Skoltech

Александр Кулешов

ректор Сколтеха

— Что будет через десять лет востребовано? На этот вопрос нет ответа, любой ответ — это полная глупость. <…> Когда развитие идёт непрерывно, поступательно, мы более-менее можем прогнозировать. Но потом вдруг происходит фазовый переход, скачок, который прогнозировать совершенно невозможно. Над нейронными сетями ещё 12 лет назад смеялись, слова «искусственный интеллект» были ругательными. И вдруг появляется такой парень — Джеффри Хинтон, придумывает глубокие сети. И оказывается, что глубокие сети решают почти все проблемы, с которыми мы сталкиваемся. <…> Отвечаю на вопрос, к чему готовиться: готовьтесь, глядя в себя. Попробуйте найти то, чем вы будете заниматься с удовольствием.


Научитесь: Цифровое образование: онлайн-инструменты и платформы Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована