Образование
#новости

Мировой vs национальный. На каких позициях вузы — лидеры рейтинга RAEX в списке QS-2022

Друг за другом опубликованы два важных для российских университетов рейтинга — внутренний RAEX и глобальный QS. Посмотрим, насколько они совпадают.

QS-2022: +16 к представленности

Главный рейтинг компании Quacquarelli Symonds — глобальный список лучших вузов QS World University Rankings. В отличие от предметных подборок, он считается институциональным, то есть оценивает вузы по всем сторонам их деятельности. Институциональный рейтинг QS, несмотря на критику, по престижу и охвату сопоставим только с двумя другими мировыми списками — это World University Rankings 2020 издания Times Higher Education и старейший Шанхайский рейтинг (Академический рейтинг университетов мира, ARWU).

Он датируется будущим годом, и только что опубликованный список называется QS World University Rankings 2022. В него вошли 48 российских вузов — на 16 больше, чем год назад. По представленности в рейтинге Россия теперь на четвёртом месте — впереди США с 177 университетами, Великобритания (90) и Китай (58).

В сотню лучших, правда, как и год назад, прошёл только Московский государственный университет, но он переместился с 74-й на 78-ю позицию.

Всего в списке 1 300 университетов. Лидерство традиционно удерживают американские и британские вузы: на первом месте Массачусетский технологический институт (США), на втором — Оксфордский университет (Великобритания), на третьем — Гарвардский университет (США).

Инфографика: Skillbox. Источник: QS Quacquarelli Symonds Limited

В рейтинг этого года 16 российских вузов попали в первый раз. Теперь все университеты, участвовавшие в «Проекте 5-100», вошли в него полным составом. Из них раньше в рейтинге не появлялись Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Сеченовский университет (теперь оба в диапазоне мест 651–700) и Тюменский государственный университет (801–1 000).

Другие новички мирового рейтинга QS:

  • в диапазоне мест с 701-го по 750-е — Уфимский государственный авиационный технический университет;
  • на местах с 801-го по 1000-е — Финансовый университет при Правительстве РФ, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева;
  • с 1 001-го по 1 200-е — Иркутский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • после 1201-го места — Донской государственный технический университет, МИРЭА — Российский технологический университет, Московский городской педагогический университет, Московский педагогический государственный университет, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Российский государственный аграрный университет (МСХА им. К.А.Тимирязева).

RAEX-100: стабильный состав лидеров

Очередной список ста лучших вузов России от рейтингового агентства RAEX стал десятым по счёту. Составители опираются на анкетирование вузов (в этом году в нём участвовали 180 организаций), на опросы в академических кругах, среди студентов, выпускников и работодателей, а также на информацию из открытых источников. Как сообщается на сайте агентства, методику обновляют ежегодно. Тем не менее результаты очень стабильны.

В топ-20 RAEX-100 этого года — ни одного нового названия по сравнению с рейтингом 2020-го. Внутри двадцатки лучших есть небольшие перестановки — например, поменялись местами МГТУ им. Н. Э. Баумана и МГИМО, Томский и Санкт-Петербургский политехнические университеты. Чем ближе к концу списка, тем сильнее скачки по сравнению с прошлым годом, причём в обе стороны. Так, Северо-Кавказский федеральный университет поднялся с 81-й на 74-ю позицию, а Тюменский государственный упал с 66-й на 75-ю.

Всего в список ста лучших вузов вошли организации из 31 региона России. Среди них нет учреждений спортивной и творческой направленности, но представлены медицинские, педагогические и аграрные университеты. Московские вузы заняли в рейтинге 32 места, университеты Санкт-Петербурга — 11. Из представителей других регионов в топ-20 рейтинга прошли только вузы, ранее участвовавшие в программе поддержки конкурентоспособности «Проект 5-100».

Инфографика: Skillbox. Источник: РАЭКС Аналитика, QS Quacquarelli Symonds Limited

Почему места вузов в рейтингах никогда не совпадают

С одной стороны, итоги национального и мирового рейтингов в определённой степени схожи. В топ-20 RAEX нет ни одного вуза, который вообще не пробился бы в институциональный список QS. И почти все они — в топ-500 лучших вузов мира.

Исключения — университеты из топ-20 RAEX, которые вошли в мировой рейтинг QS только на позициях ниже пятисотой, — очень показательны. Это РАНХиГС, Финансовый университет, РЭУ им. Плеханова и Сеченовский университет, то есть медицинский вуз и организации социально-экономического профиля. В них почти или совсем не представлены образовательные и научные направления, которыми славятся классические и технические университеты России, прежде всего физика и математика. Российские медицинские университеты вообще редко входят в международные рейтинги. Например, в отраслевом списке лучших вузов по наукам о жизни и медицине, составленном QS ранее в этом году, не было профильных университетов из России — только МГУ и СПбГУ.

Странно выглядит, что три российских участника QS World University Rankings 2022 вообще не вошли в сотню лучших вузов России по версии RAEX. Это Уфимский государственный авиационный технический университет, Иркутский госуниверситет и Пермский национальный исследовательский государственный университет. Казалось бы, эти организации представляют страну в одном из главных мировых рейтингов, почему же их нет в национальном списке?

Дело в том, что рейтинги QS и RAEX ранжируют вузы по разным методикам. Вот как оценивает университеты QS:

  • Позиция в списке лучших вузов по версии QS наполовину зависит от репутационных показателей: 40% в итоговый балл даёт опрос учёных (в текущей версии методологии указано, что в нём участвуют более 130 тысяч человек ежегодно), 10% — опрос работодателей (75 тысяч человек).
  • По 20% в общий балл приносят образовательная и научная деятельность. Качество обучения оценивается по тому, сколько студентов приходится в вузе на одного преподавателя (эти данные университеты предоставляют сами). Научную эффективность измеряют по тому, какое количество ссылок на научные работы учёных вуза приходится на одного преподавателя. Как часто на публикации сотрудников университета ссылаются другие авторы (а это считается показателем значимости работы), определяют по данным базы Scopus.
  • 10% весит международная деятельность: по 5% в неё приносят доля иностранных обучающихся и доля иностранных учёных в вузе. Эту информацию университеты сообщают QS сами.

А вот показатели и источники для RAEX-100:

  • Условия для получения качественного образования весят половину общего балла. Учитываются 15 различных критериев, в том числе соотношение преподавателей и студентов, доля иностранных обучающихся, число побед студентов в олимпиадах, средний балл ЕГЭ поступающих. Часть данных берётся из анкет вузов, часть — из внешних источников, таких как сайты олимпиад. Помимо этого, учитывается мнение представителей академических кругов об уровне преподавания в вузе, его международной интеграции и ресурсном обеспечении.
  • Уровень востребованности выпускников работодателями составляет 30% итогового балла и определяется отчасти по данным мониторинга трудоустройства выпускников вузов, который проводит Минобрнауки. Кроме того, в этой группе из 13 критериев многие оцениваются по анкетам вузов, а также по опросу студентов, выпускников и работодателей. Например, выпускники оценивают свои умения и навыки, конкурентоспособность вуза и его сотрудничество с работодателями. Всего в опросах 2021 года приняли участие 70 тысяч респондентов — это и студенты, и выпускники, и работодатели, и учёные.
  • Уровень научно-исследовательской деятельности весит 20% от общего балла и определяется по 15 критериям. Кроме ссылок на научные статьи, это и объём финансирования научных исследований, и число защит диссертаций в вузе, и количество научных подразделений. Оценки выставляются на основе информации баз данных научных публикаций, собственных анкет вузов и опросов.

При всей разнице — QS использует широкие мазки, RAEX вдаётся в детали — источники данных в обоих рейтингах похожи по составу. В них много субъективных показателей, и речь не только о данных опросов. В RAEX репутационные опросы весят меньше (сумма весов по многочисленным опросным критериям не превышает 40%), чем в QS. Но многие данные для других оценок исходят от самих ранжируемых университетов.

Почему это может быть проблемой, недавно показало исследование Калифорнийского университета в Беркли. Эта работа посвящена возможному конфликту интересов: в некоторых случаях позиции российских вузов в мировом рейтинге QS росли быстрее, если университет заключал много контрактов на услуги компании, издающей список. В исследовании подчёркивается, что составители рейтингов, возможно, склонны принимать на веру данные из вузов, с которыми у них больше всего деловых связей. Есть предположение, что если бы данные для рейтингов поступали из разных независимых систем, а не из самих ранжируемых вузов, то вероятность конфликта интересов была бы ниже.

Сейчас же успех сбора информации о любом университете неизбежно зависит от человеческого фактора. Любой рейтинг искажён подходами его создателей, авторами анкет, на которые они опираются, ошибками в базах данных и случайностями в опросах. Поэтому одни и те же вузы, скорее всего, будут попадать на разные места в списках разных издателей.

Обложка: Florin Cnejevici / Shutterstock


Екатерина Ерохина

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.



Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована