Образование
#статьи

16 российских вузов — в топ-100 предметного рейтинга QS. Это прорыв?

Рекордное число российских университетов вошло в международный предметный рейтинг QS. Разбираемся, насколько это значимый результат.

Начнём с главных российских достижений в рейтинге QS, а потом рассмотрим их под лупой.

  • Россия вошла в топ-10 стран по количеству университетов, включённых в рейтинги QS;
  • В предметные и отраслевые рейтинги QS в этом году попало 40 российских вузов — больше, чем в прошлом году (тогда их было 36).
  • Из них в первой сотне предметных рейтингов — 16 вузов, а в топ-50 — восемь. Все вместе они отметились по 22 дисциплинам, а в топ-50 — по десяти.
  • В топ-100 отраслевых рейтингов вошло четыре российских вуза, два из них — в топ-50 (это МГУ и ВШЭ).
  • Всего российские университеты заняли в рейтингах QS по различным дисциплинам и отраслям 278 позиций — тоже больше, чем в прошлом году (тогда было 250 позиций).

Во-первых: что это за рейтинг?

Британская компания Quacquarelli Symonds (QS) работает в области международного образования с 1990 года. В 2004 году она начала выпускать международный рейтинг университетов совместно с журналом Times Higher Education (THE). В 2009 году партнёры перестали сотрудничать и с тех пор ведут рейтинги под своими брендами раздельно.

Вместе с Академическим рейтингом университетов ARWU, более известным как Шанхайский рейтинг, мировые рейтинги THE и QS составляют тройку самых авторитетных ранжированных списков университетов. Неслучайно в первую сотню именно этих трёх рейтингов стремились войти российские университеты при поддержке государственного проекта повышения конкурентоспособности вузов «5-100».

Когда общий рейтинг THE и компании QS разделился на два самостоятельных, журнал стал использовать новую методологию оценки университетов, а QS сохранила прежний подход. Традиционная составляющая рейтинга QS — показатели академической репутации вуза и репутации среди работодателей.

Как QS оценивает вузы

Общий балл, который определяет место вуза в мировом рейтинге, — это сумма оценок по следующим критериям:

1. Репутация университета (вклад в общий балл — 50%). Ежегодно QS опрашивает около 100 тысяч учёных и 50 тысяч работодателей о том, в каких университетах, относящихся к их области знаний, проводят самые значимые исследования, обеспечивают высокое качество образования, и о том, чьи выпускники лучше подготовлены к работе. Вес результата опроса учёных в общем балле университета — 40%, опроса работодателей — 10%. То есть в совокупности они определяют место в рейтинге наполовину.

Такой вес субъективных репутационных показателей — отличительная черта QS, за которую рейтинг давно критикуют. Другие рейтинги больше полагаются на объективные данные, а опросы используют не так активно: например, в THE их результаты весят не более чем 18% оценки по отдельным направлениям работы вуза.

2. Образовательная деятельность (вклад в общий балл — 20%). Для оценки качества преподавания QS использует косвенный признак — соотношение студентов и преподавателей в университете. Ведь чем меньше студентов в группе, тем больше внимания достаётся каждому.

3. Исследовательская деятельность (вклад в общий балл — 20%). В мировом рейтинге QS её оценивают по одному показателю — общее число цитирований научных публикаций университета, поделённое на число сотрудников. Считается, что чем чаще другие учёные ссылаются на научную работу в своих статьях и книгах, тем она значимее.

4. Международная деятельность (вклад в общий балл — 10%). По 5% в общей оценке университета весят доля иностранных обучающихся и доля иностранных учёных. Они показывают способность вуза привлекать студентов и сотрудников со всего мира.

Какие рейтинги есть у QS

Компания QS ежегодно выпускает не один рейтинг, а целую линейку.

Главный продукт — QS World University Rankings, мировой рейтинг университетов. Его, как и аналогичные продукты THE и ARWU, ещё называют институциональным, поскольку университет оценивается в этом рейтинге как единое целое — по сумме показателей по всем направлениям деятельности.

Помимо него, есть ещё ряд рейтингов со своими особенностями. Например, если в общемировом рейтинге при оценке исследовательских успехов университетов индекс Хирша не учитывается, то в некоторых других рейтингах он принимается во внимание. Вот перечень рейтингов QS:

  • Предметный рейтинг — QS World University Rankings by Subject, тот самый, в котором продвинулись российские университеты, — выпускается с 2011 года. Это не один список, а набор рейтингов по 51 дисциплине. Обязательное условие — по каждой из них в университете должна быть образовательная программа. При оценке не учитываются показатели количества преподавателей и студентов, но в ней много наукометрии: есть и среднее число ссылок на статью, и индекс Хирша. В зависимости от дисциплины вес показателей меняется.
  • Отраслевые рейтинги по пяти широким предметным областям: искусство и гуманитарные науки, инженерные науки и технологии, науки о жизни и медицине, естественные науки, социальные науки и менеджмент. Их итоги публикуются одновременно с предметными рейтингами.
  • Региональные рейтинги. QS ведёт их для университетов из Азии, арабских стран, Латинской Америки, стран БРИКС и региона «Развивающаяся Европа и Центральная Азия». Российские вузы входят в два последних. Также есть отдельный рейтинг вузов США.
  • Рейтинг QS Top 50 Under 50. Он включает в себя, несмотря на название, не 50, а 150 позиций для университетов, созданных не ранее чем 50 лет назад.
  • Рейтинг по трудоустройству выпускников — QS Graduate Employability Ranking.
  • Ряд узконаправленных рейтингов, которые оценивают лучшие студенческие города, самые привлекательные университеты в отдельных странах, лучшие программы MBA.

Кто обычно лидирует

На данный момент тройка лидеров в институциональном рейтинге полностью состоит из университетов США: первый — Массачусетский технологический институт, далее — Стэнфордский и Гарвардский университеты. Их позиции не менялись с 2017 года.

Единственный вуз не из США или Великобритании в первой десятке — Швейцарская высшая техническая школа Цюриха. С 11-го места в рейтинге появляется Сингапур.

Из российских вузов в первой сотне мирового рейтинга — только Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Он на 74-м месте.

В отраслевых рейтингах в топ-3 тоже везде университеты США и Великобритании, в топ-10 добавляются европейские страны, Сингапур и Китай.

В предметные рейтинги этого года вошли 1 452 университета из 85 стран мира. Самые выдающиеся результаты, тем не менее, у ведущих американских вузов. Например, Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт заняли по 12 первых мест в рейтингах по отдельным дисциплинам. Больше лидирующих позиций, чем они, не собрал ни один университет в мире.

Во-вторых: каковы результаты российских вузов в рейтингах этого года?

Посмотрим, каких результатов удалось добиться университетам из России. Про мировой рейтинг мы уже сказали: в его первую сотню попал только МГУ. В предметных и отраслевых рейтингах у российских вузов мест в первой десятке нет. Наивысшим стало 12-е место Санкт-Петербургского горного университета в рейтинге «Инженерное дело — добыча полезных ископаемых и горная промышленность».

В отдельные предметные рейтинги входит разное число вузов. Как видно из таблицы 1, таблицы 2 и таблицы 3, по многим дисциплинам части рейтинга после 50-й, 100-й или 150-й позиций — неранжируемые. Это значит, что всем вузам в этой части присвоена одинаковая позиция — не конкретное место, а диапазон на рейтинговой шкале. Например, МГУ им. Ломоносова и ВШЭ разделяют позицию «51–100» по истории ещё с несколькими десятками вузов. Неранжируемая часть выделяется в рейтинге в том случае, если университеты в ней имеют одинаковые баллы.

Всего российские университеты заняли в рейтингах по различным дисциплинам и отраслям 278 позиций — больше, чем в прошлом году (тогда было 250). Как и год назад, наши вузы представлены во всех пяти отраслевых рейтингах и в 39 предметных рейтингов из 51.

Больше всего российских вузов представлено в отраслевом рейтинге по естественным наукам — 15. Меньше всего — в рейтинге по наукам о жизни и медицине, туда вошли всего два вуза: МГУ и СПбГУ. В предметных рейтингах больше всего российских вузов отметилось в физике и астрономии, математике, компьютерных науках и информационных технологиях.

Российские университеты пока не представлены в 12 дисциплинах:

  • Антропология;
  • Архитектура;
  • Дисциплины, связанные со спортом;
  • Классические языки и древняя история;
  • Теология, богословие и религиоведение;
  • Анатомия и физиология;
  • Ветеринария;
  • Сестринское дело;
  • Стоматология;
  • Гражданское строительство и проектирование конструкций;
  • Библиотечное дело и информационный менеджмент;
  • Исследования в области развития.

Всего в предметные и отраслевые рейтинги QS в этом году попали 40 российских вузов — для сравнения, год назад их было 36. По словам регионального директора QS Сергея Христолюбова, Россия вошла в топ-10 стран по числу университетов, включённых в рейтинги.

Среди этих сорока университетов можно выделить десятку лидеров, включённых в наибольшее число рейтингов. Большинство в этой группе — классические университеты с широким набором образовательных программ.

Новичками предметных рейтингов в этом году стали Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина, Сколковский институт науки и технологий, Московский авиационный институт и Южно-Уральский государственный университет.

В-третьих: ну и что всё это значит?

Университеты из России вошли уже в первые предметные и отраслевые рейтинги QS в 2011 году, но их позиции росли медленно. Например, в 2013 году в топ-100 по отдельным дисциплинам входил только МГУ. Сейчас в первую сотню предметных рейтингов прошли 16 вузов. Это действительно рекорд, и важную роль в таком результате сыграл проект повышения конкурентоспособности российских университетов «5-100», который совсем недавно попал под лавину критики.

Как заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на брифинге по результатам предметного рейтинга QS, можно считать, что проект выполнил поставленную правительством задачу.

Но изначально вхождение в предметные рейтинги не было целью
Проекта 5-100. В президентском указе 2012 года говорилось, что к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов. В первую сотню вообще, то есть в институциональных рейтингах.

Этой цели не добился ни один из 21 вуза-участника Проекта 5-100. В первые сотни мировых рейтингов QS и ARWU вошёл только МГУ, который не получал поддержки по этой госпрограмме.

Стоит ли результат усилий

Предметные рейтинги, конечно, выглядят помельче, чем институциональные, но тоже важны. В своих дисциплинах они играют роль рекламной витрины для абитуриентов и учёных, которых хотели бы привлечь вузы. По идее, участие в рейтингах помогает университетам продвинуться в тех самых направлениях, по которым их и оценивают, — то есть привлечь зарубежных студентов и талантливых сотрудников, повысить качество образования и исследований.

Недавняя проверка Счётной палаты показала, что как минимум часть из этих эффектов российские университеты от своего активного участия в мировых рейтингах получили. Участники Проекта 5-100 стали публиковать больше научных статей в престижных международных журналах, активнее позиционировать себя за рубежом, привлекать лучших абитуриентов и иностранных учёных.

Эта международная активность и повлияла на продвижение в рейтингах по отдельным дисциплинам.

Каких результатов российских вузов в рейтингах ждать дальше

Общие затраты бюджета на Проект 5-100 составили порядка 80 млрд рублей. И похоже, власти невысоко оценивают эффективность вложений в международное продвижение вузов.

В новой российской программе академического превосходства «Приоритет 2030», как рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, роль рейтингов будет пересмотрена. Вузы обяжут работать больше над внутренними изменениями, чем над продвижением в мировые топ-100. Утвердить новую программу должны в ближайшее время.

Есть вероятность, что в эпоху «Приоритета 2030» российские вузы станут уделять меньше внимания международным рейтингам, сосредоточившись на другом, и высокие позиции этого года будут потеряны. К такому развитию событий может привести и принятие законопроекта о просветительской деятельности, если он обяжет вузы получать специальное разрешение Минобрнауки для международного сотрудничества.

Ректор МИФИ Михаил Стриханов на брифинге по результатам предметного рейтинга QS предложил коллегам оценить результаты Проекта 5-100 ещё раз через два-три года. Тогда, по его мнению, будет понятно, удалось создать самоподдерживающуюся систему продвижения российских вузов в рейтингах или достигнут лишь временный эффект.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована