Образование
#былое

Былое: Лев Толстой о том, что университетские лекции — не более чем «забавный обряд»

Литературный классик и философ очень ругал современное ему образование. Вот что он думал про священный для университетов формат живых лекций.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media

«Я боюсь, что тайна университетского преподавания происходит оттого, что 90 из 100 курсов, будь они напечатаны, не выдержат нашей неразвитой литературной критики. Почему непременно нужно читать, а не дать студентам в руки хорошую книгу, свою или чужую, одну, или две, или десять хороших книг?

То условие, что в университете нужно читать профессору и непременно от себя, принадлежит к догматам университетской практики, в которую я не верю и которую доказать невозможно. «Изустная передача запечатлевается более в умах и т. д.», скажут мне; все это несправедливо. Я знаю себя и многих других, составляющих не исключение, но общее правило, которые при устной передаче ничего не понимают и понимают хорошо только тогда, когда спокойно дома читают книгу. Изустная передача имела бы значение только тогда, когда студенты имели бы право оппонировать и лекция была бы беседа, а не урок. Тогда бы только мы, публика, не имели права требовать оглашения от профессоров тех руководств, по которым они 30 лет сряду учат наших детей и братии. При теперешнем же порядке чтение лекций есть только забавный обряд, не имеющий никакого смысла, и в особенности забавный по важности, с которою он совершается.

<…>

Понятен университет, соответствующий своему названию и своей основной идее — собранию людей с целью взаимного образования. Такие университеты, неизвестные нам, возникают и существуют в разных уголках России; в самых университетах, в кружках студентов собираются люди, читают, толкуют между собой, и, наконец, постановляется правило, как собираться и толковать между собой. Вот настоящий университет».

Источник: Толстой Л. Н., статья «Воспитание и образование», журнал «Ясная Поляна», 1862 год.

Контекст

Лев Николаевич Толстой, как известно, не только классик литературы, но и один из величайших мыслителей своей эпохи. Не было такой сферы общественной жизни, которая его не волновала бы. Педагогика и общее значение образования для человека и общества — тоже не исключение. Он резко критиковал современные ему системы образования, как школьного, так и университетского, и писал об этом в публицистических статьях, которые вызывали бурную полемику.

В статье «Воспитание и образование», написанной, когда Толстому было 33 года, университетам «досталось» за многое. Лев Николаевич возмущался:

  • «догматом папской непогрешимости» профессоров и тем, что они ставятся фактически в положение жрецов, тогда как истинный уровень их знаний вызывает сомнения;
  • оторванностью классических университетских знаний (кроме естественно-научных) от реальной жизни;
  • отсутствием свободы выбора для студента, что и как учить;
  • тем, что высшее образование и университетская среда фактически отвращала молодого человека от воспитания, которое он получил в семье, и внушала презрение к родителям и семейным устоям.

«Всё университетское устройство стоит на ложных основаниях», — заключал Толстой.

По сути, больше всего он критиковал то, что преподаватель в университете поставлен в высшее положение над студентом, которому, в свою очередь, отведена пассивная роль — слушать, записывать, зубрить, но не вникать и не спорить.

Сам Лев Николаевич не был успешным студентом. Он проучился два года в Казанском университете и бросил его, повздорив с одним из преподавателей и сильно разочаровавшись в учёбе, которая показалась ему скучной. В 1844 году Толстой поступил в этот университет на философский факультет по разряду восточной словесности, изучал арабский и турецкий языки, но провалил переводные экзамены в конце первого курса. Тогда он перешёл на юридический факультет, однако там у него случился большой конфликт с преподавателем истории, который не терпел вольнодумства. Юный Лев Николаевич бросил учёбу в университете, уехал в деревню и занялся самообразованием по книгам.


Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована