Образование EdTech
#Руководства

Как создавать инновации в образовании

Для чего нужны инновации, как создавать и применять их у себя в компании: руководство для методиста, менеджера, стартапера, директора и причастных.

Иллюстрация: Оля Ежак / Skillbox

Краткая справка

Рената Гизатулина — основатель и куратор проекта LLLab, эксперт в области life­long learn­ing skills, автор Telegram-канала Art of education by LLLab.eu.

LLLab (Lifelong Learning Lab) — сообщество специалистов, увлечённых идеей lifelong learning — обучения на протяжении всей жизни, а также лаборатория для создания и тестирования методик непрерывного образования. В LLLab проводится курс «Инновации в образовании» — программа для тех, кто хочет создавать, тестировать и системно внедрять новые технологии и методы в свои образовательные проекты.

Из этой статьи вы узнаете:


Инновации в образовании — понятие широкое. В разных сегментах сферы образования — академическом, корпоративном, неформальном образовании, на рынке EdTech — свои стандарты и, соответственно, свои инновации, но нигде нет каких-то «инновационных догм».

Никто на рынке образования не знает, что точно сработает в контексте инноваций, а что — нет. Инновации — это не только успешные изменения в сфере образования, но и гибкость, смелость, возможность делать ошибки и получать новый опыт. Однако есть принципы, которые можно выделить на примерах успешного внедрения инноваций в образовании. О них поговорим в этой статье.

Что такое инновации и зачем они нужны

На российском рынке образования сейчас, с одной стороны, много качественных специалистов, а с другой — много открытых ниш. Таким образом, сегодняшние реалии — прекрасное время для того, чтобы применять накопленный опыт для создания инноваций.

Инновации — это инвестирование в новое знание, идею и последующий процесс внедрения этих идей с целью получения дополнительной ценности для компании.

Инвестирование в этом контексте не обязательно денежное. Мы начинаем инвестировать во что-то новое в компании, чтобы сотрудники придумывали новые полезные идеи. При этом мы задаёмся вопросами:

  • Как можно улучшить образовательный процесс?
  • Как улучшить образовательный продукт?
  • Стоит ли создавать совершенно новый продукт?

Этот процесс — от инвестирования до понимания конечного результата и получения от него дополнительной прибыли или какой-то другой ценности — называется процессом разработки инноваций. Процесс разработки состоит из четырёх этапов.

Инновации не всегда бывают радикальными (когда на рынке появляются совершенно новые продукты и процессы, которых никогда не было). Постепенные изменения в каких-то продуктах, процессах или стратегии, постоянное совершенствование — это тоже инновации.

Как применять инновации

Есть три области, в которых надо ориентироваться, чтобы понять, к каким инновациям готова ваша компания.

Первая область — мышление большинства сотрудников и лидеров организации. Если нет нужного типа мышления, внедрить что-то новое будет сложно.

Вторая область — точка приложения усилий. Это понимание того, что именно стоит изменить для достижения нужных результатов.

Третья область — масштаб приложения усилий. То есть — насколько широкие и глубокие изменения нужны компании. Затем надо оценить, хватит ли вам ресурсов на задуманное.

1. Культура мышления в организации

На примере трёх типов культуры мышления — управление (Run), изменение (Change), прорыв (Disrupt) — рассмотрим, какие инновации возможны в каждом из них.

Впервые чёткие критерии для разграничения трёх культур мышления сформулировала, вероятнее всего, консалтинговая компания Gather. После этого бизнес адаптировал модель под себя, объединив все три типа под названием «тримодальная организация процессов» (при ней в компании присутствуют одновременно все типы культуры мышления). В России этой модели развития придерживается Сбербанк.

Почти в каждой компании одновременно происходят два процесса: управление и изменение. А вот прорыв — радикальные перемены — случается далеко не во всех компаниях (в основном это могут позволить себе большие компании или, наоборот, стартапы).

Вот несколько примеров инноваций в разных культурах мышления:

  • Управление (RUN)

Это процессы в компаниях или отделах, где происходит мало изменений или не происходит вообще. Основная задача — стандартизация и управление через нормы и политики. По такому принципу работают консервативные образовательные учреждения — например, школы или университеты, где серьёзных различий в программах из года в год не наблюдается.

  • Изменение (CHANGE)

Сейчас рынок образования вынужден меняться из-за последствий пандемии. В 2019 году классическая университетская или школьная среда управлялась RUN-процессами, а сейчас, в 2020-2021-м, из-за коронавируса всем пришлось меняться, активно применять Change-мышление. И теперь большая часть рынка образования существует в Change-парадигме, так как давление внешних факторов огромно.

Многие школы и университеты создавали новые методики в проектировании образовательного опыта и до пандемии. Есть стандартные университеты, а есть Интердисциплинарная школа в Лондоне, где используется подход Challenge best learning: когда всё, что изучается, служит решению реальных задач. Например, занимаясь темой ожирения школьников, студенты изучают анатомию, биологию, социологию и другие дисциплины, которые могут пригодиться для решения этой проблемы. Программа и предметы остаются примерно теми же, но меняется метод.

Сфера образования должна всегда развиваться, и в ней должна быть культура Change, чтобы компания могла постоянно внедрять изменения и нововведения.

  • Прорыв (DISRUPT)

Например, компания Skyeng запускает продукт Skysmart, формат которого сильно отличается от существующего формата обучения языку. Это собственная платформа адаптивного обучения.

Есть ещё интересный пример — TUMO BOX для подростков. Это такая «коробка», которую ставят в сельской местности. Дети и взрослые могут развиваться в области дизайна и технологий — в этой «коробке» есть всё для этого. Это совершенно новая технологическая и методологическая разработка.

2. Точка приложения усилий

Мы до сих пор не знаем методологии адаптивного обучения, которая будет работать на 100%. Мы не знаем, возможна ли полноценная замена преподавателя технологиями, и если да, то в каких функциях. Понятно, что человек в образовательном процессе нужен, но что-то мы можем автоматизировать, а вот что именно — мы точно пока не знаем. Поэтому в сфере образования важно исследовать контекст, прогнозировать и проектировать его. Нужно смотреть на процессы с точки зрения эксперимента.

Это касается не только онлайн-образования, но и классических школ и университетов. Например, частные школы постоянно находятся в поисках инноваций и обычно не боятся применять новый опыт и технологии, чтобы выделиться на рынке, привлечь как можно больше учеников.

Чаще всего у инноваций две области приложения усилий — коммуникации между людьми или организационные процессы.

Пример инноваций в области коммуникации между людьми

Teachers Pay Teachers — один из самых быстроразвивающихся EdTech-стартапов. Онлайн-площадка, где учителя выкладывают полезные материалы и свои наработки, а их коллеги могут ими воспользоваться на платной или бесплатной основе. Так учителя получают возможность заработать на инновациях, которые они у себя внедрили. По сути, это маркетплейс профессиональных решений.

Как появилась идея этой площадки? Её создатели заметили, что преподавателям из разных стран и предметных сфер не хватает возможности обмена опытом. Стартап предоставил людям такую возможность.

Скорее всего, через какое-то время у нас в России тоже будет много таких маркетплейсов. У них большой потенциал: они дают возможность взять чьи-то готовые наработки и применить у себя.

Вот вам идея для стартапа: в любой общеобразовательной школе учителя загружены бюрократической работой. Придумайте, как этот процесс автоматизировать, — учителя скажут вам спасибо, да и мир станет чуточку лучше.

Пример инноваций в области процессов

Компания Knewton разработала технологию адаптивного обучения. Это специальная платформа, на которой есть:

  1. Система сбора данных — о знаниях студента, его возможностях и способностях к обучению, степени восприимчивости к новой информации, реакциях (даже о его настроении).
  2. Система выводов — на основе собранных данных делаются выводы, и образовательный процесс в режиме реального времени настраивается индивидуально для каждого студента.
  3. Система стратегического планирования — с оценкой возможностей учеников, корректировкой целей, формата и контента для обучения. Также система анализирует и прогнозирует успехи студента.

Технология Knewton работает со статистикой, машинным обучением, психометрией и адаптируется к особенностям ученика буквально каждую минуту, чтобы сделать учёбу максимально персонализированной.

В России собственные платформы создали, например, Skyeng и «Яндекс Практикум». Но это всё ещё огромное поле для инноваций и экспериментов.

3. Масштаб приложения усилий

От того, сколько ресурсов компания готова вложить в инновации, зависит масштаб возможных инноваций. По масштабу инновации можно поделить на разделы.

  • Система внутри компании

Включает в себя обучение преподавателей и их онбординг (процесс адаптации сотрудника к цифровому продукту), работу с партнёрами и клиентами.

  • Образовательный опыт студента

Среда, пространство обучения, маркетинговые сообщения, платформа, точка, в которой студент начинает (регистрация на платформе) и заканчивает (трудоустройство, экзамен).

  • Конкретная программа

Работа в рамках программы или линейки продуктов.

Как разрабатывать инновации

Инновации разрабатываются последовательно: от исследования до внедрения.

Навыки, которые нужны в процессе осуществления этого цикла: продуктовое мышление, креативность, коллаборация, критическое мышление, коммуникация.

Принципы, которыми нужно руководствоваться инноватору

1. Не бойтесь ошибаться.

Инновации — всегда что-то новое, и если всё сработало где-то в мире, в другой компании, это не значит, что всё сработает и в вашей. Относитесь к ошибкам как к опыту.

Например, в шведском городе Хельсинборге есть целый «Музей провалов», где собраны реально существующие продукты из разных сфер или концепты, которые не были приняты клиентами. Слоган музея: «Инновации невозможны без провалов» — отличный принцип для инноватора. Многие продукты, собранные в этом музее, дали их создателям толчок для создания других, более совершенных продуктов.

2. Работайте в кросс-функциональной команде.

Кросс-функциональные команды необходимы в современном мире как воздух. Не бывает инноваций и адаптивного обучения, которое создано специалистами одного профиля, — это всегда командная работа профессионалов из разных областей.

Например, сейчас на рынке много стартапов, которые готовы развиваться в области адаптивного обучения, но у них нет методической базы. Или, наоборот, методисты хорошо проработали суть адаптивного обучения, но на практике оно не случилось, потому что платформа не смогла это потянуть. Методология и технология должны развиваться вместе.

3. Изучайте чужой опыт.

При разработке инноваций нужно использовать проверенные на практике кем-то другим или теоретически обоснованные гипотезы. Поэтому самостоятельный поиск и понимание научного метода — очень важные для инноватора навыки.

Например, вы хотите создать инновацию в области мотивации сотрудников или студентов. Вы видите проблему: после какого-то этапа люди уходят с вашего образовательного курса. Изучите на русском и английском языках теории мотивации, удержания внимания, найдите социологические исследования на эту тему или посты трендсеттеров, проанализируйте комментарии и отзывы пользователей. А дальше отфильтруйте источники, сделайте выкладку из достоверных и сосредоточьтесь на их сути.

Также важно развивать насмотренность. Как это сделать: найдите компании, которые занимаются адаптивным обучением, и экспертов, пообщайтесь с ними, протестируйте продукт, выясните, как развивалась компания, какие ошибки допускала.

4. Внедряйте инновации системно.

Внедрение изменений требует командной работы — оценивайте её трезво. Не все члены команды будут согласны с вами, не все будут готовы тратить ресурсы на инновации, не всё можно реализовать в компании, в которой не сформирована нужная культура мышления (Change или Disrupt). Возможно, вам придётся пройти долгий путь, начав с формирования культуры и создания подходящих условий для инноваций.

Для системного внедрения инноваций нужно понимать, из каких этапов состоит этот процесс, обладать навыками горизонтального лидерства и коммуникации, уметь работать с сопротивлением.

В заключение скажу, что самая большая проблема в сфере образования в России не в том, чтобы найти идею для инноваций, а в том, чтобы правильно выстроить работу с инновациями в конкретной компании: понять, как их внедрять, какие личные качества нужны для этого процесса и какие ресурсы у компании для этого есть.

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована