Образование
#статьи

6 признаков идеального студента, который дойдёт до конца онлайн-курса

На основе разных исследований разбираемся, какими особенностями отличаются те, кто попадает в заветный процент доходимости.

Доходимость до конца, или COR (Completion Rate), — главная метрика и главная боль массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Даже у самых звёздных из них процент слушателей, закончивших обучение, низкий: в большинстве случаев от 5 до 15. Если сертификат по курсу платный, показатель повышается: среди тех, кто платит за сертификаты онлайн-курсов Гарварда, отсеиваются уже не 85%, а половина или меньше.

Именно удручающе низкой доле выпускников и признакам слушателей, которые с большой вероятностью бросят курс, посвящена основная масса научных публикаций по теме. Исследователи выявили множество причин отсева, и это далеко не только лень или прокрастинация.

Ещё в 2014 году специалисты из британского Университета Уорик составили список наиболее распространённых причин, по которым люди бросают начатые онлайн-курсы. Они связаны как с качеством курса, так и с субъективными особенностями слушателей.

Типичные причины недоходимости до конца курса:

  • нехватка времени на занятия;
  • сложность курса и недостаточная поддержка от преподавателей и организаторов;
  • отсутствие необходимых цифровых навыков;
  • низкое качество учебных материалов и форумов;
  • неоправданно завышенные ожидания от курса;
  • невозможность «догнать» курс для тех, кто поздно приступил к нему;
  • нежелание оценивать чужие работы или представлять свои для их оценки сокурсниками.

И ещё один вариант — слушатель изначально не собирается проходить курс полностью. Кто-то записывается только ради доступа к материалам по отдельным темам, кто-то — просто ради развлечения.

Но и те, кто проходит обучение на МООК до конца, тоже привлекают внимание исследователей. Было немало попыток разобраться, чем такие студенты отличаются от бросающих обучение.


Екатерина Ерохина

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.


Признаки тех, кто доходит до конца курса

Главная характеристика студента, который дойдёт до финала, — он активно занимается, регулярно обращается к материалам курса, сдаёт свои домашние задания и проверяет чужие. Множество научных исследований подтверждают связь между активностью на курсе и доходимостью.

Посмотрим на менее очевидные факторы. Итак, чем слушатели, которые проходят МООК до конца, отличаются от остальных?

Они общаются на платформе курса

Исследователи из Университета Эксетера в Великобритании сравнили результаты, которых в 2018 году добились на восьми курсах вуза на платформе FutureLearn две категории слушателей: общительные и необщительные. Речь не об экстравертах и интровертах, а о простом поведенческом признаке: вступает ли человек в какое-либо взаимодействие на платформе.

К общительным отнесли всех, кто оставил хотя бы один комментарий на учебном форуме за всё время курса, к необщительным — тех, кто не оставил ни одного комментария. Тема сообщения не имела значения: слушателей, которые никогда не обсуждали на форуме содержание курса, но хотя бы раз написали о какой-то технической проблеме, тоже включили в группу общительных.

Затем исследователи сравнили, как учились общительные и необщительные участники.

Общительных участников оказалось в 11 раз меньше, чем «молчунов».

Общительные участники проходили больше этапов на любом курсе. 

Например, курс «Изменение климата: решения» общительные слушатели прошли в среднем на 70%, а «молчуны» — только на 32%. То есть нельзя сказать, что те, кто не оставляет никаких комментариев, — это всегда «мёртвые души», которые совсем не смотрят курс. Но либо «мёртвых душ» среди них больше, либо вовлечённость в обучение у них ниже.

Общение повышает мотивацию слушателей: уже то, что однокурсники испытывают те же проблемы и справляются с ними, стимулирует продолжать работу. Исследователи из Университета Эксетера предлагают уже в первые этапы МООК добавлять небольшие общие активности, чтобы растопить лёд.

Надо сказать, это не первое исследование о пользе общения на форумах МООК. Ещё в 2017 году исследовательский коллектив из США и Румынии применил методы анализа естественного языка к комментариям, чтобы предсказать, завершат ли участники форума курс. Оказалось, что вероятнее всего до получения сертификата дойдут учащиеся, чьи комментарии по составу похожи на другие сообщения в этой же теме, — то есть те, кто на самом деле вёл обсуждение с сокурсниками, а не бросался случайными сообщениями.

То есть, с одной стороны, общительность на онлайн-платформе независимо от темы сообщений — признак вовлечённости участника. С другой стороны, общительность именно по теме курса — показатель высокой вовлечённости. Вероятность, что вовлечённые студенты пройдут обучение до конца, выше.

Они хотят сертификат

Слушатели онлайн-курсов ставят перед собой совершенно разные цели. Мы уже знаем, что некоторые изначально не намерены проходить курс целиком: их интересует только одна тема. Но различия есть и в целях тех, кто хочет доучиться до конца: одни стремятся добавить сертификат об обучении в своё портфолио, для других этот формальный результат не так важен.

Похоже, стремление получить сертификат увеличивает шансы на окончание курса.

Имеет ли значение, на каких условиях предоставляется сертификат — платно или бесплатно? Есть разные данные.

Обзор 236 МООК Гарвардского университета и Массачусетского технологического института в 2016 году показал, что из тех, кто претендовал на бесплатный сертификат, его в итоге получали в среднем 7,7%. Из слушателей, заплативших за сертификат, до конца дошли 60%.

Этим результатам противоречит исследование 2017 года. Учёные из Университета Северного Иллинойса и Стамбульского университета опросили 779 слушателей онлайн-курсов по всему миру. Их спрашивали, в частности, намеревались ли они получить платный или бесплатный сертификат, когда начинали свой последний онлайн-курс, и удалось ли им в итоге его завершить.

Анализ показал, что намерение получить бесплатный сертификат увеличивало шансы окончить курс в 2,38 раза, а намерение подписаться на платный — в 2,79 раза. То есть фактор платы увеличивал доходимость, но незначительно.

В этом случае исследователи сделали выводы на основе субъективной информации из опроса. Но есть и более объективный анализ того, как связаны сертификаты и завершение МООК. В 2019 году исследователи из Массачусетского технологического института проанализировали данные нескольких курсов на платформе edX. Обычно сертификаты на курсах этой платформы платные, но иногда пользователи могут получить их бесплатно — в результате маркетинговой акции или при помощи работодателя.

На дорогом курсе со стоимостью сертификата 3 900 долларов США студенты, которые платили за себя сами, чаще доходили до конца, чем те, за кого платил работодатель: 77% против 50%. Но 50% — тоже достаточно высокий процент завершений для онлайн-курса. Авторы исследования считают, что студенты восприняли возможность получить сертификат бесплатно как редкую удачу и не хотели упускать свой шанс.

В некоторых случаях, по данным исследования, была возможность не подписываться ни на платный, ни на бесплатный сертификат, а просто слушать курс. И те, кто выбирал этот вариант без получения сертификата, в итоге оказались менее активными и реже доходили до конца, чем участники треков с сертификатами.

Они не новички в теме курса

В 2018 году исследователи из Университета Техаса в Остине опросили 15 тысяч пользователей платформы edX, чтобы выявить факторы, которые влияют на активность при прохождении онлайн-курсов и их завершение. Спрашивали о возрасте, поле, уровне образования и целях обучения. Данные опроса объединили с информацией о том, насколько далеко участники продвинулись на пройденных ими курсах. Исследователи не использовали показатель доходимости, а оценивали число учебных материалов и заданий, к которым участник приступил, то есть фактически измеряли их активность.

Большинство опрошенных проходили курсы по гуманитарным дисциплинам, и треть — по естественно-научным. Результаты получились разными в зависимости от направления.

Как видно по таблице, на гуманитарных курсах исследователи получили логичную картинку.

Все цели, с которыми связано активное продвижение на гуманитарных курсах, подразумевают: слушатель не совсем новичок в предмете, он уже им интересовался и хочет погружаться дальше.

А вот результаты для естественно-научных курсов сами авторы исследования назвали запутанными. Что же получается, на успехи в естественно-научных МООК вообще не влияет, знаком слушатель с темой или изучает её впервые?

Нет, на естественно-научных курсах предыдущие знания слушателей тоже важны для успеха, говорит другое исследование. Его авторы из образовательного отдела Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики изучили данные о десяти тысячах участников онлайн-курса про экзопланеты.

Перед началом курса все слушатели прошли тест на знания об экзопланетах и об астрономии в целом, а также ответили на вопросы о своей мотивации для учёбы. После курса эти ответы сопоставили с данными о доходимости.

Оказалось, что студенты, которые сообщили, что уже знакомы с астрономией, отсеивались реже, чем новички в этой науке. С формальным уровнем образования это не было связано — значит, дело именно в интересе к теме: магистр астрофизики завершит курс с такой же вероятностью, как вчерашний школьник, который давно интересуется астрономией на любительском уровне.

Ещё одна закономерность, которую обнаружили в ходе исследования: участники с самыми низкими баллами за предварительный тест бросали курс чаще, чем остальные. Низкий балл, как считают авторы, означает, что у участника много заблуждений по теме курса.

Заблуждающемуся участнику сложно понять, в чём заключаются проблемы, о которых рассказывают преподаватели. Проще говоря, если у слушателя нет базовых знаний по астрофизике, то оценить сложность изучения далёких экзопланет он не сможет.

Вместе эти две закономерности подтверждают: личный интерес к теме и способность ориентироваться в ней хотя бы на базовом уровне характерны для тех, кто завершает онлайн-курсы. Соответственно, те, кто записывается на курс из любопытства к незнакомой теме, чаще бросают изучение.

Они владеют цифровыми инструментами

Связь между уровнем цифровой грамотности и доходимостью до конца курса нашли исследователи из Мексики и Испании.

Данные о цифровой грамотности учёные получили в результате опроса. Слушатели 12 разных курсов по энергетике оценивали собственные компетенции по использованию интернета и конкретных цифровых инструментов, а также то, способны ли они пройти весь курс на онлайн-платформе, находить нужную информацию и пользоваться социальными сетями при обучении.

Анализ показал: те, кто считал свою цифровую грамотность высокой, с большей вероятностью проходили курс до конца. Группа слушателей старшего возраста, которые сообщили, что плохо умеют искать информацию и общаться в интернете, показала самую низкую доходимость. Авторы предполагают, что чем больше в курсе интерактива, тем более высоких навыков цифровой грамотности он требует. Просмотреть видеолекции несложно, а вот чтобы выполнить задание в группе, придётся использовать разные инструменты для связи, обмена материалами, совместной работы.

Они умеют планировать

Обучение на открытом онлайн-курсе требует от слушателя самостоятельности. Российская исследовательница из Высшей школы экономики Ксения Вилкова предполагает, что вероятность завершения обучения на МООК зависит и от того, насколько человек склонен к саморегулируемому обучению.

В работе 2019 года она проанализировала данные более чем 2 800 слушателей 24 онлайн-курсов ВШЭ. Все участники исследования заполнили специальный опросник для оценки их навыков саморегулируемого обучения. Так, на первом этапе обучения — подготовительном — человеку нужны такие навыки:

  • способность ставить себе чёткие цели в изучении курса (целеполагание);
  • убеждённость в своей способности влиять на события и добиваться результата (самоэффективность);
  • ощущение ценности обучения — проще говоря, причина, по которой человек идёт на курс.

Для успеха на следующих этапах саморегулируемого обучения важны конкретные стратегии решения задач, поиск помощи при возникновении трудностей и оценка своей работы.

Результаты опроса сопоставили с тем, как участники продвигались по онлайн-курсам. Доходимость на них была традиционно низкой — в среднем 8%. Поэтому для сравнения слушателей смотрели не только на этот показатель, но и на количество баллов, которые участники набирали на еженедельных квизах. Если слушатель набирал хотя бы 60 баллов из 100, в исследовании это приравнивалось к успешному завершению курса.

С тем, сколько квизов прошёл человек и окончил ли он в итоге курс, удалось связать только навыки из первой фазы саморегулируемого обучения — подготовительной.

Те, кто в опросе показал высокие уровни целеполагания и самоэффективности и воспринимал обучение как ценность, с большей вероятностью проходили курс хотя бы на 60%.

А вот навыки следующих фаз не были явно связаны ни с набранными на квизах баллами, ни с полным завершением курса.

Похожие результаты получили и исследователи из Хьюстонского университета в США: главным отличием окончивших МООК студентов от тех, кто не добрался до конца, стали более высокие баллы по показателю целеполагания.

Они просто очень упорные

Работа исследователей из Пенсильванского университета и Университета Аризоны основана на опросе почти 2 800 слушателей восьминедельного онлайн-курса о больших данных в образовании.

Перед началом курса исследователи оценили выраженность у слушателей некоторых связанных с обучением психологических характеристик. Кроме того, слушатели предоставили данные о своём поле, возрасте и предыдущем образовании и ответили на вопрос, собираются ли они проходить курс полностью. После курса эту информацию сопоставили с показателем доходимости. Оказалось, что психологические портреты тех, кто завершил и не завершил курс, отличались.

Среди тех, кто прошёл курс до конца и имел высокие показатели упорства, нашлись даже слушатели, которые изначально вообще не планировали завершать обучение. Как предположили авторы, упорство заставляет таких студентов почти машинально доводить до конца начатые дела.

Итого: портрет идеального слушателя курсов

Посмотрим, какой портрет складывается по сумме признаков, найденных в разных исследованиях.

Поскольку понимание своей цели на онлайн-курсе так важно для его завершения, получается, что создателям курсов не стоит переживать из-за высокой доли отсева слушателей. Это побочный эффект открытости: чтобы записаться, участнику необязательно проходить экзамен, платить деньги или хотя бы задумываться, нужен ли ему этот курс на самом деле. То есть среди записавшихся изначально высок процент случайных людей, которые пришли из любопытства.

Другие признаки идеального слушателя подсказывают, что «неидеальным» студентам МООК может потребоваться помощь тьюторов: чтобы планировать работу над заданиями, не путаться в технических возможностях платформы, с пользой участвовать в обсуждениях на форуме. Повышать доходимость можно и нужно за счёт дизайна курса. Несколько научно подтверждённых методов мы собрали в чек-листе.

Курс

Профессия Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO


Вы научитесь управлять разработкой образовательных онлайн-проектов — от гипотез до продаж и масштабирования. Сможете создавать свои востребованные продукты и работать на заказ.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована