Образование
#новости

Как преподаватели вузов относятся к использованию МООК в образовательном процессе

Оказалось, что на их мнение влияет собственный опыт прохождения онлайн-курсов и формат этих курсов.

Исследование провела Высшая школа экономики, а его результаты опубликованы в 14-м выпуске информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования».

Эксперты изучили, как преподаватели российских вузов относятся к использованию в работе массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Оказалось, что 45% уже имеют опыт использования онлайн-курсов, разработанных другими преподавателями. Правда, доля тех, кто пользовался такой возможностью, несколько различается в разных возрастных группах.

Какая доля преподавателей уже имела опыт работы с МООК

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №14

Более половины респондентов отметили, что в их вузах уже практикуется замена обычных курсов на МООК — по результатам прохождения ставится зачёт. А для 21% опрошенных это коснулось предметов, которые вели они сами.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №14

Почти столько же опрошенных сообщили, что в их учебных заведениях практикуется смешанный формат организации курсов, когда одна часть предмета ведётся очно, а другая — с помощью МООК. И почти 24% опрошенных сказали, что сами проводили занятия в таком режиме.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №14

Как много опрошенных являются создателями собственных курсов

Кроме того, выяснилось, что среди преподавателей российских вузов 18% уже выступили и авторами онлайн-курсов. Несколько отстают респонденты старше 60 лет.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №14

Ещё известно, что 58% преподавателей намерены создать свои курсы в ближайший год. Любопытно, что опрошенные из старших возрастных групп больше заинтересованы в этом, чем респонденты моложе 35 лет.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №14

Эксперты отмечают, что такая большая доля преподавателей, которые собираются создавать МООК, указывает на дальнейшее расширение использования онлайн-курсов в образовательном процессе.

Как респонденты относятся к внедрению МООК в образовательный процесс

Прежде чем говорить о мнении преподавателей об использовании онлайн-курсов в образовательных программах вузов, стоит обратить внимание на долю тех, кто сам имеет опыт прохождения МООК в качестве учащегося. Из опрошенных 32% пока лишь интересовались такими курсами, 27% уже учились в этом режиме, а 5% начинали, но покидали курс до его завершения. Большая доля респондентов (35%) не интересовались МООК и не проходили их.

Те, кто сам имеет опыт обучения на таких курсах, лояльнее относятся к их внедрению в вузах. Это отражается и на частоте использования ими материалов таких курсов в работе: среди тех, кто внедряет МООК в учебный процесс, 36% сами учились на онлайн-курсах. А среди тех, кто их не использует, — только 20%.

Респонденты рассказали о том, как относятся к возможности студентов выбрать онлайн-курсы по общим и специальным дисциплинам. Положительно оценили её 55 и 47% соответственно. Нейтральное отношение в обоих случаях продемонстрировали около 24% опрошенных. Отрицательно к этой возможности относятся по 26 и 17%.

Причём среди тех, кто относится к идее положительно, тоже гораздо больше тех, кто сам проходил МООК. Из них 64% одобряют такой формат изучения общих предметов и 55% — специальных. Среди тех, у кого нет опыта обучения на онлайн-курсах, инициативу поддерживают 48 и 39% соответственно.

Что ещё влияет на мнение преподавателей

Имеет значение, есть ли такие курсы в вузах, где работают респонденты. Если в университете уже применяют МООК, то его сотрудники склонны лояльнее относиться к ним.

Авторы исследования отмечают, что с 2016 года отношение преподавателей к внедрению МООК в образовательный процесс заметно улучшилось. Если раньше положительное мнение высказывали 27% респондентов, то в 2020-м — уже 57%.

В частности, улучшилось отношение преподавателей к онлайн-курсам, по их результатам ставятся зачёты. В 2016-м такую практику положительно оценивали только 17%, а в 2020-м — 48%.

Источник данных и инфографики: информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» №14

Отношение к внедрению МООК зависит и от их формата. Например, многие опрошенные положительно относятся к формату конференций — когда занятия проходят в онлайн-формате с обратной связью синхронно (то есть в режиме реального времени, а не в записи), после чего ставится зачёт. Эту практику для общих дисциплин одобряют 44%, а для специальных — всего 36%.

В случае смешанного формата цифры заметно отличаются: применительно к общим предметам его положительно оценивают 40% респондентов, а нейтрально — 32%. Если говорить о специальных дисциплинах, то положительно к формату относятся 25%, а отрицательно — 51%.

Тем не менее если в университете уже применялся смешанный формат, особенно если это коснулось курсов респондентов, они более склонны положительно оценивать такую практику.

Судя по тому, что за последние годы отношение к МООК улучшилось, а интерес преподавателей к их созданию довольно велик, с течением времени внедрение таких курсов будет встречать всё меньше противников.

Кстати, с 2021 года российским вузам стало проще приобретать курсы Coursera — в стране появился официальный партнёр платформы.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована