Цитаты недели: разбудит ли «Приоритет» «дремотное царство» высшего образования
Государство выделяет миллиарды на поддержку университетов, но не все согласны с тем, что это поможет российскому высшему образованию.
tesla / youtube
Андроник Арутюнов
Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», преподаватель МФТИ
Источник: «Уралинформбюро»
— Российское высшее образование перестало существовать как единая система. Есть крупные центральные вузы, которые пылесосом затягивают деньги, есть провинциальные, которые перебиваются с хлеба на воду. «Вышка» находится в чудовищном состоянии, во многом потому, что существует грантовый механизм финансирования. В западных странах он направлен на решение локальных задач и на повышение академической мобильности, но в России становится фактически единственным способом для того, чтобы обеспечить собственную научную работу, но это не «длинные» деньги, которые нужны российской высшей школе.
Максим Кац
Политический и общественный деятель, директор фонда «Городские проекты»
Источник: личный блог Каца в Instagram*
— С отдельными направлениями топовых вузов всё более-менее хорошо, но в подавляющем большинстве студенты напрасно теряют время, к тому же за большие деньги.
Типичный российский вуз — это дремотное царство: скучные преподаватели, которые годами и десятилетиями бормочут одно и то же, безнадёжно устаревшая программа, неуютные классы, куча бессмысленных предметов, списывание и коррупция. Студенты редко ездят по обмену в другие страны, плохо знают языки, их диплом не котируется за рубежом.
Образовательный процесс стал фикцией: одни делают вид, что учат, другие делают вид, что учатся. За огромные государственные и личные деньги миллионы людей получают корочки, а после идут работать не по профессии. Ресурсы и годы жизни потрачены впустую.
Контекст
Андроник Арутюнов произнёс свои слова в контексте опасения, что программа «Приоритет-2030» не скажется положительно на образовательном процессе.
Напомним, программа «Приоритет-2030» — проект Правительства РФ и Минобрнауки, его цель — повысить конкурентоспособность российских университетов, увеличить их вклад в социально-экономическое развитие регионов, создать новые научные знания и технологии. Суть в том, что вузы, вошедшие в программу, ежегодно будут получать базовый грант размером 100 млн рублей, а часть университетов — дополнительный специальный грант до 1 млрд рублей. Как сообщает пресс-служба программы, объём грантовой поддержки участников «Приоритет-2030» до 2022 года — 47 млрд рублей. Программа рассчитана на десять лет.
Участники программы отбирались на конкурсной основе, старт конкурсу был дан в июне, и для участия в нём более ста вузов объединились в консорциумы. В конце сентября объявили список вузов, которые вошли в программу и получат основной грант (106 вузов), а в начале октября — назвали 46 университетов, которые получат спецгранты.
Что касается поста Максима Каца, то он, поделившись мнением о российском высшем образовании в целом, опирался на личный студенческий опыт: по его словам, он бросил три вуза подряд, после чего получил «формальный диплом» и дальше учился в Великобритании. В том же посте Кац написал, что считает хорошими в России только частные вузы, которые работают «как IT-компании: привлекают мотивированных людей, ставят KPI, изучают и внедряют лучшие международные практики». В пример он привёл Российскую экономическую школу (РЭШ). Государственные же вузы, полагает автор поста, работают не ради успеха студентов, а ради статус-кво преподавателей и администрации.
С этими мнениями, конечно, можно соглашаться или спорить, но, по сути, они об одном и том же — высшее образование сейчас переживает кризис, и одновременно в нём усиливается конкуренция. Как за гранты, так и за студентов. Конкуренцию, кстати, недавно обсуждали и ректоры ведущих государственных вузов на II марафоне «Новое знание» во время дискуссии «Будущее университетов: вызовы и возможности для интеллектуальных корпораций в новом веке».
Стоит отметить, что кризис высшего образования, перестройка принципов работы университетов и поиск их новых смыслов — явление, актуальное сейчас во всём мире, а не только в России. В частности, об этом много говорилось на XII Международной российской конференции исследователей высшего образования. Записи обсуждений можно увидеть в YouTube-блоге Института образования НИУ ВШЭ.