Управление Развитие
#статьи

Изучаем SMART-цели — систему, без которой (почти всегда) невозможна постановка задач

Спросили менеджеров и предпринимателей, как они используют SMART, и написали гайд, благодаря которому вы научитесь применять метод на практике.

Кадр: фильм «Барби» / Warner Bros. Pictures

Нужно увеличить число лидов, улучшить сайт или увеличить выручку. Кажется, что это правильно поставленные цели, но с точки зрения метода SMART они сформулированы неудачно. Многие эксперты, опрошенные нами, отказываются работать с подобными целями — то есть с целями, поставленными не по SMART.

Концепция SMART помогает ставить понятные цели, которых реально достичь. В этом материале рассказываем, как её применять.


Что такое SMART-цели

SMART — это метод, суть которого в том, что цели и задачи должны соответствовать пяти критериям. Эти пять критериев зашифрованы в аббревиатуре SMART:

  • S — specific, конкретная;
  • M — measurable, измеримая;
  • A — achievable, достижимая;
  • R — relevant, релевантная;
  • T — time bound, ограниченная по времени

Подробно о каждом из критериев мы расскажем ниже.

Метод SMART предложил эксперт в области стратегического планирования Джордж Доран. В 1981 году он описал метод в статье «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач» для журнала Management Review.

SMART — один из самых известных методов в менеджменте. В «Яндексе» «SMART-цели» ищут 19 тысяч раз в месяц. На курсах по проектному менеджменту, управлению временем, общему менеджменту, управлению командами SMART часто изучают в самом начале.

Метод универсален. Когда мы готовили эту статью, мы спросили руководителей и специалистов, в каких отраслях они применяют SMART. Вот только несколько отраслей, которые они назвали: маркетинг, клиентский менеджмент, коучинг.

В менеджменте термины «задача» и «цель» различаются. Метод SMART используют для постановки и целей, и задач. В статье мы не делаем разницы между двумя терминами — как правило, сказанное справедливо в обоих случаях.

Разбираем каждый критерий в SMART

И приводим примеры формулировок, которые соответствуют или не соответствуют этим критериям.

Specific переводится как «конкретная», «определённая». Это значит, что цель нужно сформулировать точно — так, чтобы её нельзя было трактовать двояко и не пришлось уточнять, что имелось в виду.

Цель можно понять неправильноЦель сформулирована точно
Исправить баг на сайтеИсправить баг в процедуре регистрации пользователей: им не приходит письмо на email
Купить корм животнымКупить корм ProBalance Gourmet Diet для кошек и Pet Pride для собаки

Measurable переводится как «измеримая». Это значит, что должен быть способ определить, достигнута цель или нет. Например, можно определить, какого значения показателя в цифрах нужно достичь.

Сложно понять, достигнута цель или нетДостижение цели легко определить
Повысить выручкуПовысить выручку до 1 миллиона рублей в месяц
Собрать подушку финансовой безопасностиСобрать подушку финансовой безопасности в размере 400 тысяч рублей

Achievable переводится как «достижимая», «реалистичная», «выполнимая». Если SMART-цели нельзя достичь с помощью имеющихся ресурсов, значит, она не соответствует этому критерию.

Можно понять, насколько достижима цель, если сравнить её с объективными показателями — условными средними цифрами по отрасли или в компании. Если юридический отдел в среднем готовит договор за неделю, требовать от него подготовить договор за полчаса нельзя.

Цели сложно будет достичьЦель выполнимая
Избавиться от негативных отзывов на всех площадкахСнизить количество негативных отзывов на 30%
Пробежать полумарафон (21,1 км) за часФинишировать в числе первых двадцати марафонцев

Relevant переводится как «релевантная», «относящаяся», «подходящая». Это значит, что SMART-цель должна соотноситься с глобальной целью и не мешать ей, а, наоборот, помогать достичь её.

Например, цель компании на ближайший год — завоевать 20% российского рынка.

Цель не помогает достичь глобальной целиЗначимая цель
Собрать информацию о крупных дистрибьюторахЗаключить договоры с 5 крупными дистрибьюторами
Запустить больше рекламыПривлечь тысячу новых клиентов

Time bound переводится как «привязанная ко времени» или «ограниченная по времени». Это значит, что у цели должен быть срок, к которому её нужно достичь.

Непонятно, когда нужно достичь целиЕсть срок достижения цели
Подготовить годовой отчётПодготовить годовой отчёт к 31 января
Похудеть на 20 килограммовПохудеть на 20 килограммов в течение года

Обучение в Skillbox для руководителей

Зачем нужна методика SMART, в чём её преимущества и для чего её применяют

Специалисты и руководители считают, что SMART-цели всем понятны, что прогресс их достижения легко контролировать и что метод SMART проще, чем остальные.

Цели понятны всем. Руководитель проектов и спикер курсов Skillbox Пётр Орлов говорит, что метод SMART помогает ему адекватно ставить цели и не переживать, что их неправильно поймут: «Я не забываю ничего важного. Например, забудешь указать срок — задачу будут делать дольше ожидаемого. Сформулируешь цель общими словами — в итоге получишь не то, что тебе нужно».

Прогресс легко контролировать. Руководитель может контролировать промежуточные результаты, а исполнители понимают, что им нужно сделать, считает руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft Ирина Бибик.

«Постановка SMART-целей означает, что вы знаете, что и как вы собираетесь делать. Сама цель без сроков и детализации — это мечта, которую можно не осуществить. „Я выучу английский“ — нет, не выучишь, если не составишь себе план, график занятий и не ограничишь себя сроками. „Надо увеличить продажи“ — они не увеличатся без метрик, ответственных и необходимых ресурсов».

Ирина Бибик,
руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft

Senior Product Manager Анастасия Московченко тоже считает, что «SMART облегчает контроль и управление целями. Установка просто „цели“ без конкретики может привести к тому, что команда не достигнет её».

Метод SMART проще других. Он простой и эффективный, говорит специалист в области мотивации, постановки и достижения целей Артур Лак. Все быстро привыкают к методу SMART и начинают работать без лишних уточнений и обсуждений, считает руководитель проектов и спикер курсов Skillbox Пётр Орлов.

«Мы применяем метод SMART при делегировании практически любых задач команде. Во-первых, он помогает избежать абстрактных формулировок и уточнить цель, сделать её одинаково понятной для всех участников. Во-вторых, позволяет установить измеримые критерии и оценить, действительно ли мы достигли поставленной цели. В-третьих, благодаря методу можно заранее определить, реалистична ли цель в принципе и достижима ли она в заданный срок. Наконец, это облегчает контроль над ходом выполнения задачи и внесением корректировок в неё».

Александр Шестаков,
руководитель платформы линкбилдинга LinksSape

Технику SMART используют в разных сферах — от стратегического планирования до проектного менеджмента. Маркетолог в студии веб-разработки Manao Мария Санталова использует SMART, когда ставит маркетинговые цели. Специалист в области мотивации, постановки и достижения целей Артур Лак говорит, что метод SMART используют не только в корпоративном менеджменте, но и в коучинге — для работы с личными целями.

Диджитал-стратег маркетингового агентства Demis Group Константин Лихницкий рассказал, что в Demis Group технику SMART используют при общении с клиентом: «Чаще всего клиент приходит с недетализированным запросом вроде „увеличить число лидов“. Мы вовлекаем клиента в диалог и раскладываем цель на составляющие, чтобы сформулировать, какого результата хотим достичь».

Метод SMART подходит для постановки любых задач в компании, говорит директор по персоналу IEK Group Наталия Бельская. В IEK Group руководство компании определяет глобальные цели на стратегических сессиях, а затем, исходя из них, формирует задачи и проекты, для работы над которыми ставят SMART-цели.

Как ставить цели и задачи по методу SMART

Специалисты и руководители, которых мы опросили, рекомендуют последовательно описать цель в соответствии с критериями. То есть точно сформулировать её, задать показатели, которых нужно добиться, оценить, можно ли её достичь и не противоречит ли она глобальной цели, и задать срок достижения.

Руководитель проектов и спикер курсов Skillbox Пётр Орлов формулирует отдельные предложения под каждый из пяти критериев. Потом он сокращает их и объединяет в одно — в этом ему помогают правила из книги «Пиши, сокращай».

Специалист в области мотивации, постановки и достижения целей Артур Лак поделился вопросами, на которые нужно ответить, чтобы сформулировать все критерии по технике SMART.

КритерийВопросы, которые помогут сформулировать цель
Specific — конкретная✓ Что меня не устраивает?
 Что необходимо сделать, улучшить или исправить?
Какой результат я хочу получить? 
Measurable — измеримая С помощью каких метрик можно измерить достижение цели?
 Какие из возможных метрик лучше выбрать и почему?
Как часто следует отслеживать прогресс?
Achievable — достижимая Есть ли знания и ресурсы, необходимые для достижения цели?
Если знаний и ресурсов недостаточно, то как их можно восполнить, сколько времени и денег для этого потребуется?
Какие факторы могут помешать достичь цели?
Какова вероятность форс-мажорных обстоятельств?
Relevant — значимая Почему важно это сделать?
Что изменится после достижения цели?
Не противоречит ли и не мешает ли достижение выбранной цели достижению других целей и задач?
Time bound — ограниченная во времени К какому времени необходимо получить результат?
Какие факторы могут помешать достичь цели в установленный срок?
На какой срок может сдвинуться достижение цели, если возникнут проблемы?

«Конкретная», «измеримая» и «ограниченная по времени» — объективные критерии, а «достижимая» и «релевантная» — субъективные характеристики, предупреждает специалист в области мотивации, постановки и достижения целей Артур Лак. «Достижимость» и «релевантность» зависят от представлений человека, который ставит цель. Есть риск оценить ситуацию неправильно — поэтому этим критериям следует уделить особое внимание.

Можно использовать и усовершенствованный метод SMART — например, SMART-ER, говорит Артур Лак. E — evaluate, оцениваемость. Это значит, что нужно сделать цель такой, чтобы можно было отслеживать прогресс поэтапно. R — readjust, изменяемость: цель должна быть такой, чтобы её можно было корректировать, если вводные изменятся.

Ещё можно связывать SMART-цели в пирамиду, говорит директор по персоналу IEK Group Наталия Бельская. В IEK Group у каждого руководителя есть годовой план работ, из которого в каждом квартале формируют 3–5 SMART-задач. Исходя из них, руководители ставят SMART-задачи подчинённым — получается пирамида целей. Систему SMART используют и при квартальном поощрении — если сотрудник выполняет свои SMART-задачи и компания достигает результата, сотрудник получает премию.

Ставим SMART-цель на примере

Примером со Skillbox Media поделилась руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft Ирина Бибик. Допустим, нужно добиться высокого качества программного обеспечения (ПО). Это хорошая и амбициозная цель, но её формулировка расплывчата. Вот как можно её изменить:

  • Сделать цель конкретной. Нужно определиться, о каком ПО идёт речь — обо всех программах компании или об одном продукте? Допустим, нужно повысить качество программы XXX.
  • Добавить метрику. Чтобы узнать, что качество изменилось, нужно понять, как его оценить. Можно взять метрику «количество багов» — и поставить цель уменьшить их количество на 80%.
  • Проверить, хватает ли ресурсов. Нужно понять, насколько реальна цель — есть ли специалисты, время, опыт для её достижения. Допустим, в компании есть специалисты — разработчики Ольга, Евгений и QA-специалист Олег. Но сейчас они заняты новыми задачами — чтобы достичь цели, нужно освободить их от этих задач.
  • Проверить, важна ли цель. Для этого нужно понять, улучшает ли она бизнес-процессы или важные для бизнеса метрики. В нашем примере — да: если снизить количество багов, можно сократить число негативных отзывов.
  • Установить срок. Чтобы сделать это, можно привлечь заинтересованных лиц и экспертов: они оценят, сколько времени уйдёт на задачу. В нашем примере реально достичь цели за две недели, если специалисты будут заниматься только ей.

В итоге из формулировки «Высокое качество программного обеспечения» получилась задача «Повысить качество программного продукта ХХХ — сократить число багов на 80%: с 200 до 40 в течение двух недель. Для этого нужно привлечь разработчиков Ольгу и Евгению и QA-специалиста Олега, освободив их от новых задач».

Почему может не получиться поставить SMART-цель

Опрошенные нами специалисты и руководители говорят, что самая распространённая ошибка — неправильно сформулировать один из критериев цели. То есть неверно оценить сроки или, например, не детализировать цель так, чтобы её можно было легко понять.

«Ошибка, которую я часто вижу, — объединить несколько задач и не детализировать их. При формулировании целей важна декомпозиция: у каждой задачи должны быть свои метрики, сроки, ответственные. Ещё один способ разочароваться в SMART — не попасть в сроки. Я советую снять с себя и с руководства розовые очки и определять реальные сроки, ориентируясь на текущее положение дел. Учитывайте, какие ресурсы у вас есть, и закладывайте срок чуть больше — потому что планам могут помешать форс-мажоры».

Ирина Бибик,
руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft

Что делать, чтобы избегать ошибок? Много практиковаться, анализировать результаты, пересматривать и корректировать свои цели, советует Senior Product Manager Анастасия Московченко. Ещё нужно собирать обратную связь и советы от коллег или наставников: это поможет понять, правильно ли вы используете метод, говорит руководитель проектов и спикер курсов Skillbox Пётр Орлов.

Маркетолог студии веб-разработки Manao Мария Санталова говорит, что нужно адаптировать метод в соответствии со своими задачами: «Чтобы SMART работал эффективно, недостаточно использовать шаблон из интернета. Учитывайте специфику и адаптируйте критерии под себя, учитесь формулировать большие и маленькие задачи».

Главное о SMART-целях в 3 пунктах

  • SMART — это метод постановки целей и задач. Согласно ему, цели нужно формулировать так, чтобы они были конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и ограниченными во времени. Технику используют везде — от проектного менеджмента до коучинга.
  • Чтобы поставить цель по SMART, нужно последовательно описать её в соответствии с названными критериями — так, чтобы её нельзя было понять неправильно; подобрать показатель, по которому можно отследить достижение цели; понять, достижима ли она и важна ли для достижения глобальной цели; установить срок, к которому нужно её достичь.
  • Самая распространённая ошибка при работе с методом SMART — неправильно сформулировать один из критериев цели. То есть неверно оценить сроки или, например, не детализировать цель так, чтобы её можно было легко понять. Чтобы избегать ошибок, важно постоянно анализировать результаты и собирать обратную связь — в том числе от тех, кому вы ставите SMART-задачи.

Как узнать больше о менеджменте

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто интересуется управлением

    Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

    Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

    Научитесь: Управление проектами Узнать больше
    Понравилась статья?
    Да

    Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

    Ссылка скопирована