Что делает бухгалтер и какие есть категории бухгалтеров
Рассказали об обязанностях бухгалтера и о том, что ему нужно знать и уметь для построения успешной карьеры.
Иллюстрация: rawpixel / freepik / pvproductions / Freepik / Robert Yarnall Richie / Norsk Teknisk Museum / WikiCommons / National Cancer Institute / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Знает всё о задачах бухгалтера
Валерия Нечаева
Куратор курсов «Бухгалтер» и «Финансовый менеджер» в Skillbox. Прошла путь от помощника бухгалтера до финансового директора. Работала в стартапах и крупных компаниях. 11 лет в профессии.
Согласно законодательству РФ, все российские компании должны вести бухгалтерский учёт. В небольшом бизнесе этим может заниматься директор, но чаще всего даже самые маленькие компании нанимают бухгалтера.
Рассказали:
- что делает бухгалтер;
- чем различаются требования к бухгалтерам разных категорий;
- для чего нужна должностная инструкция бухгалтера;
- что должен знать и уметь бухгалтер;
- как узнать больше о бухгалтерском учёте.
Что делает бухгалтер: основные обязанности
Бухгалтер — работник, который ведёт бухгалтерский учёт. Бухгалтерский учёт — это непрерывный сбор и систематизация информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Подробнее о бухгалтерском учёте — что это, зачем он нужен и как устроен — рассказывали в этой статье.
Если проще, бухгалтер фиксирует все доходы и расходы компании, ведёт документооборот, определяет размер налогов, готовит отчётность, рассчитывает и выдаёт зарплату сотрудникам.
Перечень обязанностей бухгалтера зависит от потребностей компании. Но в большинстве случаев бухгалтеры выполняют такие задачи:
- Собирают данные о финансово-хозяйственных операциях бизнеса — например, сколько компания заработала, сколько потратила и на что, сколько товара было отгружено, сколько принято на склад и так далее.
- Оформляют расчёты с контрагентами, проводят инвентаризацию и сверки по расчётам, контролируют дебиторскую и кредиторскую задолженность.
- Формируют, обрабатывают и систематизируют первичные документы бухучёта. К ним относятся, например, акты приёма-передачи товаров или услуг, выписки по банковским счетам, чеки и другие документы, которые подтверждают факты хозяйственной деятельности компании (сделки или операции, которые влияют на финансовые результаты компании).
- Фиксируют хозяйственные операции компании в журнале учёта и ведут бухгалтерские счета. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о бухгалтерских проводках.
- Рассчитывают и начисляют зарплату сотрудникам.
- Рассчитывают и платят налоги и взносы, оформляют и сдают налоговую отчётность. Например, налоговые декларации, формы НДФЛ, справки по страховым взносам за сотрудников.
- Оформляют и сдают бухгалтерскую отчётность. Например, бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах, отчёт о движении денежных средств.
В маленьких компаниях все эти задачи может выполнять один бухгалтер. В больших компаниях, как правило, создают отдельную бухгалтерскую службу.
В этом случае нанимают несколько бухгалтеров и за каждым из них закрепляют своё направление — участок бухгалтерского учёта. Например, один бухгалтер занимается только расчётами с контрагентами, другой — начислением зарплат и страховых взносов, третий — подготовкой бухгалтерской и налоговой отчётности.
Кроме участков бухучёта, в больших компаниях бухгалтеров разделяют по должностям в зависимости от опыта работы. А ещё есть нормативно утверждённые категории бухгалтеров. Подробнее об этом будем говорить в следующем разделе.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет стать бухгалтером
- «Профессия Бухгалтер» — позволит начать карьеру бухгалтера с нуля или получить повышение. На курсе учат вести бухучёт по российским стандартам, рассчитывать зарплату, готовить бухгалтерскую и налоговую отчётность, работать в программе «1С:Бухгалтерия».
- «1С:Бухгалтерия 8, редакция 3.0» — на курсе учат вести учёт в «1С:Бухгалтерии», формировать и анализировать отчётность. Этот курс входит в состав программы «Профессия Бухгалтер».
Какие есть категории бухгалтеров
В зависимости от знаний и опыта работы бухгалтер может занимать позицию помощника, бухгалтера или главного бухгалтера. Разберёмся, чем эти должности различаются.
Помощник бухгалтера. Это начальная ступень карьеры в сфере бухгалтерии. Помощники работают под руководством более опытных бухгалтеров: выполняют рутинные задачи бухучёта. Например, обрабатывают и систематизируют первичные документы, выставляют счета-фактуры, готовят платёжные поручения и так далее. Вот пример обязанностей помощника бухгалтера в одной из вакансий HeadHunter.
Бухгалтер. На этой ступени специалист занимается всеми задачами бухучёта комплексно или ведёт выделенный участок учёта — в зависимости от масштабов компании и структуры бухгалтерского отдела.
Ещё бухгалтеры на этой позиции могут заниматься более сложными задачами, смежными с бухучётом, — например, участвовать в разработке бюджета компании.
В некоторых крупных организациях на этой ступени бухгалтеров дополнительно разделяют на старших и ведущих — в зависимости от уровня ответственности, которую они несут.
Главный бухгалтер. Руководит бухгалтерским отделом и отвечает за то, чтобы бухгалтерский учёт в компании вели в соответствии с законодательством и стандартами. Он разрабатывает учётную политику компании, внутренние стандарты бухучёта, контролирует работу других бухгалтеров. Также главные бухгалтеры участвуют в финансовом планировании.
В РФ есть профессиональная градация бухгалтеров — её устанавливает профстандарт «Бухгалтер». Согласно ему, бухгалтеры могут быть первой категории, второй категории или без категории. Вот основные требования к ним:
- Бухгалтер без категории — специалист со средним профессиональным экономическим образованием, без опыта работы. Также к бухгалтерам без категории относят специалистов со специальной подготовкой по программе бухучёта, с опытом работы от трёх лет в сфере учёта и контроля.
- Бухгалтер II категории — специалист с высшим экономическим образованием, без опыта работы по специальности. Или специалист со средним профессиональным экономическим образованием и опытом работы в должности бухгалтера без категории от трёх лет.
- Бухгалтер I категории — специалист с высшим экономическим образованием и опытом работы в должности бухгалтера II категории от трёх лет.
Профстандарт носит рекомендательный характер, поэтому компании не обязаны его применять. Как правило, разделение бухгалтеров по категориям используют в бюджетных организациях.
Для того чтобы распределить обязанности и зоны ответственности между бухгалтерами разных специализаций, составляют должностные инструкции.
Должностная инструкция бухгалтера
Должностные инструкции — внутренние документы компании, в которых описаны задачи сотрудников. Их составляют не для определённых людей, а для должностей.
В Трудовом кодексе нет требований к должностным инструкциям, поэтому компании не обязаны их составлять. Но чем крупнее организация и чем больше в ней сотрудников, тем легче запутаться в том, кто и за что отвечает. Поэтому большие компании предпочитают описывать задачи сотрудников в инструкциях и прикладывать их к трудовым договорам.
Содержание должностной инструкции бухгалтера, как правило, зависит от двух факторов:
- Сфера деятельности компании. Например, в торговых компаниях бухгалтеры должны вести складской учёт, а в консалтинговых — расчёты с заказчиками.
- Структура бухгалтерского подразделения. Например, в компаниях, где бухгалтер один, все задачи по бухучёту лежат на нём. На нём же лежат функции главного бухгалтера. Если в компании пять бухгалтеров, задачи распределяют по бухгалтерским участкам.
Примерные формы и содержание должностных инструкций бухгалтеров можно посмотреть на специальных бухгалтерских сайтах и в справочно-правовых системах.
Что должен знать и уметь бухгалтер: главные хард- и софт-скиллы
Перечень необходимых для работы навыков зависит от обязанностей бухгалтера в компании. Расскажем, какие знания и умения нужны, чтобы начать бухгалтерскую карьеру.
Знать основы бухучёта. Важно разбираться в основных терминах бухгалтерии — например, знать, что такое дебет и кредит, активы и пассивы, доходы и расходы. Даже начинающий бухгалтер должен уметь составлять бухгалтерские проводки, понимать, что такое принцип двойной записи, ориентироваться в плане счетов бухучёта.
Уметь работать с документами и отчётами. Например, с платёжками, счетами на оплату, товарными накладными, счетами-фактурами. Бухгалтер должен понимать, для чего и в каких случаях они нужны, как их правильно заполнять и хранить.
Ещё нужно разбираться в бухгалтерской и налоговой отчётности — понимать, что в неё входит, каким компаниям какую отчётность нужно готовить и когда сдавать.
Ориентироваться в законодательстве. Нужно знать основные законы и нормативы, которые регулируют бухгалтерскую деятельность и налогообложение. Также важно следить за их обновлениями — например, читать бухгалтерские новости, форумы.
Владеть специальным ПО. Самые популярные программы, которые бухгалтеры используют в работе, — «1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата и управление персоналом» и Excel. Пользоваться ими можно научиться и в процессе работы, но лучше владеть ими на старте. Во-первых, это даст конкурентное преимущество при поиске работы. Во-вторых, ускорит вход в профессию.
Кроме технических знаний и навыков, бухгалтерам важно и владеть и софт-скиллами. Вот основные из них:
- аналитическое мышление — поможет эффективно работать с большими объёмами финансовых данных;
- внимание к деталям — необходимо, чтобы замечать даже мелкие несоответствия в расчётах и документах;
- организованность — важна, чтобы вовремя подготавливать и сдавать обязательную отчётность.
Учат ли бухгалтеров в Skillbox? В Skillbox есть программа «Профессия Бухгалтер». Она подойдёт тем, кто хочет разобраться в азах бухгалтерии, начать карьеру бухгалтера с нуля или получить повышение.
На курсе учат всему, что необходимо в работе бухгалтера:
- вести бухгалтерский учёт по российским стандартам;
- рассчитывать зарплату;
- рассчитывать налоги и готовить налоговую отчётность;
- работать в программах Excel, «1С:Бухгалтерия» и «1С:ЗУП».
В курсе есть тесты, практические задания и итоговый проект, который выполняют на реальных кейсах. В конце курса выдают сертификат о получении бухгалтерских знаний и навыков, а также официальное свидетельство от компании «1С».
Ещё все студенты получают помощь в трудоустройстве от Центра карьеры. Специалисты помогают составить резюме, предлагают партнёрские вакансии и объясняют, как вести себя на собеседовании.
Как узнать больше о бухгалтерском учёте
- Бухучёт обязаны вести все компании, зарегистрированные на территории России. Руководители компаний несут за это ответственность — административную, дисциплинарную и уголовную. В статье о бухгалтерском учёте рассказали о главных правилах и принципах его ведения.
- Всю информацию о движении денег бизнеса отражают в оборотно-сальдовых ведомостях (ОСВ). В Skillbox Media есть статья об ОСВ — разбираемся, что это такое, как их составлять и заполнять.
- Бухгалтерские проводки — записи о хозяйственных операциях в журнале учёта компании. В статье о бухгалтерских проводках показываем на примере, как их составлять.
- По итогам бухучёта составляют бухгалтерскую отчётность. Чтобы разобраться в её главных формах, прочитайте статью о бухгалтерском балансе, статью об отчёте о финансовых результатах и статью об отчёте о движении денежных средств.
- Для тех, кто хочет научиться вести бухгалтерский учёт, в Skillbox есть курс «Профессия Бухгалтер». На нём учат работать в «1C», готовить бухгалтерскую и налоговую отчётность, составлять проводки, рассчитывать налоги. После прохождения курса студенты получают официальное свидетельство от «1C».
Материалы Skillbox Media для тех, кто хочет работать с финансами и разбираться в налогах
- Какие есть системы налогообложения, чем они различаются и какую выбрать, чтобы сэкономить на налогах
- Главное о бюджетировании: что это, как его организуют и какие бывают бюджеты
- Чем различаются виды прибыли, как их рассчитывать и как с их помощью оценить рентабельность бизнеса
- Как устроена программа «1С:Бухгалтерия» и что в ней можно делать
- Бесплатные уроки по Excel: большая подборка инструкций, по которым можно научиться работать в электронных таблицах на продвинутом уровне