Образование
#статьи

Что такое дидактика и как она развивается

Это понятие зародилось ещё в XVII веке, пережило много трансформаций, но сохранило ключевые принципы. Которые, однако, не высечены в камне.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Что такое дидактика

Как и в случае со многими другими понятиями в педагогике, у термина «дидактика» не существует одного общепризнанного определения.

Так, Российская педагогическая энциклопедия приводит такую формулировку:

«Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педагогики».

Однако многие исследователи не согласны с термином «теория». Как указывает доктор педагогических наук Ирина Осмоловская в монографии «Дидактика. От классики до современности», это «не одна-единственная теория обучения, это именно наука, содержащая различные теории, концепции, классификации по научным основаниям (методов, средств обучения и так далее), отдельные теоретические положения».

Кстати, даже слово «образование» в определении дидактики тоже вызывает споры ещё со времён СССР, что отмечали известные советские педагоги Михаил Данилов и Борис Есипов в «Дидактике» 1957 года. А вот что пишет об этом доктор педагогических наук Андрей Хуторской в современном учебнике для вузов:

«Некоторые учёные считают дидактику наукой об обучении и образовании. Мы же будем считать наукой об образовании педагогику, а наукой об обучении — дидактику. Между обучением и образованием связь такая же, как между дидактикой и педагогикой. В образование входят, кроме обучения, воспитание, развитие, самореализация человека. <…> Дидактика выделяет в качестве объекта именно обучение».

Руководитель программ педагогических практик Skillbox Кирилл Прудников понимает дидактику как науку «о том, как учить, то есть сделать так, чтобы ученик, пройдя через какой-то опыт, приобрёл собственный новый опыт (или скорректировал предыдущий)».

Если выделить главное из актуальных сегодня определений, то мы придём к довольно простой дефиниции:

Дидактика — это наука о процессе обучения.

Чем занимается дидактика

Итак, дидактика исследует процесс обучения, а значит, и всё, что в него входит: цели и содержание обучения, его методы и организационные формы, процесс усвоения содержания учащимися и так далее. Эта наука рассматривает обучение в единстве двух его аспектов:

  • преподавания (деятельности учителя),
  • учения (познавательной деятельности ученика).

Как отмечает Ирина Осмоловская, кроме научно-теоретического аспекта, дидактика включает также конструктивно-техническую часть. То есть разрабатывает предписания и рекомендации, как на практике построить процесс обучения, чтобы достичь образовательных целей.

Андрей Хуторской в пособии «Дидактика. Учебник для вузов» так формулирует задачи дидактики:

  • искать ответы на вопросы «зачем учить?», «чему учить?» и «как учить?»;
  • описывать и объяснять процесс и условия обучения;
  • исследовать сущность, закономерности и принципы обучения в их связи с воспитанием и образованием учащихся;
  • определять педагогические основы содержания образования;
  • разрабатывать новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приёмы обучения;
  • создавать системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов;
  • прогнозировать результаты обучения.

Ключевые понятия дидактики

Так как дидактика — отрасль педагогики, она оперирует множеством терминов из этой области, а также из смежных сфер — философии и психологии.

Разберём, как дидактика соотносится с некоторыми другими понятиями.

Одно из таких — методика учебного предмета, или частная дидактика. Если общая дидактика рассматривает единые закономерности процесса обучения, то частные дидактики, как правило, посвящены обучению конкретным предметам — математике, литературе, химии и так далее. Методика каждого учебного предмета отражает специфику соответствующей науки и учитывает принципы успешного обучения в данной области.

Вот как определяют соотношение между дидактикой и методикой Михаил Данилов и Борис Есипов:

«Дидактика, являющаяся частью педагогики, теснейшим образом связана с методиками по отдельным учебным предметам. Дидактику, вскрывающую общие закономерности обучения, можно разрабатывать плодотворно, только опираясь на данные частных методик; иначе общее будет оторвано от конкретного, предстанет в убогом, схематическом виде и не будет достаточно ясным и обоснованным. Но дидактика как теория образования и обучения детей должна являться общей основой для методик по всем учебным предметам. Единство всех методик и связь каждой из них с дидактикой и педагогикой в целом необходимы и обязательны при единстве методологического подхода к рассмотрению процесса обучения».

Кроме методики, ключевыми для дидактики понятиями можно назвать методы, содержание, средства и формы организации обучения.

  • Метод обучения — это организованная деятельность учителя для достижения целей обучения. Лекция и лабораторная работа, проектная деятельность и разбор кейса — это всё методы. Подробнее о методах обучения рассказывается в этой статье.
  • Содержание образования — как указывают Краевский и Хуторской в «Основах обучения», под этим термином в современной педагогике понимают социальный опыт, который присваивается учеником в процессе обучения и становится частью его личного опыта. Содержание образования складывается из четырёх составляющих: знаний, умения действовать по образцу, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.
  • Средства обучения — это носители информации и инструменты деятельности, которые используются в процессе обучения. Например, компьютер и классная доска, печатный и электронный учебник, гербарий и карта могут служить средствами обучения.
  • Форма организации обучения — этот термин означает вид занятия: урок, лекция, семинар, экзамен, экскурсия и так далее. Они сочетаются разными способами и составляют системы форм обучения — например, классно-урочную или лекционно-семинарскую.

Основные принципы дидактики

Ключевые требования к тому, как организовывать и осуществлять процесс обучения, называют дидактическими принципами. Они, как отмечает Ирина Осмоловская в пособии «Дидактика. От классики к современности», могут меняться со временем: «С изменением потребностей личности, общества, государства в образовании, условий обучения появляются новые принципы и становятся менее актуальными старые». Иными словами, принципы дидактики не высечены в камне.

Ключевые принципы дидактики сформулированы на основе закономерностей — выявленных устойчивых связей в педагогической деятельности, а также их научного осмысления.

  • Принцип научности. Содержание образования должно основываться на фактах и отражать актуальные научные данные.
  • Принцип доступности. Он предполагает, что методы и содержание обучения соответствуют возрасту, познавательным возможностям и образовательному уровню учащихся.
  • Принцип систематичности и последовательности. Содержание обучения должно быть структурировано, состоять из учебных тем, разделов, модулей, которые ученики осваивают последовательно.
  • Принцип связи теории с практикой. Также его называют принципом связи обучения с жизнью. Речь о том, чтобы учащиеся понимали, где и как они могут использовать полученные знания, умели применять теорию для решения практических задач.
  • Принцип сознательности и активности. Согласно ему, педагог должен донести до учеников цели и задачи обучения, стимулировать их познавательную деятельность, интерес к самостоятельной и творческой работе.
  • Принцип наглядности. «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путём осязания». Так звучит «золотое правило дидактики», сформулированное в XVII веке чешским гуманистом и основоположником педагогики Яном Амосом Коменским.
  • Принцип прочности. Чтобы ученики основательно усвоили содержание обучения, теорию нужно повторять и закреплять, а навыки и умения — применять на практике.

Можно заметить, что все эти принципы связаны между собой и взаимно усиливают друг друга. Например, доступность обучения невозможна без систематичности, а применять принцип прочности легче с помощью связи теории с практикой.

История дидактики: как она появилась и развивалась

Термин «дидактика» впервые применил в литературе немецкий педагог XVII века Вольфганг Ратке. Однако основоположником дидактики как самостоятельной дисциплины (а также педагогики вообще) принято считать уже упомянутого выше Яна Амоса Коменского.

Как отмечает советский и российский педагог Игорь Логвинов в книге «Дидактика: история и современные проблемы», о научном обосновании педагогической деятельности, конечно, во времена Коменского речи ещё не шло. Дидактику Коменский называл «искусством всех учить всему» и в своей работе сочетал прогрессивные идеи эпохи Просвещения с религиозными взглядами на воспитание детей.

В своём главном труде «Великая дидактика», опубликованном в 1657 году, чешский педагог указывал, что правильное обучение должно «подражать природе» и соответствовать четырём этапам развития человека: детству, отрочеству, юности и возмужалости.

Следующая ключевая работа, повлиявшая на развитие педагогики и дидактики, — «Эмиль, или О воспитании», её автор Жан-Жак Руссо. Взгляды на образование этого французского мыслителя были тесно связаны с его общественно-политическими идеями. Ребёнок, в представлении Руссо, — совершенное создание, которое нужно избавить от зубрёжки и школьных ограничений. Если дать человеку свободу развиваться в естественном темпе, то он способен максимально эффективно реализовать природные задатки, считал мыслитель. Руссо отвергал физические наказания, однако, в отличие от Коменского, считал, что девочек не нужно учить наукам.

В конце XVIII — начале XIX века значимой фигурой в педагогике стал швейцарский гуманист Иоганн Генрих Песталоцци. Его взгляды на воспитание и образование нагляднее всего изложены в книге «Как Гертруда учит своих детей». Песталоцци разработал основы и методики первоначального обучения родному языку, письму и счёту. По задумке, этими наработками могла бы пользоваться любая мать, обучая своего ребёнка.

Также педагог выступал за то, чтобы ученик получал знания не из книг, а с помощью чувственного познания и размышлений. Таким образом, считал Песталоцци, ребёнок научится выявлять связи и закономерности, придёт к абстрактным понятиям и в итоге усвоит знание — конечно, под руководством учителя.

О том, что методы обучения необходимо разрабатывать на основе данных о познавательных процессах, а также о важности интереса и произвольного внимания в обучении писал немецкий психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт в XIX веке. Правда, впоследствии взгляды педагога критиковали за то, что целью образования он видел не гармоничное развитие личности, а подавление «дикой резвости» ребёнка и воспитание дисциплинированного, законопослушного гражданина.

В том же столетии Адольф Дистервег разработал дидактику развивающего обучения и написал «Руководство к образованию немецких учителей». В этой книге педагог систематизировал общие правила и принципы обучения, названные ещё Коменским и актуальные по сей день: наглядности, прочности, доступности и так далее.

В России основоположником научной педагогики и дидактики стал Константин Ушинский. Педагог поддерживал важность всестороннего развития человека и разработал дидактическую систему, в которой раскрывал вопросы мышления, внимания и мотивации, усвоения и закрепления знаний. Большое значение Ушинский придавал научному обоснованию дидактических принципов и методов обучения. И считал, что важную роль в педагогике играют достижения других наук о человеке — например, психологии и физиологии.

Ушинский оставил богатое наследие, которое значительно повлияло на формирование советской дидактики. Методам и принципам дидактики, разработке педагогических концепций и моделей посвятили свои труды многие знаменитые педагоги. Среди них — Борис Есипов и Михаил Данилов, Михаил Скаткин, Исаак Лернер и Володар Краевский, Виталий Сластёнин и многие другие.

Ирина Осмоловская замечает, что это, однако, не способствовало многообразию и вариативности педагогических подходов. Все они существовали в материально-диалектической парадигме и соответствовали марксистско-ленинским взглядам на образование.

Ситуация начала меняться в восьмидесятых-девяностых годах XX века, когда наука признала, что истинность теорий может быть относительной, а различные подходы к исследованию и конструированию процесса обучения — равноправными. Педагоги стали обращаться к проблемам ценностной ориентации и творческого развития личности, процессу инноваций в образовании.

Хотя ключевые принципы обучения в XXI веке остались, по сути, теми же, педагогика и дидактика претерпели немало изменений. По словам Осмоловской, рост числа научных исследований, когда новые открытия совершаются регулярно и так же регулярно опровергаются, привёл к тому, что знание стало не самоцелью, а инструментом решения проблем.

Всё более актуальными становятся активные методы обучения и подходы, ставящие ученика в центр образовательного процесса. Вот как пишет об этом этапе в развитии педагогики Светлана Иванова в статье «Кризис дидактики: отрицать или преодолевать?»:

«Цели возникают в ходе обучения, ставятся учащимся, обсуждаются, не планируются заранее учителем, они подвижны и изменчивы в зависимости от опыта и практики. <…> Приветствуется индивидуальное построение содержания, опора на опыт субъекта. Содержание изменчиво: его вариативность не запрограммирована, она возникает в процессе обучения. Универсального содержания нет, оно множественно (отказ от стандартов). Содержание не строится на системности, главенствующих идеях и концепциях, оно синтетично, междисциплинарно, соединяет прошлое и будущее через настоящее».

И конечно, сильное влияние не только на образование, но и на все другие сферы оказало бурное развитие цифровых технологий. По этой причине появилось и новое понятие — цифровая дидактика.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована