Образование
#статьи

МООК, MOOC, или массовые открытые онлайн-курсы, и их классификация

Простая аббревиатура изменила мир образования и породила множество других странных названий. Кратко разбираем, что это всё означает.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Аббревиатура МООК расшифровывается как «массовые открытые онлайн-курсы». На английском языке — Massive Open Online Courses (MOOC). Обычно под этим названием подразумевают онлайн-курсы с бесплатным доступом, которые может смотреть неограниченное количество людей.

Разберём аббревиатуру подробнее:

  • Massive (массовые) — число участников массовых курсов не ограничено и может исчисляться десятками тысяч людей.
  • Open (открытые) — у курса нет географической или физической привязки. Кроме того, он либо бесплатный, либо частично бесплатный. Например, просмотр свободный, но если хочешь получить сертификат об обучении, то нужно заплатить (такие условия у Coursera).
  • Online (онлайн) — все учебные процессы происходят только в онлайн-пространстве.
  • Courses (курсы) — курс имеет определённую структуру и традиционные образовательные элементы, например, учебные материалы, проверку знаний и так далее.

«С методической точки зрения MOOK — это дистанционные учебно-методические комплексы, включающие видеолекции, слайд-презентации, дополнительный материал для чтения или просмотра, глоссарии, домашние задания в форме проектов, интерактивных игр, симуляций, промежуточные и итоговые тесты, списки литературы по курсу, полезные ссылки, вопросы для обсуждения на форуме или в социальных сетях и так далее».

С. В. Титова. Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2016. — №1

Когда появились МООК и кто их придумал

Считается, что прообразом МООК был сервис Массачусетского технологического института под названием Open Course Ware. Его запустили в 2001 году — выложили в открытый доступ материалы из разных учебных программ.

Сам термин «массовые открытые онлайн-курсы» (МООК) появился значительно позже. Впервые его использовали в 2008 году для описания открытого онлайн-курса «Коннективизм и коннективистские знания» от профессора университета Манитобы Джорджа Сименса и профессора Национального исследовательского совета Канады Стивена Даунса. Они хотели представить собственную теорию обучения, а в результате стали основателями образовательной модели, известной сегодня как xMOOC (мы расскажем чуть позже, чем xMOOC отличается от «просто» MOOC).

После этого преподаватели некоторых крупных американских вузов стали проводить некоторые свои программы онлайн, а университеты (такие как Стэнфорд и Массачусетский технологический институт) выложили целые подборки записанных курсов. Вузы ожидали, что этими дистанционными программами заинтересуются несколько десятков, максимум сотня слушателей, но регистрировались тысячи. Спрос породил и предложение — курсов стали делать всё больше.

Прочно в обиход аббревиатура MOOC вошла только в 2012 году. Именно тогда появились цифровые платформы, которые стали гигантами современного рынка онлайн-образования — Coursera, edX, Udasity. Все они выросли из университетских онлайн-курсов, а возглавили их преподаватели этих университетов.

Как массовые открытые онлайн-курсы развивались дальше

Не зря газета The New York Times назвала 2012-й «годом MOOC»: та же Coursera всего за месяц после объявления о старте проекта собрала инвестиции на 16 миллионов долларов. Ещё через пять месяцев платформа могла похвастаться одним миллионом пользователей, 33 партнёрами-университетами и более чем ста курсами. Другие компании тоже набирали обороты очень быстро. Дальше новые онлайн-курсы и цифровые платформы для их размещения стали расти как грибы после дождя.

За годы в России появились собственные цифровые платформы для МООК, такие как «Открытое образование», «Лекториум», «Универсариум», Stepik, где выложены курсы ведущих российских вузов. Экосистема VK и НИУ ВШЭ собираются запустить на базе технологий Skillbox новый сервис, где ведущие российские университеты смогут размещать свои курсы. Аналогичную функциональность собирается развивать и образовательная сеть Megacampus.

Сейчас трудно представить себе современный университет, у которого не было бы своих МООК, — массовые открытые онлайн-курсы стали для вузов во всём мире визитной карточкой: имиджевым продуктом и одновременно способом привлечь абитуриентов на более серьёзные образовательные программы (бакалавриат, магистратуру, дополнительное профессиональное образование). Механизм простой: человек посмотрел курс — увлёкся темой, остался доволен тем, как её преподносят конкретные преподаватели конкретного университета, — и решил туда поступать для более глубокого изучения темы.

Пандемия COVID-19 и связанный с ней переход на дистанционное обучение поспособствовали тому, что формат качественных МООК всё чаще становится базой или дополнением даже в основных образовательных программах университетов. Проще говоря, в вузах поняли, что вместо живых лекций по отдельным дисциплинам можно предложить своим студентам просмотр массовых открытых образовательных курсов. Причём сделать это без ущерба качеству образования, если соответствующие курсы разработаны и записаны с преподавателями ведущих в соответствующем направлении университетов.

Благодаря МООК стираются барьеры: человек может учиться в маленьком провинциальном вузе, но осваивать отдельные дисциплины по курсам профессоров, которые считаются ведущими экспертами по этим темам в стране или даже в мире.

Исследование НИУ ВШЭ показало: к 2020 году уже 45% преподавателей российских вузов взаимодействовали с такими курсами, а 18% сами их создавали.

Кроме университетов, собственные открытые курсы сейчас создают EdTech-компании, а также компании из совершенно разных сфер бизнеса, государственные и некоммерческие организации, у которых есть экспертные знания по какой-либо теме. Цель запуска таких курсов, как правило, просветительская или имиджевая — либо связана с привлечением целевой аудитории через образовательный продукт.

Успех провайдеров массовых открытых онлайн-курсов объясняют по-разному: кто-то считает, что бесплатное онлайн-обучение без границ — формат будущего, а кто-то подозревает, что популярность МООК и огромные инвестиции в эту сферу — всего лишь результат хайпа.

Классификация: какие есть модели и виды МООК и чем они различаются

Обычно исследователи выделяют от двух до четырёх основных моделей МООК в зависимости от того, как организован процесс обучения. Перечислим их.

xMOOC (extended massive open online-courses)

Эту модель считают классической, хотя в прямом смысле это расширенная (в том смысле, что она переведена в цифровой формат) версия обычного офлайн-курса. Такую модель чаще всего использует большинство крупных платформ.

Здесь в основе привычные педагогические теории — бихевиористская и когнитивная. Да и сам процесс обучения можно назвать стандартным: курс создаётся экспертом в соответствующей теме, записывается цикл лекций, учащиеся слушают их и выполняют задания, всё это замкнуто на одной платформе.

cMOOC (connective massive open online-courses)

Строго говоря, это не столько модель курса как такового, сколько модель взаимодействия людей в процессе познания. Если в центре модели xMOOC — готовый курс (люди приходят на платформу и смотрят его), то в центре модели cMOOC — не курс, а как раз взаимодействие участников обучения.

Люди объединяются на какой-то платформе (например, в социальной сети) и совместно ищут в разных источниках (блогах, библиотеках и базах знаний, на платформах традиционных xMOOC) информацию, обмениваются ею, помогают друг другу разобраться в теме, а также сами формируют контент из собственных знаний и опыта или обобщая то, что они собрали по разным источникам. Проще говоря, это и нетворкинг, и обучение peer-to-peer (P2P) — когда равный учит равного. Яркий пример — сайт «Хабр», где начинающие айтишники могут получить массу полезной информации в блогах опытных разработчиков, задать им вопросы, а каждый желающий может поделиться своими наработками.

Данная модель основана на коннективизме — теории обучения, созданной Джорджем Сименсом и Стивеном Даунсом (кстати, именно они стали авторами одного из первых МООК).

Коннективизм называют «теоретической основой для понимания обучения». Если кратко, то, согласно этой теории, обучение происходит через образовательные сообщества, а знания децентрализованы — они «разбросаны» по разным цифровым ресурсам и в разных форматах. Учащиеся сами определяют цели и задачи обучения, обмениваются знаниями друг с другом.

Разницу между двумя моделями представим в виде таблицы.

Две модели MOOC — массовых открытых онлайн-курсов:

Изображение: Skillbox Media

Нетрудно заметить, что принципы cMOOC невозможно воплотить в классическом варианте онлайн-курса, который строится в асинхронном формате: каждый студент смотрит лекции и выполняет задания в удобное ему время. А сMOOC во многом строится на синхронном (одновременном) взаимодействии участников обучения.

bMOOC (blended MOOC)

Существует смешанная модель — она включает в себя элементы обеих, описанных выше, то есть и классический структурированный онлайн-курс, и сверх него — совместные синхронные активности учащихся. Эта модель считается сейчас наиболее перспективной. Так, исследование показало, что в курсах, построенных по смешанной модели, процент завершённости в два раза выше, чем в среднем по отрасли.

Task-based MOOC

Это курс, основанный на решении задачи. Слушатели самостоятельно вырабатывают и ищут решение той или иной учебной задачи. Последняя может быть реальной прикладной или представлять собой адаптированный для новичков, то есть облегчённый, вариант реальной задачи.

Такое обучение может включать в себя классический курс лекций, как обычный xMOOC (но не всегда), и для него бывает важно взаимодействие учащихся, как в cMOOC (но тоже не всегда — проект, над которым работает студент, может быть как групповым, так и индивидуальным). Главная особенность этой модели в том, что приобретение знаний строится вокруг выполнения практической задачи.

В основе такого подхода лежит теория конструктивизма. Её суть в том, что люди не просто пассивно усваивают знания, а выстраивают (конструируют) их по мере того, как знакомятся с окружающим миром и осмысливают этот опыт. В этом им может помочь наставник. Обучение с точки зрения конструктивизма — процесс активный и требующий высокой мотивации. Работа над реальной задачей как нельзя лучше позволяет воплотить эти принципы.

Одна из разновидностей конструктивизма — проблемно-ориентированное обучение, или problem-based learning. Именно на ней строятся многие современные онлайн-курсы. Учащийся здесь не просто «слушатель», а активный «делатель». В идеале по окончании курса у него остаются не только систематизированные знания, но и прикладной проект в портфолио.

Какие ещё виды МООК бывают

За годы также появилась масса других вариаций МООК и альтернатив, построенных на противопоставлении формату МООК. Их разделяют по разным признакам и характеристикам, однако единой общепринятой классификации до сих пор нет.

Приведём самые распространённые обозначения разновидностей МООК:

  • BOOC (big open online course) — большой открытый онлайн-курс. Он отличается от МООК только количеством участников — в BOOC их не более ста человек, то есть курс не дотягивает до понятия массовости.
  • SOOC (selectively open online course) — открытые курсы с отбором. Если обычно на открытые массовые курсы запись свободная, то этот вариант предполагает предварительный отбор участников. Например, от желающих просят подтвердить квалификацию (предъявить диплом) или пройти тест для проверки компетенций. Это важно, когда курс рассчитан не на совсем новичков, а на тех, кто уже «в теме», и для эффективного совместного обучения нужно, чтобы студенты находились на одном уровне.
  • СООС (corporate open online course) — корпоративный открытый онлайн-курс для аудитории одной компании. То есть такой курс не совсем «открытый», если говорить о действительно широкой аудитории, но в рамках одной корпорации он применяется по принципу MOOC — записываются и смотрят все желающие.
  • SPOC (small private online course) — небольшой закрытый онлайн-курс, например, созданный по заказу организации или вуза. Его аудитория не превышает ста человек и соответствует определённым критериям (проще говоря, «с улицы» туда не попадёшь).
  • GROOC (group open online course) — открытые курсы с обучением в небольших группах.
  • DOCC (distributed collaborative online course) — распределённый коллаборативный онлайн-курс. Проводится одновременно несколькими вузами, но содержание для всех одинаковое. Студенты при этом взаимодействуют онлайн.
  • SMOC (synchronous massive open online course) — синхронный массовый открытый онлайн-курс. Главное отличие от классического MOOC — в том, что занятия проходят в прямом эфире по чёткому расписанию, а не по принципу «занимаюсь, когда мне удобно».
  • POOC (personalized open online course) — индивидуализированный открытый онлайн-курс.

На самом деле видов МООК так же много, как и сочетаний разных методов обучения, поэтому в них легко запутаться. Например, иногда в отдельный вид выделяют MOOC 4.0 — хотя это не столько вид массовых открытых онлайн-курсов, сколько новая ступень в их развитии. Вот как выглядят эти ступени:

  • MOOC 1.0 — «один для многих», когда лектор рассказывает что-то большой аудитории слушателей курса.
  • MOOC 2.0 — «один на один», когда к занятию добавляется индивидуальная и групповая самостоятельная работа.
  • MOOC 3.0 — «многие многим», то есть децентрализованное обучение в формате peer-to-peer (равный учит равного).
  • MOOC 4.0 — «многие одному», глубокое взаимодействие слушателей с обучением и способ увидеть свои возможности глазами других.

В чём главная проблема МООК

Радость создателей массовых открытых онлайн-курсов по поводу бурного роста их популярности вскоре сменилась разочарованием: большинство тех, кто начал обучение, его бросают. По статистике, лишь около 5% слушателей МООК доходят до конца курса. Поэтому вечная головная боль создателей курсов — как повысить доходимость.

Эксперты склоняются к мнению, что не всегда курсы бросают из-за качества. Это, скорее, обратная сторона открытости и доступности массовых онлайн-курсов. Записаться на онлайн-курс очень легко — не сравнить с процессом поступления в университет, например. И прекращение обучения не влечёт для слушателей каких-либо негативных последствий, если только курс не входит в обязательную программу обучения в бакалавриате или магистратуре.

Поэтому люди часто принимают решение о начале обучения с помощью МООК импульсивно (без серьёзной мотивации, просто из любопытства), и многие изначально неверно оценивают как содержание курса (о чём он будет и как устроено обучение), так и свои возможности учиться — есть ли на это свободное время.

Кроме того, исследования показывают: чаще всего доходят до конца обучения в формате МООК люди, обладающие сильной собственной мотивацией, самоорганизованные и упорные, с хорошим уровнем цифровой грамотности. Видимо, именно при таких вводных данных обучение на массовых открытых онлайн-курсах подходит идеально, но этими характеристиками могут похвастаться немногие.

Кроме того, бесплатные или недорогие курсы нередко служат лишь приманкой, чтобы человек потом заплатил деньги за более содержательный продукт. Это вторая причина, по которой МООК не всегда приносят пользу ученикам.

Ещё одна проблема связана с предыдущей: не существует единых стандартов качества, опираясь на которые можно было бы уверенно сказать про любой курс, хороший он или нет. МООКи появились стихийно, и вопросы единых принципов для оценки качества сейчас лишь на стадии обсуждения.

Курс

Онлайн-преподаватель

Неважно, что вы преподаёте, – английский, кроссфит, йогу, вокал или кулинарное искусство. Всё, чему раньше вы учили в студиях и офисах, теперь можно преподавать онлайн. Запустите свой онлайн-курс и зарабатывайте на нём в интернете.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Онлайн-преподаватель Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована