Образование
#статьи

Что такое пассивное обучение и всегда ли оно скучное

Разбираемся, чем пассивное отличается от активного и почему оно всё ещё популярно как у тех, кто учит, так и у тех, кто учится.

Фото: Paul Bradbury / Getty Images

В пассивном обучении центральная роль отводится преподавателю, а ученикам предлагается лишь вникнуть в материал, который для них уже приготовили и подали «на блюдечке», запомнить его, а затем воспроизвести. Этим пассивное обучение отличается от активного, в котором учащийся сам добывает знание.

Типичный пример пассивного обучения: преподаватель объясняет тему, приводит примеры и говорит, как выполнить задание, а что-то ещё по теме учащийся читает в учебнике и других дополнительных материалах.

Вы узнаете:


Чем пассивное обучение отличается от активного

Приведём основные признаки пассивного обучения, сравнив его с активным:

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Пассивное обучение столетиями царило в учебных заведениях (хотя справедливости ради надо отметить, что и активное обучение тоже применяется очень давно). В ХХ веке пассивное обучение получило и теоретическую основу, когда большой популярностью пользовались идеи бихевиористов. Последователи этого подхода считали, что ученик — чистый лист или пустой сосуд, который можно наполнить знаниями. С их точки зрения, естественно, что в процессе обучения он играет пассивную роль, в отличие от преподавателя, «наполняющего сосуд».

Со временем на смену бихевиоризму пришли более прогрессивные идеи, в частности — конструктивизм. Этот подход, наоборот, ставил учащегося во главу угла: предполагалось, что он сам добывает и конструирует свои знания, то есть является не пассивным, а активным участником процесса.

Однако от методов пассивного обучения полностью, конечно, никто не отказался. Так, опрос российских студентов и сотрудников вузов (в них участвовало 36 тысяч и 24 тысячи человек соответственно), проведённый Томским государственным университетом в 2020 году, показал: 90% учащихся переписывали информацию со слайдов, писали лекции под диктовку, заучивали конспекты и методички. Всё это пассивные методы.

Но и одними только пассивными методами обучения уже мало кто ограничивается. Чаще всего в учебной программе их «миксуют» с активными методами.

Какими бывают методы пассивного обучения

Преподаватель Мельбурнского университета и автор блога Helpful Professor Крис Дрю приводит такие актуальные примеры пассивного обучения:

  • Лекции и «стандартные» уроки. Столетиями это считалось вполне эффективным методом обучения (правда, Лев Толстой, например, не был с этим согласен). Многие преподаватели до сих пор считают, что лекция — незаменимый формат в вузе. Но на самом деле даже самую замечательную и увлекательную лекцию запомнить не так уж и просто (об этом мы расскажем дальше).
  • Подкасты и видео. От лекций они отличаются только тем, что информацию можно получить в любое удобное время (асинхронно) и в комфортных для себя условиях.
  • Инструкции. Это когда ученикам объясняют правила и показывают, как нужно выполнить то или иное действие.
  • Наблюдение или демонстрация. Речь идёт о тех случаях, когда, например, учитель что-то демонстрирует ученикам и они наблюдают за ним. Например, учитель сам проводит химический или физический эксперимент, а класс лишь наблюдает. Или мастер демонстрирует на вебинаре, как выполнить то или иное действие в изучаемом ПО. Но если ученики сами участвуют в таком же процессе (например, проводят эксперимент или пытаются самостоятельно выполнить ту же задачу в ПО), то обучение становится активным.

Кроме того, к пассивному обучению относят чтение учебника и прочих учебных материалов, потому что знание собрано в книге в готовом виде, учащийся просто потребляет эту информацию.

Лекция ― всегда пассивное обучение?

Классическая лекция, на которой преподаватель рассказывает материал, ― обучение пассивное. Но бывают так называемые проблемные лекции, на которых преподаватель не даёт новое знание, а своими вопросами стимулирует студентов искать его. Это метод Сократа. Задача преподавателя ― поставить такие вопросы (сформулировать такую проблему), которые подтолкнут учащихся к размышлению, сопоставлению, анализу и суммированию разных знаний и точек зрения. Это скорее дискуссия, чем лекция в чистом виде, и это активный метод обучения.

Кроме того, существует интересный подход, предлагающий студентам вместо конспектирования зарисовать лекцию или главу учебника. Суть в том, что зарисовка вынуждает осмысливать услышанную новую информацию и творчески интерпретировать её, а значит, пассивное обучение в какой-то части превращается в активное.

Онлайн-курсы ― это всегда пассивное обучение?

Онлайн-курсы бывают очень разные. Как минимум они делятся на синхронные и асинхронные, открытые (для участия в них нет никакого предварительного отбора, один курс могут смотреть сотни и тысячи людей) и закрытые (с отбором, рассчитанные на ограниченное количество участников), с домашними заданиями и без них.

Самый простой вариант курса ― цикл записанных лекций, в лучшем случае с проверкой знаний в виде тестов. Это, конечно, пассивное обучение в чистом виде. Но существуют и курсы, основанные на решении какой-либо задачи (проблемы) ― в них слушатели самостоятельно вырабатывают и ищут решение той или иной учебной задачи, попутно получая знания и опыт. Это пример активного обучения. Такие курсы обычно синхронные.

Чаще всего современные курсы, как и образовательные офлайн-программы, сочетают в себе элементы пассивного и активного обучения ― например, наряду с просмотром асинхронных лекций студенты синхронно разрабатывают собственные проекты, или курс предусматривает множество других активных методов. Ещё один способ внедрить в курс элементы активного обучения ― построить его по модели разветвлённого квеста.

Многие современные курсы, обучающие профессиям взрослых людей, строятся с опорой на модель опыто-ориентированного обучения Дэвида Колба. Если коротко, то её суть в том, что обучение ― это трансформация опыта через цикл из проб и ошибок. Это активное обучение, и задача педагогического дизайнера ― спроектировать условия для него.

Пассивное обучение ― всегда более лёгкое, чем активное?

Если обучение пассивное, это ещё совсем не означает, что оно лёгкое. Пассивность означает лишь способ получения нового знания, но не простоту этого знания. Если тема сама по себе сложная, то для понимания лекции (даже у блестящего преподавателя) или главы учебника (даже самого лучшего) требуется напряжённая работа ума. И наоборот: когда преподаватель говорит монотонно, объясняет слишком путанно, да ещё и учебник составлен неудачно, то даже вполне рядовая тема рискует превратиться в неподъёмную. Но если студент в таком случае включится в активное обучение ― попытается самостоятельно исследовать тему, используя разные источники, ― это может спасти положение.

Может ли пассивное обучение быть увлекательным

Если преподаватель ― хороший рассказчик, а тема интересная, то это само по себе делает лекцию увлекательной. Учебник тоже вполне можно сделать отнюдь не скучным и даже интерактивным.

Кроме того, существуют специальные приёмы, которые позволяют удержать внимание учащегося во время пассивного обучения, увлечь его процессом, стимулировать проходить такое обучение до конца (если это, например, онлайн-курс или лонгрид с учебной информацией).

Как правило, этот эффект достигается с помощью развлекательных элементов ― сторителлинга (в том числе путём введения в курс персонажей) и геймификации. Появился даже особый термин ― эдьютейнмент, означающий соединение обучения с развлечением.

Обычному школьному учителю тоже вполне под силу разнообразить стандартные уроки такими нестандартными приёмами. Например, один канадский педагог во время пандемии начинал свои онлайн-уроки с таких заставок, которые заставляли учеников по ту сторону экрана мгновенно проснуться. Австралийский профессор умудряется рассказывать про экономику с помощью K-pop, а российская учительница литературы включает на уроках рэп. Некоторые разбавляют занятия экспериментами, фокусами или даже танцами.

Фото: LightField Studios / Shutterstock

Почему студенты любят пассивное обучение

Хотя исследователи уже несколько десятилетий говорят о преимуществах активных методов обучения, преподаватели и даже ученики всё же часто предпочитают пассивное обучение — стандартные занятия, когда можно просто послушать материал. На это обратили внимание специалисты из Гарварда и в 2019 году решили проверить, как студенты воспринимают пассивное и активное обучение, а главное — как это влияет на реальные результаты учёбы.

Учёные провели эксперимент, участие в котором приняли 149 студентов на курсе по физике. Ближе к концу курса учащихся случайным образом поделили на две группы. Для каждой из них провели два занятия (по статике и по жидкостям).

В обеих группах студентам выдали учебные материалы на листочках: там были обозначены ключевые концепции по теме занятия и уравнения, а также примеры задач. На листочках также были пустые места для записи и ответов.

Одна группа проходила материал в пассивной форме, вторая — в активной, а на следующем занятии они поменялись. Вот как проходили занятия:

  • Активное. Преподаватель предложил студентам решить задачи, приведённые в стартовом материале, а для этого объединиться в небольшие группы. Пока учащиеся были заняты делом, преподаватель перемещался по аудитории — отвечал на вопросы и давал рекомендации. Когда группы завершали работу над очередной задачей, он показывал и объяснял верное решение.
  • Пассивное. Преподаватель показывал презентацию на основе розданного студентам учебного материала, давал подробные объяснения и показывал на примерах, как решать задачи. Студенты слушали его и записывали решения. Основной упор исследователи в этом эксперименте сделали на хорошую подачу материала преподавателем.

Задачи и материалы были одинаковыми для всех участников эксперимента. Разница состояла только в том, как они узнавали способ решения задач — сразу от преподавателя (пассивно) или пытались найти его сами (активно). После каждого занятия участников просили выполнить тест на проверку знаний и заполнить опросник об их ощущениях.

Учёные выяснили: опрошенные студенты предпочитали лекции и были уверены в том, что таким способом получают больше знаний. На деле же оценки за тесты оказались значительно выше после активных занятий.

Исследователи предположили три причины этого феномена:

  • благодаря тому, что в хорошей лекции материал подаётся последовательно и системно, интересно, студентам кажется, что, слушая, они получают больше информации, чем во время активного занятия;
  • поскольку темы новые, студентам трудно оценить, много ли полезной информации они получили в действительности;
  • студенты, которые ещё не сталкивались с активным обучением, испытывают дискомфорт от когнитивной нагрузки — не понимая, что это как раз признак эффективности обучения.

Когда исследователи провели интервью с некоторыми участниками эксперимента, выяснилось, что тем тяжело давалось активное занятие методом «продуктивных ошибок». Он вызывал тревогу и непонимание. Невозможность или трудность в решении задачи они воспринимали как собственный недостаток знаний, хотя это совсем не так, уверены учёные (кстати, в некоторых вузах даже специально приучают студентов к ошибкам и провалам).

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

А вот лекцию студенты слушали с удовольствием — просто она была понятнее и проще.

Но примечательно, что когда студентам показали результаты исследования и спросили, повлияют ли эти данные на то, как они учатся, 14 из 17 респондентов ответили утвердительно. То есть хотя пассивное обучение изначально казалось им продуктивным и простым, большая часть была готова перейти на активные формы занятия, убедившись в том, что в действительности они более эффективные.

Эксперимент на этом не остановился. В следующем семестре преподаватель курса по физике использовал ту же стратегию с активностями, однако в начале программы показал студентам презентацию — объяснил, чем полезно активное обучение, и предупредил, как студенты могут его воспринимать.

В конце семестра 65% студентов отметили, что значительно улучшили своё мнение об активном обучении, а 75% рассказали, что выступление преподавателя помогло им увидеть преимущества этого подхода во время занятий.

Какие риски есть у пассивного обучения

Пассивное обучение может повлиять на академическое мошенничество — в частности, на списывание домашних заданий. Проще говоря, оно в некотором смысле расхолаживает студентов.

Специалисты из Института Образования НИУ ВШЭ решили проверить на основе данных мониторинга высшего образования, проведённого в 2020 году, как влияет формат обучения на частоту списывания. Исследователи проанализировали и сравнили ответы более 17 тысяч студентов.

«Наиболее часто используемыми педагогическими практиками, по оценке студентов, являются переписывание учебного материала и проведение дискуссий — около трети студентов отметили их как наиболее распространённые формы обучения, на которые приходится более 70% времени на семинарах и практических занятиях (36 и 32% соответственно)», — отмечали они.

Оказалось, что чем консервативнее процесс обучения (например, студенты переписывают и пересказывают учебные материалы), тем чаще учащиеся обращаются к списыванию. Причём это более характерно в ситуациях, когда на пассивные практики уходит от 30 до 70% учебного времени.

Активности (например, дискуссии), наоборот, связаны с более низкими рисками того, что учащиеся будут жульничать.

«Студенты, у которых эта практика встречалась часто (занимала более 70% времени занятий), значимо реже обращались к списыванию, чем те, у кого на обсуждения приходилось менее 30% времени <…>. Значимой связи частоты использования разборов кейсов и выступлений с докладами с обращением к списыванию не обнаружено», — говорится в результатах исследования.

Ошибочные аргументы против пассивного обучения

В то же время не всем аргументам о недостаточной пользе пассивного обучения стоит верить безоговорочно. Например, ярые приверженцы активного обучения любят ссылаться на «пирамиду обучения» (предтечу пирамиды Дейла), созданную американской Национальной учебной лабораторией в 1950-х.

«Пирамида обучения» Национальной учебной лаборатории
Иллюстрация: Skillbox Media

На ней отражены показатели запоминания по разным видам деятельности: верхние четыре блока считаются пассивным обучением, а четыре нижних — активным. Активные методы, согласно этой пирамиде, дают гораздо больший эффект, чем пассивные. Данные об эффективности якобы были получены в результате проведённого лабораторией исследования. Проблема в том, что лаборатория не представила оригинал этого исследования и утверждала, что текст утрачен — а значит, относиться к представленным на пирамиде цифрам стоит с сомнением.

Кстати, ещё один расхожий миф о пассивных методах обучения связан с тем, что якобы учебную информацию надо по-разному представлять аудиалам, визуалам и кинестетикам. Исследованиями давно доказана несостоятельность этой теории.

Какой же вывод можно сделать? Вряд ли стоит совсем отказываться в образовательном процессе от элементов пассивного обучения (да и вряд ли это возможно), тем не менее, когда обучение строится только на пассивных методах, это не очень хорошо для результатов.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована