Управление
#статьи

Что делает бухгалтер и какие есть категории бухгалтеров

Рассказали об обязанностях бухгалтера и о том, что ему нужно знать и уметь для построения успешной карьеры.

Иллюстрация: rawpixel / freepik / pvproductions / Freepik / Robert Yarnall Richie / Norsk Teknisk Museum / WikiCommons / National Cancer Institute / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Знает всё о задачах бухгалтера

Валерия Нечаева

Куратор курсов «Бухгалтер» и «Финансовый менеджер» в Skillbox. Прошла путь от помощника бухгалтера до финансового директора. Работала в стартапах и крупных компаниях. 11 лет в профессии.

Согласно законодательству РФ, все российские компании должны вести бухгалтерский учёт. В небольшом бизнесе этим может заниматься директор, но чаще всего даже самые маленькие компании нанимают бухгалтера.

Рассказали:


Что делает бухгалтер: основные обязанности

Бухгалтер — работник, который ведёт бухгалтерский учёт. Бухгалтерский учёт — это непрерывный сбор и систематизация информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Подробнее о бухгалтерском учёте — что это, зачем он нужен и как устроен — рассказывали в этой статье.

Если проще, бухгалтер фиксирует все доходы и расходы компании, ведёт документооборот, определяет размер налогов, готовит отчётность, рассчитывает и выдаёт зарплату сотрудникам.

Перечень обязанностей бухгалтера зависит от потребностей компании. Но в большинстве случаев бухгалтеры выполняют такие задачи:

  • Собирают данные о финансово-хозяйственных операциях бизнеса — например, сколько компания заработала, сколько потратила и на что, сколько товара было отгружено, сколько принято на склад и так далее.
  • Оформляют расчёты с контрагентами, проводят инвентаризацию и сверки по расчётам, контролируют дебиторскую и кредиторскую задолженность.
  • Формируют, обрабатывают и систематизируют первичные документы бухучёта. К ним относятся, например, акты приёма-передачи товаров или услуг, выписки по банковским счетам, чеки и другие документы, которые подтверждают факты хозяйственной деятельности компании (сделки или операции, которые влияют на финансовые результаты компании).
  • Фиксируют хозяйственные операции компании в журнале учёта и ведут бухгалтерские счета. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о бухгалтерских проводках.
  • Рассчитывают и начисляют зарплату сотрудникам.
  • Рассчитывают и платят налоги и взносы, оформляют и сдают налоговую отчётность. Например, налоговые декларации, формы НДФЛ, справки по страховым взносам за сотрудников.
  • Оформляют и сдают бухгалтерскую отчётность. Например, бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах, отчёт о движении денежных средств.

В маленьких компаниях все эти задачи может выполнять один бухгалтер. В больших компаниях, как правило, создают отдельную бухгалтерскую службу.

В этом случае нанимают несколько бухгалтеров и за каждым из них закрепляют своё направление — участок бухгалтерского учёта. Например, один бухгалтер занимается только расчётами с контрагентами, другой — начислением зарплат и страховых взносов, третий — подготовкой бухгалтерской и налоговой отчётности.

Кроме участков бухучёта, в больших компаниях бухгалтеров разделяют по должностям в зависимости от опыта работы. А ещё есть нормативно утверждённые категории бухгалтеров. Подробнее об этом будем говорить в следующем разделе.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет стать бухгалтером

  • «Профессия Бухгалтер» — позволит начать карьеру бухгалтера с нуля или получить повышение. На курсе учат вести бухучёт по российским стандартам, рассчитывать зарплату, готовить бухгалтерскую и налоговую отчётность, работать в программе «1С:Бухгалтерия».
  • «1С:Бухгалтерия 8, редакция 3.0» — на курсе учат вести учёт в «1С:Бухгалтерии», формировать и анализировать отчётность. Этот курс входит в состав программы «Профессия Бухгалтер».

Какие есть категории бухгалтеров

В зависимости от знаний и опыта работы бухгалтер может занимать позицию помощника, бухгалтера или главного бухгалтера. Разберёмся, чем эти должности различаются.

Помощник бухгалтера. Это начальная ступень карьеры в сфере бухгалтерии. Помощники работают под руководством более опытных бухгалтеров: выполняют рутинные задачи бухучёта. Например, обрабатывают и систематизируют первичные документы, выставляют счета-фактуры, готовят платёжные поручения и так далее. Вот пример обязанностей помощника бухгалтера в одной из вакансий HeadHunter.

Пример обязанностей помощника бухгалтера
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Бухгалтер. На этой ступени специалист занимается всеми задачами бухучёта комплексно или ведёт выделенный участок учёта — в зависимости от масштабов компании и структуры бухгалтерского отдела.

Ещё бухгалтеры на этой позиции могут заниматься более сложными задачами, смежными с бухучётом, — например, участвовать в разработке бюджета компании.

В некоторых крупных организациях на этой ступени бухгалтеров дополнительно разделяют на старших и ведущих — в зависимости от уровня ответственности, которую они несут.

Пример обязанностей бухгалтера
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Главный бухгалтер. Руководит бухгалтерским отделом и отвечает за то, чтобы бухгалтерский учёт в компании вели в соответствии с законодательством и стандартами. Он разрабатывает учётную политику компании, внутренние стандарты бухучёта, контролирует работу других бухгалтеров. Также главные бухгалтеры участвуют в финансовом планировании.

Пример обязанностей главного бухгалтера
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

В РФ есть профессиональная градация бухгалтеров — её устанавливает профстандарт «Бухгалтер». Согласно ему, бухгалтеры могут быть первой категории, второй категории или без категории. Вот основные требования к ним:

  • Бухгалтер без категории — специалист со средним профессиональным экономическим образованием, без опыта работы. Также к бухгалтерам без категории относят специалистов со специальной подготовкой по программе бухучёта, с опытом работы от трёх лет в сфере учёта и контроля.
  • Бухгалтер II категории — специалист с высшим экономическим образованием, без опыта работы по специальности. Или специалист со средним профессиональным экономическим образованием и опытом работы в должности бухгалтера без категории от трёх лет.
  • Бухгалтер I категории — специалист с высшим экономическим образованием и опытом работы в должности бухгалтера II категории от трёх лет.

Профстандарт носит рекомендательный характер, поэтому компании не обязаны его применять. Как правило, разделение бухгалтеров по категориям используют в бюджетных организациях.

Для того чтобы распределить обязанности и зоны ответственности между бухгалтерами разных специализаций, составляют должностные инструкции.

Должностная инструкция бухгалтера

Должностные инструкции — внутренние документы компании, в которых описаны задачи сотрудников. Их составляют не для определённых людей, а для должностей.

В Трудовом кодексе нет требований к должностным инструкциям, поэтому компании не обязаны их составлять. Но чем крупнее организация и чем больше в ней сотрудников, тем легче запутаться в том, кто и за что отвечает. Поэтому большие компании предпочитают описывать задачи сотрудников в инструкциях и прикладывать их к трудовым договорам.

Содержание должностной инструкции бухгалтера, как правило, зависит от двух факторов:

  • Сфера деятельности компании. Например, в торговых компаниях бухгалтеры должны вести складской учёт, а в консалтинговых — расчёты с заказчиками.
  • Структура бухгалтерского подразделения. Например, в компаниях, где бухгалтер один, все задачи по бухучёту лежат на нём. На нём же лежат функции главного бухгалтера. Если в компании пять бухгалтеров, задачи распределяют по бухгалтерским участкам.

Примерные формы и содержание должностных инструкций бухгалтеров можно посмотреть на специальных бухгалтерских сайтах и в справочно-правовых системах.

Что должен знать и уметь бухгалтер: главные хард- и софт-скиллы

Перечень необходимых для работы навыков зависит от обязанностей бухгалтера в компании. Расскажем, какие знания и умения нужны, чтобы начать бухгалтерскую карьеру.

Знать основы бухучёта. Важно разбираться в основных терминах бухгалтерии — например, знать, что такое дебет и кредит, активы и пассивы, доходы и расходы. Даже начинающий бухгалтер должен уметь составлять бухгалтерские проводки, понимать, что такое принцип двойной записи, ориентироваться в плане счетов бухучёта.

Уметь работать с документами и отчётами. Например, с платёжками, счетами на оплату, товарными накладными, счетами-фактурами. Бухгалтер должен понимать, для чего и в каких случаях они нужны, как их правильно заполнять и хранить.

Ещё нужно разбираться в бухгалтерской и налоговой отчётности — понимать, что в неё входит, каким компаниям какую отчётность нужно готовить и когда сдавать.

Ориентироваться в законодательстве. Нужно знать основные законы и нормативы, которые регулируют бухгалтерскую деятельность и налогообложение. Также важно следить за их обновлениями — например, читать бухгалтерские новости, форумы.

Владеть специальным ПО. Самые популярные программы, которые бухгалтеры используют в работе, — «1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата и управление персоналом» и Excel. Пользоваться ими можно научиться и в процессе работы, но лучше владеть ими на старте. Во-первых, это даст конкурентное преимущество при поиске работы. Во-вторых, ускорит вход в профессию.

Кроме технических знаний и навыков, бухгалтерам важно и владеть и софт-скиллами. Вот основные из них:

  • аналитическое мышление — поможет эффективно работать с большими объёмами финансовых данных;
  • внимание к деталям — необходимо, чтобы замечать даже мелкие несоответствия в расчётах и документах;
  • организованность — важна, чтобы вовремя подготавливать и сдавать обязательную отчётность.

Учат ли бухгалтеров в Skillbox? В Skillbox есть программа «Профессия Бухгалтер». Она подойдёт тем, кто хочет разобраться в азах бухгалтерии, начать карьеру бухгалтера с нуля или получить повышение.

На курсе учат всему, что необходимо в работе бухгалтера:

  • вести бухгалтерский учёт по российским стандартам;
  • рассчитывать зарплату;
  • рассчитывать налоги и готовить налоговую отчётность;
  • работать в программах Excel, «1С:Бухгалтерия» и «1С:ЗУП».

В курсе есть тесты, практические задания и итоговый проект, который выполняют на реальных кейсах. В конце курса выдают сертификат о получении бухгалтерских знаний и навыков, а также официальное свидетельство от компании «1С».

Ещё все студенты получают помощь в трудоустройстве от Центра карьеры. Специалисты помогают составить резюме, предлагают партнёрские вакансии и объясняют, как вести себя на собеседовании.

Как узнать больше о бухгалтерском учёте

  • Бухучёт обязаны вести все компании, зарегистрированные на территории России. Руководители компаний несут за это ответственность — административную, дисциплинарную и уголовную. В статье о бухгалтерском учёте рассказали о главных правилах и принципах его ведения.
  • Всю информацию о движении денег бизнеса отражают в оборотно-сальдовых ведомостях (ОСВ). В Skillbox Media есть статья об ОСВ — разбираемся, что это такое, как их составлять и заполнять.
  • Бухгалтерские проводки — записи о хозяйственных операциях в журнале учёта компании. В статье о бухгалтерских проводках показываем на примере, как их составлять.
  • По итогам бухучёта составляют бухгалтерскую отчётность. Чтобы разобраться в её главных формах, прочитайте статью о бухгалтерском балансе, статью об отчёте о финансовых результатах и статью об отчёте о движении денежных средств.
  • Для тех, кто хочет научиться вести бухгалтерский учёт, в Skillbox есть курс «Профессия Бухгалтер». На нём учат работать в «1C», готовить бухгалтерскую и налоговую отчётность, составлять проводки, рассчитывать налоги. После прохождения курса студенты получают официальное свидетельство от «1C».

Материалы Skillbox Media для тех, кто хочет работать с финансами и разбираться в налогах

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована