Образование
#статьи

Хьютагогика: принципы самообразования, которые важны для преподавателей, тренеров, методистов

Эта концепция самостоятельного обучения взрослых применяется и в вузах, и в корпоративном сегменте, и в массовых онлайн-курсах.

Иллюстратор: Оля Ежак для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Что такое хьютагогика и эвтагогика

На рубеже веков бурное развитие информационных технологий и трансформация рынка труда поставили перед образованием новые вызовы, с которыми традиционные подходы справляются не очень эффективно. Мир стремительно меняется, профессии появляются и устаревают, парадигма непрерывного обучения становится нормой.

Основываясь на этих предпосылках, австралийские педагоги Стюарт Хейс и Крис Кеньон сформулировали концепцию самостоятельного обучения взрослых людей в XXI веке — хьютагогику (англ. heutagogy). И представили её научному сообществу в статье 2000 года под названием From Andragogy to Heutagogy («От андрагогики до хьютагогики»).

В русском языке также существует равнозначный, но менее распространённый термин «эвтагогика». Разница в том, что этот вариант основан на традиционном переложении греческих морфем на русский язык, а слово «хьютагогика» — на английском произношении.

Суть концепции звучит достаточно просто: центральное место в процессе обучения занимает учащийся, который сам определяет, чему, когда и как учиться, исходя из своих интересов и потребностей. Вот как эту идею раскрывают Хейс и Кеньон:

«Самоопределяемое обучение предполагает, что люди способны учиться непрерывно и в режиме реального времени, взаимодействуя с окружающей средой. Они учатся на протяжении всей жизни, и можно подводить их к новым идеям, а не заставлять усваивать чужую мудрость. Тем самым они развивают свою креативность и заново учатся учиться. Хьютагогика исходит из того, что люди учатся тогда, когда они к этому готовы, и это зачастую происходит совершенно случайно и хаотично, перед лицом неопределённости и необходимости».

На чём основана хьютагогика

Сам по себе подход, ставящий ученика в центр образовательного процесса, далеко не нов. Его применяли ещё древнегреческие философы, дискутируя с учениками и помогая им самостоятельно добраться до истины.

Во времена античности существовала практика «заботы о себе». «В центре этой концептуальной идеи — человек, который ответственно относится к выбору своего образовательного пути и движется по нему самостоятельно или с помощью наставников на протяжении всей жизни, достигая определённых целей», — объясняет Виктория Пичугина, доктор педагогических наук и историк античной педагогики. По её мнению, современная концепция непрерывного образования (lifelong learning) во многом перекликается с этой античной идеей.

Как отмечают авторы хьютагогики, их концепция основана на гуманистических идеях, а также заимствует некоторые положения из образовательных, психологических и философских подходов XX века. Рассмотрим подробнее те из них, которые наиболее сильно повлияли на взгляды Хейса и Кеньона.

Человекоцентричный подход к обучению

Карл Рэнсом Роджерс — выдающийся американский психолог, один из основоположников гуманистического направления в психологии. Он считал, что каждый человек предрасположен к тому, чтобы учиться всю жизнь, — если для этого есть благоприятные условия и его природная любознательность не подавлена внешними обстоятельствами.

Фото: Encyclopædia Britannica (britannica.com)

Роджерс сформулировал понятие человекоцентричного подхода в обучении и посвятил своим взглядам на образование книгу «Свобода учиться», впервые опубликованную в 1969 году. Вот пять главных тезисов, которые легли в основу хьютагогики:

  • Нельзя напрямую учить другого человека, можно только способствовать его обучению. Обучение должно представлять собой не директивную передачу знаний от учителя к ученику, а свободный, творческий процесс осмысления и интеграции новых знаний в личностный опыт. Учитель же должен выступать как фасилитатор, то есть стимулировать осмысленное обучение.
  • Человек усваивает только то, что связано с его опытом, интересами, потребностями, представлениями о себе. То есть, по мнению Роджерса, предмет обучения должен быть релевантен для ученика, находиться в «его мире».
  • Если обучение влечёт за собой изменение представлений о себе, это воспринимается как угроза и вызывает сопротивление. Человеку сложно воспринимать то, что противоречит его сложившимся взглядам, ценностям и установкам. Особенно актуально это для зрелых учащихся с большим профессиональным и социальным опытом.
  • Человеку легче принять новый опыт или идеи, если он чувствует себя в безопасности. Психологическая атмосфера в процессе обучения играет очень важную роль. Если учащийся не ощущает себя уязвимым в данных условиях, он более открыт к новым концепциям. Из этого тезиса вытекает следующий.
  • Эффективнее всего такая образовательная система, в которой учащиеся не чувствуют угрозу своей личности. Поддерживающая и комфортная среда уменьшает чувство страха и поощряет восприятие нового.

Андрагогика

Хьютагогика во многом базируется на андрагогике — науке обучения взрослых людей, создателем которой считается американский педагог Малкольм Ноулз.

В своей книге The Adult Learner («Взрослый ученик») Ноулз выделил важные различия между обучением детей и взрослых. Например, в мотивации: зрелому учащемуся гораздо важнее, чем ребёнку, понимать, в чём именно заключается ценность обучения. И если дети могут фокусироваться просто на изучении предметов (скажем, математики или географии), то для взрослых необходимо помещать новые знания в контекст реальной жизни.

По сути, хьютагогика стала следующей ступенью образовательного процесса, начинающегося с педагогики. Так, в педагогике ученик — ребёнок, «чистый лист», которому нужно передать знания и навыки. Этим занимается учитель, организовывая и полностью контролируя процесс обучения. Андрагогика имеет дело со взрослыми, принимает во внимание личный опыт учащегося и признаёт его полноправным субъектом обучения — хотя руководящая роль всё ещё остаётся за преподавателем. Хьютагогика же отказывается от функции учителя в традиционном смысле и передаёт контроль над обучением самому учащемуся.

Теория «двойной петли обучения»

В процессе самостоятельного обучения важнейшую роль начинает играть собственно умение учиться. Профессор высшей педагогической школы Гарвардского университета Крис Аргирис и философ Дональд Шон занимались вопросами обучения в организациях и обнаружили, что учиться способны далеко не все — даже когда речь идёт о высококвалифицированных и хорошо образованных людях, занимающих высокие посты.

Решая возникающие проблемы, сотрудники и руководители действовали исходя из привычных установок и правил. Это далеко не всегда приводило к желаемому результату. Но вместо того чтобы пересмотреть предпосылки и цели, в соответствии с которыми принимались решения, люди повторяли те же промахи.

Этот подход и способы его исправить Аргирис и Шон описали в книге 1974 года Theory in Practice («Теория на практике»), а позже сформулировали понятия одиночной и двойной петли обучения.

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

Одиночная петля возникает, когда после первого цикла «Предпосылки → действие → результат», завершившегося неудачей, человек пробует разные решения проблемы, но не рассматривает свои изначальные убеждения и цели. То есть не задаёт себе вопросы: «Почему я это делаю? Почему я делаю это именно так?» И даже если проблема в данный момент исправляется, такой подход не даёт определить её причины, что может привести к новым осложнениям в будущем.

Двойная петля обучения, в свою очередь, предполагает рефлексию, анализ самого процесса принятия решения или выбора стратегии. Этот подход позволяет добраться до корня проблемы или вовремя отказаться от ошибочных установок и неэффективных целей.

Допустим, новый онлайн-курс после запуска не пользуется популярностью у аудитории. Можно вложить больше денег в рекламу, сделать более красивый лендинг, пересобрать контент и так далее — и это будет одиночная петля. А если поразмыслить над вопросом «Зачем?», стоит ли вообще дальше вкладываться в убыточный продукт (то есть пересмотреть стратегическую цель), это поможет выйти на новый уровень понимания проблемы.

В обучении, особенно проблемном или проектном, такая рефлексия (как и другие метакогнитивные навыки) помогает сделать правильные выводы из полученного опыта и двигаться в верном направлении.

Понятие личностного потенциала в обучении

Ещё одно центральное для хьютагогики понятие — потенциал (англ. capability). Хейс и Кеньон ссылаются на эксперта по электронному и ученикоцентричному обучению Джона Стивенсона, который в 1992 году ввёл термин в образовательный контекст, опубликовав книгу Quality in Learning: A Capability Approach in Higher Education («Качество в обучении. Подход к высшему образованию, основанный на потенциале»). Однако, как отмечают идеологи хьютагогики, впервые понятие потенциала сформулировали в Великобритании в восьмидесятых годах, чтобы описать потребность в кадрах, способных удержать компанию на плаву в нестабильных экономических условиях.

Вот так авторы хьютагогики описывали ситуацию в статье From Andragogy to Heutagogy:

«Больше не было уверенности в своей работе, выбранной профессии, месте жительства, отношениях и экономическом положении. Турбулентность и стремительные изменения характеризовали обстоятельства, в которых доминировали (и до сих пор доминируют) экономические силы, не поддающиеся контролю ни со стороны отдельных лиц, ни со стороны большинства организаций».

Для нашего времени такое описание остаётся очень актуальным. А значит, актуальна и потребность в развитии личностного потенциала — самоэффективности, гибкости и креативности, умения учиться, продуктивно взаимодействовать с другими людьми, а также применять усвоенные компетенции как в привычных, так и в незнакомых ситуациях.

Для решения этой задачи, считают Хейс и Кеньон, обучение должно быть по‑настоящему гибким. В концепции хьютагогики преподаватель предоставляет образовательные ресурсы, а сама программа обучения формируется в обсуждении с учащимся. Ознакомившись с ключевыми разделами, он сможет выбрать контент для дальнейшего изучения, который ему интересен или необходим.

Форматы заданий и критерии оценивания в хьютагогике тоже обсуждаются между учащимся и преподавателем, а не диктуются «сверху». И сам преподаватель — ещё раз подчеркнём — скорее становится фасилитатором, коучем или тьютором, то есть занимает позицию равного по отношению к учащемуся, а не наставника или руководителя. «Мы должны отказаться от любой власти, которой, как нам кажется, мы обладаем», — пишут об этом Хейс и Кеньон.

Где и как применяется хьютагогика

Организовать обучение полностью на принципах хьютагогики — задача непростая. Однако в некоторые образовательные контексты эта концепция вписывается практически идеально.

Во-первых, принципы хьютагогики прослеживаются в концепции ученикоцентричного обучения (learner-centered learning или student-centered learning). Во-вторых — в концепции peer-to-peer-обучения, или взаимного обучения (когда равный учит равного, то есть, по сути, люди обмениваются опытом).

Даже развитие некоторых EdTech-технологий строится на этих подходах. Например, это проявляется в cMOOC (connective massive open online-courses). Несмотря на то что название включает понятие «массовый открытый онлайн-курс», это скорее не курс как таковой, а модель взаимодействия участников обучения на онлайн-платформе. Люди объединяются, допустим, в соцсети, ищут информацию и обмениваются ей, сами создают образовательный контент, делятся советами и опытом. Этот подход основан на концепции коннективизма, созданной Джорджем Сименсом и Стивеном Даунсом. Согласно их теории, знания децентрализованны, а обучение происходит в образовательных сообществах.

По мнению Хейса и Кеньона, также благоприятной средой для воплощения принципов хьютагогики может быть обучение на рабочем месте. Когда сотрудник сталкивается в процессе работы со сложными задачами, пробелами в познаниях или нехваткой нужных навыков, у него естественным образом формируется познавательный запрос. С этим запросом он обращается к фасилитатору или коучу, который открывает доступ к необходимым ресурсам и помогает сформировать образовательную траекторию.

Хейс и Кеньон отмечают как важное преимущество, что на рабочем месте обучение может основываться на реальных профессиональных задачах, включать в себя проектную деятельность, оценивание и рефлексию в группах. Правда, авторы добавляют, что новички в самообразовании могут растеряться от необходимости принимать решения, чему и как учиться. Тогда фасилитатору для начала придётся взять на себя роль наставника и по принципам скаффолдинга подготовить учащегося к самостоятельному обучению.

Вообще, основополагающие принципы хьютагогики (например, признание субъектности учащегося, значимость метакогнитивных навыков и активных методов обучения) широко распространены в современных образовательных парадигмах. И применяются на самых разных уровнях образования, в том числе формального. Об этом Стюарт Хейс и его коллега Лиза-Мари Блашке пишут в книге Unleashing the Power of Learner Agency («Раскрывая потенциал свободы воли учащегося»).

Авторы проанализировали публикации на эту тему и собрали «показательный, но не исчерпывающий» перечень, в который вошли школы, университеты и организации дополнительного профессионального образования. Среди направлений образования, в которых применяется хьютагогика, — инженерное, медицинское и педагогическое, журналистское, предпринимательское и даже богословское.

Какие методы обучения используются в хьютагогике

Хейс и Блашке также предлагают читателям краткий обзор методов обучения, которые помогут спроектировать образовательный опыт по принципам хьютагогики. Авторы добавляют, что, используя любые методы, фасилитатору обучения нужно сохранять гибкость и адаптировать их под конкретную образовательную задачу и индивидуальные потребности учащегося.

  • Обучение по договорённости. С обсуждения, чему учащийся хочет научиться и каким образом, начинается проектирование образовательной программы. Стоит выяснить его индивидуальные потребности и помочь сформулировать желаемые результаты на их основе. Например, если речь идёт о курсе по лидерству, важно определить, с какими сложностями в этой сфере учащийся сталкивается лично.
  • Выяснение контекста. Ещё один вопрос, с ответом на который учащемуся, вероятно, понадобится помощь, — каким образом он будет применять изученное в реальной жизни. Помочь человеку найти личный смысл в новом опыте и интегрировать его в имеющийся «багаж» — важная задача.
  • Взаимное обучение. Чтобы люди учились друг у друга, фасилитатору нужно наладить коммуникацию между ними — лицом к лицу или дистанционно. В этом помогут групповые проекты, обсуждение сложных вопросов, сеансы совместной рефлексии и взаимного фидбэка.
  • Техника вопрошания. В концепции самостоятельного обучения правильно сформулированные вопросы важнее, чем ответы. Они поощряют размышление, рефлексию, приводят к озарениям и развивают креативность.
  • Оценивание по договорённости. Стоит избегать стандартизированных заданий и методов оценивания. Вместо этого лучше дать учащемуся пространство для творчества и исследования, поощрять применение компетенций не только в типичных задачах, но и в незнакомых ситуациях — то есть демонстрировать свой потенциал.
  • Проектное обучение. Здесь сохраняются принципы гибкости, индивидуальности и договорённостей: проект может быть очень простым или очень сложным — как решат фасилитатор и учащийся. Однако нужно помнить, что студент должен быть вовлечён во все стадии работы над проектом, включая выбор темы и составление плана.
  • Обучение действием (англ. action learning). Это метод, подразумевающий групповое решение проблемных или творческих задач (как правило, реальных, а не искусственных), проведение исследований и так далее. Чаще всего задача объёмная и сложная, поэтому участники делят между собой подзадачи и выполняют их индивидуально. А в назначенные сроки встречаются для анализа выполненных шагов, рефлексии о том, что получилось хорошо, а что нужно улучшить, и дальнейшего планирования. Так каждый учащийся получает собственный опыт и может изучить опыт других.
  • Составление портфолио и ведение учебного дневника. Эти методы могут быть частью других заданий (например, той же проектной работы) или использоваться самостоятельно. Они помогают вовлечься в процесс обучения, рефлексировать и отслеживать прогресс.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована