Образование
#новости

Победителей школьных олимпиад оказалось больше, чем гарантированных им бюджетных мест

Рассказываем, как решили эту проблему вузы и как оценили приёмную кампанию 2021 года.

О высоком конкурсе в университеты рассказали на заседании Совета Российского союза ректоров 17 августа во время подведения промежуточных итогов кампании 2021/2022 учебного года, сообщила пресс-служба Минобрнауки.

Что известно о ходе приёмной кампании

Президент союза, ректор МГУ Виктор Садовничий положительно оценил процесс приёма абитуриентов. Он отметил, что на некоторые специальности конкурс составил до 60 претендентов на место.

При этом среди поступающих в вузы оказалось множество супербалльников — то есть тех, кто получил максимальные баллы на ЕГЭ по нескольким предметам, рассказал исполняющий обязанности ректора МФТИ Дмитрий Ливанов.

Отмечается, что в этом году без вступительных испытаний в российские университеты поступили 6557 призёров и победителей олимпиад. Чаще всего они выбирали следующие направления подготовки:

  • информатика и вычислительная техника;
  • лечебное дело;
  • лингвистика;
  • менеджмент;
  • прикладная математика и информатика;
  • прикладная и фундаментальная физика;
  • программная инженерия;
  • экономика;
  • юриспруденция.

При этом в некоторых вузах число олимпиадников, получивших право поступить туда без экзаменов, превысило количество бюджетных мест. Ряд университетов решил обеспечить их местами за свой счёт. Среди них — МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, ИТМО и Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков, принявший участие в совещании, отметил, что бюджетных мест не хватило и абитуриентам-стобалльникам. Он подчеркнул, что в «новом учебном году необходимо внимательно отнестись к организации олимпиад, бороться за их качество».

Что изменилось в особенностях приёма

Основные отличия приёмной кампании 2021 года — возможность подать больше заявлений в выбранные вузы, а также многопрофильный конкурс по нескольким специальностям. Среди новых норм — учёт лучших результатов: вузы предлагают абитуриентам выбрать, по каким предметам учитывать результаты ЕГЭ. В Совете ректоров остались довольны качеством приёма, а новые правила оправдали себя, заявил Виктор Садовничий.

Правда, есть одно нововведение, которое явно усложнило жизнь поступающим, — это отмена второй волны приёма. Из-за этого некоторые абитуриенты вовсе лишились возможности поступить в вуз в этом году. Трудности при поступлении вызвали возмущение у выпускников школ, и в их поддержку даже составили петицию, автором которой выступил московский педагог Арсений Филин. Он призвал сделать порядок приёма справедливее и понятнее. Инициативу поддержали, кстати, уже более 10 тысяч человек.

Почему появилась петиция

Новые правила зачисления существенно отличаются от старого порядка, который действовал до 2021 года. Из-за пандемии приём в вузы уже второй год ведётся преимущественно дистанционно. Помимо этого, как отмечает автор петиции, отменена вторая волна подачи документов и скрыты личные данные поступающих.

Абитуриенты могли участвовать одновременно в 50 конкурсах — подать документы в 5 вузов на 10 направлений в каждом из них. Из-за этого возникла типичная проблема: выпускники присылали заявления даже в те вузы, в которые не планировали поступать, — просто на всякий случай. Соглашения на зачисление тоже подавались в последний момент.

При этом для выбора вуза каждому абитуриенту требовалось понять, проходит ли он туда по баллам, но из-за перегруженных списков сделать это было сложно. В последние минуты работы приёмной комиссии абитуриент мог опуститься на десятки строчек в списках желаемого университета и потерять бюджетное место или возможность учиться на конкретном факультете. Подать заявление о согласии на зачисление куда-то ещё у него уже не было шансов: комиссия завершала работу, а второй волны не было. Кроме того, из-за невозможности увидеть личные данные конкурентов (раньше в обычных списках указывали имя, отчество и фамилию) абитуриенты не могли связаться с ними и узнать их намерения.

Другая проблема состояла в том, что вузам требовалось больше времени на обработку поданных заявлений с согласием на зачисление. Этот процесс замедлился из-за дистанционной подачи документов через сайты университетов и суперсервис «Поступление в вуз онлайн».

А ещё из-за сбоев вузы достаточно редко обновляли списки. Они, например, делали это раз в час, хотя ситуация могла меняться ежеминутно. У некоторых университетов сайты просто переставали работать, а дозвониться до приёмной комиссии было невозможно из-за большого количества обращений.

В итоге некоторые абитуриенты решили направить согласие в менее престижные вузы, чтобы точно продолжить учёбу в сентябре. Это привело к тому, что в ведущих университетах упал проходной балл, а в каких-то и вовсе был недобор.

Автор петиции процитировал сообщение из неофициального паблика мехмата МГУ им. М. В. Ломоносова, в котором утверждается, что на факультет «были зачислены просто все желающие», поскольку для поступления абитуриентам нужно было набрать всего лишь 270 баллов за четыре экзамена.

При этом вытесненным из списков за счёт ажиотажа молодым людям с хорошими результатами экзамена могут грозить служба в армии и возвращение к образовательному процессу только через два года.

Как предлагают решить проблему

Подчёркивается, что распределение абитуриентов по местам должно происходить автоматически при помощи единой системы, к которой подключены все университеты и поступающие.

По задумке автора петиции, алгоритм должен быть следующим:

  1. Вузы составляют пустые списки конкурсов, указывают количество мест и условия приёма.
  2. Абитуриенты прикрепляют необходимые документы, указывают баллы ЕГЭ, имеющиеся льготы, а также перечень университетов и направлений подготовки в порядке приоритета.
  3. Университеты проверяют документы, после чего одобряют участие поступающего в конкурсе. Одобрение означает, что документы приняты.
  4. Система проводит сравнительный анализ баллов абитуриентов и распределяет их по местам приёма. Если самый предпочтительный вариант поступающему недоступен, его автоматически переводят на следующие в его списке вуз и направление.
  5. Если абитуриент вытеснен с бюджетного места из-за поданного позже заявления другого поступающего, то система проверяет, есть ли возможность зачислить его в вуз с меньшим приоритетом.

Кстати, ранее сообщалось, что к суперсервису «Поступление в вуз онлайн» планируется подключить все вузы России, в том числе и частные. Потенциально это упростило бы внедрение подобной системы.

О доработке системы приёма

По итогам заседания Российского союза ректоров Виктор Садовничий, общаясь с журналистами, отметил, что проведение приёма в вузы в одну волну требует модернизации.

«Наверное, продолжим эту работу с министерством по правилам приёма. Я, по крайней мере, буду настаивать на том, чтобы найти другой способ — более щадящий, подходящий для интересов абитуриентов», — заявил он.

Он отметил, что новые правила привели к ажиотажу и излишнему стрессу для абитуриентов при выборе учебного заведения. Кроме того, оказалось, что приём в одну волну был особенно неудобен для тех абитуриентов, которые собирались поступать в университеты за пределами родных регионов из-за разницы в часовых поясах.

По всей видимости, в следующем году правила приёма могут снова претерпеть изменения.

Кстати, не так давно Минобрнауки РФ представило проект приказа с новыми правилами поступления в вузы (предполагается, что он будет применяться с приёмной кампании 2022/23 учебного года). Согласно документу, абитуриентам планируется предоставить выбор: указано, что в качестве результата вступительного испытания может быть засчитан наиболее высокий из результатов — по ЕГЭ, общеобразовательному вступительному испытанию, проводимому вузом, или вступительному испытанию.

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована