Маркетинг
#статьи

Кто такой директор по маркетингу и как им стать

Кто он — маркетолог или управленец? Должен ли он знать все нюансы маркетинга или достаточно уметь делегировать задачи? Чего от него ждут работодатели?

 vlada_maestro / shutterstock

От директора по маркетингу (англ. Chief Marketing Officer, CMO) зависит популярность бренда, успех рекламных кампаний и слаженная работа маркетинговой команды. Хороший руководитель разбирается в инструментах продвижения, умеет управлять бюджетами, вести за собой людей и сотрудничать с другими отделами. Он принимает решения на основе данных — понимает цифры в отчётах и строит по ним стратегию. Да, для бизнеса директор по маркетингу — это настоящий супергерой.

Обычно эта должность существует в крупных компаниях, где маркетингом занимается целый отдел. В команде директора по маркетингу — SMM-щики, таргетологи, копирайтеры, дизайнеры, специалисты по контекстной рекламе и не только. Чем крупнее бизнес, тем больше узких специалистов в отделе маркетинга. А в небольших компаниях все или часть функций директора по маркетингу может выполнять исполнительный директор, маркетолог, руководитель проектов или отдела продаж.

Чем занимается директор по маркетингу

Цели директора по маркетингу = цели самой компании. Это может быть увеличение продаж, рост прибыли, улучшение узнаваемости и репутации бренда. Директор по маркетингу не отчитывается перед генеральным по тактическим вопросам, типа кликабельности (CTR) или стоимости клика (CPC), как это делает маркетолог перед руководителем отдела.

Основные обязанности директора по маркетингу:

  • Разрабатывать и реализовывать маркетинговую стратегию — составлять план действий, контролировать процессы, доводить дело до результата.
  • Управлять бюджетами  — планировать затраты на маркетинг на неделю/месяц/год; понимать, какие вложения приносят результат.
  • Анализировать конкурентов, исследовать рынок и каналы сбыта — быть в курсе отраслевых событий, следить за успехами и неудачами конкурентов, искать новые возможности для расширения бизнеса.
  • Составлять портреты целевой аудитории — понимать, кто покупатель, его интересы, характеристики, поведение.
  • Управлять командой и мотивировать сотрудников  — следить за выполнением планов, готовить инструкции, поддерживать командный дух. То есть поощрять подчиненных и словами, и действиями (например, отстаивать их зарплаты и премии перед начальством).
  • Координировать работу смежных отделов в компании — общаться с начальством, менеджерами, программистами и другими сотрудниками, которые связаны с маркетингом.
  • Организовывать продвижение  — следить за SMM, SEO, контекстной рекламой, качеством работы СМИ и блогеров, медийной и наружной рекламой.
  • Стимулировать торговлю — руководить разработкой программ лояльности, стимулирующих акций.
  • Оценивать эффективность маркетинговых мероприятий — получать и понимать цифры. Выяснять, какие кампании, инструменты и каналы работают лучше других.

Под все задачи можно находить ответственных, но директор по маркетингу должен контролировать процесс и отвечать за результаты.

Директора по маркетингу могут нанять со стороны, а могут повысить до этой позиции сотрудника внутри компании — например, маркетолога или проджект-менеджера, ведь сотрудник хорошо знает продукт и понимает внутренние процессы. (Недавно мы разбирали: все-таки директор по маркетингу — профессия или должность? — Ред.)

Чего ждут от кандидата

Ожидания зависят от отрасли, размера компании, целей владельца бизнеса и ещё множества факторов. В малом бизнесе на эту позицию могут искать человека, который будет выполнять все маркетинговые задачи самостоятельно. Проще говоря, директор по маркетингу в малом бизнесе — это хороший маркетолог. А в крупных компаниях у директора будет целый отдел сотрудников, и особенно важны будут навыки управления.

Независимо от размера компании, директор по маркетингу — ответственная и высокооплачиваемая должность, поэтому к кандидату выдвигают много требований:

  • опыт работы в области маркетинга и управления от 3 лет;
  • стратегические и аналитические навыки — умение выстраивать стратегию, внедрять новые инструменты, собирать и анализировать данные;
  • знание сферы бизнеса и рекламного рынка;
  • навыки презентации, переговоров и аргументации;
  • знание норм действующего законодательства в сфере компании-работодателя;
  • высшее образование — экономическое, маркетинговое или управленческое.

Директор по маркетингу играет несколько ролей. Он стратег — у него есть понимание, куда двигаться, и в запасе всегда есть план «Б». Он управленец — независимо от того, управляет он лишь своим временем или целой командой. Он аналитик — работает с большим объёмом данных и на их основе принимает решения, быстро адаптируется к изменениям.

Какие личные качества важны

Директор по маркетингу — это про стресс, работу в команде, переработки, повышенную степень ответственности и постоянный профессиональный рост.

Вот что любят запрашивать все HR в подобных вакансиях:

  • эмоциональная устойчивость;
  • лидерство и коммуникабельность;
  • стратегическое и творческое мышление;
  • хорошая память, внимательность, лёгкая обучаемость и организованность;
  • решительность и исполнительность;
  • нешаблонность мышления;
  • умение организовывать командную работу.

Под этим всем скрывается потребность в человеке, который готов отвечать за результат и решать проблемы бизнеса и команды.

Как любой руководитель, директор по маркетингу найдёт общий язык с коллегами, подберёт крутых специалистов в штат или для временного партнёрства, добьётся выгодных для компании условий, замотивирует команду, поможет подчинённым расти в своей сфере и вдохновит своим примером.

Сколько зарабатывает директор по маркетингу

Заработная плата колеблется от 50 до 300 тысяч рублей в месяц. При этом на позиции директора по маркетингу бывают премии и бонусы за успешное выполнение задач, поэтому невысокая стартовая зарплата не равна низкому доходу.

По статистике портала Trud.com на август 2020 года, средняя зарплата директора по маркетингу в Москве — около 140 000 рублей.

В целом по России чуть ниже:

В статистике hh.ru похожие цифры:

Но при высоком уровне зарплат hh.ru показывает и высокую конкуренцию:

Как стать директором по маркетингу

Во-первых, через опыт. Вы устраиваетесь работать в отдел маркетинга — например, SMM-щиком, редактором, директологом — и строите там карьеру. Для будущей профессии важно увеличить маркетинговый кругозор — браться за сложные проекты, учиться использовать маркетинговые инструменты, анализировать результаты.

Когда станете ценным и востребованным сотрудником, для продвижения по карьере понадобятся навыки управления. Главное отличие директора по маркетингу от хорошего маркетолога — в уровне ответственности. У директора в подчинении целая команда, он отвечает за результаты этой команды.

Во-вторых, через обучение. Оно важно для развития и стратегических, и аналитических, и управленческих навыков. Пройти нужные шаги быстрее мы помогаем на курсе «Профессия Директор по маркетингу». Вы научитесь выстраивать стратегию, управлять бюджетами, оценивать эффективность, руководить командой и взаимодействовать с другими отделами. Курс поможет и на стадии поиска работы.

Есть ли карьерный рост

Директор по маркетингу — топовая позиция в крупных компаниях. Обычно это верх карьерной лестницы, куда пытаются забраться целеустремлённые маркетологи и менеджеры. Но какие варианты роста есть у человека, который уже занял эту должность?

  • Уйти в компанию с более высокой зарплатой. Можно получить опыт в компании поменьше, наработать контакты и повысить квалификацию. А затем с солидным резюме претендовать на высокую должность в компании покрупнее или в другой стране.
  • Открыть собственное дело. Это может быть как маркетинговое агентство, так и компания любой сферы, где вы будете отвечать за маркетинг. В этом случае нет потолка заработка, но резко растут уровень ответственности и риски всё потерять.
  • Обучать. Проработав теорию на практике, можно уйти в консалтинг и давать советы владельцам бизнеса, начинающим директорам и маркетологам. Можно проводить лекции, мастер-классы, выпускать книги и выступать в качестве приглашённого эксперта в других компаниях.
Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована