7 мифов о профессии маркетолога
Саша уверен, что маркетолог много зарабатывает, а Маша считает, что он вообще не нужен.
vlada_maestro / shutterstock
Разбираем популярные мифы о профессии маркетолога, блуждающие среди клиентов, исполнителей и новичков.
1. Маркетолог отвечает за продажи
На самом деле нет. Но маркетолог может отвечать за всё, что происходит до момента продаж:
- исследовать рынок, целевую аудиторию и конкурентов;
- формировать доверие к бренду;
- настраивать рекламные кампании, составлять контент-планы и стратегии продвижения;
- контролировать работу копирайтеров, дизайнеров, верстальщиков и других подрядчиков/сотрудников.
А за сами продажи маркетолог не должен отвечать — это задача других специалистов. Бывает, что он делает крутую рекламу, доводит клиента от «холодного» состояния до «горячего», заранее отрабатывает возражения. Но сделки не случается, потому что покупатель не нашёл нужного ему размера/цвета/комплекта или менеджеры по продажам не взяли трубку.
2. Маркетолог — универсальный солдат
Некоторые работодатели уверены, что маркетолог — это многорукий человек-универсал, который может и настроить рекламу, и создать сайт, и, возможно, подменить юриста, продавца или уборщицу.
Вот например, требования к кандидату, которых хватит на целую команду:
Один человек вряд ли может быть крутым экспертом в столь разных сферах. Да и успеть всё сразу невозможно: какая-то часть работы останется невыполненной или будет сделана плохо. Если маркетолог начнёт заниматься всем подряд, то ресурсов на основные цели и задачи просто не останется.
Однако хороший маркетолог должен хотя бы поверхностно разбираться и в создании сайтов, и в администрировании, и в бизнесе. Это помогает в продвижении и коммуникациях с сотрудниками, подрядчиками, клиентами.
3. Маркетологи очень много получают
По данным портала Trud.com на сентябрь 2020 года, средняя зарплата маркетолога — около 45 000 рублей в месяц. Цифры не очень отличаются от 41 366 рублей — средней заработной платы за первое полугодие 2020 года в России по подсчётам Росстата.
Но доход зависит от множества факторов: опыта, географии, способов заработка. Докоронавирусное исследование Serpstat показывает, что маркетолог может получать больше ста тысяч, если:
- работает с зарубежными рынками;
- имеет опыт 5–7 лет;
- занимает должность руководителя отдела или директора по маркетингу.
4. На маркетолога нужно учиться 5 лет
Необязательно. Маркетолог такая профессия, где опыт получают «в поле», а не на университетской скамье. Безусловно, знания для специалиста важны и нужны, и многие решают сначала окончить вуз, а только потом перейти к практике. Но войти в профессию можно даже с полугодового курса, почти сразу совмещая работу с обучением (что на дневном отделении вуза получится с трудом).
Проблема ещё в том, что вузовская программа не успевает за современными инструментами и подходами. А в диджитале мало знать классический маркетинг, теорию из книг 10–20-летней давности, нужно владеть инструментами, которые обновляются буквально каждый день.
5. Если у компании хороший продукт, маркетолог не нужен
Как говорится, без рекламы происходит самое ужасное — не происходит ничего. Даже самые качественные и полезные товары/услуги не купят, если о них никто не узнает. Маркетолог не «докручивает» продукт изнутри, но доносит его ценность до целевой аудитории, рассказывает о выгодах для клиента.
Исследование бизнес-школы Fuqua (США) показало, что даже в кризис растут расходы коммерческих организаций на маркетинг. В мае 2020 года их долю в бюджетах оценили в 12,6%, тогда как в январе было 11,3%.
6. В кризис от маркетолога нужно отказываться, чтобы сэкономить
Да, если главная цель — опустить компанию на финансовое дно. Ведь в кризис именно маркетинг может стать спасательным кругом. Кроме того, в кризис из-за падения спроса дешевеет реклама — выгодно привлекать клиентов на будущее.
В Harvard Business Review выяснили, что компании лучше выходят из кризиса, когда не сокращают или даже увеличивают маркетинговый бюджет. Правда, при этом надо менять стратегию, а не делать всё по прежнему сценарию (и для этого опять же нужен маркетолог).
Конкретный пример: Apple сообщила о росте выручки (до 59,7 млрд долларов) и чистой прибыли (до 11,3 млрд долларов). И это несмотря на коронавирус — недаром их маркетингом восхищаются!
7. Маркетологов скоро заменят роботы
Это не точно. С одной стороны, машины впечатляют:
- меняют лица на фото и рисуют несуществующих людей;
- успешно автоматизируют рекламу, делают видео из карточек товаров;
- и даже создают какие-то креативы (например, тексты и логотипы).
С другой — сейчас они хорошо выполняют только шаблонную рутинную работу. Что-то более сложное всё равно остаётся за человеком. Самый реалистичный сценарий — что технологии ИИ не заменят, а усилят маркетологов, избавят от мелкой рутины и дадут новые возможности.
Возможно, когда-нибудь искусственный интеллект и сможет понимать ЦА, разрабатывать стратегию, общаться с клиентами. Но это перспективы далёкого будущего. Так что вы ещё успеете выучиться на интернет-маркетолога, устроиться на работу или стать фрилансером, применить полученные навыки в своём бизнесе.