Образование
#статьи

Что такое активное обучение и насколько оно эффективно

И если активное обучение лучше пассивного, то почему образование не перешло на него полностью?

Фото: FluxFactory / Getty Images

Из этой статьи вы узнаете:


Что за активное обучение и чем оно отличается от пассивного

Активным называют такое обучение, в котором деятельность учащегося имеет продуктивный, творческий, поисковый характер. В основе активного обучения лежит конструктивистский подход: учитель не просто наполняет, как пустые сосуды, головы учащихся, а позволяет им самим добывать и конструировать знания.

Ещё одна аналогия: если в пассивном обучении человек получает знания «на блюдечке» в готовом виде, то в активном обучении ему нужно самому их найти и «приготовить». Возможно — под присмотром преподавателя и из «полуфабрикатов» в созданной для этого безопасной среде, но — самому.

Что это означает? Во-первых, в активном обучении учащийся вовлечён в процесс как активный полноправный участник. А учитель выступает не столько в роли «источника знаний», сколько в качестве наставника, консультанта, фасилитатора в процессе поиска учащимся этих знаний.

Во-вторых, активное обучение предполагает не только получение знаний, но и формирование навыков. В том числе метапредметных — попросту говоря, софт-скиллов, например умения планировать свою деятельность и работать в команде, творчески мыслить и так далее. Если говорить о детском образовании, то применение активных методов обучения в школе ещё и прививает детям навыки самостоятельного обучения, которые понадобятся потом в течение всей жизни.

Что касается самого определения «активное», то оно обычно используется, чтобы подчеркнуть противоположность традиционному пассивному подходу, при котором знания передаются ученику в готовом виде. Представим разницу между пассивным и активным обучением в виде таблицы.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Активное и интерактивное обучение — одно и то же?

В русскоязычной литературе выделяют не только активные, но ещё и интерактивные методы обучения. Часто такие термины используют в качестве синонимов. Например, специалисты из ЛГУ им. А. С. Пушкина отмечают:

«В современной педагогической литературе, а также во ФГОС ВО эти термины стоят в одном семантическом ряду и часто употребляются как взаимозаменяемые; одни и те же методы называются то активными, то интерактивными. В некоторых исследованиях методы интерактивного обучения являются разновидностью методов активного обучения».

Впрочем, это происходит и в зарубежной практике, отмечает профессор Университета Аризоны (США) и известная исследовательница Мишелин Чи. Чтобы разобраться с определениями, она даже предложила фреймворк (или таксономию) для активного обучения ICAP. Правда, в нём обозначены не методы обучения, а виды учебных активностей:

  • Интерактивные (Interactive) — учащиеся взаимодействуют друг с другом на предложенные темы, не игнорируя при этом позицию собеседника.
  • Конструктивные (Constructive) — учащиеся создают что-либо на основе идей, которые находятся за пределами полученной информации (проще говоря, соединяют уже существующую и новую информацию, которую ищут самостоятельно).
  • Активные (Active) — учащиеся физически выполняют какое-либо действие.
  • Пассивные (Passive) — учащиеся просто воспринимают информацию.

В российской же практике обычно интерактивность подразумевает общение учащихся друг с другом, а активность — общение учащихся с преподавателем. Но, как уже говорилось, часто эти термины используют как синонимы.

Фото: stockfour / Shutterstock

Конечно, есть и другие классификации методов активного обучения. Например, отечественные исследователи методы активного обучения разделяют на имитационные (имитирующие какую-то деятельность — ролевые игры, кейс-стади и так далее) и неимитационные (например, дискуссия, проектная деятельность, проведение исследования, написание курсовой или дипломной работы).

Приводят и такое разделение:

  • дискуссионные,
  • игровые,
  • тренинговые,
  • рейтинговые.

Каким бывает активное обучение

Вот несколько примеров подходов и методик, в основе которого лежит тот или иной вид активного обучения. Это далеко не полный список.

  • Проблемно-ориентированное обучение.

Суть этого подхода в том, что обучение строится на задачах, максимально приближенных к реальным. То есть «отсидеться на задней парте», пока лектор что-то рассказывает, не выйдет — придётся активно участвовать в процессе.

Подробнее об этом подходе мы рассказывали в статье про проблемно-ориентированное обучение.

  • Перевёрнутое обучение.

Это удачное соединение пассивного и активного обучения. Ученики проходят весь теоретический материал дома — смотрят лекции, читают учебники, делают конспекты и заметки. А вот на занятии они полностью включены в обсуждение изученного с учителем — и не просто слушают объяснение, а дискутируют на поставленные педагогом вопросы. То есть занятие в аудитории построено на активных методах.

  • Феномено-ориентированное обучение.

Финский подход, который превращает учащихся в исследователей и позволяет увлечь их образовательным процессом. Ученики задаются каким-нибудь вопросом — почему всё работает так, а не иначе? Почему кофе так дорого стоит, а на переходе зелёного света приходится ждать слишком долго? Их задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, найти ответ (но не просто доклад подготовить, а изучить его с точки зрения разных наук), а с другой — предложить своё решение проблемы.

  • EduScrum.

Методика, придуманная нидерландским педагогом Вилли Вейнандсом, тоже представляет собой сочетание активного и пассивного обучения, но активного здесь куда больше. Педагог даёт ученикам необходимую теорию, затем помогает объединиться в команды — и каждая создаёт проект на обозначенную тему в рамках заданного времени (четверти, триместра, семестра). Конечно, присутствует и контроль со стороны преподавателя, и обратная связь, но во многом за процесс отвечают именно сами ученики.

  • Peer-to-peer, или взаимное обучение.

Это такая модель образования, при которой знания передаются не от профессионального педагога к студенту, а равный учит равного. Проще говоря, люди взаимно обмениваются опытом и знаниями. Такое обучение может строиться стихийно (в самообразовании), но может и продуманно, и тогда преподаватель или методист, педагогический дизайнер выступает в роли создателя и фасилитатора образовательной среды.

Фото: 4 PM production / Getty Images

На самом деле даже обычный школьный учитель вполне может превратить традиционный пассивный урок в активный. Например, американский педагог превратил уроки истории в расследования, в ходе которого дети добывают и сопоставляют информацию. А один учитель географии предлагает школьникам после изучения серьёзных тем использовать их, чтобы придумать план действий по воссозданию мира после якобы случившегося зомби-апокалипсиса. То есть детям приходится и активно применять полученные знания для решения проблемы, сопоставляя разные темы между собой, и заодно восполнять пробелы, если кто-то пропустил какую-то тему.

Можно ли организовать активное обучение в онлайн-курсе?

Онлайн-курсы бывают очень разными. Самый простой вариант курса ― цикл записанных лекций, в лучшем случае с проверкой знаний в виде тестов, ― конечно, представляет собой пассивное обучение. Но существуют и курсы, основанные на решении какой-либо задачи (проблемы) ― в них слушатели самостоятельно вырабатывают и ищут решение той или иной учебной задачи, попутно получая знания и опыт. Это пример активного обучения. Такие курсы обычно синхронные.

Чаще всего современные курсы, как и образовательные офлайн-программы, сочетают в себе элементы пассивного и активного обучения ― например, наряду с просмотром асинхронных лекций студенты синхронно разрабатывают собственные проекты, или курс предусматривает другие активные методы. Ещё один способ внедрить в курс элементы активного обучения ― построить его по модели разветвлённого квеста.

Вообще, многие современные, обучающие профессиям взрослых людей, строятся с опорой на модель опыто-ориентированного обучения Дэвида Колба. Если коротко, то её суть в том, что обучение ― это трансформация опыта через цикл из проб и ошибок. Это активное обучение, и задача педагогического дизайнера ― спроектировать условия для него.

Что эффективнее — пассивное или активное обучение?

Исследователи утверждают, что эффективнее всего — сочетать пассивное и активное обучение. Последние десятилетия они проводят эксперименты, чтобы выяснить, какая последовательность будет предпочтительнее. Пока что выводы такие: начинать лучше с техник пассивного обучения, а затем уже переходить к активностям. Это, впрочем, подтверждает и практика в рамках некоторых подходов.

А при наличии выбора считается, что активное обучение предпочтительнее пассивного. Об этом свидетельствуют и результаты многочисленных экспериментов и исследований.

Например, метаанализ, проведённый специалистами из университетов Сиэтла, Флориды и Мэйна (США) показывает, что студенты STEM-направлений получают лучшие учебные результаты, если «активно» учатся. А вот пассивное обучение куда чаще ведёт к риску провала на экзаменах. Ещё один метаанализ, который провели турецкие учёные, демонстрирует, что активное обучение позитивно влияет на восприятие учениками самой программы и куда эффективнее пассивного.

Кроме того, активное обучение позитивно влияет на результаты учеников, а ещё помогает противодействовать списыванию.

Казалось бы, если всё так замечательно, то почему бы не отказаться от пассивного обучения совсем, заменив его активным?

Почему активное обучение пока не распространено повсеместно

Хотя активное обучение действительно эффективно, преподавателям и студентам нелегко на него перестроиться полностью. Ведь это требует серьёзной подготовки, знаний, опыта, креативного подхода — а главное, времени. Одно дело организовать активное обучение в классе из десяти учеников, где каждому можно уделить внимание и сориентировать в его поисках знаний, и другое — в классе из 30 человек.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Поэтому в школах, вузах, да и в неформальном образовании тоже чаще всего применяются элементы активного обучения — наряду с пассивным.

В пассивном обучении достаточно подготовить план лекций (или уроков) и проверочных, а потом идти по составленной программе — это занимает у педагога куда меньше времени и сил, чем разработка сложных, многосоставных занятий, рассчитанных на активности учащихся.

Так, профессор Университета Огаста (США) доктор Сьюзан Эдвардс провела исследование среди учителей средней школы и выделила четыре основных препятствия, с которыми они сталкиваются при переходе на активные методы обучения:

  • системные — к ним относится нехватка времени на подготовку к занятию и недостаток ресурсов;
  • «ученические», то есть поведение, когнитивные особенности, мотивация учеников;
  • контентные — сложности с адаптацией материала и с тем, чтобы сделать его релевантным для учеников;
  • учительские — страх перед изменением подхода к обучению, отсутствие идей, затраты значительно больших усилий для подготовки.

Хотя речь шла именно о педагогах в школах, очевидно, что с похожими сложностями сталкиваются и те, кто работает в старшей школе, вузах, дополнительном образовании.

В самом процессе активного обучения тоже есть свои трудности, например такие:

  • Нет чёткого фокуса. На стандартном занятии учитель объясняет что-то сразу всей группе. В активной среде ему приходится переключать внимание между группами учеников, вникая, что происходит в каждой из них, и вовремя направляя их (например, когда учащиеся работают над проектами).
  • Много отвлекающих факторов. Работа в группах, обсуждения и другие активности стандартно создают много шума. В таких условиях может быть трудно сконцентрироваться и учащимся, и педагогу.
  • Сложности с технологиями. Если на занятии нужно использовать смартфоны, ноутбуки и другие гаджеты, то преподаватель может легко растеряться — мало того, что за учениками нужно следить и со всеми общаться, так ещё и приходится разбираться с разными техническими сложностями, если для этого нет специального помощника. С распространением гибридного обучения это особенно актуально, ведь приходится использовать особые подходы к проведению таких занятий.

В разных научных работах отмечается, что хотя педагоги и преподаватели пробуют активное обучение, они часто разочаровываются из-за ложных представлений о нём. Так, специалисты из Университета Джорджии (США) отмечают, что внедрение активного обучения не предполагает быстрых результатов, даже если очень на них рассчитывать. Поэтому подходить к внедрению активного обучения стоит с осторожностью и внимательностью.

«Опасность обещаний — прямых и непрямых — того, что активное обучение значительно эффективнее обычных лекций в том, что преподаватель попробует применить его, добьётся невысоких результатов и вернётся [к привычным методам], возможно, с пошатнувшейся верой в ценность образовательных исследований», — объясняют эксперты.

Если говорить об онлайн-обучении, то построить его целиком на активном подходе ещё сложнее, чем в офлайне, — бывает технически трудно организовать те или иные активности в цифровой среде. Кроме того, такие типичные для активного обучения приёмы, как кейс-стади и проектную деятельность, невозможно или трудно перенести в асинхронный курс.

Фото: Foxy burrow / Shutterstock

Почему готовить педагогов к активному обучению нужно со студенческой скамьи

Исследователи из разных стран подчёркивают — готовить педагогов к активному обучению нужно ещё в вузе. Учёные из Турции, где после реформы системы образования в 2005 году на активное обучение сделали особую ставку, решили опросить студентов педагогического факультета Университета Эрджиес. Опрос проводили в 2014 году, то есть у системы было время перестроиться, а для студентов активное обучение не должно было стать совсем уж неожиданностью. Участие в исследовании приняли больше 300 будущих педагогов.

Для начала специалисты выяснили, что значат для студентов активные методы в их собственном обучении. Оказалось, что:

  • Активное обучение помогает будущим учителям иначе взглянуть на их работу. Оно открывает для них новые горизонты и даёт возможность лучше понять свою роль. Больше того, студенты отмечали, что для них такая учёба становится способом найти свою «профессиональную идентичность».
  • Активное обучение способствует экспериментам с новыми подходами к обучению. Объяснение простое — студенты могут пробовать и сравнивать эти подходы в процессе учёбы, проверять всё на опыте и не бояться нового.
  • У студентов поднимается самооценка. Активное обучение предполагает демократичную среду, поддержку однокурсников и преподавателей — всё это сказывается и на восприятии себя в процессе учёбы.
  • Активное обучение превращается в совместное обучение. Плюсов в этом много: развиваются коммуникативные и командные навыки, происходит обмен опытом и знаниями и так далее.
  • Активное обучение превращает студентов во «владельцев обучения». Проще говоря, каждый студент чувствует себя ответственным за свои результаты, поскольку проходит реальную практику, а не только слушает лекции. Студенты особенно ценили это, поскольку, по выражению одного из участников исследования, «нам не просто давали рыбу, а учили её ловить».

Правда, препятствия на пути тоже были, и они наглядно показывают, с какими трудностями в целом сталкивается система образования при имплементации активных методов обучения:

  • Некомпетентные преподаватели. В контексте исследования это, скорее, те, кто не хочет перестраиваться. Примечательно, какие определения давали студенты некоторым своим наставникам: «Переживает, что потеряет контроль над аудиторией», «У него неверные представления об управлении процессом (считает, что если в аудитории шумно, то это признак плохого управления)», «Фокусируется только на теории, а не практике».
  • Перегруженные группы. Активное обучение хорошо работает в небольших классах, а вот «поточные лекции» на 70–100 человек куда труднее переформатировать. Студентам было нелегко как из-за физических ограничений аудитории, так и из-за сложностей в организации обсуждения.
  • Мало времени и большая нагрузка. Иногда лекции казались проще и удобнее, поскольку на подготовку к активным занятиям времени мало, а освоить нужно много. Причём студенты понимали, что и преподавателям тоже не хватает времени. Это, конечно, приводило к ненужному стрессу обе стороны.
  • Отсутствие ресурсов. Старые учебники и методички просто не давали новых идей, а некоторые занятия подразумевали, что студентам придётся потратить собственные средства на что-то необходимое к занятию (например, когда нужен компьютер, демонстрационные материалы и так далее).
  • Пассивность самих студентов. Да, не только школьников нужно мотивировать. Студенты отмечали, что привыкли к традиционному, простому формату лекций, поэтому переход на новые формы занятий давался им нелегко. Возникали и другие препятствия — страх критики, страх публичных выступлений, то есть того, чего раньше можно было легко избежать.
  • Экзаменационная система. Она в Турции построена на стандартных тестах и отметках, проще говоря — на запоминании и способности воспроизвести информацию. Зачем применять активные методы обучения даже в работе, если учеников всё равно готовить к тестам?

Исследователи заключили, что подготовка учителей — ключевой фактор успеха во внедрении активного обучения. Больше того, именно такие методы помогают учителям больше узнать об образовании в целом и, конечно, лучше учить. Поэтому, несмотря на разрыв между теорией и реальностью в подготовке, стоит продолжать внедрять активное обучение в педагогических вузах.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована