MPStats: обзор сервиса для анализа продаж на маркетплейсах
Рассказываем, как с его помощью выбирать нишу, анализировать продажи и управлять рекламой на маркетплейсах.
Иллюстрация: Дима Руденок / Polina Vari для Skillbox Media
Автор статьи
Гала Гольдберг
Директор по развитию MPStats— сервиса для анализа показателей Ozon и Wildberries.
Рынок маркетплейсов растёт с каждым годом. По нашим данным, только на Wildberries количество активных селлеров за последний год увеличилось в 3,5 раза — со 101 586 до 362 493.
При этом есть мнение, что выходить с товаром на маркетплейсы уже поздно: якобы там слишком большая конкуренция. Это справедливо для отдельных ниш, предложение в которых превышает спрос. Тем не менее вычислить нишу, где покупательский спрос не удовлетворён, всё ещё можно. Чтобы делать это, придумали сервис аналитики MPStats.
В этой статье расскажем:
- о том, зачем нужен этот сервис;
- об инструментах внешней аналитики сервиса;
- об управлении собственными продажами на Wildberries — инструментах внутренней аналитики;
- о важности SEO-оптимизации и о том, как сделать её быстро и точно;
- об автоматизации работы с маркетплейсами с помощью «Студии».
Зачем нужен сервис аналитики MPStats
MPStats — инструмент для анализа и управления продажами на маркетплейсах Ozon и Wildberries. Он позволяет управлять продажами, не используя других программ. В основе сервиса — масштабная база данных, в которой хранится информация о каждом продавце и товаре на маркетплейсе.
В MPStats есть блок инструментов, которые помогают провести анализ рынка перед началом работы: изучить конкурентов, товарные категории, ниши, конкретные товары и их сезонность. В нём можно отследить тренды, спрос и упущенную выручку. Другими словами, этот блок поможет сориентироваться на маркетплейсе. В этой статье мы затронем ключевые, самые популярные инструменты для работы.
MPStats пригодится и действующим селлерам. В нём можно отслеживать товарные остатки и их путь до конечного клиента, а также наблюдать за тем, как идут продажи у конкурентов. Без этого невозможно рассчитывать на рост продаж и тем более на лидерство в нише. О том, на какие именно показатели обращать внимание, также поговорим в этой статье.
Обучение торговле на маркетплейсах от Skillbox
- «Профессия Менеджер маркетплейсов» — освоить востребованную профессию.
- «Основы работы с маркетплейсами» — изучить все основные маркетплейсы.
- «Как продавать на Wildberries» — узнать все нюансы торговли на этой площадке.
Внешняя аналитика: инструменты для выбора товара
Выбор ниши. В сервисе есть алгоритмы, которые помогут выбрать направление работы. Можно задать фильтры и параметры, которые вас интересуют, — например, выручку и количество продаж. Система выведет подходящие категории товаров.
Отчёт по товарам. Помогает разобраться в товарах конкретной категории. Можно посмотреть количество продаваемых товаров, выручку от их продажи, остатки, продавцов, цену, упущенную выручку и множество других параметров, которые недоступны без сервисов аналитики.
Товары в этом отчёте по умолчанию ранжируются по объёму выручки, но параметры в любом отчёте сервиса можно менять.
Отчёт по продавцам. Показывает расстановку сил в категории: какие игроки топовые и какая у них выручка. При выборе товара этот отчёт помогает понять, как много в нише «свободного места».
Если график показывает, что топ-6 игроков забирают себе всю выручку и покрывают весь спрос, работать будет сложно. Начинающему селлеру лучше выбирать более свободные категории.
Отчёт по сезонности. Крайне важно анализировать сезонность. Начинающему продавцу не рекомендуем работать с сезонными товарами — ёлками, гирляндами или надувными бассейнами. Продажи таких товаров идут всего несколько месяцев в год, а иногда и один месяц.
Очень сложно предугадать, какое количество товара будет продано. Есть риск заморозить деньги на целый год. Поэтому советуем обращать внимание на категории, где сезон продаж длится круглый год.
Отчёт по ценовой сегментации. Поможет установить рыночную цену. Крайне важен при расчёте экономической выгоды от торговли.
Отчёт по тренду. Показывает, как ниша развивается с января 2020 года. Важно найти нишу с растущим трендом. Если спрос и количество продаж в ней растут, работать будет выгодно и перспективно.
Прогнозы искусственного интеллекта. В этом отчёте искусственный интеллект MPStats покажет, как ниша может развиваться в ближайший месяц.
Отчёты, которые мы описали выше, помогают провести анализ категории в целом. Если стоит задача выбрать конкретный товар, проанализировать его поможет вкладка «Предметы».
Можно перейти на интересующий вас товар и увидеть те же самые отчёты, но не по категории в целом, а по выбранному товару.
Здесь добавляется отчёт «География заказов». Он покажет, в какие регионы чаще всего уезжает выбранный товар. Это нужно для продвижения карточки товара. Чем ближе товар к покупателю, тем выше карточка поднимается в поисковой выдаче. Если ваш товар размещён на региональных складах, а товар конкурента нет — у вас появляется преимущество.
Анализ характеристик SKU. Чтобы продажи шли лучше, нужно писать о товаре подробно — заполнять поля с дополнительной информацией о нём.
Это важно, потому что:
- Без дополнительных характеристик покупателю иногда непонятно, какой товар он приобретает.
- Продавец упускает возможность получать трафик из рубрикатора маркетплейса и его фильтров. Покупатели могут настраивать их узко, чтобы найти именно то, что им нужно. Например, искать не просто платье, а платье с воротником-стойкой.
Инструмент «Анализ характеристик SKU» проверяет группу товаров на предмет заполнения обязательных и дополнительных полей карточки. Анализ успешных конкурентов поможет понять, на какие обязательные и дополнительные поля стоит обратить внимание, чтобы попасть в максимальное количество категорий и фильтров.
Внутренняя аналитика Wildberries
На платформе есть инструменты внутреннего анализа специально для Wildberries. Они позволяют анализировать продажи для действующих селлеров. Доступны на вкладке «Кабинет WB».
О внутренних отчётах Wildberries много негативных отзывов. Главная претензия — в них сложно разобраться. В MPStats отчёты трансформируются в понятные таблицы и полностью совпадают с реальными данными продаж на маркетплейсе.
Чтобы контролировать маржу, важно отслеживать показатели продаж. В личном кабинете можно смотреть статистику заказов и продаж за день, сравнивать периоды продаж, планировать отгрузки, производственный цикл — следить за всем, что происходит с товарами.
Инструмент «SEO-оптимизация»
SEO-оптимизация карточек — важная часть продвижения на маркетплейсах. 80% покупателей пользуются поисковой строкой, чтобы найти нужный товар. Если в вашей карточке товара будут отсутствовать запрашиваемые слова, его просто не покажут по этому запросу. Поэтому важно собрать все ключевые фразы, по которым ищут аналогичные товары.
Инструмент MPStats SEO поможет определить ключевые слова с максимальным охватом и отследить динамику по высокочастотным запросам, а также проанализировать, индексируются ли ключевые слова, которые уже содержатся в карточке.
Инструмент «Студия»: управление контентом и рекламой
«Студия» поможет автоматизировать процессы, на которые селлеры тратят много времени. Можно настроить автоматические ответы на отзывы и вопросы клиентов и создавать разные сценарии ответов, чтобы они не повторялись.
Также в «Студии» удобно управлять ставками рекламных кампаний. Конкуренты часто поднимают ставку за рекламу. Если она меняется даже на рубль, можно проиграть аукцион. В результате продавец становится привязан к компьютеру. «Студия» решает эту проблему: отслеживает актуальные ставки и автоматически меняет их в зависимости от ситуации.
Коротко об MPStats
- MPStats — инструмент аналитики и управления продажами на маркетплейсах Ozon и Wildberries.
- В MPStats есть блок инструментов, которые помогают провести анализ рынка перед началом работы: изучить конкурентов, товарные категории, ниши, конкретные товары и их сезонность. Они работают с маркетплейсами Wildberries и Ozon.
- Также на платформе есть инструменты внутреннего анализа специально для Wildberries. Они позволяют действующим селлерам анализировать продажи.
- Сервис поможет тем, кто продаёт на Wildberries, в SEO-оптимизации карточек товара, в работе с отзывами и управлении ставками рекламных кампаний.
Как узнать больше о торговле на маркетплейсах
- В Skillbox Media есть отдельная статья об аналитике на Wildberries. Разобрали в ней, как работают внутренние отчёты и внешние сервисы, какие метрики нужно отслеживать и почему.
- Если вы только знакомитесь с работой на маркетплейсах, вам помогут наши гайды по тому, как стартовать на Wildberries и Ozon.
- Для тех, кто хочет превратить торговлю на маркетплейсах в профессию, есть курс «Профессия Менеджер маркетплейсов». Он поможет освоить её с нуля: разобраться в особенностях топовых российских площадок и научиться управлять всем циклом продаж — от юнит-экономики до анализа продаж и контроля поставщиков.
- Если вы хотите освоить Wildberries на продвинутом уровне, приходите на курс Skillbox «Как продавать на Wildberries». На нём студентам дают не только теорию, но и практику: учат запускать рекламу и анализировать продажи под присмотром преподавателей.
Больше материалов Skillbox Media о маркетплейсах
- Менеджер маркетплейсов: чем занимается, что умеет, зачем нужен бизнесу и как им стать
- Как работает реклама и бесплатное продвижение на Wildberries: обзор для новичков
- Как работать с карточками товаров на Wildberries: создавать, заполнять, оптимизировать
- Отказное письмо: для каких товаров нужно и как его оформить
- Как понять, что продавать на Wildberries? Понятная инструкция по анализу ниши