Образование
#статьи

Peer-to-peer, или взаимное обучение: что за подход, где и как он применяется

Подробный разбор формата, которому эксперты прочат большое будущее.

Иллюстрация: Tom Werner / Getty Images / Stockking / Freepik / Annie для Skillbox Media

Эксперты считают, что уже к 2030 году сфера образования сильно изменится: доля онлайн-обучения вырастет, а доминировать будут демократичные тренды. Одним из них специалисты называют peer-to-peer-обучение.

Вместе с экспертом — руководителем программ педагогических практик Skillbox Кириллом Прудниковым — разбираемся, что представляет собой обучение по принципу peer-to-peer.

Что такое peer-to-peer-обучение и чем взаимное обучение отличается от совместного

У образовательной концепции peer-to-peer (сокращённо — P2P-обучение, или взаимное обучение, как его называют на русском языке) нет строгого определения.

В широком смысле под peer-to-peer-обучением понимают модель образования, когда люди обучают друг друга. Они тесно взаимодействуют в процессе — обмениваются опытом, знаниями и информацией — и так формируют связи, создают сообщества, основанные на принципах поддержки и взаимопомощи. При этом, отмечает Кирилл Прудников, преподаватель или инструктор выступает в таком обучении не в качестве источника нового знания, а в роли создателя и фасилитатора образовательной среды. То есть peer-to-peer — это разновидность активного обучения.

С английского слово peer переводится как равный, поэтому ещё одно название для этой образовательной концепции, которое можно встретить в русскоязычных источниках — обучение по принципу «равный — равному».

Равными обычно считают участников образовательного процесса, которые находятся на одной ступеньке в учебной иерархии: то есть школьники, студенты, коллеги. Между ними нет административного подчинения, поэтому в P2P-обучении нет места ни наставлениям, ни указаниям, ни тем более наказаниям.

Фото: dotshock / Shutterstock

Однако как нет чёткого определения, так пока не существует и строгой классификации P2P. Например, некоторые специалисты считают таковым любое взаимодействие между равными по статусу участниками образовательного процесса.

Другие разделяют P2P-обучение и совместное обучение (в англоязычной литературе такой подход называется collaborative learning). Совместное обучение в этой трактовке происходит тогда, когда учащиеся работают в группах, чтобы вместе найти решение задачи и обсудить идеи, то есть учатся друг с другом. А в P2P-модели один учащийся ведёт другого через концепцию или задачу, то есть один студент учит другого.

Приёмы совместного обучения хорошо работают, когда, например, класс участвует в дискуссии после знакомства с новой темой. А P2P может пригодиться, если нужно управлять различными темпами обучения: ученики, освоившие материал быстрее других, помогут разобраться одноклассникам.

При этом взаимное обучение может быть как формальным, так и неформальным и применяться практически где угодно. Например, когда одноклассники помогают друг другу в выполнении домашнего задания или объясняют друг другу новый материал — это не что иное, как peer-to-peer-обучение в простейшей его форме.

Как возникло P2P-обучение

Взаимное обучение — далеко не новая концепция. Некоторые исследователи полагают, что её корни уходят глубоко в историю, поскольку люди всегда обменивались знаниями. Среди первых зафиксированных методик взаимного обучения выделяют Белл-Ланкастерскую систему. Суть её была в том, что ученики, уже овладевшие знанием (они назывались мониторами), обучали остальных учащихся.

Эту методику независимо друг от друга предложили британские педагоги Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер в конце XVIII века. Они видели в ней быстрый и дешёвый способ повышения грамотности — при нехватке учителей для массового образования. И у Белла, и у Ланкастера система школьного обучения строилась так: сначала учителя обучали старших учеников и проверяли их знания, а затем эти ученики, получив инструкции учителя, обучали младших товарищей.

К началу XIX века эта система получила распространение в Великобритании, Франции, Дании, России, США и других странах. Школы, работающие по методике Белла и Ланкастера, предназначались прежде всего для беднейших слоёв населения — и были единственной возможностью получить хоть какое-то образование.

Дети в школе-интернате в Великобритании
Иллюстрация: газета The Graphic, 1891 г. /  Public Domain

Спустя полвека ланкастерские школы вышли из моды, однако идеи Белла и Ланкастера нашли отражение во многих педагогических подходах и в том числе повлияли на развитие peer-to-peer-обучения.

Ещё одним толчком для концепции P2P стала популярность идей конструктивизма: сторонники этого подхода считают, что чем больше люди сотрудничают в процессе учёбы, тем лучше будет результат.

Принципы взаимного обучения

Чётких правил, как именно должно выглядеть peer-to-peer-обучение, нет, поэтому на практике оно может быть реализовано в разных формах: как в группе, так и «один на один», как единственный подход или как часть программы, в которую включено и классическое преподавание тоже.

Исследователи насчитывают целый ряд сценариев, по которым может реализовываться взаимное обучение в образовании. Среди них:

  • Более опытный студент обучает менее опытного. Это самый распространённый вид P2P. Например, ученики старших классов проводят занятия для ребят помладше. Или сотрудник с большим опытом обучает своего менее квалифицированного коллегу (этот образовательный сценарий обычно именуют менторингом).
  • Дискуссионные семинары, на которых студенты или коллеги обсуждают полученные знания, обмениваются мнениями, уточняют непонятные для них аспекты темы, делятся информацией, которую дополнительно нашли сами.
  • Учебные группы поддержки — формат обучения, при котором студенты объединяются и занимаются или готовятся к экзаменам вместе, обмениваются идеями, обсуждают темы и так далее.
  • Обратная связь. Ученики проверяют работы друг друга и стараются дать конструктивную оценку и обратную связь. Этот метод помогает увидеть, как выполняют задания другие, проанализировать их когнитивные и учебные стратегии, получить навыки дипломатического общения. Применяют его и в школах, и в вузах, и в корпоративной практике.
  • Совместные (групповые или парные) проекты. Ученики вместе работают над проблемой.
  • Баддинг (система «приятелей» — происходит от английского слова buddy, которое означает «приятель») — формат, когда двое учащихся объединяются, чтобы оказывать друг другу поддержку, обмениваться информацией, делиться успехами и инсайтами.

В чём преимущества P2P-обучения

Преимущество методики взаимного обучения, считает Кирилл Прудников, заключается в том, что технология основана на совместном конструировании знания и субъектность перенесена от инструктора (преподавателя) на равного тебе. Такой формат создаёт более доверительную образовательную среду, увеличивает мотивацию, укрепляет горизонтальные связи и взаимодействия.

Среди сильных сторон P2P можно также выделить следующие:

  • Развитие гибких навыков и осознанный подход к учёбе.

Считается, что peer-to-peer-обучение способствует развитию таких полезных навыков, как критическое мышление, коммуникативность, умение преодолевать трудности, учиться и работать в команде, а также навыки метапознания.

Фото: Alexandra Bilham / Shutterstock

Последнее, например, подтверждается исследованием, проведённым группой американских учёных в 2011 году. В том эксперименте приняли участие 39 студентов курса «Введение в преподавание» в области сельскохозяйственного и дополнительного образования. Им было предложено подготовить и провести занятие для своих сокурсников. Студенты продемонстрировали элементы метакогнитивных навыков, поскольку в процессе подготовки к занятиям они, наблюдая, как учатся другие, начали размышлять и о собственных стратегиях обучения.

  • Погружение в тему.

Взаимное обучение обеспечивает более глубокое усвоение материала. Исследованиями подтверждается, что учить чему-либо кого-то другого, делиться знаниями с соучениками — полезно, поскольку заставляет повторять уже усвоенные концепции и тем самым укреплять нейронные связи, лучше понимать и запоминать преподаваемую тему.

  • Мотивация учиться.

Peer-to-peer-подход может положительно влиять на мотивацию участников учебного процесса.

Например, исследование Университета штата Мичиган (США) показало, что успеваемость студентов выше, если о пользе изучения темы говорят не преподаватели, а их однокурсники.

По мнению авторов исследования, возможная причина в том, что студенту проще идентифицировать себя со сверстником, чем с преподавателем. А значит, легче разделить мотивы и увидеть возможности для применения получаемых знаний.

  • Вовлечение в процесс.

P2P-подход превращает учеников из пассивных слушателей в активных участников. Исследования показывают, что люди, активно вовлечённые в процесс учёбы, в полтора раза чаще успешно завершают обучение и сдают экзамены по сравнению с теми, кто просто потребляет контент.

  • Создание позитивной атмосферы.

Взаимное обучение помогает создать доверительную и безопасную атмосферу. Люди часто боятся обращаться к преподавателям с вопросами из-за страха выглядеть глупо или из-за опасения, что это может отрицательно сказаться на оценке. Подобное происходит и на рабочем месте, если сотруднику приходится идти с вопросом к руководителю.

С соучениками и равными коллегами такого страха, скорее всего, не будет, поскольку все находятся в одинаковой позиции и не обладают властью друг над другом.

  • Широкие возможности применения.

Метод взаимного обучения достаточно гибкий, а потому его можно реализовать в разных формах, видах и пропорциях в составе образовательной программы. Кроме того, он подходит для всех видов обучения: школьного, университетского и особенно корпоративного.

Нет ограничений для применения метода и с точки зрения предмета: например, этот способ обучения называют в числе методик, которые полезно применять при повышении квалификации педагогов. То есть учитель, который быстрее других освоил какой-то новый навык (например, научился работать с цифровым инструментом), может на своём опыте обучить этому коллег.

Большое количество достоинств и гибкость подхода позволяют экспертам говорить о peer-to-peer как о тренде будущего в образовании. Кирилл Прудников полагает, что также это связано с фокусом на создании совместного знания: «Текущий момент показывает, что какие бы то ни было прорывы возможны только в совместной „мыследеятельности“. Об этом говорит, например, список лауреатов Нобелевской премии по физике, где в последний раз премия досталась одному учёному, а не группе, в 1992 году. В дальнейшем премию присуждали за групповые исследования».

Недостатки peer-to-peer-обучения

Несмотря на немалое число плюсов, у P2P есть и недостатки. Прежде всего, это неопытность участников такого обучения. Ведь умение передавать информацию легко и понятно — навык, который требует постоянной и долгой практики. Отсутствие опыта может привести к тому, что инструкции окажутся слишком запутанными, а обратная связь — нечёткой и размытой.

Второй момент, который стоит учитывать, — отношение к процессу. Профессиональный учитель, преподаватель или тренер вряд ли бросят программу на полпути, они постараются довести подопечных до логичного финала. А в программах, где обучение ведётся только на равных, нельзя быть уверенным, что участники дойдут до конца и получат нужный результат.

Фото: Vasyl Rohan / Shutterstock

Из этого следует и третий минус P2P: учебный процесс невозможно полностью контролировать, а образовательные результаты могут получиться неожиданными.

Кроме того, считает Кирилл Прудников, к недостаткам можно отнести и то, что применение формата «от равного к равному» может создать у преподавателя иллюзию, будто ему не нужно проектировать это обучение, а вся ответственность лежит на самих участниках учебного процесса.

«Напротив, роль инструктора в peer-to-peer усложняется до роли организатора и фасилитатора образовательной среды, стимулирования участников к совместной работе по созданию общего знания. То есть настоящее peer-to-peer-обучение — это не стихийно сложившийся процесс, где студенты учатся друг у друга, а тщательно спроектированный заранее образовательный опыт», — комментирует эксперт.

Как используют peer-to-peer в онлайн-обучении

О P2P-подходе стали особенно много говорить в связи с развитием онлайн-образования. Исследователи называют его надёжным инструментом, позволяющим наладить между учениками взаимодействие, которое теряется при переносе в онлайн традиционных методик преподавания.

«Ситуация дистанционного обучения подтолкнула преподавателей к поиску способов мотивации (а где-то и контроля) студентов на расстоянии, когда они не находятся в поле его внимания в классе. Технология peer-to-peer отлично подходит для этих целей, так как участники помещаются в субъектную ситуацию и становятся как реципиентами, так и источниками знания. В такой ситуации гораздо тяжелее отключить камеру и пойти заваривать чай. Это как в групповых тренировках: каждый одновременно мотивирует и контролирует другого», — объясняет Кирилл Прудников.

По этой причине одновременно с распространением дистанционного обучения, стали появляться и целые проекты, основанные на принципах «равный — равному». В качестве примера можно привести такое явление, как cMOOC (connective massive open online-courses), разновидность массовых открытых онлайн-курсов (MOOC), в центре которых стоит как раз взаимодействие участников обучения.

Выглядит это обычно так: люди объединяются на какой-то платформе (например, в социальной сети) и совместно ищут информацию в разных источниках, обмениваются ею, помогают друг другу разобраться в теме, а также сами формируют контент из собственных знаний и опыта. Такое обучение ещё называют сетевым.

Другой пример — платформа P2PU (Peer-to-peer University). Это некоммерческое онлайн-сообщество открытого обучения, которое позволяет участникам создавать собственные курсы, открывать учебные группы и участвовать в них для совместного изучения и обсуждения интересующих тем.

Ещё одним интересным примером может служить мобильное приложение Kalpha, которое позволяет людям знакомиться и общаться онлайн, чтобы делиться любыми навыками, знаниями и жизненным опытом один на один. По сути, это что-то вроде «Тиндера» для поиска наставников в саморазвитии.

Среди проектов с российскими корнями на принципах горизонтального обучения строится работа Tensy — онлайн-платформы, где школьник или родитель может задать любой вопрос по учёбе или прислать фото задания из домашней работы и через 1–3 минуты получить индивидуальный урок со старшеклассником или студентом, который уже разобрался в этой теме.

Создатель Tensy выпускник СПбГУ Савва Антонюк рассказывал Skillbox Media, что участие в проекте оказывается полезным не только тем школьникам, которые ищут объяснения для своих вопросов, но и старшеклассникам-наставникам, поскольку позволяет им актуализировать знания и закрепить их. «Самое эффективное закрепление материала — это когда ты кому-то его объясняешь», — уверен Антонюк.

Как peer-to-peer-обучение применяют в вузах

Практики обучения по принципу «равный — равному» сегодня реализовываются в высшем образовании в разном формате и видах. Например, в Школе искусств и наук Кеннета П. Дитриха при Питтсбургском университете (США) действует проект Study Lab. Это академический центр поддержки студентов. Учащиеся, испытывающие сложности в учёбе, могут получить в центре различную помощь, в том числе позаниматься с репетитором. При этом все репетиторы Study Lab — такие же студенты университета, только уже освоившие предметную область. Но чтобы занятия были эффективнее, студенты-тьюторы предварительно проходят специальное обучение.

Кадр: Dietrich School at University of Pittsburgh / YouTube

Подобные проекты есть и в вузах России. Так, в СПбГУ студенты программы «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» регулярно пробуют себя в роли преподавателей и проводят занятия для своих ровесников-иностранцев. Конечно, делают это те, кто уже знаком с разными учебными методиками и понимает, как подавать новый материал. Преподаватели вуза в занятиях не участвуют, но помогают студентам в подготовке и выборе учебных материалов. В вузе считают, что эта практика развивает у иностранных студентов навыки общения на русском языке.

Примечательно, что в некоторых странах мира уже появляются учебные учреждения, которые полностью построены на P2P-обучении. Так, в 2013 году в Париже открылась частная некоммерческая школа программирования Ecole 42 («Школа 42»).

Особенность её в том, что в этой школе нет ни преподавателей, ни лекций, ни оценок, ни расписания. Кампус открыт 24/7, и ученики самостоятельно планируют время на обучение и работу над проектами. Здесь нет даже стандартизированных учебников: студенты сами находят необходимую для выполнения задания информацию в интернете или получают её от других учащихся, а также проверяют работы друг друга.

В школе не существует возрастных ограничений, а поступить может любой желающий — как с опытом в программировании, так и без него. Диплом для поступления тоже не нужен, требуется только выполнить несколько заданий на логику, а затем пройти месячный испытательный срок.

Ежегодно школа принимает порядка тысячи студентов. Главенствующие принципы обучения — командная работа, взаимопомощь, равенство всех учащихся и личная ответственность каждого за образовательный процесс.

На первый взгляд, идея полностью отказаться от педагогов может показаться сомнительной и даже опасной, однако похоже, что подход действительно работает. Бизнес-издание Quartz сообщает, что около 80% студентов «Школы 42» находят работу ещё до конца обучения, а по его завершении, как правило, трудоустроены все ученики.

Со временем филиалы «Школы 42» или учебные заведения, работающие по её франшизе, стали появляться и в других точках земного шара и к началу 2022 года охватили уже 25 государств, включая Россию.

В России проект получил название «Школа 21» — это отсылка и к текущему веку, и к количеству ступеней, которые нужно пройти, чтобы завершить обучение. Как и у французов, обучение в российской школе бесплатное и строится на принципах peer-to-peer: студенты работают в команде, учатся друг у друга, делятся знаниями и обмениваются опытом. На сегодняшний день у школы три кампуса: в Москве, Казани и Новосибирске.

Как P2P применяют в корпоративном обучении

Взаимное обучение так или иначе существует практически на любом рабочем месте, даже если его специально не организуют. Ведь все мы в процессе работы перенимаем опыт у своих более опытных коллег, обмениваемся информацией и мнениями. Этот тезис, например, подтверждает и исследование, проведённое американской EdTech-компанией Degreed: около 55% сотрудников для получения знаний и развития новых навыков предпочитают обращаться к коллегам.

Конечно, на преимущества P2P уже давно обратил внимание бизнес:

  • Это экономически выгодная форма обучения, поскольку компании не приходится нанимать внешних экспертов и тренеров, а нужно только развивать возможности для совместной работы и взаимодействия сотрудников.
  • P2P даёт сотрудникам возможность проявить себя, а это повышает их вовлечённость в рабочие процессы.
  • Подход позволяет сохранять и консолидировать знания внутри компании. Если сотрудники не делятся знаниями с коллегами, то в случае их увольнения компания теряет инвестиции в их образование, профессиональный опыт и навыки.

Поэтому в корпоративном обучении организованный P2P-подход используют уже давно. Например, с 2007 года такие программы есть в компании Google: 80% отслеживаемого процесса обучения внутри этого IT-гиганта происходит по принципу peer-to-peer через внутреннюю сеть. Называется она g2g (Googler-to-Googler).

Фото: Google

В программе участвуют более шести тысяч волонтёров — сотрудников компании, которые помогают коллегам учиться и расти профессионально. Участие в программе можно принимать разными способами: кто‑то разрабатывает учебные материалы, кто‑то готовит и проводит курсы, а кто‑то выступает в качестве ментора.

Стратегии взаимного обучения в последние годы всё чаще используются и в российских компаниях. Так, в корпоративном университете банка «Открытие» существует «Лига экспертов» — сообщество преподавателей из числа сотрудников. На сегодняшний день они проводят около 80% учебных программ в компании.

Формат peer-to-peer для сотрудников компании может организовать и внешний провайдер обучения. Пример — образовательное бюро «Розетка». Одно из направлений работы бюро — помогать компаниям организовывать и проводить образовательные мероприятия.

Юлия Криничная, программный продюсер и ведущая событий в бюро, говорит, что все события, которые проводит «Розетка», построены на горизонтальном взаимодействии. Суть в том, что в программе нет приглашенных спикеров и «гуру», поскольку главная цель, по её словам, — открыть для людей их собственную экспертность и дать возможность поверить в эффективность обмена опытом с коллегами. При этом темы, над которыми работают участники мероприятия, формулируются из их же запросов. Каждый человек работает над решением своей задачи и параллельно помогает другим, опираясь на собственные сильные стороны и компетенции.

Объясняя механизм мероприятия, построенного на принципах peer-to-peer, Юлия приводит в пример формат «Ярмарка идей», в котором каждый участник предстаёт в двух ролях. Сначала в роли ищущего ответ — он описывает свой кейс и готов принять от других участников любые идеи и рекомендации для его решения. А затем он выступает в роли эксперта — изучает запросы других людей и предлагает решения. «В итоге из такой комбинации могут родиться совместные проекты, которые помогают росту всех его участников», — говорит Юлия.

Помимо такого очевидного плюса P2P-обучения, как обмен знаниями и опытом, Юлия Криничная называет ещё один: «Возможно, самый важный результат — это обретение навыка выстраивания проактивной коммуникации. Участник обучения не ждёт, что знание придёт к нему само, а формулирует запрос и обращается к окружению. Если нужного решения нет, но есть желание его найти или создать, то несколько людей инициируют проектную команду: брейнштормят, исследуют и проектируют вместе».

На первый взгляд может показаться, что, если в мероприятии не участвует «настоящий эксперт», признанный «гуру», то ни у кого не будет нужного уровня экспертности для решения запросов участников. Юлия говорит, что на самом деле это просто предубеждение. «Мы живём во времена непрерывного образования, и у каждого точно есть запасы интересных знаний и профессиональных достижений, а иногда и в истории проб и ошибок много ответов и лайфхаков».

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована