Образование EdTech
#статьи

Какие тренды онлайн‑образования выявило большое исследование «Нетологии»

Рассказываем про ключевые выводы отчёта.

Кадр: телесериал «Чёрное зеркало» / Zeppotron

Из этой статьи вы узнаете про следующие тренды:


Данные для «Исследования российского рынка онлайн-образования», проведённого «Нетологией», собирались в январе и начале февраля 2022 года, поэтому получилась оптимистичная картина того, каким был рынок в 2021-м году.

После 24 февраля прогнозировать развитие рынка, опираясь только на прошлогодние показатели, конечно, стало невозможно. Авторы исследования вышли из положения, дополнив результаты опросов комментариями представителей EdTech-компаний, инвесторов и других экспертов.

Мы выбрали из исследования основные тренды развития онлайн-образования и оценили, какие из них будут актуальны в ближайшем будущем.

Основа исследования: телефонный и онлайн-опросы, проведённые аналитической компанией Data Insight.

  • По телефону опросили 1600 жителей разных регионов России в возрасте от 18 до 64 лет.
  • Среди людей, которые уже проходили или собираются пройти онлайн-курсы, провели онлайн-опрос. В нём участвовали 2564 человека.
  • Затем на основе репрезентативной выборки опрошенных полученные данные распространили на всё население России.

Онлайн-образование становится всё популярнее

Исследование российского рынка онлайн-образования зафиксировало важный момент: в 2021 году доля взрослых россиян, обучавшихся онлайн, оказалась больше, чем учившихся офлайн.

По репрезентативному телефонному опросу аналитики сделали следующие оценки:

  • За последние 12 месяцев программы дополнительного онлайн-образования, в том числе бесплатные, проходили 18,1 млн взрослых жителей России — 19,6% населения в возрасте от 18 до 64 лет.
  • За то же время на офлайн-программах дополнительного образования обучались 12,2 млн человек — менее 14% взрослого населения.

Судя по онлайн-опросу, за последние три года людей с опытом онлайн-образования стало в России почти втрое больше. В последние 12 месяцев онлайн-обучение проходили 41,2%, но только 14,5% сообщили, что более трёх лет назад тоже обучались онлайн.

Однако портрет потребителя онлайн-образования в исследовании «Нетологии» не сильно изменился по сравнению с другими аналогичными опросами: типичный клиент онлайн-школы — молодая женщина с высшим образованием.

По месту проживания картина тоже привычная: около 60% аудитории онлайн-образования, по оценке аналитиков Data Insight и «Нетологии», живут в Москве и области, других городах-миллионниках или в Санкт-Петербурге и области.

Источник: «Нетология», «Исследование российского рынка онлайн-образования»
Инфографика: Skillbox Media

Прогноз: этот тренд сохранится

Эксперты уверены, что онлайн-обучение сохранит популярность, будут меняться лишь нюансы — средний чек, темы и направления. Но люди продолжат учиться даже в сложные времена, и удобнее всего им будет делать это именно онлайн.

«Онлайн-образование — не краткосрочная „модная“ история, а долгосрочный тренд, этот рынок точно останется и со временем возобновит рост», — отметил в комментарии для исследования Сергей Михайлов, совладелец и СЕО GetCourse.

С такой позицией солидарен Евгений Кузнецов, директор Orbita Capital Partners:

«Спрос на образовательные цифровые продукты сохранится даже на закрывающемся рынке: потребность в новых навыках и профессиональной переориентации эффективнее удовлетворяется с помощью именно цифровых продуктов», — уверен он.

Расходы населения на онлайн-обучение росли

EdTech-рынок стремительно рос с самого начала пандемии. Согласно исследованию «Нетологии», в 2021 году общие траты взрослого населения России на онлайн-образование превысили расходы на офлайн-обучение:

  • траты на онлайн-программы составили 226 млрд рублей;
  • на офлайн — 213,7 млрд.

Однако офлайн-обучение обходилось людям дороже: в среднем на него потратили по 17,9 тысячи рублей за год, а на онлайн — 15,5 тысячи. Видимо, онлайн вышел вперёд по общей сумме за счёт большего числа студентов.

В опросах учтены траты на самые разные виды онлайн-обучения — от занятий на специализированных онлайн-платформах до уроков с репетитором по видеосвязи, от официальных курсов вузов до блогерских инфопродуктов. В сумму включены также траты, которые понесли не сами респонденты, а их работодатели. Но учитывалась стоимость не любого корпоративного обучения, а только курсов, выбранных самим респондентом.

С учётом этих же категорий онлайн-образования респонденты прогнозировали свои будущие траты. Судя по их оценке (высказанной, напомним, в феврале 2022 года, до начала боевых действий в Украине), общие траты населения на онлайн-обучение должны были немного подрасти. Но увы.

Прогноз: дальше рост существенно замедлится

Некоторые из опрошенных авторами исследования экспертов прогнозируют падение доходов российского EdTech по итогам 2022 года. Например, основатель «Нетологии» Максим Спиридонов считает, что рынок в целом просядет на 10–15%.

В опубликованном отчёте таких оценок нет, но в комментарии «Коммерсанту» в «Нетологии» спрогнозировали рост рынка только на 20% вместо ожидаемых 50%.

Какие факторы влияют на падение продаж? В исследовании эксперты назвали:

  • падение общей покупательной способности населения;
  • отказ от покупок курсов развлекательного характера, а также курсов, посвящённых развитию soft skills;
  • потерю привычных маркетинговых инструментов из-за блокировки соцсетей;
  • проблемы с оплатой от зарубежных клиентов.

К тому же уже в первые недели после 24 февраля многие онлайн-школы столкнулись с тем, что из-за отказа банков в выдаче кредитов многие клиенты не могут приобрести курсы в рассрочку. По оценке CEO GetCourse Сергея Михайлова, у онлайн-школ на его платформе выручка от продаж в рассрочку упала на 75%.

Но Михайлов всё же настроен оптимистично: с проблемой рассрочек школы уже практически разобрались, настроили взамен запрещённых соцсетей email-рассылки и другие, казалось бы, устаревшие каналы продвижения. И в целом у онлайн-образования есть все шансы продолжать рост.

Короткие курсы становятся более востребованными

Опросы, лежащие в основе исследования российского рынка онлайн-образования, не учитывали разницу в длительности пройденных участниками курсов. Можно предположить, что во многих случаях преобладали длинные и среднесрочные программы: 38% респондентов сообщили, что прошли за год обучение только по одной программе, и столько же — по двум или трём.

В первые месяцы после 24 февраля многие опрошенные авторами исследования эксперты увидели, что источником роста для EdTech-компаний могут стать более короткие курсы. Тренд проявляется во всех сегментах. Так, СЕО «Синхронизации» в России Денис Колодий отметил, что слушатели чаще выбирают курсы длительностью три недели, чем один-два месяца. Падение спроса на образовательные продукты компании — досуговые лекции о культуре и искусстве — было, по его словам, заметным, но не катастрофическим.

Сооснователь и программный директор Skillbox Сергей Попков тоже отметил, что актуальными в последнее время стали монокурсы для бизнеса продолжительностью до двух месяцев, например, по антикризисному управлению.

Сергей Михайлов из GetCourse на примерах разнообразных онлайн-школ подтверждает общий тренд на сокращение длительности курсов. По его словам, этой весной себя лучше чувствовали именно те, кто внедрил мини-продукты с небольшим чеком.

Прогноз: тренд сохранится

Анализируя текущую ситуацию, эксперты предполагают, что тренд на короткие и недорогие курсы задержится на рынке онлайн-образования. Максим Спиридонов в комментарии, включённом в исследование, объясняет это желанием аудитории получать быструю отдачу: «Люди в условиях кризиса не готовы ждать год, чтобы пройти обучение и только потом начать зарабатывать».

Руководитель образовательных проектов в «Яндекс.Рекламе» Елена Пугачёва считает, что стоит ждать смены фокуса онлайн-образования в целом:

«В ситуации нестабильности скорее есть запрос на монетизацию своей текущей экспертизы через освоение кросс-навыков, нежели радикальную смену карьерного фокуса. Важно учиться переупаковывать опыт, быстро учиться новому, чтобы сохранить рабочее место».

Продолжительные программы переподготовки для работы по новой профессии, по её мнению, могут потерять популярность. А любые мини-продукты по освоению новых навыков в рамках выбранной карьерной траектории, напротив, станут востребованнее.

Впрочем, пока точка зрения Елены Пугачёвой не подтверждается: наоборот, программы по новым профессиям пользуются спросом.

Курсы по IT-профессиям популярнее всех остальных

Самым успешным направлением и по охвату аудитории, и по тратам населения стал сегмент «IT-профессии и маркетинг». Такой вывод авторы исследования сделали, объединив результаты телефонного и онлайн-опросов.

По их оценкам, онлайн-обучение IT-профессиям и маркетингу проходили в 2021 году более 2,5 млн человек. Совокупные траты на такие курсы превысили 46 млрд рублей. Стоит отметить, что собственно курсы по программированию проходили 950 тысяч человек, а всё остальное приходится на различные специальности в сфере маркетинга, SMM, продакт- и проджект-менеджмента, а также веб-дизайна.

Более однородное, но почти столь же популярное направление — профессии в сфере образования. Методической работе, преподаванию, кураторству и продюсированию образовательных проектов обучались более 2,2 млн человек. Общие траты населения на них составили более 28 млрд рублей. Стоит учитывать, что в оценку трат авторы исследования включали также оплаченные работодателями курсы. Поэтому в числе обучавшихся в сфере образования могут быть многочисленные учителя, проходившие обязательное повышение квалификации онлайн.

IT и образование, а также производство и ремонт, финансы, бухгалтерию и право респонденты чаще всего изучали в интересах профессионального развития. Все остальные направления, в том числе иностранные языки, активнее всего изучали для расширения кругозора.

На разницу в целях указывает и несовпадение объёмов аудитории по отдельным направлениям и трат на них. Например, по оценке авторов исследования, 12% всех участников онлайн-образования обучались в сфере хобби, творчества и личного развития. Но в структуре трат на это направление приходится 9%. Значит, заметная доля аудитории использовала бесплатные ресурсы и покупала недорогие образовательные продукты.

Объём аудитории онлайн-образования и траты на него по направлениям

Инфографика: «Нетология», «Исследование российского рынка онлайн-образования»

Прогноз: тренд сохранится

В начале года участники опросов одинаково часто сообщали о желании изучать в дальнейшем иностранные языки, IT-профессии и маркетинг, а также обучаться в направлениях хобби, творчества и личностного развития.

Опрос проводился в первой половине февраля 2022 года. Источник: «Нетология», «Исследование российского рынка онлайн-образования»

Но дальнейшие события, по мнению экспертов, изменили планы большинства людей. Руководитель «Яндекс.Практикума» в России Евгений Лебедев заметил в комментарии для исследования, что обучение как хобби будет не в приоритете в ближайший год.

Рост спроса уже наблюдается на курсах по переобучению для освоения новой профессии в IT, и, по мнению Лебедева, он продолжится. Новые продукты в области IT‑профессий, считает руководитель «Яндекс.Практикума», целесообразно делать нишевыми: например, курсы по подготовке айтишников к релокации.

Программный директор Skillbox Сергей Попков настроен пессимистичнее: он считает, что все направления дополнительного образования взрослых по итогам года просядут. Но именно в секторе IT-профессий падение будет наименьшим, на 10–15%. То есть всё‑таки IT будет интересовать клиентов больше всего.

Другие эксперты в исследовании российского рынка онлайн-образования отмечают, что полезными для клиентов в ближайшем будущем могут быть не только IT‑профессии. Так, Максим Спиридонов согласен, что спрос будет расти на востребованные в условиях кризиса профессии. Но одновременно люди будут заинтересованы во всём, что обучает «дополнительному заработку и экономии, финансовой грамотности».

А Денис Колодий рассчитывает, что не исчезнет и сегмент edutainment: потребность в самообразовании и осознанном досуге не исчезнет, а зарубежные дистрибьюторы «контента на вечер» с рынка уходят.

Качество курсов становится всё важнее

Результаты опросов в исследовании «Нетологии» показывают, что большинство потребителей по умолчанию ожидают от онлайн-образования такого же качества, как от офлайна, и не испытывают к цифровым форматам особого недоверия.

Лишь 213 респондентов в онлайн-опросе сообщили, что в будущем хотят обучаться только офлайн. И около 57% из них отметили, что предпочитают офлайн, так как доверяют только определённому учебному заведению, в принципе не доверяют онлайн-школам или имели негативный опыт онлайн-обучения. В целом среди поводов отказаться от онлайн-образования преобладают объективные: нет подходящих курсов, нет нужного оборудования и так далее.

Отвечая на вопрос о недостатках онлайн-формата, участники опроса тоже не высказывали особых претензий к качеству контента. Основные трудности, с которыми сталкивались респонденты, связаны с техническими сбоями и с затруднённым контактом с преподавателем. И только около 12% опрошенных отметили меньшую компетентность онлайн-преподавателей по сравнению с офлайном. Зато почти 10% указали, что не видят никаких недостатков, характерных именно для онлайн-формата.

Источник: «Нетология», «Исследование российского рынка онлайн-образования»
Инфографика: Skillbox Media

Опрос более чем 200 методистов из российских EdTech-компаний, проведённый «Нетологией» в рамках исследования, показал, что разработчики курсов в 2021 году, как правило, реагировали на проблему отсутствия контакта с преподавателем и мотивации:

  • Более 70% опрошенных методистов заявили, что для достижения цели обучения эффективнее всего работают синхронные онлайн-курсы, в которых слушатели двигаются в едином темпе по общему расписанию, поддерживая контакт с преподавателем.
  • А 92,2% методистов в 2021 году внедрили в образовательные продукты новые способы сопровождения обучения, в том числе встречи студентов с наставниками или психологами.

Прогноз: качество станет ещё важнее, но его будет трудно поддерживать

О том, что клиенты EdTech-компаний становятся всё искушённее и конкурентным преимуществом на рынке впредь будет качество продукта, говорили давно. В новых условиях, считают опрошенные для исследования «Нетологии» эксперты, тенденция только закрепится.

«Неизбежно российскую аудиторию ждёт снижение платёжеспособности, а это означает спрос на качественный продукт. Пользователь будет внимательнее смотреть на соотношение цены и качества», — прокомментировал Андрей Сизов, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд». Похожую позицию выразил основатель OTUS Дмитрий Волошин: пользователи уже не готовы платить за курсы-«пустышки».

Но создавать качественные курсы в новых условиях станет сложнее: доходы компаний упадут, и на специалистах будут экономить. Такое предположение сделал в «Исследовании российского рынка онлайн-образования» методист «Яндекс.Практикума» Андрей Мельниченко:

«Всё чаще работа будет выстраиваться так, что методисты и делают презентации, и собирают курсы, и ведут несколько десятков курсов параллельно. В этом смысле рынок, на мой взгляд, вернётся на пару лет назад, когда роль и польза методиста были неочевидны, и на него вешали по десять курсов с мыслью „Ну а что там такого сложного?“».

Важнейшим игроком EdTech-рынка становится государство

В 2019–2021 году развитие рынка EdTech проявлялось не только в увеличении выручки, но и в росте инвестиций в стартапы и более зрелые проекты. Наращивали российские компании и инвестиции за рубеж, в том числе для запуска проектов по дополнительному обучению взрослых. В исследовании «Нетологии» среднегодовой темп роста объёма инвестиций в эти годы оценивается в 149%. Рос интерес как российских, так и иностранных инвесторов.

Но есть нюанс. Чаще всего инвестиции удавалось привлечь в продукты для детей дошкольного и особенно школьного возраста. Дополнительное профессиональное и высшее образование, а также корпоративное обучение авторы исследования оценили как недофинансированные.

Впрочем, в последнее время наметилась тенденция на объединение компаний, в том числе из категории образования для взрослых, в рамках крупных корпораций. Свободного места на рынке оставалось всё меньше, и крупные игроки стремились выстроить в своей экосистеме универсальную образовательную среду — от дошкольного периода до дополнительных профессиональных программ.

Параллельно усиливалась роль государства в онлайн-образовании. Ярче всего это проявилось, безусловно, на уровне школы — там, отмечают авторы исследования, активно развиваются проекты государственных информационных систем — платформа «Сферум» и ГИС «Моя школа». Появились проекты и для более старших возрастов в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики».

Идеи по регулированию рынка образования взрослых тоже звучали, но пока участие государства проявлялось в привлечении частных компаний к таким госпрограммам, как «Содействие занятости», и в их сотрудничестве с государственными вузами.

Прогноз: тренд усилится

В новых условиях у EdTech-компаний будет заметно меньше ресурсов для развития на рынке.

«Выходить с российским брендом и российскими корнями на зарубежные рынки стало сложно. Это ограничивает перспективы российского EdTech, вынуждает его фокусироваться на российской аудитории или же выходить на зарубежные рынки „инкогнито“», — заметила генеральный директор «Нетологии» Марианна Снигирёва в комментарии к исследованию.

Шансы на успех могут сохраняться в нейтральных странах Латинской Америки, Юго‑Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, считает Максим Спиридонов. Что касается внутренних инвестиций, рассчитывать на них в ближайшие месяцы не приходится.

Новым проектам Спиридонов рекомендует ещё на ранних этапах развития планировать, как встроить свой продукт в инфраструктуру какой-нибудь корпорации — потенциального покупателя. Покупка более вероятна, чем инвестиции в независимый стартап.

Из-за сокращения возможностей роль государства как заказчика обучения усилится, считают эксперты. СЕО «Like Центра» Василий Алексеев предполагает, что рынок EdTech сохранится, наращивая оказание услуг государственным и корпоративным клиентам.

Другие спикеры, опрошенные авторами исследования, выделяют конкретные направления.

Руководитель проекта по разработке и внедрению модели цифровых компетенций в образовательные программы РАНХиГС, ведущий эксперт Университета Иннополис Сергей Пилипенко предлагает разработчикам онлайн-курсов интегрировать их в программы вузов по проекту «Цифровые кафедры»: «Известно, что среди вузов есть такие, которые с трудом смогут обеспечить качественный контент и сформировать необходимые компетенции».

А GR-директор «Нетологии» Валентина Куренкова рекомендует всем компаниям выделить «отношения с государством» в отдельную функцию: «Верификация онлайн-образования рано или поздно случится, и этот процесс в том числе затронет сегмент взрослого дополнительного образования».

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована