Образование
#статьи

Основные теории обучения: бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм

Небольшой гайд по классическим педагогическим подходам.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Теоретики и практики в сфере образования исследуют и конструируют процесс обучения, применяя для этого разные подходы. Нередко они обращаются к достижениям и открытиям смежных наук — например, психологии и философии образования.

Особенно активно этот процесс проходил в XX веке, когда зародились три классические теории обучения, актуальные по сей день: бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм.

Стоит отметить, что каждая из этих теорий представляет собой целый комплекс концепций, систему представлений о процессе обучения. Поэтому также не будет ошибочным называть их педагогическими подходами или направлениями.

Рассмотрим ключевые особенности каждого из этих подходов и их место в развитии педагогики.

Бихевиоризм в обучении

Название этого направления в психологии и педагогике происходит от английского слова behavior — «поведение». Сторонники бихевиоризма считают, что главное в обучении — не внутренние процессы, а реакции и поведение человека. И задача учителя, согласно этому подходу, — с помощью стимулов вызывать у ученика желаемые реакции и таким образом формировать его поведение.

В развитие бихевиористской теории внесли большой вклад такие учёные, как Джон Бродес Уотсон, Беррес Фредерик Скиннер, Иван Михайлович Сеченов, Владимир Михайлович Бехтерев, Эдвард Ли Торндайк. А великий физиолог Иван Петрович Павлов, приучив собак реагировать слюноотделением на звон колокольчика, сформулировал понятие условного рефлекса. Условным рефлексом он назвал индивидуальную реакцию, приобретённую в процессе научения — в отличие от безусловного рефлекса, то есть врождённой реакции.

Бихевиоризм как педагогический подход главенствовал в первой половине XX века, но в образовании до сих пор широко применяются многие бихевиористские стратегии и методы — например, повторение и положительное подкрепление. Однако в рамках бихевиоризма не объяснялось и даже не рассматривалось, как именно человек воспринимает, обрабатывает и усваивает информацию. Во многом из-за этого в пятидесятых-шестидесятых годах этот подход уступил место когнитивизму.

Когнитивизм в обучении

Когнитивистское направление в психологии и педагогике фокусируется на мыслительных процессах. Обучение, согласно когнитивизму, рассматривается уже не как изменение поведения с помощью стимулов и реакций, а как система, включающая в себя память и мышление, абстрагирование и метапознание.

Когнитивисты считают, что человеческий мозг обрабатывает информацию и принимает решения на основе определённых алгоритмов, а знания представляют собой ментальные схемы из взаимосвязанных концепций и понятий, хранящиеся в долгосрочной памяти. Роль педагога в когнитивном подходе — создавать, трансформировать и расширять эти ментальные структуры. На процесс обучения, согласно когнитивизму, значительно влияют предварительные знания, убеждения и установки учеников, уровень развития их когнитивных навыков.

Свои истоки когнитивизм берёт в исследованиях памяти Германа Эббингауза и теории инсайтного обучения Вольфганга Кёлера. Важную роль в формировании и развитии этого подхода сыграли работы Фредерика Чарльза Бартлетта, Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина, Жана Пиаже.

Особое место в когнитивистском направлении занимает теория социального научения канадско-американского психолога Альберта Бандуры. Изначально она основывалась на представлениях бихевиоризма, но расширила их. Согласно теории Бандуры, человек способен учиться, наблюдая за другими и закрепляя в памяти их действия — так он усваивает модели поведения.

Однако через несколько лет он пересмотрел свою теорию и назвал её социально-когнитивной, так как в её более позднем варианте обучение предстаёт уже как когнитивный процесс. Бандура утверждал, что ключевое значение имеют анализ и оценка информации, полученной через наблюдение. А это значит, что обучение не всегда изменяет поведение — человек может выбирать модели, которые кажутся ему более привлекательными. Внешнее подкрепление, по теории Бандуры, тоже далеко не всесильно — по мнению психолога, более важную роль играют внутренние установки человека.

Современная педагогика широко применяет на практике когнитивистские концепции и модели. Среди самых известных примеров — таксономия образовательных целей Бенджамина Блума, теория условий обучения Роберта Ганье и теория когнитивной нагрузки Джона Свеллера.

Несмотря на популярность этого подхода, недостатки у него тоже есть. Критики когнитивизма отмечают, что он совсем не учитывает роль эмоций в обучении. Ещё когнитивистские эксперименты зачастую проходят в искусственно созданных условиях, и это порождает сомнения — показательны ли получаемые результаты для реальной жизни.

Конструктивизм в обучении

Это ещё одна теория обучения, суть которой отражает её название. Согласно конструктивистским положениям, человек не усваивает знания в готовом виде, а конструирует их самостоятельно. Происходит это в процессе взаимодействия с окружающей средой и осмысления полученного опыта. Задача учителя — создать такие условия, в которых ученик будет самостоятельно искать ответы на свои вопросы и на основе нового опыта трансформировать собственные представления о мире.

Основоположником конструктивизма считается уже упомянутый Жан Пиаже, швейцарский психолог. Он фокусировался на интеллектуальной стороне обучения и считал, что оно представляет собой не накопление, а трансформацию знаний. Его подход, как бы сочетающий идеи когнитивизма и конструктивизма, получил название «когнитивный конструктивизм».

Советский учёный Лев Выготский полагал, что обучение — это процесс, который происходит только во взаимодействии с сообществом и культурой. Разработанная им теория социального конструктивизма, включающая понятие зоны ближайшего развития, во многом повлияла на развитие педагогики.

Конструктивизм, в отличие от когнитивизма, редко применяется в школах — его довольно сложно реализовать на практике, а ещё этому подходу не хватает структурированности. Однако конструктивистский подход актуален при обучении взрослых, в том числе в сфере EdTech. Взрослые, как правило, лучше, чем дети, подготовлены к тому, чтобы самостоятельно ставить образовательные цели и достигать желаемых результатов.

Какая теория обучения — лучшая?

Можно ли выбрать из трёх классических теорий обучения самую эффективную?

Исследователи и эксперты в области педагогического дизайна Пегги Эртмер и Тимоти Ньюби подробно рассмотрели эти подходы в статье Behaviorism, Cognitivism, Constructivism: Comparing Critical Features from an Instructional Design Perspective («Бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм: сравнение ключевых характеристик с точки зрения педагогического дизайна»). И пришли к выводу, что вопрос, который в первую очередь встаёт перед методистом или педдизайнером, — это не «Какая теория лучше остальных?», а «Какая теория эффективнее для решения конкретных задач и конкретных учащихся?».

По мнению авторов статьи, каждый из подходов к обучению отражает один из этапов освоения навыка:

  • Способность действовать по шаблону, применять стандартные алгоритмы для решения типовых задач (бихевиоризм).
  • Способность адаптировать известные алгоритмы, чтобы найти решение конкретной проблемы (когнитивизм).
  • Создание и применение новых способов мышления и действия, когда алгоритмы уже не работают (конструктивизм).

Поэтому, считают Эртмер и Ньюби, наиболее действенный подход — выбирать стратегию обучения в зависимости от образовательной цели, когнитивного уровня учащегося, его возрастных и индивидуальных особенностей. И гибко сочетать в разработке образовательной программы методы и приёмы, которые будут эффективны в конкретном контексте — независимо от теории, к которой они принадлежат.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована