Маркетинг
#статьи

Что такое реклама: простыми словами об огромной индустрии

Отвечаем на главные вопросы. Какая бывает реклама? Зачем её запускают? Как её регулирует закон?

Фото: China News Service / Getty Images

Рекламный рынок постоянно растёт. По оценке коммуникационной группы Dentsu, в 2021 году объём мирового рынка рекламы составил 682,5 млрд долларов, а в 2022 году этот показатель достигнет 745 млрд долларов. Нас окружает огромное количество рекламных сообщений — по разным оценкам, человек видит до четырёх тысяч объявлений в день.

Этот материал Skillbox Media поможет понять, как работает реклама.


Что такое реклама — определения и примеры

Реклама — коммуникация для привлечения внимания целевой аудитории к объекту продвижения. Простыми словами — любая информация, которая должна убедить потребителей сделать что-то, что нужно компании. Купить продукт, зарегистрироваться на вебинар, подписаться на рассылку или запомнить бренд.

Есть множество определений рекламы. Американский экономист и маркетолог Филип Котлер в книге «Основы маркетинга» пишет: «Реклама представляет собой неличные формы коммуникации, осуществляемые через платные средства распространения информации, с чётко указанным источником финансирования».

Американская ассоциация маркетинга даёт следующее определение: «Реклама — это размещение объявлений и сообщений коммерческими фирмами, некоммерческими организациями, государственными учреждениями и отдельными лицами, которые стремятся проинформировать или убедить представителей определённого целевого рынка или аудитории относительно своих продуктов, услуг, организаций или идей».

Здесь два формата рекламы: баннер справа и видеореклама, которую показывают перед контентом
Скриншот: Rutube 

Специалисты спорят о том, что является рекламой. Одни считают, что реклама — любая коммуникация с аудиторией: спонсорство, участие в профильных мероприятиях, PR-кампании. Другие говорят, что это не так. Например, исследователь рекламы Ричард Тафлингер из Университета штата Вашингтон назвал три признака рекламы:

  • Платное размещение. Рекламодатель всегда платит за размещение рекламы — например, оплачивает показы в рекламной сети или публикацию материала в блоге другой компании.
  • Распространение через СМИ. Реклама — это неличные коммуникации: её распространяют через телевидение, интернет, радио и другие средства массовой информации.
  • Убеждение. Рекламу всегда публикуют с целью побудить потребителя выполнить какое-то целевое действие.

Если принять эти критерии, к рекламе можно отнести объявления в «Директе» или пост во «ВКонтакте», в котором блогер рассказывает о качественных кроссовках и даёт промокод на них. Email-рассылка, в которой рассказывают о скидке на продукт, — не реклама, потому что это личная коммуникация, компания не платила за неё.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет научиться управлять рекламой

Какие функции выполняет реклама

Функциями называют то, что делает реклама. Специалисты выделяют разные функции рекламы.

Есть четыре функции, признанные всеми, — их включают в учебные пособия вузов и изучают на курсах. Вот эти функции:

Экономическая. Реклама стимулирует спрос на продукт, а значит, способствует росту дохода компании.

Социальная. Рекламные кампании позволяют сформировать и закрепить в сознании потребителей модели поведения, ценности, привычки, стандарты мышления.

Маркетинговая. Реклама не просто продаёт продукт, а формирует потребность в нём: вызывает интерес к товару, доказывает его полезность и демонстрирует преимущества.

Коммуникативная. Это информирование потребителей — реклама доставляет целевой аудитории сообщение о продукте.

Есть и расширенные списки. Например, американский профессор Уильям Уэллс называет шесть функций рекламы, перекликающихся с базовыми. Согласно Уэллсу, реклама:

1) информирует потребителя о продукте;

2) формирует имидж продукта или бренда;

3) убеждает потенциальных покупателей в необходимости покупки;

4) стимулирует потребительский спрос;

5) постоянно напоминает о рекламируемом объекте;

6) подкрепляет опыт предыдущих покупок.

Реклама позволяет ассоциировать с продуктом определённые чувства, сделать так, чтобы пользователи испытывали положительные эмоции, пользуясь товаром.

Какие цели и задачи есть у рекламы

Цели и задачи рекламы тесно связаны с её функциями. Глобальная цель рекламы — продать продукт, чтобы принести прибыль компании. Исследователи называют и другие цели.

Например, Филип Котлер классифицирует их в зависимости от того, к чему стремится компания. По Котлеру, у рекламы может быть три цели:

1) информировать целевую аудиторию о продукте — это важно на начальной стадии продвижения товара;

2) убедить потребителей, что нужно купить продукт, — это важно, когда начинается конкурентная борьба;

3) напомнить о продукте — такую цель ставят, когда продвигают уже известные товары.

Из функций и целей рекламы вытекают общие задачи: формирование спроса и управление им, формирование имиджа компании, повышение узнаваемости товара, стимулирование сбыта и многие другие.

Есть конкретные задачи — их ставят перед отдельными рекламными кампаниями. Они перекликаются со стратегическими целями и задачами. Например, когда компания запускает рекламу нового продукта, она может поставить задачу получить тысячу продаж по цене не более 300 рублей за продажу. Или охватить аудиторию в миллион человек, потратив не более двух рублей на одного пользователя.

Какие виды рекламы существуют

Классификаций видов рекламы огромное количество. Например, в Procter & Gamble возникло деление рекламы на ATL и BTL. ATL — реклама в массовых средствах коммуникации, BTL — реклама, направленная на узкие сегменты целевой аудитории.

Российский специалист в области рекламы и PR Валерий Музыкант выделяет несколько классификаций, одна из них — по направленности на аудиторию. Он подразделяет все кампании на рекламу потребительских товаров и бизнес-рекламу — объявления, направленные на другие компании или профессиональные группы.

Мы перечислим инструменты, о которых говорят чаще всего.

Наружная реклама. Это реклама, которую размещают на улице на стационарных или передвижных носителях — например, на щитах у дорог или на digital-экранах. Её чаще использует бизнес, который работает в офлайне, — например, суши-бары, гостиницы и застройщики.

Наружную рекламу видят все, кто проходит или проезжает рядом с носителем. Рекламодатель платит за факт размещения объявления. В Skillbox Media есть большой материал о наружной рекламе — в нём рассказали подробно, как она работает.

Так выглядит реклама на штендерах — небольших переносных конструкциях
Фото: AllaMosurova / Shutterstock

Интернет-реклама. Её ещё часто называют онлайн-рекламой. Это любые объявления, которые размещают в интернете. К онлайн-рекламе можно отнести, например:

  • материалы в «Яндекс.Дзене», которые продвигают платно;
  • баннеры на сайтах, которые посещает целевая аудитория;
  • платное размещение на посещаемом портале статьи со ссылкой на сайт.

В онлайн-рекламу входят все виды рекламы, о которых мы поговорим дальше.

Интернет-рекламу могут также называть digital-рекламой, но это неправильно. Понятие digital-маркетинга намного шире: это любая коммуникация с пользователями через цифровые устройства — например персонализированное взаимодействие через пуш-уведомления.

Таргетированная реклама. Традиционно к ней относят рекламу в социальных сетях. На самом деле таргетированная реклама — любая реклама, которая нацелена на пользователей с определёнными характеристиками. Например, объявления, которые показывают мужчинам старше 40 лет, живущим в Москве.

Таргетированную рекламу можно оплачивать по разным моделям. Чаще всего используют две:

  • плата за показы — со счёта списывают фиксированную сумму за тысячу показов;
  • плата за клики — деньги списывают, только когда пользователи переходят по ссылке в объявлении.

Подробнее о том, как работает таргетированная реклама, можно почитать здесь.

Так выглядит таргетированная реклама — рекламную запись показали тому, кто интересуется фрилансом
Скриншот: «ВКонтакте» 

Контекстная реклама. Официально это реклама, которую показывают пользователю, когда тот интересуется какой-то темой. В российской практике под контекстной рекламой понимают рекламу в поисковых системах. Есть два формата объявлений:

  • поисковая реклама — её показывают в результатах выдачи, когда пользователь вводит ключевое слово, указанное рекламодателем;
  • контекстно-медийная реклама — её показывают на сайтах — партнёрах поисковых систем тем, кто раньше интересовался темой или заходил на сайт рекламодателя.

Платить за контекстную рекламу тоже можно по нескольким моделям — за клики, показы или целевые действия. В случае платы за целевые действия деньги со счёта списывают только тогда, когда пользователь достигает установленной цели — например, заполняет форму заказа. Подробнее о принципах работы контекстной рекламы можно почитать в отдельном материале.

Пример контекстной рекламы: объявления показывают тем, кто хочет купить смартфон
Скриншот: «Яндекс» 

Нативная реклама. Это реклама, которая гармонично вписывается в содержание страницы и её дизайн. Она отличается от обычной тем, что несёт в себе какую-то ценность для пользователя и не продаёт продукт прямо.

Нативная реклама — это, например, публикация в блоге другой компании, в которой рассказывают о способах решения проблемы читателя. Или оплаченный пост, где ненавязчиво упоминается продукт. В Skillbox Media есть большой материал о нативной рекламе: вот первая часть, а вот — вторая.

Пример нативной рекламы: рекламный материал воспринимается как одна из статей на сайте
Скриншот: vc.ru

Реклама у блогеров. Это часть инфлюенс-маркетинга — работы с аудиторией через лидеров мнений. Рекламодатель платит блогеру за то, что он рассказывает о компании или продукте. Например, упоминает их в видео на YouTube или пишет отдельный пост во «ВКонтакте».

Оплачивают в этом случае само размещение рекламы. Чтобы получить хороший результат, нужно правильно выбрать блогера, площадку и формат интеграции. В Skillbox Media есть гайд по инфлюенс-маркетингу, в котором описаны все эти этапы.

Пример рекламы у блогера: пост в телеграм-канале с призывом подписаться на другой канал
Скриншот: Telegram 

Как регулируют рекламу

В России действует несколько законов, которые регулируют то, какой должна быть реклама и как можно её распространять.

Основной закон — «О рекламе» — даёт определение рекламы. Согласно ему, это «информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

примечание

Это интересно: в законе сказано, что спонсорство — один из видов рекламы.

Закон требует, чтобы реклама была добросовестной и достоверной. Вот что это значит:

  • Добросовестная реклама — та, что не сравнивает продукт с продуктом конкурентов, не порочит чью-то репутацию и не продвигает запрещённые продукты.
  • Достоверная реклама — та, что не обманывает пользователя. Например, нельзя говорить о гарантии или бесплатной доставке, если их нет.

Закон «О связи» регулирует распространение рекламы по сетям электросвязи, в частности через интернет. Вот какие требования он предъявляет:

  • Рекламу нужно доставлять с участием человека — автоматические рассылки и автозвонки запрещены.
  • Рекламировать продукты можно только при условии, что абонент дал предварительное согласие на получение рекламы.
  • Использовать номера телефонов или email-адреса клиентов можно, только если вы получили от них согласие на обработку персональных данных.

Подробнее о том, как соблюсти эти требования, мы рассказали в отдельном материале.

За соблюдением законов следит ФАС — Федеральная антимонопольная служба. Если вы нарушаете закон, на это могут пожаловаться конкуренты или пользователи. Тогда ФАС рассмотрит дело и может выписать штраф до 500 тысяч рублей за одно нарушение.

Прецедентов много. Например, 24 июня 2021 года ФАС назначила штраф в 300 тысяч рублей Совкомбанку за недостоверную рекламу. 24 июня 2022 года московское Управление ФАС признало неправомерной рекламу алкоголя, рассылаемую «Азбукой вкуса» по email. Компании выдали предписание прекратить нарушать закон.

Главное о рекламе в пяти абзацах

Реклама — коммуникация для привлечения внимания целевой аудитории к объекту продвижения. Специалисты спорят, что можно отнести к ней — любую коммуникацию с целевой аудиторией или только платные массовые коммуникации, побуждающие купить продукт.

У рекламы есть четыре признанные всеми функции — экономическая, социальная, маркетинговая и коммуникативная. Если проще — она формирует спрос, стимулирует сбыт, формирует общественное мнение и доставляет сообщение до потребителей.

Цели и задачи рекламы перекликаются с её функциями. Глобальная цель — принести компании прибыль. Задачи могут быть более конкретными: например, задача рекламной кампании — принести тысячу продаж по цене не более 300 рублей за продажу.

Есть огромное количество классификаций и видов рекламы. Например, её подразделяют на массовую и ориентированную на узкую группу людей. Самые распространённые виды рекламы — наружная реклама, интернет-реклама, контекстная реклама, таргетированная реклама, реклама у блогеров.

Законы регулируют то, какой должна быть реклама и как её можно распространять. Согласно закону, реклама должна быть добросовестной и достоверной, а распространять её нужно с участием человека и с согласия получателя. Если нарушить эти требования, можно получить штраф до 500 тысяч рублей.

Как узнать больше о рекламе

  • Реклама — часть маркетинга. Маркетинг нужен, чтобы понять, чего хотят потребители, как удовлетворить их потребности и как продать им продукт, чтобы заработать. В Skillbox Media есть материал о маркетинге: разобрались в нём, какие задачи он решает, какие инструменты и стратегии можно использовать для продвижения.
  • Тизерная реклама — спорный инструмент продвижения, получивший негативную репутацию из-за провокаций в заголовках. Но его используют даже крупные бренды вроде Chanel и Starbucks. Почитайте, когда можно использовать тизеры и как сделать сильное объявление.
  • Контекстную рекламу можно настроить в «Яндекс.Директе». Сервис постоянно меняется — мы проанализировали крупные изменения за последние два года и рассказали о них. Прочитайте гайд, чтобы узнать, как настроить эффективную контекстную рекламу.
  • Если вы хотите работать с рекламой, можно начать с базовых инструментов — контекстной и таргетированной рекламы. Изучить их можно на курсе Skillbox «Профессия Интернет-маркетолог 2022». Преподаватели объясняют, как сформировать стратегию маркетинга, настроить рекламу в «Яндекс.Директе» и «ВКонтакте» и оценить её эффективность.
  • Реклама и маркетинг нужны всем — от крупных корпораций до регионального бизнеса. Приходите на курсы Skillbox, чтобы освоить разные инструменты маркетинга и зарабатывать на этом.

Другие материалы Skillbox Media о рекламе и маркетинге


Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована