Образование
#статьи

Что такое цифровая дидактика

Наука дидактика отвечает на вопросы «Как люди учатся?» и «Как учить?». В последние годы часто звучит особое понятие — «цифровая дидактика». Что это?

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Мир переживает цифровую трансформацию образования. Это касается не только сферы неформального образования, а вообще всех сегментов. Например, в России уже подготовлены правительством соответствующие стратегии, направленные на школьное и высшее образование.

Кроме широкого распространения цифровых технологий — интернета и смартфонов, виртуальной реальности и искусственного интеллекта, — свою роль здесь сыграла пандемия коронавируса. Смешанное, гибридное или полностью дистанционное обучение стало для многих привычным. Всё более популярным становится такой инструмент обучения, как массовые открытые онлайн-курсы (МООК).

Как цифровизация образования влияет на дидактику

Специалисты сходятся во мнении, что цифровая образовательная среда ставит новые вызовы перед дидактикой.

«Современные инструменты, конечно, помогают сделать уроки интереснее. Но в каком объёме применять технологии на уроках, как правильно их использовать, где они действительно уместны — на этот вопрос должна ответить наука. Сейчас как никогда нужно опираться именно на научные данные — педагогические и психологические».

Ольга Васильева,
президент Российской академии образования в интервью «Российской газете»

Научные данные нужны о цифровом обучении не только детей, но и взрослых. Вот что говорил об этом министр образования и науки Валерий Фальков: «Вкрапления, скажем так, удалённого взаимодействия студента и преподавателя, они останутся уже с нами навсегда. Соответственно, из этого что следует: будет развиваться новая дидактика, цифровая дидактика».

А вот что пишет по этой теме доктор педагогических наук, заведующая кафедрой методики информационного и технологического образования Герценовского университета Татьяна Носкова в монографии «Дидактика цифровой среды»:

«В цифровой среде трансформируется всё, начиная от педагогической системы, её методологических оснований до психологических позиций, установок субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, менеджмента учреждения образования. В этом процессе видоизменяются образовательные цели, средства, формы, методы и приёмы решения учебных задач и сама их постановка. Изменяется ход образовательного процесса, его закономерности, принципы обучения в цифровой среде. На данном этапе цифровая среда становится новым объектом профессиональной педагогической деятельности, самостоятельной обучающей сущностью с высоким уровнем алгоритмизации и автоматизации образовательных взаимодействий в достижении поставленных целей».

Какой должна быть дидактика, чтобы эффективно обучать детей и взрослых в новом цифровом мире? Директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов в статье «Цифровая дидактика: модный тренд или новая наука?» выражает мнение, что трансформация должна сочетаться с преемственностью. Цифровая дидактика, по его словам, может использовать ключевые принципы и понятия классической науки об обучении, но вместе с тем дополнять, видоизменять и адаптировать их к новым условиям.

На каких принципах должна строиться цифровая дидактика

Цифровая дидактика только зарождается, но идеи о том, какой она должна быть, конечно, уже существуют.

Владимир Блинов в своей статье предлагает несколько идей, по каким принципам может строиться обучение в новую эпоху. Вот в чём они заключаются:

1. Цифровая дидактика не просто «оцифрованная» дидактика. Как утверждает автор статьи, оцифрованный учебник, снабжённый гиперссылками, анимацией и видеороликами, способен на краткий срок повысить вовлечённость ученика. Но в перспективе такой подход исключает из обучения гуманистическую составляющую и уменьшает роль учителя, приводя к модели «учащийся — компьютер». Цифровая дидактика же делает акцент не на технологиях как таковых, а на образовательных задачах, которые решаются с помощью цифровых инструментов, на целях и потребностях ученика.

2. Сложность форм и методов обучения должна быть адекватна сложности используемых средств обучения. Блинов пишет о том, что от компьютеризации образования учителя ожидали упрощения своей работы, а государство — уменьшения нагрузки на бюджет. Но, как считает педагог, если просто посадить учеников перед экраном с видеолекцией, это действительно будет экономично, но вряд ли полезно. Тогда как использование разнообразных цифровых технологий поможет придать процессу обучения многомерность и структурированность, задавать нужный темп, варьировать методы обучения и его формы.

3. Акцент на формах и методах обучения. Как отмечает Блинов, в начале XXI века акцент с содержания обучения сместился на его результаты: не «Чему учить?», а «Что должно быть усвоено?». В то же время развивается третий подход — «Как учить?», фокусирующийся на методах и формах обучения. Автор статьи считает, что он может стать ключевым в условиях, когда содержание и цели образования не задаются извне, а определяются самим учащимся. Такой принцип «свободного обучения» отвечает растущему запросу на инклюзивность и индивидуальные образовательные траектории, а цифровые технологии способны помочь в его реализации.

4. Ведущая роль закрепления. Владимир Блинов пишет: «Вплоть до последних десятилетий в дидактической цепочке „объяснение — закрепление — контроль“ среднее звено оставалось наиболее слабым местом: его значимость для превращения знаний в умения, навыки и компетенции постоянно подчёркивалась в теории, но мало влияла на практику обучения». По мнению педагога, дело в том, что повторение — процесс более трудоёмкий, рутинный и занимающий больше времени, чем объяснение и контроль. Однако цифровые средства помогут нивелировать эти сложности. Для повторения и закрепления можно применять игры, тренажёры и другие средства, которые задействуют разные каналы восприятия, предлагают разные уровни сложности, включают элементы геймификации и так далее.

5. От диктата средств, их производителей и продавцов — к проектированию педагогического запроса. Как считает Блинов, одно из серьёзных препятствий для развития цифровой дидактики — отсутствие адекватного взаимодействия между разработчиками и потребителями цифровых образовательных технологий. По словам автора статьи, первые чаще всего имеют очень поверхностное представление о профессиональных задачах учителя и совсем не разбираются в научной педагогике. Чтобы EdTech-продукты были действительно полезны, они должны разрабатываться «на основе системного анализа образовательных потребностей и целей, возможностей обучающихся и педагогов». Для этой задачи, считает Владимир Блинов, необходима новая профессиональная роль — методиста-архитектора цифровых средств обучения, хорошо знакомого как с дидактикой, так и с IT-разработкой.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована