Изучаем SMART-цели — систему, без которой (почти всегда) невозможна постановка задач
Спросили менеджеров и предпринимателей, как они используют SMART, и написали гайд, благодаря которому вы научитесь применять метод на практике.
Кадр: фильм «Барби» / Warner Bros. Pictures
Нужно увеличить число лидов, улучшить сайт или увеличить выручку. Кажется, что это правильно поставленные цели, но с точки зрения метода SMART они сформулированы неудачно. Многие эксперты, опрошенные нами, отказываются работать с подобными целями — то есть с целями, поставленными не по SMART.
Концепция SMART помогает ставить понятные цели, которых реально достичь. В этом материале рассказываем, как её применять.
- Что такое SMART-цели
- Разбираем каждый критерий в SMART
- Зачем нужна методика и где её применяют
- Как ставить цели и задачи по SMART
- Почему может не получиться
Что такое SMART-цели
SMART — это метод, суть которого в том, что цели и задачи должны соответствовать пяти критериям. Эти пять критериев зашифрованы в аббревиатуре SMART:
- S — specific, конкретная;
- M — measurable, измеримая;
- A — achievable, достижимая;
- R — relevant, релевантная;
- T — time bound, ограниченная по времени
Подробно о каждом из критериев мы расскажем ниже.
Метод SMART предложил эксперт в области стратегического планирования Джордж Доран. В 1981 году он описал метод в статье «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач» для журнала Management Review.
SMART — один из самых известных методов в менеджменте. В «Яндексе» «SMART-цели» ищут 19 тысяч раз в месяц. На курсах по проектному менеджменту, управлению временем, общему менеджменту, управлению командами SMART часто изучают в самом начале.
Метод универсален. Когда мы готовили эту статью, мы спросили руководителей и специалистов, в каких отраслях они применяют SMART. Вот только несколько отраслей, которые они назвали: маркетинг, клиентский менеджмент, коучинг.
В менеджменте термины «задача» и «цель» различаются. Метод SMART используют для постановки и целей, и задач. В статье мы не делаем разницы между двумя терминами — как правило, сказанное справедливо в обоих случаях.
Разбираем каждый критерий в SMART
И приводим примеры формулировок, которые соответствуют или не соответствуют этим критериям.
Specific переводится как «конкретная», «определённая». Это значит, что цель нужно сформулировать точно — так, чтобы её нельзя было трактовать двояко и не пришлось уточнять, что имелось в виду.
Цель можно понять неправильно | Цель сформулирована точно |
---|---|
Исправить баг на сайте | Исправить баг в процедуре регистрации пользователей: им не приходит письмо на email |
Купить корм животным | Купить корм ProBalance Gourmet Diet для кошек и Pet Pride для собаки |
Measurable переводится как «измеримая». Это значит, что должен быть способ определить, достигнута цель или нет. Например, можно определить, какого значения показателя в цифрах нужно достичь.
Сложно понять, достигнута цель или нет | Достижение цели легко определить |
---|---|
Повысить выручку | Повысить выручку до 1 миллиона рублей в месяц |
Собрать подушку финансовой безопасности | Собрать подушку финансовой безопасности в размере 400 тысяч рублей |
Achievable переводится как «достижимая», «реалистичная», «выполнимая». Если SMART-цели нельзя достичь с помощью имеющихся ресурсов, значит, она не соответствует этому критерию.
Можно понять, насколько достижима цель, если сравнить её с объективными показателями — условными средними цифрами по отрасли или в компании. Если юридический отдел в среднем готовит договор за неделю, требовать от него подготовить договор за полчаса нельзя.
Цели сложно будет достичь | Цель выполнимая |
---|---|
Избавиться от негативных отзывов на всех площадках | Снизить количество негативных отзывов на 30% |
Пробежать полумарафон (21,1 км) за час | Финишировать в числе первых двадцати марафонцев |
Relevant переводится как «релевантная», «относящаяся», «подходящая». Это значит, что SMART-цель должна соотноситься с глобальной целью и не мешать ей, а, наоборот, помогать достичь её.
Например, цель компании на ближайший год — завоевать 20% российского рынка.
Цель не помогает достичь глобальной цели | Значимая цель |
---|---|
Собрать информацию о крупных дистрибьюторах | Заключить договоры с 5 крупными дистрибьюторами |
Запустить больше рекламы | Привлечь тысячу новых клиентов |
Time bound переводится как «привязанная ко времени» или «ограниченная по времени». Это значит, что у цели должен быть срок, к которому её нужно достичь.
Непонятно, когда нужно достичь цели | Есть срок достижения цели |
---|---|
Подготовить годовой отчёт | Подготовить годовой отчёт к 31 января |
Похудеть на 20 килограммов | Похудеть на 20 килограммов в течение года |
Обучение в Skillbox для руководителей
- «Управление проектами» — прокачать скиллы и научиться эффективно управлять проектами: ставить цели, формировать команду, работать с бюджетом.
- «Профессия Менеджер проектов» — освоить проектный менеджмент с нуля и начать зарабатывать.
- «Эффективный руководитель» — систематизировать знания и стать руководителем, которого ценят команда и бизнес.
Зачем нужна методика SMART, в чём её преимущества и для чего её применяют
Специалисты и руководители считают, что SMART-цели всем понятны, что прогресс их достижения легко контролировать и что метод SMART проще, чем остальные.
Цели понятны всем. Руководитель проектов и спикер курсов Skillbox Пётр Орлов говорит, что метод SMART помогает ему адекватно ставить цели и не переживать, что их неправильно поймут: «Я не забываю ничего важного. Например, забудешь указать срок — задачу будут делать дольше ожидаемого. Сформулируешь цель общими словами — в итоге получишь не то, что тебе нужно».
Прогресс легко контролировать. Руководитель может контролировать промежуточные результаты, а исполнители понимают, что им нужно сделать, считает руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft Ирина Бибик.
«Постановка SMART-целей означает, что вы знаете, что и как вы собираетесь делать. Сама цель без сроков и детализации — это мечта, которую можно не осуществить. „Я выучу английский“ — нет, не выучишь, если не составишь себе план, график занятий и не ограничишь себя сроками. „Надо увеличить продажи“ — они не увеличатся без метрик, ответственных и необходимых ресурсов».
Ирина Бибик,
руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft
Senior Product Manager Анастасия Московченко тоже считает, что «SMART облегчает контроль и управление целями. Установка просто „цели“ без конкретики может привести к тому, что команда не достигнет её».
Метод SMART проще других. Он простой и эффективный, говорит специалист в области мотивации, постановки и достижения целей Артур Лак. Все быстро привыкают к методу SMART и начинают работать без лишних уточнений и обсуждений, считает руководитель проектов и спикер курсов Skillbox Пётр Орлов.
«Мы применяем метод SMART при делегировании практически любых задач команде. Во-первых, он помогает избежать абстрактных формулировок и уточнить цель, сделать её одинаково понятной для всех участников. Во-вторых, позволяет установить измеримые критерии и оценить, действительно ли мы достигли поставленной цели. В-третьих, благодаря методу можно заранее определить, реалистична ли цель в принципе и достижима ли она в заданный срок. Наконец, это облегчает контроль над ходом выполнения задачи и внесением корректировок в неё».
Александр Шестаков,
руководитель платформы линкбилдинга LinksSape
Технику SMART используют в разных сферах — от стратегического планирования до проектного менеджмента. Маркетолог в студии веб-разработки Manao Мария Санталова использует SMART, когда ставит маркетинговые цели. Специалист в области мотивации, постановки и достижения целей Артур Лак говорит, что метод SMART используют не только в корпоративном менеджменте, но и в коучинге — для работы с личными целями.
Диджитал-стратег маркетингового агентства Demis Group Константин Лихницкий рассказал, что в Demis Group технику SMART используют при общении с клиентом: «Чаще всего клиент приходит с недетализированным запросом вроде „увеличить число лидов“. Мы вовлекаем клиента в диалог и раскладываем цель на составляющие, чтобы сформулировать, какого результата хотим достичь».
Метод SMART подходит для постановки любых задач в компании, говорит директор по персоналу IEK Group Наталия Бельская. В IEK Group руководство компании определяет глобальные цели на стратегических сессиях, а затем, исходя из них, формирует задачи и проекты, для работы над которыми ставят SMART-цели.
Как ставить цели и задачи по методу SMART
Специалисты и руководители, которых мы опросили, рекомендуют последовательно описать цель в соответствии с критериями. То есть точно сформулировать её, задать показатели, которых нужно добиться, оценить, можно ли её достичь и не противоречит ли она глобальной цели, и задать срок достижения.
Руководитель проектов и спикер курсов Skillbox Пётр Орлов формулирует отдельные предложения под каждый из пяти критериев. Потом он сокращает их и объединяет в одно — в этом ему помогают правила из книги «Пиши, сокращай».
Специалист в области мотивации, постановки и достижения целей Артур Лак поделился вопросами, на которые нужно ответить, чтобы сформулировать все критерии по технике SMART.
Критерий | Вопросы, которые помогут сформулировать цель |
---|---|
Specific — конкретная | ✓ Что меня не устраивает? ✓ Что необходимо сделать, улучшить или исправить? ✓ Какой результат я хочу получить? |
Measurable — измеримая | ✓ С помощью каких метрик можно измерить достижение цели? ✓ Какие из возможных метрик лучше выбрать и почему? ✓ Как часто следует отслеживать прогресс? |
Achievable — достижимая | ✓ Есть ли знания и ресурсы, необходимые для достижения цели? ✓ Если знаний и ресурсов недостаточно, то как их можно восполнить, сколько времени и денег для этого потребуется? ✓ Какие факторы могут помешать достичь цели? ✓ Какова вероятность форс-мажорных обстоятельств? |
Relevant — значимая | ✓ Почему важно это сделать? ✓ Что изменится после достижения цели? ✓ Не противоречит ли и не мешает ли достижение выбранной цели достижению других целей и задач? |
Time bound — ограниченная во времени | ✓ К какому времени необходимо получить результат? ✓ Какие факторы могут помешать достичь цели в установленный срок? ✓ На какой срок может сдвинуться достижение цели, если возникнут проблемы? |
«Конкретная», «измеримая» и «ограниченная по времени» — объективные критерии, а «достижимая» и «релевантная» — субъективные характеристики, предупреждает специалист в области мотивации, постановки и достижения целей Артур Лак. «Достижимость» и «релевантность» зависят от представлений человека, который ставит цель. Есть риск оценить ситуацию неправильно — поэтому этим критериям следует уделить особое внимание.
Можно использовать и усовершенствованный метод SMART — например, SMART-ER, говорит Артур Лак. E — evaluate, оцениваемость. Это значит, что нужно сделать цель такой, чтобы можно было отслеживать прогресс поэтапно. R — readjust, изменяемость: цель должна быть такой, чтобы её можно было корректировать, если вводные изменятся.
Ещё можно связывать SMART-цели в пирамиду, говорит директор по персоналу IEK Group Наталия Бельская. В IEK Group у каждого руководителя есть годовой план работ, из которого в каждом квартале формируют 3–5 SMART-задач. Исходя из них, руководители ставят SMART-задачи подчинённым — получается пирамида целей. Систему SMART используют и при квартальном поощрении — если сотрудник выполняет свои SMART-задачи и компания достигает результата, сотрудник получает премию.
Ставим SMART-цель на примере
Примером со Skillbox Media поделилась руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft Ирина Бибик. Допустим, нужно добиться высокого качества программного обеспечения (ПО). Это хорошая и амбициозная цель, но её формулировка расплывчата. Вот как можно её изменить:
- Сделать цель конкретной. Нужно определиться, о каком ПО идёт речь — обо всех программах компании или об одном продукте? Допустим, нужно повысить качество программы XXX.
- Добавить метрику. Чтобы узнать, что качество изменилось, нужно понять, как его оценить. Можно взять метрику «количество багов» — и поставить цель уменьшить их количество на 80%.
- Проверить, хватает ли ресурсов. Нужно понять, насколько реальна цель — есть ли специалисты, время, опыт для её достижения. Допустим, в компании есть специалисты — разработчики Ольга, Евгений и QA-специалист Олег. Но сейчас они заняты новыми задачами — чтобы достичь цели, нужно освободить их от этих задач.
- Проверить, важна ли цель. Для этого нужно понять, улучшает ли она бизнес-процессы или важные для бизнеса метрики. В нашем примере — да: если снизить количество багов, можно сократить число негативных отзывов.
- Установить срок. Чтобы сделать это, можно привлечь заинтересованных лиц и экспертов: они оценят, сколько времени уйдёт на задачу. В нашем примере реально достичь цели за две недели, если специалисты будут заниматься только ей.
В итоге из формулировки «Высокое качество программного обеспечения» получилась задача «Повысить качество программного продукта ХХХ — сократить число багов на 80%: с 200 до 40 в течение двух недель. Для этого нужно привлечь разработчиков Ольгу и Евгению и QA-специалиста Олега, освободив их от новых задач».
Почему может не получиться поставить SMART-цель
Опрошенные нами специалисты и руководители говорят, что самая распространённая ошибка — неправильно сформулировать один из критериев цели. То есть неверно оценить сроки или, например, не детализировать цель так, чтобы её можно было легко понять.
«Ошибка, которую я часто вижу, — объединить несколько задач и не детализировать их. При формулировании целей важна декомпозиция: у каждой задачи должны быть свои метрики, сроки, ответственные. Ещё один способ разочароваться в SMART — не попасть в сроки. Я советую снять с себя и с руководства розовые очки и определять реальные сроки, ориентируясь на текущее положение дел. Учитывайте, какие ресурсы у вас есть, и закладывайте срок чуть больше — потому что планам могут помешать форс-мажоры».
Ирина Бибик,
руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft
Что делать, чтобы избегать ошибок? Много практиковаться, анализировать результаты, пересматривать и корректировать свои цели, советует Senior Product Manager Анастасия Московченко. Ещё нужно собирать обратную связь и советы от коллег или наставников: это поможет понять, правильно ли вы используете метод, говорит руководитель проектов и спикер курсов Skillbox Пётр Орлов.
Маркетолог студии веб-разработки Manao Мария Санталова говорит, что нужно адаптировать метод в соответствии со своими задачами: «Чтобы SMART работал эффективно, недостаточно использовать шаблон из интернета. Учитывайте специфику и адаптируйте критерии под себя, учитесь формулировать большие и маленькие задачи».
Главное о SMART-целях в 3 пунктах
- SMART — это метод постановки целей и задач. Согласно ему, цели нужно формулировать так, чтобы они были конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными во времени. Технику используют везде — от проектного менеджмента до коучинга.
- Чтобы поставить цель по SMART, нужно последовательно описать её в соответствии с названными критериями — так, чтобы её нельзя было понять неправильно; подобрать показатель, по которому можно отследить достижение цели; понять, достижима ли она и важна ли для достижения глобальной цели; установить срок, к которому нужно её достичь.
- Самая распространённая ошибка при работе с методом SMART — неправильно сформулировать один из критериев цели. То есть неверно оценить сроки или, например, не детализировать цель так, чтобы её можно было легко понять. Чтобы избегать ошибок, важно постоянно анализировать результаты и собирать обратную связь — в том числе от тех, кому вы ставите SMART-задачи.
Как узнать больше о менеджменте
- Если вы изучаете управление, посмотрите материалы о других базовых концепциях и инструментах менеджмента: диаграмме Ганта, матрице RACI и методе критического пути.
- Если вы строите карьеру в менеджменте, прочитайте статьи об управлении проектами и операционном менеджменте. Также в Skillbox Media есть статьи о проджектах, операционных менеджерах и продакт-менеджерах: в них рассказали, чем занимаются и сколько зарабатывают эти специалисты.
- В Skillbox есть курс «Профессия Менеджер проектов» для тех, кто хочет освоить профессию с нуля или прокачать навыки. Обучение построено на практике: кроме тестов и практических работ, программа предусматривает дополнительный курс — «Практика для проектного менеджера». В его рамках студенты выполняют реальные задачи от партнёров Skillbox, получают обратную связь от кураторов и могут отразить этот опыт в портфолио.
- Также в Skillbox есть другие курсы для тех, кто хочет построить карьеру. Для тех, кто хочет развиваться в управлении бизнес-процессами, в Skillbox есть курс «Профессия Операционный менеджер». Курс «Эффективный руководитель» подойдёт начинающим менеджерам и тем, кто собирается в будущем занять позицию руководителя.
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто интересуется управлением
- 12 инструментов для управления проектами: собираем мастхэв-набор проджекта
- Гайд о нецензурном: помогает ли мат управлять людьми и можно ли материться на работе
- Как «рыбьи кости» Исикавы помогают искать настоящие причины проблем
- Как давать обратную связь, которая мотивирует и развивает: шаблоны и советы
- Гайд по управлению коммуникациями: что делать, чтобы наладить обмен информацией в команде