Продвижение на маркетплейсах: большой гайд для начинающих и опытных селлеров
Рассказываем о способах продвижения, без которых нельзя продавать много, — от SEO и самовыкупа до рекламы. Даём советы и лайфхаки.


Иллюстрация: serwin365 / Hilbert Hill / Meredith Fontana / Amanda Vick/ Unsplash / lookstudio / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Статью написал
Евгений Новиков
Коуч и консультант в сфере e-commerce. Был байером в центральном офисе Wildberries. Оптимизировал бизнес-процессы более чем ста поставщиков на этом маркетплейсе.
Работал маркетплейс-менеджером как с крупными брендами, например Eleganzza и Modis, так и с локальными: UNU clothing, Hapica, Portobello Italy.
Проверяющий куратор на курсах Skillbox «Быстрый старт на маркетплейсах», «Как стать продавцом на Ozon».
На маркетплейсах огромная конкуренция — только на Wildberries, по разным оценкам, торгуют около 300 тысяч селлеров. Поэтому просто разместить товары и получать заказы не получится. Чтобы выйти на хороший объём продаж, нужно использовать разные инструменты продвижения.
В этом материале Skillbox Media расскажем об эффективных способах продвижения товаров на маркетплейсах. Прочитав его, вы сможете выбрать подходящий вам метод — и увеличить количество продаж.
- Как работают бесплатные способы продвижения: SEO, отзывы и акции
- Как использовать платные инструменты: рекламу товаров, витрину и маркетинговую поддержку
- Из каких каналов можно привлекать внешний трафик
Как работает бесплатное продвижение на маркетплейсах
Есть три способа продвижения карточек товаров — SEO, отзывы и акции. Они условно-бесплатные — это значит, что вам придётся либо тратить время на работу с ними, либо «платить» уменьшением прибыли. Разберём эти инструменты подробнее.
SEO
SEO — поисковая оптимизация. Благодаря ей алгоритмы площадки понимают, какой продукт вы предлагаете, и показывают карточку в подходящих категориях и по подходящим запросам пользователей.

Скриншот: Ozon / Skillbox Media
SEO — основа продвижения. На нём, как на фундаменте дома, располагаются другие инструменты продвижения. И без «основы» эти инструменты будут работать не с максимальной мощностью.
Чтобы оптимизировать карточку товара, нужно:
- Собрать семантическое ядро. Это набор ключевых фраз, описывающих продукт. По ним пользователь ищет ваш товар. Собрать ключевые фразы можно с помощью инструментов маркетплейсов или внешних сервисов — например, «Яндекс Вордстата».
- Добавить ключевые фразы в карточки. Ключевые фразы нужно размещать в названии, описании и характеристиках. От работы с ключевыми фразами зависит место карточки в выдаче по категории маркетплейса и в поиске.
- Анализировать позиции. Это постоянная работа. Раз в неделю, месяц или квартал нужно смотреть, по каким поисковым фразам карточка в топе, по каким — нет, в каких категориях её показывают. Делать это можно с помощью внешних сервисов аналитики. Если позиция в поиске вас не устраивает, карточку нужно корректировать — например, добавлять в неё дополнительные поисковые фразы.
В Skillbox Media есть статья о поисковой оптимизации карточек товаров на Wildberries. В ней подробно описаны все этапы — от сбора семантического ядра до выбора ключевых слов для названия товара.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет зарабатывать на маркетплейсах
- «Быстрый старт на маркетплейсах» — понять, как выбрать маркетплейс и товар, который будет хорошо на нём продаваться.
- «Профессия Менеджер маркетплейсов» — освоить перспективную профессию и зарабатывать удалённо.
- «Продвижение на Wildberries и Ozon» — разобраться на практике, как оптимизировать и продвигать карточки товаров.
Отзывы
Отзывы — социальное доказательство качества товара. Если в карточке нет отзывов, маркетплейсы неохотно ранжируют её, а пользователи намного реже покупают товар. Если отзывов много и они хорошие, карточка товара может попасть в топ выдачи в категории или по запросу.
Поэтому второе, что нужно сделать для продвижения магазина на маркетплейсе, — начать работу с отзывами. Есть два способа получать больше отзывов — использовать маркетинговые инструменты площадок или самовыкуп.
Среди крупных маркетплейсов инструмент для сбора отзывов есть только у Ozon. Он называется «Отзывы за баллы». Вы включаете его и указываете ставку — сумму, которую готовы заплатить за отзыв. Ставка может быть от 50 до 500 рублей.
Когда пользователь купит ваш товар, Ozon предложит ему оставить любой отзыв о нём в обмен на баллы. Человек напишет отзыв, Ozon спишет деньги из вашего кабинета и начислит ему.

Скриншот: Ozon Seller / Skillbox Media
Самовыкуп — это когда продавец покупает свой товар и пишет отзывы о нём, а потом возвращает в оборот. Это очевидная, но спорная механика. Она запрещена многими площадками — на Wildberries и Ozon даже есть отдельная система, которая анализирует продажи и выявляет нарушения. За самовыкуп есть наказания — от штрафа до блокировки личного кабинета. Но многие селлеры пользуются им.
Преимущество самовыкупа в том, что с его помощью можно быстро получить отзывы. Это даст толчок продвижению. Недостаток — большие затраты. Если селлер продаёт дорогостоящие товары, то с учётом комиссии маркетплейса один отзыв может обойтись в несколько тысяч рублей.
Если вы решите использовать самовыкуп, делайте это осторожно:
- Имитируйте поведение обычных покупателей. Не выкупайте товар по прямой ссылке и не ищите его по артикулу, потому что в большинстве случаев пользователи так не делают.
- Используйте поисковую фразу, по которой хотите продвигать товар. Вводите её, настраивайте фильтры и ищите в каталоге свою карточку. Так поисковый алгоритм запомнит, что ваш продукт купили по этому запросу, и продвинет карточку в выдаче.
- Используйте для выкупа разные данные. Нужны разные аккаунты, желательно зарегистрированные давно. Оплачивайте товар с разных банковских карт и забирайте из разных ПВЗ в разное время.
- Выкупайте товар и пишите отзывы не каждый раз, когда оформляете заказ. Пользователи могут не забирать заказы — или забрать, но не написать отзыв, даже если им всё понравилось. А если ваша карточка будет получать отзывы намного чаще, чем карточки конкурентов, это привлечёт лишнее внимание алгоритмов.
Процент выкупа и то, как часто пользователи оставляют отзывы, зависит от категории. Поэтому лучше рассчитывать эти показатели отдельно для каждого товара.
Например, есть категории, в которых процент выкупа традиционно небольшой. Для одежды и обуви средний показатель — 30%. Есть категории, в которых он достигает 90–95%, например категория электроники. То есть если вы хотите продвинуть карточку с одеждой, нужно на 10 заказов оформлять 3 выкупа. А если карточку со смартфоном — нужно забирать 9 из 10 товаров.
Чтобы понять, сколько отзывов нужно оставлять, можно ориентироваться на карточки конкурентов. В них указано, сколько раз купили товар и сколько отзывов оставили.

Скриншот: Wildberries / Skillbox Media
Разделите количество отзывов на число продаж и умножьте на сто — получите процент отзывов. В нашем примере 10 697 отзывов делим на 43 800 продаж, умножаем на 100 — получаем 24%. Это значит, что на каждые 10 выкупов нужно оставлять 2–3 отзыва.
Акции
Основной драйвер продаж на маркетплейсах — привлекательная цена. Поэтому площадки проводят акции, а продавцы могут присоединяться к ним. Во время акций селлер прописывает скидку, которую готов сделать, а маркетплейс продвигает карточку товара — например, добавляет её в список акционных.
Акций много, и часто они идут непрерывно. Участвовать во всех не нужно, есть риск стать заложником ситуации и постоянно продавать «в ноль».

Скриншот: Ozon Seller / Skillbox Media
Лучше участвовать только в акциях, которые принесут хороший результат. Они относятся к двум типам:
- Категорийные, или нишевые. Это акции, рассчитанные на продвижение товарной категории. Участвуя в них, вы можете нарастить свою долю в категории, а это положительно скажется на ранжировании карточек товаров.
- Массовые, или сезонные. Это акции, которые касаются всех товарных категорий. К ним относится, например, «чёрная пятница». Маркетплейсы сами продвигают такие акции — размещают статьи в СМИ и запускают рекламу. На площадки приходит много трафика — значит, и вы можете продать больше.
Остальными акциями лучше пользоваться как дополнительными. Если вы видите, что продажи встали, можно подключаться к акции на день-два. Это даст толчок.
Как использовать платные способы продвижения на маркетплейсах
На всех маркетплейсах можно продвигать магазин платно с помощью рекламы. На каждой площадке свой набор рекламных инструментов. Расскажем о трёх способах продвижения, которые есть на большинстве маркетплейсов, — о рекламе товаров, витрине и маркетинговой поддержке.
Реклама товаров
Это платный показ выбранных карточек товаров в разных местах. На Wildberries этот инструмент называется «Онлайн-реклама», а на Ozon — «Трафареты» и «Продвижение в поиске». Чтобы запустить рекламу, нужно выбрать товары, установить бюджет, ставки и сроки кампании.
Реклама работает по модели онлайн-аукциона. Это значит, что селлер устанавливает ставку — например, за тысячу показов карточек. За одно размещение борются несколько селлеров, и чем больше ставка, тем больше показов будет получать объявление.
Карточки товаров могут показывать в разных разделах. Например, в карточках конкурентов, в поисковой выдаче, категориях, акциях и так далее. На Wildberries можно выбирать, где покажут карточки, а на Ozon места размещения подбирает алгоритм.

Скриншот: Wildberries / Skillbox Media
По каждой кампании маркетплейс формирует статистику. Можно отследить, сколько показов получила карточка товара, сколько людей на неё кликнули, какая получилась стоимость клика, сколько пришло заказов.

Скриншот: WB Partners / Skillbox Media
Витрина
Это оформление страницы магазина. Базово страница выглядит как список всех товаров бренда. Но за фиксированную плату можно создать посадочную страницу — с подборками товаров, баннерами, призывами к действию. Это помогает правильно расставить акценты и продвинуть нужные товары. На Wildberries этот инструмент называется «Брендзона», на Ozon — «Витрина».

Скриншот: Ozon / Skillbox Media

Скриншот: Wildberries / Skillbox Media
Чтобы опубликовать витрину, нужно оплатить доступ к инструменту и оформить её — загрузить логотип, создать подборки товаров и баннеры. Для этого часто прибегают к помощи дизайнеров.
Витрина — имиджевый инструмент, она работает на повышение узнаваемости бренда и лояльности к нему. Поэтому его обычно используют крупные бренды с сотнями и тысячами позиций на маркетплейсах. Начинающим селлерам он не нужен.
Маркетинговая поддержка
Это реклама, которую запускают отделы маркетинга маркетплейсов. Специалисты предлагают вам медиакит — это документ, в котором есть информация об услугах и их стоимости. Вы выбираете нужные услуги и платите за них — например, каждый месяц. Всё остальное делают за вас.

Скриншот: Ozon / Skillbox Media
Часто маркетплейсы предлагают пакетное размещение. Например, продвижение на площадке, наружную рекламу, размещение в СМИ и в медиа. Такие решения подходят компаниям с большим товарооборотом на маркетплейсах, которым нужно имиджевое продвижение. Расценки на такие пакеты стартуют от нескольких миллионов рублей в месяц.
Можно выбрать не пакетное продвижение магазина, а один инструмент. Например, размещение баннеров на главной странице, на страницах категорий и отдельных посадочных страницах. Но учтите, что на этих страницах много баннеров и у пользователей часто возникает эффект «баннерной слепоты». Поэтому этот инструмент может не принести много заказов.
Из каких каналов можно привлекать внешний трафик
На маркетплейсы приходит «горячий» трафик — люди, которые хотят купить товар. Но для продвижения товаров можно использовать и «холодный» трафик: работать с внешними площадками и каналами. Их очень много. Перечислим три канала, которые чаще всего используют селлеры.
- Сервисы WB Guru и Ozon Club. Это контентные площадки маркетплейсов, на которых можно размещать статьи и видео и нативно продвигать в них продукт. Например, продавец аксессуаров для домашних животных может написать статью об условиях содержания собаки и упомянуть там миски, ошейники и расчёски. Это условно-бесплатный способ продвижения — можно писать статьи самому, а можно поручить задачу копирайтеру.
- Рекламная сеть «Яндекса» в «Яндекс Директе». Она позволяет размещать рекламу на множестве сайтов. Можно опубликовать, например, подборку товаров или объявления с призывом перейти в магазин. Оплачивать можно клики или показы. Рекламная сеть «Яндекса» бывает эффективнее и дешевле остальных инструментов — алгоритмы «Яндекса» показывают рекламу тем, кто потенциально интересуется продуктом.
- Таргетированная реклама. Размещать её можно на площадке «VK Реклама». Объявления будут показаны не только во «ВКонтакте», но и в «Одноклассниках», в проектах VK и в рекламной сети VK. Оплачивать можно тоже клики и показы. Преимущество этого инструмента в том, что он позволяет показывать объявления вашей целевой аудитории. И если у вас составлен портрет целевой аудитории, таргетированная реклама может быть эффективнее других способов продвижения.
Кроме этих инструментов, есть множество других — размещения у блогеров, рекомендательные сервисы вроде «Дзена», посевы в телеграм-каналах и так далее. Использовать все каналы сразу не стоит — лучше постепенно тестировать их и оставлять те, что работают хорошо.
Как узнать больше о продвижении на маркетплейсах
- В Skillbox Media есть обзоры трёх площадок для торговли — Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркета». Прочитайте статьи, чтобы узнать, какие инструменты продвижения есть на этих маркетплейсах и как их использовать.
- Если вы интересуетесь темой, почитайте статью об инфографике для маркетплейсов. В некоторых категориях продавать товары без инфографики нельзя — люди не будут покупать, если в карточках будут простые фото.
- Неправильная работа с карточками товаров может привести к тому, что вы впустую потратите деньги на продвижение. Поэтому нужно работать с ними аккуратно — правильно заполнять, объединять и редактировать. Подробнее об этом можно почитать в статье о карточках на Wildberries.
- В Skillbox есть курс «Быстрый старт на маркетплейсах» для начинающих предпринимателей и производителей. На нём учат основам работы на площадках — с этими знаниями вы не сделаете фатальных ошибок.
- В Skillbox есть и другие курсы. На курсе «Продвижение на Wildberries и Ozon» рассказывают только об инструментах продвижения, а на курсе «Профессия Менеджер маркетплейсов» учат ещё и закупкам, анализу данных, работе с отзывами и многому другому. После него можно брать клиентов на фрилансе или торговать на площадках самому.
Статьи Skillbox Media для тех, кто хочет работать с маркетплейсами
- Как продать ширпотреба на 1,7 млрд долларов за стрим: рассказываем о лайвстрим-шоппинге
- Как работает реклама и бесплатное продвижение на Wildberries: обзор для новичков
- Что продавать на Wildberries в 2023 году: топ популярных товаров и советы по выбору
- Сервисы аналитики маркетплейсов: изучаем и сравниваем пять популярных платформ
- Главное об аналитике на Wildberries: главные отчёты и метрики