Образование
#статьи

Необычная практика: как преподаватели и учёные начали «танцевать» науку

Во-первых, это красиво. Но главное ― студенты лучше запоминают. Рассказываем, кто и как придумывает танцы о физике и биологии.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Как биолог объединила усилия с хореографом

Большая аудитория Центрального Мичиганского университета (CMU), заполненная студентами. Лекция о делении клеток в рамках непрофильного курса по общей биологии. Кто-то из студентов неприкрыто зевает, а кто-то, кажется, вовсе уснул.

Лектор, профессор Вилин Пэнгл, вдруг нажимает на кнопку, и зал наполняется музыкой. Вдруг начинается настоящее представление: появившиеся в аудитории танцоры изображают то самое деление клеток, о котором только что рассказывала Пэнгл. Это был первый из проектов творческой группы Team Hyena Puppet, демонстрирующей биологические концепции через искусство.

В интервью радиостанции Michigan Radio профессор Вилин Пэнгл рассказала, что ещё на заре своей преподавательской карьеры искала способы вовлечь студентов в обучение и сделать скучный предмет «биология» увлекательнее. В какой-то момент она вспомнила, как один из её наставников обращался к искусству для объяснения научных концепций.

Молодая преподавательница решила воспользоваться этим подходом, но слегка изменить его. «Я разослала письма разным преподавателям танцев с предложением сотрудничества. Я отправила десять или 15 писем, и буквально через десять минут после отправки мне ответила Хизер», — вспоминала Пэнгл.

Хизер Троммер-Бердсли — хореограф и преподаватель театрального отделения CMU. Именно она, опираясь на научные идеи Вилин Пэнгл, создаёт хореографию выступлений. А исполняют номера её студенты с театрального факультета. В подготовке труппе проекта также помогают композитор и дизайнер костюмов.

Танец о делении клеток был поставлен в 2013 году, и с тех пор артисты «прерывают» лекцию по соответствующей теме каждый новый осенний семестр. Вилин Пэнгл утверждает, что это помогает её студентам лучше усваивать предмет.

«На письменных экзаменах, отвечая на вопросы по теме „Деление клеток“, они возвращались к танцу, так что это действительно помогло в долгосрочном сохранении знаний», — рассказала Пэнгл изданию Pioneer.

В копилке проекта Team Hyena Puppet также есть перформанс «Кланы», рассказывающий про научные изыскания профессора Пэнгл о пятнистых гиенах.

А ещё один перформанс — «Дюны» — интерпретирует исследования дюн штата Мичиган.

Зачем танцуют не только преподаватели, но и учёные

Может показаться, что задумка профессора Пэнгл больше похожа на баловство или шоу в духе Елены Малышевой, и на самом деле наука и танцевальное искусство не имеют ничего общего.

А вот Американская ассоциация содействия развитию науки так не считает.

С 2008 года совместно с журналом Science организация проводит международный конкурс под названием Dance Your Ph.D — «Станцуй свою диссертацию». Это соревнование предлагает участникам — обладателям или соискателям учёной степени — описывать свои исследования с помощью интерпретирующего танца. Главное — диссертация и активное участие в выступлении её автора.

Соревнуются конкурсанты за общий главный приз, а также за победу в четырёх отдельных категориях: биология, физика, химия и социальные науки (в прошлом году добавилась ещё одна — исследование COVID-19). Победителей выбирает экспертная группа из учёных и хореографов, а также обычные зрители, ведь ролики с выступлениями выкладывают в открытый доступ на YouTube или в TikTok. Победитель в каждой категории получает 750 долларов США, а главный приз — 2000 долларов.

Участвуют в конкурсе учёные по всему миру, в том числе россияне. Так, в 2016 году победителем в категории «Химия» стал аспирант из Института белка РАН Евгений Согорин. Через бальные танцы он объяснял, как работают рибосомы — органоиды живых клеток, служащие для синтеза белка.

Конкурс Dance Your Ph.D придумал Джон Боханнон, учёный со степенью по молекулярной биологии и научный журналист. В выступлении на конференции TEDxBrussels Боханнон рассказывал, что идея творческого состязания пришла к нему во время разговора с другом-физиком из Массачусетского технологического университета, который долго и тщетно пытался объяснить суть эксперимента по охлаждению материи лазером.

«Когда мой друг пытался объяснить этот эксперимент, мне казалось, что чем больше он говорит, тем меньше я понимаю. Ведь если вы хотите объяснить сложную идею, донести её суть, то чем меньше слов, тем лучше. На самом деле, может, лучше вообще обойтись без слов. Я помню, как подумал, что мой друг мог бы объяснить весь этот эксперимент танцем», — делился Джон Боханнон с аудиторией.

В 2020 году конкурс Dance Your Ph.D прошёл уже в 13-й раз. Главный приз взял аспирант-физик из Финляндии Якуб Кубечка. Научную работу по теме «Формирование, структура и стабильность атмосферных молекулярных кластеров» он представил с помощью танца и рэп-композиции.

«Главная цель заключалась в том, чтобы развлечься и показать другим людям, что наука — это не только для ботаников», — объяснил он изданию Haaretz своё решение участвовать в конкурсе.

Кажется, цели удалось достичь: под видео десятки восторженных комментариев, в том числе от далёких от науки обывателей, и даже предложения отправить молодых учёных на Евровидение.

Почему школьникам это тоже полезно

Танцы в образовании помогают учащимся улучшить результаты по математике, усвоить концепции из химии и физики. Приведём два самых необычных примера.

Танцевальное программирование для подростков

Да, оказалось, что танцы помогают заинтересовать подростков программированием и инженерией. Такой работой в школах Нью-Йорка с 2012 года занимается некоммерческая организация STEM from Dance.

Проект придумала и реализовала Ямили Туссен, выпускница Массачусетского технологического университета (MIT). После окончания вуза Туссен преподавала алгебру в средней школе в Бруклине и заметила, что часто ученики даже не пытаются вникнуть в трудную теорию — просто не верят, что способны освоить предмет.

«То, как мы смотрим на собственный успех, во многом определяет, преуспеваем мы или нет. Для меня это действительно важный барьер, который нужно преодолеть: как школьнику увидеть себя кем-то, кто может хорошо разбираться в математике и естественных науках или стать инженером? Всё начинается с нашего восприятия самих себя», — объясняла Ямили Туссен изданию Dance Magazine.

Танцы — отличный способ развить уверенность в себе. Это Туссен знала по собственному опыту: она начала танцевать ещё в четыре года и даже в университете не бросила любимое дело. Поэтому она решила создать собственный танцевальный образовательный проект, ещё и с большой социальной миссией.

Подопечными Туссен стали девочки из бедных афро- и латиноамериканских районов, ведь у них куда меньше возможности получить образование и куда больше карьерных препятствий. О том, сколь велик гендерный и расовый разрыв в этой сфере, создательница STEM for Dance знала не понаслышке. В университете она изучала машиностроение, и в потоке из двухсот студентов девушек-афроамериканок было всего двое, включая Ямили.

«Я хочу изменить лицо следующего поколения учёных, инженеров и технарей. Отсутствие разнообразия вызвано не нежеланием [учиться], а тем, что в чернокожих и латиноамериканских сообществах нет осведомлённости и подготовки к карьере в STEM», — заявила Туссен в интервью Broadway World.

В программах STEM from Dance преподаватели и студенты работают над хореографическими номерами, в которых задействованы программирование и технологии. Например, ученицы создают компьютерную графику, которая дополняет танец и проецируется на стену. Или программируют свои костюмы, оснащённые подсветкой, так, чтобы они меняли цвет и частоту миганий в соответствии с движениями танцора.

Ямиле Туссен признаётся, что большинство девочек изначально идёт в программу просто потанцевать, а две трети из них пробуют программировать на занятиях STEM from Dance впервые. И хотя можно сказать, что команда проекта использует хореографию в качестве приманки, Туссен утверждает, что подход работает: к концу программы многие девочки признают, что программирование может быть весёлым и интересным, и сожалеют, что не познакомились с ним раньше.

Танцы и STEM для младших школьников

Танцы для обучения могут использоваться любые. Балет, хип-хоп, бачата… Даже индийские! Это доказывает опыт учёного и педагога по танцам из Хьюстона, чью историю рассказало недавно американское издание Houston Chronicle.

Лаванья Раджагопалан переехала в США из Индии более 20 лет назад. В Америке она получила докторскую степень в области биохимии, но вскоре поняла, что скучает по танцам, которыми занималась на родине. В 2002 году Раджагопалан основала танцевальную компанию Silambam Houston с несколькими студиями классического индийского танца в Хьюстоне и Пирленде. Она не только не бросила науку, но и создала дошкольный клуб по STEM. Со временем клуб разросся до 16 обучающих модулей, среди которых были, например, курсы «Проворные нейроны», «Безумная химия» и «Экоприключения».

Незадолго до пандемии COVID-19 Раджагопалан решила попробовать новое направление и начала работать над двумя модулями проекта о STEM-дисциплинах, преподаваемых через танцы. В первом модуле педагог использовала ритм и музыкальные биты в объяснении чисел и математических понятий. Второй модуль назывался «Научная история», но его Раджагопалан закончить не успела, поскольку весь мир «закрылся на карантин».

Тогда ей пришла новая идея: записать обучающие видео, чтобы объяснять темы из STEM для учеников начальной школы через классический индийский танец. Педагог получила поддержку и финансирование проекта от Комиссии по искусству штата Техас, разработала сценарии и привлекла к работе танцоров из своей компании Silambam Houston.

«Просто у меня было много свободного времени и мозг, который странно мыслит. Обе эти вещи — моя вторая натура. Я учёный и танцор. Не думаю, что я сознательно размышляла об этом, но в глубине души всегда задавалась вопросом: как мне соединить всё вместе?» — рассказала Лаванья Раджагопалан.

На сегодняшний день проект Dancing Into STEM выпустил уже пять роликов о различных явлениях науки. Ещё пять находятся в разработке.

Посмотреть видео можно бесплатно на официальном сайте Silambam Houston и на YouTube, чтобы любой желающий учитель мог использовать их в классе. Также Silambam Houston проводят уроки по мотивам видеозаписей в офлайн-формате.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована