Образование
#подборки

2021 год в цифрах: что произошло в сфере образования и что нового мы узнали

Значимые события и важные исследования года в цифрах.

Иллюстрация: Dana Moskvina для Skillbox Media

Какой получилась приёмная кампания в вузах

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

В 2021 году приёмная кампания прошла с очень высокой конкуренцией (напомним: её провели по изменённым правилам — конкурсные зачисления прошли в одну волну, а не в две). Бюджетные места на самых популярных программах в самых престижных университетах в основном заняли победители олимпиад. В некоторых вузах из-за этого мест не хватило даже супербалльникам по ЕГЭ. После этого глава Минобрнауки Валерий Фальков предложил ужесточить требования. В результате, согласно новым правилам приёма в вузы, победителям олимпиад немного ограничили льготы. Но так ли много олимпиадников в масштабе общего количества выпускников школ? Как показывают цифры, на самом деле причина скорее в высокой концентрации олимпиадников среди абитуриентов конкретных топовых вузов и в малом количестве бюджетных мест на наиболее популярных направлениях.

Данные о количестве бюджетных мест и одиннадцатиклассников озвучивал в марте министр науки и высшего образования Валерий Фальков, обещая обеспечить местом в вузе каждого второго выпускника школы. Подробнее о проблемах приёмной кампании текущего года можно прочитать здесь. А о количестве бюджетных мест, которые выделены в вузах на следующий, 2022/23 учебный год, мы писали в этом материале.

Какие максимальные места заняли российские вузы в мировых рейтингах

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

В этом году результаты российских вузов в ряде самых престижных международных рейтингов оказались лучше, чем в прежние годы. Так, в последний QS World University Rankings вошли 48 российских вузов — на 16 больше, чем год назад. По представленности в рейтинге Россия оказалась на четвёртом месте — впереди США со 177 университетами, Великобритания (90) и Китай (58).

В рейтинг лучших университетов мира по версии THE вошли 60 российских вузов (в прошлый раз участников из России в ранжируемой части списка было 48, а за год до того — 39). Однако до мест в топах-10 российским вузам пока по-прежнему далеко, за исключением «Трёх миссий университетов» и репутационного рейтинга RUR, но особенность этих двух списков в том, что они составляются в России.

А вот в мировой Шанхайский рейтинг (ARWU) на этот раз вошло меньше наших вузов, чем в прошлом году.

Из всех российских вузов самые высокие места традиционно занимает МГУ.

Заметим, что в предметных рейтингах, где оценивается не университет в целом, а его успехи в конкретных предметных областях, у российских вузов более высокие места. Так, в предметном рейтинге THE МГУ на 44-м месте по искусству и гуманитарным наукам, а МФТИ — на 71-м и 72-м по физическим и компьютерным наукам. Кроме того, МГУ и МФТИ попали в десятку в рейтинге лучших университетов развивающихся стран THE.

Подробнее о том, в каких рейтингах искать российские вузы, мы рассказывали здесь.

Стало известно о большой реформе СПО

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

В этом году власти анонсировали планы реформирования среднего профессионального образования (СПО): сокращение сроков обучения и новый уровень образования — профессионалитет, приближение образовательных программ к запросам работодателей.

Численные данные озвучила вице-премьер Татьяна Голикова. Мы рассказывали об этом подробнее. Также недавно стало известно, что в России планируют развивать модель колледжей-заводов. Как вообще собираются решать проблему разрыва между образованием и рынком труда, мы писали в этом репортаже.

В числе центральных тем года — психоэмоциональные проблемы учащихся

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

Уходящий год, к сожалению, ознаменовался двумя крупными трагедиями со стрельбой в учебных заведениях — в Казани и в Перми. Это снова вернуло в повестку обсуждение не только мер безопасности, но также психологических и эмоциональных проблем школьников и студентов. Так, учёные Российской академии образования (РАО) представили масштабное исследование эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников. Его выводы оказались тревожными.

Озвучивая эти данные, президент РАО Ольга Васильева заявила, что назрела «острая необходимость мощного развития психологической службы не только в школах, но и колледжах, вузах». За несколько дней до презентации этого исследования первокурсник Пермского государственного университета совершил массовое убийство в стенах вуза. Среди мер профилактики подобных трагедий — в том числе психологические.

Состоялся конкурсный отбор вузов на гранты программы «Приоритет»

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

Для многих вузов этот год прошёл под знаком «Приоритет-2030» — самого масштабного российского проекта по господдержке университетов. Для отбора участников программы установили ряд критериев, кроме того, университеты должны были разработать программу своего развития, которая предполагала бы и вклад в развитие региона, а также увеличение производства наукоёмкой продукции. Прогнозировали, что заявки подадут около 240 вузов, но их оказалось только 191 — вероятно, остальные посчитали, что не дотягивают до критериев.

В конце сентября объявили список вузов, отобранных в программу «Приоритет-2030», — они получат основной грант. А в начале октября названы 46 университетов, которые получат спецгранты. Однако есть мнение, что гранты не очень помогают улучшить ситуацию с российским высшим образованием.

Кстати, благодаря проекту «Приоритет-2030» в вузах появится более 300 новых специальностей.

Сколько у нас преподавателей вузов

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

В 2021 году у преподавателей высшей школы появился свой профессиональный праздник — его впервые отметили 19 ноября. В честь этого события заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко привёл статистические данные о представителях этой профессии. Отметим, что в статистическом сборнике НИУ ВШЭ «Российское образование в цифрах» за 2020/2021 год указана меньшая численность профессорско-преподавательского состава — 223 100 человек. Вероятно, у правительства более актуальные данные.

Всё движется к смешанному формату обучения

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

Если 2020 год ознаменовался внезапным переходом на тотальный онлайн и большим негативом от него, то 2021-й, похоже, стал годом поиска взвешенного отношения к онлайн-формату. А также — началом принятия того факта, что даже после окончания пандемии онлайн-формат частично останется. Просто потому, что он удобен и востребован у учащихся. Конечно, это касается прежде всего обучения взрослых, и наиболее удобным и перспективным представляется не полный онлайн, а смешанный формат, сочетающий онлайн с офлайн-занятиями.

Для сферы высшего образования этот тренд показал аналитический доклад «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию», который представило Минобрнауки (мы подробно его разбирали). А для сферы дополнительного профессионального образования — опрос, который среди россиян с высшим образованием провели компания «Нетология» и платформа «Россия — страна возможностей».

При этом опубликованное в 2021 году исследование китайских учёных показало, что с точки зрения эффективности самый лучший — всё-таки традиционный офлайн-формат, а смешанный — на втором месте.

Выяснилось, что большинство учителей в России недостаточно подготовлены

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев в июне озвучил данные анализа оценки компетенций школьных учителей (исследование велось в течение трёх лет). Оказалось, что достаточно хорошо подготовлена меньшая часть педагогов, а большинство — «чуть-чуть не дотягивает», им не хватает предметной и методической подготовки. На тех, кому не хватает знаний и навыков, стоит направить внимание педвузам и региональным институтам развития образования и повышения квалификации.

В России планируется реформа подготовки педагогических кадров. Об этом объявил на Петербургском международном экономическом форуме глава ведомства Сергей Кравцов. А председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, поздравляя учителей с профессиональным праздником в «Российской газете», поделилась мнением: «Сейчас особенно важно внести изменения в систему подготовки учителей. Из стен вуза должен выходить педагог не вчерашнего дня, а сегодняшнего и даже завтрашнего».

Известно, что МГППУ разработал проект модернизации методической подготовки будущих учителей. Его уже одобрили в РАО, Минпросвещения и Минобрнауки. Кроме того, Институт образования НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Сегаловича провели исследование, в котором представили идеи, как учителей лучше обучать цифровым навыкам. А ещё в России готовится процедура независимой оценки квалификации педагогов.

Сколько платят учителям и считают ли они свою зарплату достойной

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

Тема зарплат педагогов обсуждалась в течение 2021 года неоднократно. Президент потребовал разработать предложения по совершенствованию системы оплаты труда, чуть ранее Минпросвещения подготовило проект постановления о запуске единой модели расчёта зарплат учителей в зависимости от их квалификации. Проблема связана с огромным разрывом в заработке учителей в разных регионах: если в Москве средняя зарплата учителя составляет 101 тысячу рублей в месяц, то где-нибудь в Тамбовской области — 35 тысяч. Есть регионы, где она ещё ниже.

Сервис «Работа.ру» выяснил, какую зарплату учителя сами считают справедливой (источник — РИА Новости). А мы сравнили эту цифру с размерами средних зарплат школьных учителей по России в целом и в отдельных регионах (источник данных — Росстат, итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь — июнь 2021 года).

В декабре, выступая на конференции памяти А. А. Пинского, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко озвучила свежие данные мониторинга эффективности школы: «Согласно проведённому опросу почти 2100 учителей, у 53% учителей заработная плата в 2021 году была ниже 25 тысяч рублей».

Идея life-long learning оказалась не такой уж популярной

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

ВЦИОМ провёл среди 1,6 тысячи россиян опрос об их опыте дополнительного обучения и отношении к нему. О результатах опроса мы рассказывали здесь. Оказалось, что самое популярное мнение — что учиться надо раз в несколько лет, а 20% вообще не понимают, зачем ещё проходить какое-то обучение, если уже есть хорошее базовое образование. Половина опрошенных (51%) вообще не планируют где-либо ещё учиться. За последний год проходили какое-либо обучение 28%.

Кстати, на состоявшихся в конце года конференциях YaC/e и eSTARS управляющий партнёр и директор по бизнес-развитию Skyeng Александр Ларьяновский тоже заявил, что в общем количестве населения страны доля заинтересованных в дополнительном образовании на самом деле очень мала. И это значит, что все, кто занимается обучением взрослых людей, конкурируют за одну и ту же небольшую аудиторию.

Формат микролёнинга в корпоративном обучении, кажется, переоценён

Инфографика: Polina Vari для Skillbox Media

В этом году вышло сразу два больших исследования, посвящённых изучению трендов корпоративного обучения. Одно выпустил «СберУниверситет» при поддержке Института образования НИУ ВШЭ. Мы делали подробный разбор основных выводов этого исследования. А компания eLearning Center представила «Исследование предпочтений слушателей электронных курсов — 2021», в котором выяснила, чего ждут сотрудники от корпоративного обучения, что им в нём нравится, а что нет. Про это исследование мы тоже писали. Одним из самых неожиданных выводов этого исследования стало то, что в рамках корпоративного обучения людям не очень нравится растягивать своё обучение на маленькие порции в течение длительного периода. Это опровергает моду последних лет на разработку корпоративных онлайн-курсов в формате микролёнинга.

«Сотрудники часто перегружены, и работой, и обучением, и жизненными обстоятельствами. Обучение же не живет само по себе и время него не появляется из воздуха, не добавляется ещё 30 минут в сутках. Это большая задача для проектирования обучения в новом году: как учить занятых и перегруженных людей и не вызывать отторжения от каждой учебной инициативы?» — написала генеральный директор eLearning Center Елена Тихомирова в своём Telegram-канале «Живое обучение».

Научитесь: Профессия Руководитель проектов в онлайн-образовании Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована