Какие инновации в педагогике набирали популярность в 2022 году
Во многом тенденции в разных странах совпадают.
Иллюстрация: Freepik photos / Freepik / Annie для Skillbox Media
Институт образовательных технологий Открытого университета Великобритании (The Open University) опубликовал десятый выпуск Innovating Pedagogy Report. Это сборник десяти главных, по мнению исследователей, инноваций в области педагогики. Каждый год в нём собирают развивающиеся тренды, которые ещё не влияют на образование в полную силу.
В отличие от других аналитических отчётов, фокус в которых сделан на будущее, в Innovating Pedagogy Report не рассматривают сами по себе общетехнологические или социальные тренды. Они интересуют авторов отчёта лишь постольку, поскольку влияют на педагогику, стимулируют появление новых приёмов и методов преподавания, обучения и оценки.
Кстати, многие идеи из предыдущих выпусков Innovating Pedagogy Report в тренде и сейчас. В отчётах разных лет упоминались образовательная аналитика, чат-боты, виртуальные лаборатории, гражданская наука в учебном процессе, дизайн-мышление в образовании, сторителлинг и перевёрнутый класс, а также использование видеоигр в образовательных целях.
Выпуск 2022 года британские исследователи и практики подготовили совместно с Открытым университетом Каталонии. Это первый Innovating Pedagogy Report, в котором авторы не прогнозируют, насколько влиятельными будут разные инновации. Во-первых, точных методов для такого прогноза ещё не существует. Во-вторых, значимость одного и того же тренда будет разной в разных странах.
Мы выбрали из отчёта Открытого университета тренды, которые ярко проявляются и в российском образовании.
Гибридное обучение
Где применяется: на всех уровнях образования, но наиболее активно новые модели создают в университетах.
Почему это важная инновация: гибридные модели обучения ставят на первое место предпочтения и возможности учащихся, что позволяет им проходить курс в собственном темпе и повышает шансы на успех.
Суть гибридного обучения в смешении в каждом занятии офлайн- и онлайн-форматов, синхрона и асинхрона. В самом современном варианте студенты участвуют в занятии одновременно очно и в онлайне, а запись в дальнейшем используют для асинхронного обучения. Это сложная задача как с технической точки зрения, ведь требуется много дополнительного оборудования, так и с позиций преподавания.
Авторы Innovating Pedagogy Report считают, что гибкие модели должны опираться на активное обучение. Иначе есть риск, что студенты будут выбирать для очного участия самые простые лекции, а на остальных отмалчиваться. Среди подходящих практик — «перевёрнутые классы», интерактивный контент (и созданный самими учащимися тоже), проектное обучение и формирующее оценивание.
Как используется в России
Ведущие вузы уже применяют гибридный формат. Например, в Санкт-Петербургском и Томском государственных университетах занятия в гибридном формате проводятся из специальных аудиторий с видеокамерами, отслеживающими движения преподавателей, микрофонами по всему помещению и другими фишками. Они гарантируют, что онлайн-участники не потеряют преподавателя из вида и не пропустят выступления однокурсников.
Читайте также:
Дуальное (или практико-ориентированное) обучение
Где применяется: в профессиональном образовании при изучении профессиональных дисциплин.
Почему это важная инновация: дуальное обучение позволяет объединить практику и теоретические знания. Выпускники, которые обучались в таком формате, владеют более широким набором навыков, чем окончившие стандартные программы.
При таком формате теорию студенты осваивают за партами, а практику — в реальной рабочей среде. И хотя обучение на рабочем месте существовало веками, если не тысячелетиями, цифровизация обновила этот подход. Например, для обучения профессиям, которые не требуют очного присутствия, создают инструменты удалённого дуального обучения, в частности виртуальные лаборатории.
Параллельно развиваются методы сбора и анализа данных. Так, учащиеся могут записывать свои действия с помощью устройств дополненной реальности или сохранять проекты в цифровых портфолио, чтобы доступ к ним имели не только менторы из компании, но и преподаватели из университета. С оцениванием связана, кстати, одна из проблем дуального обучения: если задания действительно связаны с работой компании, то доступ к результатам может быть ограничен коммерческой тайной или внутренними правилами.
Как используется в России
По данным статистического обзора «Среднее профессиональное образование в России», в 2020/2021 учебном году 14,7% организаций СПО в стране использовали технологии дуального обучения. Мастерские, где студенты колледжей учатся на практике, действуют в рамках проектов «Молодые профессионалы» и «Профессионалитет».
Недавно приняли закон об учебно-производственных комплексах — их можно открывать при любых техникумах, колледжах, вузах и центрах подготовки рабочих и служащих.
В российском высшем образовании много примеров сотрудничества с представителями реального сектора, то есть будущими работодателями студентов, через индустриальные партнёрства. Например, у таких гигантов, как «Газпром нефть» и «Сбер», целая сеть партнёрств с разными учебными заведениями. Но и не настолько крупные компании тоже выступают партнёрами программ бакалавриата и магистратуры — предлагают для обучения реальные кейсы из своей практики, организуют стажировки для студентов.
С 2022 года в вузах, как сообщало Минобрнауки, реализуется 16 программ по новой сетевой форме обучения, которая предполагает организацию обучения с использованием ресурсов вузов, а также промышленных предприятий и компаний. Цель таких сетевых объединений как раз в оптимизации соотношения теоретической и практической подготовки, обучение будущих специалистов под нужды конкретных предприятий.
На онлайн-курсах, обучающих профессиям, тоже применяется практика обучения на реальных кейсах.
Педагогика микростепеней
Где применяется: на онлайн-платформах, в корпоративном обучении и в вузах.
Почему это важная инновация: представители многих профессий сегодня в «квалификационной яме»: по разным причинам освоенные когда-то в вузе или колледже знания и навыки становятся невостребованными или недостаточными. Например, в современных цифровых профессиях технологии развиваются очень быстро, а значит, постоянное переобучение — неотъемлемая часть работы.
У микростепеней нет устоявшегося определения, но по сути это короткие профессиональные курсы, обучающие отдельным навыкам или тематическим блокам. Ключевой фактор, который их объединяет, — фокус на карьерном развитии. Кроме того, как отмечают авторы Innovating Pedagogy Report, часто короткие профессиональные курсы предназначены для людей, ранее не имевших возможности учиться или обладающих низким уровнем цифровой грамотности.
Из этого следует, что на таких курсах нельзя копировать методы высшего или среднего профессионального образования, ведь студенты — взрослые люди, сосредоточенные на конкретных карьерных задачах, с минимальным или подзабытым учебным опытом. При этом у них уже есть работа и семейные обязанности, и связанные с этим ограничения тоже надо учитывать.
Значит, микростепеням нужны собственные модели преподавания. В Innovating Pedagogy Report упоминают электронные портфолио, обучение на основе скиллсетов и проработку кейсов.
Как используется в России
В России курсы дополнительного профессионального обучения взрослых тоже очень популярны. На этом рынке работают и вузы, и представители EdTech-индустрии, и корпоративные университеты крупных компаний (они всё чаще делают курсы не только для своих сотрудников, но и для внешней аудитории).
По оценке «Нетологии», онлайн-обучение IT-профессиям и маркетингу проходили в 2021 году более 2,5 млн человек. В целом траты населения на онлайн-образование превысили расходы на повышение квалификации в традиционном офлайн-формате.
В EdTech развиваются новые подходы к профессиональному обучению взрослых — например, формируются скиллсеты для новых профессий, обучение часто строится на кейсах, создаются нелинейные курсы для студентов разного уровня подготовки.
Читайте также:
Обучение у инфлюенсеров
Где применяется: в онлайн-образовании любого уровня, в университетах.
Почему это важная инновация: блогеры достигают взаимопонимания с аудиторией и стимулируют интерес к темам, которые изучаются в рамках формального образования, причём доносят их лёгким, неакадемическим языком. Кроме того, любой образовательной организации полезен потенциал сообществ, которые формируются в соцсетях.
Использование контента блогеров в качестве образовательного (как и прямая продажа блогерами своих онлайн-курсов) давно стало привычным. Одна из ключевых проблем в том, что блогерский контент обычно не проходит никакой экспертной проверки. «Образовательные» и «просветительские» посты могут оказаться как обычной рекламой, так и попросту фейковой информацией.
Есть и обратный процесс: учителя и преподаватели превращаются в популярных блогеров.
Авторы Innovating Pedagogy Report считают, что традиционным образовательным учреждениям полезны оба тренда.
С одной стороны, школы и университеты могут использовать контент известных блогеров в образовательных целях и сотрудничать с ними (разумеется, если их контенту можно доверять: например, когда авторы — учёные-популяризаторы науки или признанные профессионалы-практики).
С другой стороны, образовательные учреждения и сами выходят в соцсети с образовательным контентом — например, университет привлекает абитуриентов с помощью научпоп-видео со своими учёными. Правда, вузам бывает сложно адаптировать научно выверенный, но тяжеловесный контент для соцсетей.
Как используется в России
По оценке Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, использование социальных сетей в образовательном процессе — один из трендов российского образования.
Но ещё более заметной тенденцией стал так называемый инфобизнес. В одном только «Инстаграме»* авторы исследования российского рынка онлайн-образования от «Нетологии» нашли в 2021 году 7349 русскоязычных аккаунтов, в которых предлагались курсы, вебинары, тренинги и обучающие марафоны. Аудитория топовых блогеров, предлагающих такие продукты, исчислялась миллионами.
Эксперты склоняются к тому, что основной положительный итог таких курсов — удовлетворённость участников, а вот измерить образовательные результаты, как правило, не представляется возможным.
С другой стороны, профессиональные педагоги тоже бывают вполне успешными блогерами.
Педагогика автономии
Где применяется: основы для автономного обучения начинают закладываться на самых ранних ступенях образования, но в целом это актуально для всех уровней обучения.
Почему это важная инновация: применение педагогических стратегий, направленных на повышение автономии учащихся, делает развитие навыков самообучения более целенаправленным и может решить многие проблемы образования — от низкой вовлечённости школьников до отсева слушателей онлайн-курсов (ведь отсев во многом происходит из-за того, что даже взрослым людям не хватает самостоятельности и упорства в учёбе).
Педагогика автономии — это методы преподавания, направленные на повышение самостоятельности у учащихся. Главная задача — познакомить студентов со стратегиями обучения и полезными инструментами, которые в будущем помогут их эффективному самообразованию.
Навыки саморегулируемого, автономного обучения будут полезны не только в будущем — в профессии, например. В школе или в вузе умение учиться придаёт уверенности и стрессоустойчивости.
Чтобы стимулировать развитие учебной автономии и дать учащимся подходящие инструменты, авторы Innovating Pedagogy Report советуют обращать внимание на вовлечённость и на то, насколько релевантны интересам учащихся предлагаемые учебные задачи. А ещё важно создавать возможность для рефлексии и предоставлять поддержку.
Как используется в России
Часть важных для автономного обучения навыков относят к так называемым универсальным компетенциям. Это, например, критическое мышление, навыки саморегуляции, умение организовывать своё время и фокусировать усилия. Такие навыки упоминаются в российских образовательных стандартах, в том числе школьных. То есть по идее в школе должны всё это развивать.
Но, судя по данным опросов родителей, российская школа развивает память, воображение и критическое мышление «на троечку». Мешают формированию критического и креативного мышления, по оценкам экспертов, страх оценки, непрозрачность процедур оценивания, некоторые личные особенности учащихся — отсутствие любопытства или когнитивная лень. Также есть мнение, что в школе важно приучать детей задавать побольше вопросов, но с этой практикой всё плохо.
В вузах традиционный стиль преподавания, при котором студенты в основном получают информацию по дисциплине от преподавателя в готовом виде (и как неоспоримые факты), тоже тормозит развитие универсальных компетенций.
Впрочем, отдельные примеры активного обучения, развития у школьников и студентов самостоятельности, даже взаимного обучения, в передовых учебных заведениях, в том числе частных, тоже есть.
Образование с заботой о психологическом благополучии
Где применяется: прежде всего в высшем образовании.
Почему это важная инновация: во всём мире психологические проблемы стали более распространёнными после начала пандемии. И в образовании заговорили о том, что нормальный учебный процесс невозможен без заботы о психическом здоровье.
Этот подход заключается во внимании к психологическому состоянию и здоровью учащихся, повышении их осведомлённости о психическом здоровье. Авторы Innovating Pedagogy Report отмечают, что важно научить учащихся справляться со стрессами, вовремя распознавать признаки приближающихся проблем, уважительно относиться к чужим трудностям.
Образованию этот подход необходим, так как он влияет и на результаты обучения — чем лучше себя чувствуют студенты, тем меньше препятствий у них для обучения. К тому же снижается вероятность отсева с курса.
Как используется в России
В российских университетах тоже задумываются о психологической поддержке студентов. Концепцию развития сети психологических служб в вузах не так давно опубликовало Минобрнауки.
Тем временем отдельные университеты внедряют подходы, больше похожие на описание этого тренда в Innovating Pedagogy Report: кроме помощи в формате консультаций психологов, проводят учебные курсы по проблемам ментального здоровья.
Обучение на ходу
Где применяется: на всех уровнях образования.
Почему это важная инновация: учебные прогулки учат исследовать окружающую среду, применять знания в реальном мире. В пандемию этот подход помог организовать личные встречи в период закрытия школ и вузов, а также бороться с последствиями сидячего образа жизни.
Диалог во время прогулки — образовательная практика, известная с античных времён. Ещё Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по территории Лицея.
В Innovating Pedagogy Report этот подход включили из-за значения, которое он приобрёл во время пандемии. Первоочерёдным авторы считают психологический эффект. Но есть и другие плюсы: в некоторых случаях обучение на ходу действительно позволяет получить новые знания и навыки, которые не получилось бы освоить в классе.
Авторы отчёта приводят пример с интеграцией мигрантов в местные сообщества. В нескольких городах Великобритании учебные прогулки успешно использовали для изучения английского, знакомства с местной инфраструктурой и достопримечательностями.
Как используется в России
Есть направление, в котором учебные прогулки подчас важнее занятий в классе, — образовательная урбанистика. Это исследование города как образовательной среды и проектирование учебных продуктов, в которой эта среда используется. В МГПУ есть даже магистерская программа «Педагог-исследователь городской среды», на которой учат задействовать ресурсы города в изучении разных дисциплин.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».